Педагогический проект по ознакомлению с гармонией цвета "Разноцветная страна"
проект по рисованию (старшая, подготовительная группа) по теме
В проекте представлен тематический план занятий по развитию у детей старшего дошкольного возраста умений создавать цветовую гармонию в рисунке и мониторинг развития цветовосприятия и художественно-творческих способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_raznotsvetnaya_strana_smirnova_ya_v.docx | 70.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение № 88
"Алые паруса" города Калуги
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РАЗНОЦВЕТНАЯ СТРАНА»
Подготовила:
Смирнова Яна Вениаминовна,
воспитатель,
высшая квалификационная категория
г. Калуга. 2015 год
Пояснительная записка
Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и использовать его в своих работах, необходимо систематически и последовательно знакомить их с цветом предметов и явлений окружающей среды, формировать у них умение самостоятельно создавать нужные цвета и оттенки, развивать чувство гармонии цвета[1], умение видеть красоту цветов и их сочетаний.
Анализ теории и практики руководства изобразительной деятельностью дошкольников показывает, что вопросу ознакомления детей с гармонией цвета уделяется мало внимания, есть противоречия между возможностями овладения детьми гармонией цвета и неполной реализацией их в практике дошкольных учреждений. Остаются мало разработанными теоретические основы формирования у детей цветовосприятия, нуждается в разработке и система углублённого знакомства детей старшего дошкольного возраста с гармонией цвета.
Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о большой возможности овладения гармонией цвета детьми дошкольного возраста. У детей достаточно сформирован зрительный анализатор, и они способны различать разнообразные цвета и оттенки, называть их. В этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению, дети в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании эмоционально-значимых для них образов.
Проект разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, носит инновационный характер и основан на современных подходах к творческому развитию и воспитанию дошкольников. В нем определены содержание и задачи по формированию у детей старшего дошкольного возраста цветовосприятия и чувства гармонии линий и цвета на основе исследований Алексахина Н. И., Соловьевой Е. А. [1]
Для того чтобы сформировать у детей представления о гармонии цвета необходимо целенаправленное педагогическое руководство. «В первую очередь, надо превратить обучение основам цветоведения в осознанное и интересное дело» – Доронова Т. Н.
Цель проекта: развитие умения создавать цветовую гармонию в рисунке у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширять знания и представления детей о гармоничных цветосочетаниях через сказку и систему творческих заданий;
- формировать навык смешения цветов и получения новых оттенков.
Развивающие:
- развивать исследовательские навыки, стремление к экспериментированию с красками, самостоятельным поискам гармоничного цветового решения;
- развивать самостоятельность и инициативу при выполнении заданий; образное мышление и творческое воображение.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус и цветовую культуру.
Основные принципы проекта:
- Принцип занимательности. Используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны. Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу дошкольника.
- Принцип динамичности. Заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип гуманизации. Требует гуманного отношения к личности воспитанника, уважения его прав и свобод, создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей ребёнка.
- Принцип сотрудничества. Позволяет создать в ходе продуктивной деятельности доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Принцип индивидуальности. Позволяет строить продуктивную деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей.
План реализации проекта
Этапы проекта | Задачи | Педагог | Дети | Родители |
I этап, подготовительный (ноябрь 2014 г.) | Мотивировать детей на интересную творческую деятельность | Беседа на тему «Что такое цвет?» | Знакомство с «Разноцветной страной» и её «жителями». Игра «Цветные человечки» | Совместные с детьми наблюдения за сезонными изменениями в природе (цвет неба, облаков, листвы) |
Заинтересовать родителей совместной творческой деятельностью с детьми | Совместное чтение «Разноцветных потешек, стихов и загадок» О. Емельяновой | |||
II этап, диагностический (декабрь 2014 г.) | Выявить уровень развития цветовосприятия у детей подготовительных к школе групп | Подбор методик и разработка заданий для выявления уровня развития цветовосприятия. Мониторинг по выявлению представлений и технических навыков у детей по ознакомлению с гармонией цвета | Выполнение заданий, предлагаемых педагогом | Консультация «Цветные дети» |
III этап, организационный (январь 2015 г.) | Обогащать и пополнять Развивающую предметно-простраственную среду по теме проекта | Подбор иллюстративного, дидактического и игрового материала для реализации проекта | Участие детей в оформлении и подготовке материалов для уголка творчества | Оказание помощи в изготовлении дидактического материала по теме. Совместное чтение: «Цветная страна» Н. Ефремова, |
