"Арт-технологии по ИЗО деятельности во 2 младшей группе"
консультация по рисованию (младшая группа) на тему

Крючкова Ирина Егоровна

Слово «творческий» употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой».

Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Цель работы: формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изо деятельности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

·Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изо деятельности.

·Сформировать у детей технические навыки рисования.

·Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные художественные техники.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

К нетрадиционным техникам рисования относятся:

·         ·тычок жесткой полусухой кистью,

·         ·рисование пальчиками,

·         ·рисование ладошкой,

·         ·оттиск пробкой,

·         ·оттиск печатками из картофеля,

·         ·обрывание бумаги,

·         ·скатывание бумаги,

·         ·оттиск поролоном,

·         ·оттиск пенопластом,

·         ·оттиск печатками из ластика,

·         ·оттиск смятой бумагой,

·         ·восковые мелки + акварель, свеча + акварель,

·         ·печать по трафарету,

·         ·монотипия предметная,

·         «знакомая форма — новый образ»,

·         черно-белый граттаж (грунтованный лист),

·         кляксография обычная,

·         ·кляксография с трубочкой,

·         ·кляксография с ниточкой,

·         ·набрызг,

·         ·отпечатки листьев,

·         ·тиснение,

·         ·акварельные мелки,

·         ·тычкование,

·         ·цветной граттаж,

·         ·монотипия пейзажная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_art-tehnologiyam_po_izo.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по проведению арт-технологий по ИЗО во 2 младшей группе.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

 С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И мы воспитатели должны поощрять любознательность, вовлекая их в различные виды деятельности, способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, творческое мышление дошкольников более свободно, чем творческое мышление школьников.

      Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал ребёнка.

     Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

     В соответствии с ФГТ ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.  

     Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей

Цель педагога: развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется через интеграцию образовательных областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Реализация цели осуществляется через решение задач:

•         организация предметно-развивающей среды в группе в художественно-творческой деятельности;

•         развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

•         использование нетрадиционных техник;

•         привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.

Основными условиями реализации творческого развития являются:

•         создание обстановки эмоционального благополучия;

•         создание и обновление предметно-развивающей среды;

•         творческий подход к содержанию образования;

•         вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

•         синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;

•         осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов.)

•         взаимодействие с семьями воспитанников;

В своей работе мы попробовала многие нетрадиционные техники развития творчества:

         Рисование пальцем или ватной палочкой, ладошкой;

(ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается).

        Методом тычка жёсткой полусухой кисти;

(ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности).

        Оттиск пробкой;

(ребенок прижимает пробку к подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются мисочки с цветом и пробка).

          Оттиск печатки из картофеля;

(ребенок прижимает печатку из картошки к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. )

           Оттиск поролоном;

(ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу).

            Оттиск пенопластом;

(ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу).

              Оттиск печатками из ластика;

              Оттиск смятой бумагой;

              Восковые мелки + акварель;

              Монотипия;

(два слова об этом, к сожалению, редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане дети рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге).

         Набрызга;

  (опустить зубную щётку в один цвет краски, держать щётку над бумагой. Стекой распылять краску – разбрызгивайте по листу. Можно использовать несколько цветов. Таким же способом можно делать рисунки с помощью трафарета.

         Рисование свечой;

(ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым).

         Мыльные фантазии;

 (берём краски, шампунь, воду, стакан и трубочку для коктейлей. И на булькайте себе в стакане много цветных пузырей).

А потом вместе с детьми прикладывайте бумагу к разноцветной пене.

         Кляксография;

  (делаем с детьми кляксы (черные и разноцветные). Затем ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет и др. (по возрасту)

Нетрадиционные техники лепки:

  • «Тестопластика» - лепка из соленого теста.
  • «Пластилиновая графика» - раскрашивание пластилином.
  • «Пластилиновая мозаика» - заполнение изображения мелкими         пластилиновыми шариками.

Нетрадиционные техники аппликации:

  • «Бумажная мозаика» - создание изображения из цветных бумажных шариков,
  • «Обрывная мозаика» - заполнение изображения мелкими обрывками цветной бумаги.
  • «Оригами», как традиционное, так и модульное.
  • «Квилинг» - создание изображения из бумажных спиралей разного размера и формы, и др.
  • «Тычкование»

Для размещения своих работ дети эффективно используют раздевалки, групповые комнаты и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков, выполненные в детском саду или дома.

    Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.

•      Непрерывность и тесное взаимодействие на уровне сотрудничества

•      Родители – активные участники образовательного процесса

•      Родители оказывают помощь в обогащении развивающей среды

Вывод:

 Побуждаем ребёнка думать по- новому. Пробуем новое. Позволяем ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкиваем ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу!

Воспитатель: Крючкова И.Е.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гости к ёжику» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с использованием технологий дифференцированного подхода во второй младшей группе

«В гости к ёжику» Конспект  организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с использованием  технологий дифференцированного подхода  во второй...

«В гости к ёжику» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с использованием технологий дифференцированного подхода во второй младшей группе

«В гости к ёжику» Конспект  организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с использованием  технологий дифференцированного подхода  во второй...

Непрерывная образовательная деятельность в младшей группе с использованием игровой технологии, технологии предметно-развивающей среды, информационно-коммуникативной технологии

Непрерывная образовательная деятельность в младшей группе с использованием игровой технологии, технологии предметно-развивающей среды, информационно-коммуникативной технологии...

Здоровьесберегающие технологии в изобразительной деятельности в младшей группе.

laquo;Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с г...