Здоровьесберегающие технологии в изобразительной деятельности в младшей группе.
консультация (младшая группа)

Хомякова Светлана Васильевна

 

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В. А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в изобразительной деятельности  в младшей группе.

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В. А. Сухомлинский

    С самого раннего возраста большинство детишек тянется к рисованию, а мы, взрослые, просто обязаны помочь малышам овладеть этим видом деятельности. Рисование приобщает детей к миру прекрасного. Творчески развивает, формирует эстетический вкус, несёт в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает, занимает.

   Изобразительная деятельность одна из самых интересных видов детской деятельности. Она позволяет ребёнку выразить в рисунках свое отношение к окружающему миру и имеет большое значение для всестороннего развития детей, помогает раскрыть и обогатить его творческие способности.

   Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

   Здоровьесберегаюший педагогический процесс дошкольной образовательной opганизации (ДОО) в широком смысле слова процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы (детского сада) взаимодействие  детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

   Особый интерес заслуживают здоровьеформирующие технологии, которые понимают как систему мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

   Основная форма здоровьеформирующего воспитания детей раннего и дошкольного возраста - разные виды интегрированной непосредственной деятельности детей. Педагоги ДОО должны подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, физкультурные, литературные и др.

   В настоящее время воспитание и образование детей дошкольного возраста в ДОО регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), принятым 17 октября 2013 года. Данный документ включает в себя требования к структуре образовательной Программы дошкольного образования, которая реализуется по следующим образовательным областям:«Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

   Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» реализуется, интегрируясь со всеми областями, в том числе и с областью «Физическое развитие». Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).

   Может ли процесс развития изобразительной деятельности в ДОО быть здоровьесберегающим? Безусловно, он должен быть таким, поскольку в современном образовании все больше осознается необходимость решения такой важнейшей проблемы как здоровьесбережение. В настоящее время возникает необходимость рассматривать изобразительную деятельность не только как фактор развития личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений, сохранения здоровья детей.

   В обучении детей изобразительной деятельности используются здоровьесберегающие образовательные технологии, принцип которых - построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка, что соответствует его благополучному существованию, обеспечивает комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка. Сюда включается правильно подобранная мебель, гигиенические условия в группе, свежесть воздуха, освещение, эмоциональная разрядка: шутки, использование поговорок, афоризмов, положительная оценка. Сюда можно отнести приемы арт-терапии: использование музыки, стихов, репродукций. Также важно следить за нагрузкой. В обучении изобразительной деятельности всегда используются такие здоровьесберегающие технологии как динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики осанки и другие, способствующие здоровьесбережению детей.

   Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на физическое развитие: развивает зрительную координацию, мелкую моторику пальцев рук; в развитии изобразительной деятельности уделяется большое внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков; в процессе изобразительной деятельности происходит развитие самоконтроля при выполнении правил личной гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие навыков самообслуживания .

   Решению задач гармоничного развития ребенка, сохранению и укреплению физического и психического здоровья, эмоционального благополучия способствует использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности. Нетрадиционное рисование доставляет детям истинную радость, множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

  Нетрадиционные техники рисования доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

   Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

   С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать рисование пальчиками, ладошками.

   Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала.

   Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.

   Поскольку изобразительная деятельность требует накопления представлений об окружающем мире, с детьми проводятся целевые прогулки, экскурсии. Любование природой связывается в сознании детей с пройденным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, можно собрать коллекцию природных материалов (шишки, желуди, листья, веточки и т.п.), сделать, серию набросков и зарисовок, понаблюдать за поведением птиц и т.п. «Диалог с живой природой» будет способствовать активизации процессов эстетического восприятия. Природа богата своим многообразием. Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства.

   Opганизованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества поможет ребенку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность к ней. Если нет возможности выйти с детьми на улицу или провести экскурсию в музее, то можно показать слайд-фильм, состоящий из выразительных кадров. Сменяющиеся на экране красивые цветные изображения не оставят детей равнодушными, дети активно подключатся к обсуждению, свои суждения будут выстраивать на основе личных впечатлений об увиденном. Впечатления, полученные в результате opганизованного процесса восприятия произведений изобразительного искусства, или объектов живой природы, позволяют создать условия, благоприятные для продуктивного творчества. Созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм - составляющие каждого занятия в изостудии, а также необходимые условия здоровьесберегающего педагогического процесса в ДОО.

   Таким образом, можно сказать, что все перечисленные технологии, используемые в развитии изобразительной деятельности детей в ДОО, не будучи по своей сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность, все они являются здоровьесберегающими, а изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой ситуации по здоровьесберегающим технологиям в 1 – ой младшей группе «Айболит и Мойдодыр»

Задачи образовательных областей:   Социализация: 1)Общение детей в диалоге с воспитателем; 2)Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, общение в диалоге с воспитателем. Комму...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В данной статье приводится анализ влияния изобразительной деятельности на физическое , психическое эдоровье ребенка и его духовно - нравственное благополучие....

"Здоровьесберегающие технологии и изобразительная деятельность".

Многие годы моей приоритетной работой является изобразительная деятельность. Значение ее велико. В ФГОС выделено целое направление «Художественно-эстетическое» и область «Художественное творчество», к...

Здоровьесберегающие технологии в изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность одна из самых интересных видов детской деятельности. Она позволяет ребёнку выразить в рисунках свое отношение к окружающему миру и имеет большое значение для всестороннего...

Мастер-класс для педагогов «Мандало-терапия- здоровьесберегающая технология в изобразительной деятельности дошкольников»

Цель: познакомить педагогов со здоровьесберегающей технологией в изобразительной деятельности дошкольников "Мандало - терапия"...

Здоровьесберегающие технологии в изобразительной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в изобразительной деятельности...