Этапы проекта | Задачи | Педагог | Дети | Родители |
III этап, организационный (январь 2015 г.) | Систематизировать методический и дидактический материал, направленный на ознакомление детей с гармонией цвета, в соответствии с возрастом и программными задачами | Подбор консультационных материалов для педагогов и родителей | «Коробка с красками» (Эмиль Виктор Рью), «Лиловое стихотворение» Р. Сэф, «Зелёные стихи» С. Чёрный, «Зелёная история» В. Левин, «Разноцветные котята», «Малиновая кошка» Ю. Мориц, «Разноцветная планета» В. Орлов. Рисование по стихотворениям | |
Разработка конспектов НОД, картотеки стихов, загадок и песен о цвете, бесед по тематике проекта | Выполнение упражнений из сборника Трофимовой М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное искусство» | |||
Создать условия для экспериментирования с цветом | Оборудование «творческой лаборатории» | Создание условий для экспериментирования с цветом дома | ||
IV этап, практический (февраль – март 2015 г.) | Расширять представления о разных цветах и развивать умение их различать | Организация различных видов деятельности детей в рамках проекта (игровая, познавательная, исследовательская и продуктивная). Дидактические игры: «Хоровод красок», «Какого цвета твое настроение?», «Что бывает такого цвета?», «Подберем краски для художника», «Найди квадрат такого же цвета, но другого оттенка», «Золушкины игры» (подбирать пуговицы по цвету (тёплые – холодные, светлые – тёмные, контрастные и т.д.), «Подбери красивое сочетание цвета» и т. д. | Совместное чтение сказок «Разноцветное царство» М. Мацук, «Как краски друг к другу в гости ходили», «Сказка про краски теплые и холодные» О. Нерсесова, «Сказки про краски» М. Аромштам, «Сказка про краску», «Путешествие Кисточки» С. Кононова. | |
Этапы проекта | Задачи | Педагог | Дети | |
IV этап, практический (февраль – март 2015 г.) | Закреплять умения детей выделять средства выразительности в картине (цвет, композиция); Способствовать развитию выразительности детской речи. Развивать исследовательские навыки, стремление к экспериментированию с красками, самостоятельным поискам гармоничного цветового решения в рисунке | Рассматривание репродукций картин с разными цветовыми гармониями: И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца», М. Сарьян «Горы», А. Куинджи «Ночь на Днепре», Н. Ромадин «Последний луч», В. Ван Гог «Море в Сен-Мари», А. Рылов «Зеленый шум» Н. Рерих «Гималаи» и др. Художественно-исследователь-ская деятельность по созданию гармоничных цветосочетаний: родственные, контрастные, монохромные; приобретение навыка смешения красок, создание цветовой и световой растяжки | Совместное чтение сказок «Сказка про то, как сказки рисовали», «Сказкао красной проказнице», «Подарок феи черного цвета», М. Скребцовой. Рисование по сказкам. Просмотр мультфильмов: «Сказка про чужие краски», «Лунтик. Пропавшие краски», «Весёлая радуга», «Белочка и краски», «Крот и волшебные краски». | |
Заинтересовать родителей совместной творческой деятельностью с детьми | Экспериментирование с цветом дома. Создание композиций в различных цветовых гармониях | |||
V этап, заключительный (апрель 2015 г.) | Выявить уро-вень развития цветовосприятия и владения приёмами смешивания красок получение новых цветов и оттенков, высветление, растяжка) | Мониторинг по выявлению представлений и технических навыков у детей по ознакомлению с гармонией цвета | Выполнение диагностических заданий | |
Этапы проекта | Задачи | Педагог | Дети | |
V этап, заключительный (апрель 2015 г.) | Проанализировать результаты деятельности педагога, детей и их родителей по развитию цветовосприя-тия через ознакомление с гармонией цвета | Презентация проекта «Разноцветная страна» на педагогическом совете ДОУ | ||
Выставка совместного творчества «Разноцветный мир детства» |
Исходя из интересов детей, на первом этапе использовалась игровая мотивация на интересную творческую деятельность: мы отправились в сказочное путешествие в Разноцветную страну и познакомились с её «жителями». Детей заинтересовал рассказ о том, что краски могут «дружить» или «противостоять» друг другу, им захотелось больше узнать об их волшебных превращениях и характере.
На втором этапе было проведено анкетирование родителей. Анализ ответов выявил круг проблем: недостаточный уровень знаний основ цветоведения, незаинтересованность некоторых родителей в овладении детьми эталонами цвета и отсутствие информации о роли и значении цвета в жизни ребёнка.
Для начала родителям было предложено наблюдать вместе с детьми за сезонными изменениями в природе (цвет неба, облаков, листвы) и почитать «Разноцветные потешки, стихи и загадки» О. Емельяновой. Затем были проведены консультации «Цветные дети» и «Как знакомить детей дошкольного возраста с гармонией цвета». Родители узнали о науке «цветоведение», символике цвета, а также о практических упражнениях и заданиях по теме, и были заинтересованы в дальнейшей совместной творческой деятельности.
На третьем этапе решилось несколько задач: обогащена и пополнена развивающая предметно-пространственная среда по теме проекта; систематизирован в соответствии с возрастом и программными задачами методический и дидактический материал, направленный на ознакомление детей с гармонией цвета.
Для успешной реализации:
- отобран иллюстративный, дидактический и игровой материал: «Хоровод красок», «Какого цвета твоё настроение?», «Что бывает такого цвета?», «Подберем краски для художника», «Найди квадрат такого же цвета, но другого оттенка», «Золушкины игры», «Подбери красивое сочетание цвета»;
- созданы условия для экспериментирования с цветом;
- разработаны конспекты непосредственно образовательной изобразительной деятельности;
- создана картотека стихов, потешек и загадок о цвете;
- разработан «Образовательный маршрут по развитию у детей цветовосприятия» для воспитателей разных возрастных групп;
- подобраны консультационные материалы для родителей с рекомендациями по созданию условий для детского экспериментирования с цветом дома.
На четвертом этапе была апробирована система ознакомления детей старшего дошкольного возраста с гармонией цвета.
В играх и непосредственно образовательной изобразительной деятельности в занимательной форме мы:
- расширяли представления воспитанников о разных цветах и развивали умение их различать (просмотр презентаций, мультфильмов, дидактические игры);
- развивали фантазию и творческое воображение (чтение стихотворений и сказок, рисование по сказкам), способность тонко чувствовать цвет; воспитывали эстетическое отношение к цвету и краскам;
- рассматривали репродукции картин с разными цветовыми гармониями (средства выразительности: цвет, композиция);
- организовали художественно-исследовательскую деятельность по созданию гармоничных цветосочетаний: родственные, контрастные, монохромные, сближенные, нейтральные (проблемные ситуации, экспериментирование с красками).
Работая по теме «Волшебный мостик» воспитанники познакомились с цветовым кругом и последовательностью расположения цветов в спектре, тёплой и холодной гаммами, учились составлять родственные и контрастные цветовые гармонии.
Затем дети упражнялись в получении оттенков зеленого цвета, узнали, что он может быть и тёплым и холодным, и определяли до-минирующий в отдельных составных цветах.
Королева Ночь познакомила нас с ахроматической чёрной крас-кой; показала, как изменяется эмоциональное звучание цвета: он становится глухим, в зависимости от насыщения черным. И мы научились получать глубокие таинственные сочетания.
В гостях у Королевы Утра мы узнали о свойствах ахроматической белой краски: при смешении с ней настроение любого цвета меняется, он становится более светлым, воздушным и легким.
Принц Туман раскрыл секрет ахроматической серой краски: цвета приобретают нежность, дымчатость и мы научились получать тонкие цветовые сочетания.
В Подземном королевстве мы познакомились с группой «зем-ляных» цветов и раскрыли «тайну» коричневого цвета: он состоит из трёх основных, поэтому является «дальним родственником» для каждого цвета. Экспериментируя, дети сделали вывод: все земляные цвета создают прекрасные гармонии с любым другим цветом.
Самым сложным для детей оказалось составить монохромную гармонию: получить много оттенков одного цвета. Мы знакомились с правилами передачи перспективы через цвет, используя одну цветную и две ахроматические краски. Детям так и хотелось отступить от условия и добавить ещё какой-нибудь цвет в свою композицию. Работы полу-чились потрясающие!
Изображая «Волшебные цветы», мы закрепили знания о кон-трастных цветовых гармониях и научились «сближать» цвета за счет равного количества чёрного или белого. Получились красивые необычные сочетания.
Дети познакомились со свойствами цвета, приобрели навыки создания цветовой и тональной растяжки; научились экспериментировать с красками и, в соответствии с замыслом, самостоятельно находить гармоничное цветовое решение в рисунке.
На наш взгляд, наиболее эффективными формами работы с детьми было использование сказочного путешествия, экспериментирования и, конечно, дидактических игр на целенаправленное развитие восприятия цвета.
Дети решали проблемные ситуации, используя разные приёмы умственной деятельности (сравнение, анализ, поиск путей решения), это стимулировало развитие самостоятельности и гибкости ума.
Рассматривание репродукций картин, написанных в разных цветовых гармониях, способствовало развитию выразительности детской речи, в их активном словаре появились образные определения цветов и оттенков (цвет шоколада, карамели, речного песка, морской волны…)
Вовлечение семьи чрезвычайно важно для обогащения детской художественной деятельности. На данном этапе родители стали активными участниками проекта. Они читали детям сказки о красках, создали дома условия для экспериментирования с цветом и заинтересовались совместной творческой деятельностью с детьми.
На заключительном этапе мы провели итоговый мониторинг по выявлению представлений и технических навыков у детей по ознакомлению с гармонией цвета.
Список литературы
- Алексахин Н. И., Соловьёва Е. А. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом [Текст] // Дошкольное воспитание, № 3, 1998. С. 23.
- Алексеев С. С. Элементарный курс цветоведения с приложением [Текст] // Москва: ОГИЗ, 1937. – 238 с.
- Аксенов Ю. Г., Левидов М. М. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи[Текст] // Москва: Советский художник,1986. – 326 с.
- Афанасьева С. Чудеса чародея цвета [Текст] // Дошкольное воспитание, № 2. 2006. С. 53
- Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] // Ярославль: Академия развития, 1997.– 238 с.
- Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех [Текст] // СПб: Б&К, 2003.– 214 с.
- Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Методические рекомендации [Текст] // Новосибирск: НГПИ, 1993.– 62 с.
- Волков Н. Н. Цвет в живописи [Текст] //Москва: Искусство, 1984.– 55 с.
- Воробьев Г. Г. Цвет нашей жизни. Кое-что о колористике [Текст] // Семья и школа, 1994. № 10. С. 21 – 23.
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] // Москва, 1999.– 344 с.
- Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства [Текст] // Москва: Просвещение, 2011. – 208 с.
- Дерибере М. Цвет в деятельности человека [Текст]: научное издание / М. Дерибере; сокр. пер. с фр. А. М. Григорьева // Москва: Стройиздат, 1964. – 183 с.
- Дианова Т. Эксперименты с цветом [Текст] // Обруч, № 3, 2005. С. 29 – 30.
- Дрезнина М. Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу [Текст] // Москва: Линка-Пресс, 2007. – 248с.
- Дмитриева Н. А. О прекрасном [Текст] // Москва: Искусство, 1960. – 96 с.
- Доронова Т. Н. Художественное творчество детей 2 – 8 лет [Текст]: Методическое пособие для воспитателей // Москва: Просвещение, 2015. – 191 с.
- Дубровская Н. В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5 – 7 лет с основами цветоведения. Методическое пособие [Текст] //СПб: Детство-Пресс, 2005. – 48 с.
- Желуницына М. Развиваем восприятие цвета [Текст] // Дошкольное воспитание, № 2, 2001. С. 4.
- Ивенс Р. М. Введение в теорию цвета [Текст] // пер. с англ. под ред. Шкловера Д. А. // Москва: Мир, 1964. – 436 с.
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] // Москва: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
- Калинина Т. В. Первые успехи в рисовании. Большой лес [Текст] // СПб: Речь, Образовательные проекты; Москва: Сфера, 2009. – 64 с.
- Калинина Т. В. Первые успехи в рисовании. Цветы и травы [Текст] // СПб: Речь, Образовательные проекты; Москва: Сфера, 2009. – 64 с.
- Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников [Текст] // Москва: Педагогическое общество России, 2005. – 144 с.
- Копцева Т. А. Природа и художник: Художественно-экологи-ческая программа по изобразительному искусству [Текст] // Москва: Сфера, 2008. – 208 с.
- Корабельников В. А. Краски природы: Книга для учащихся начальных классов [Текст] // Москва: Просвещение, 1989. – 158 с.
- Костерин Н. П. Учебное рисование [Текст] // Москва: Просвещение, 1984. – 240 с.
- Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] // Москва: Просвещение, 1987. – 128 с.
- Котенко Л. В.. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников [Текст] // Москва: Книголюб, 2003. – 48 с.
- Крылова Н. М. Детский сад – дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] //Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 225 с.
- Кузин В. С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов [Текст] // Москва: Оникс, 2005. – 304 с.
- Курочкина Н. А. Детям о книжной графике [Текст] // СПб: Детство-Пресс, 2003. – 190 с.
- Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом [Текст] // СПб: Акцидент, 2006. – 112 с.
- Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей [Текст] // Москва, 1965. – 110с.
- Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству [Текст] // Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 186 с.
- Миронова, Л. Н. Цветоведение/ Л. Н. Миронова. // Минск: Высшая школа, 1984. – 286 с.
- Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя [Текст] // Москва: Просвещение, 1981. – 192 с.
- Неменский Б. М., Фомина Н. Н., Гросул Н. В. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 4 классы. Книга для учителя [Текст] // Москва: Просвещение, 1991. – 192 с.
- Нищева Н. В. Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие-конспект [Текст] // СПб: Детство-Пресс, 2002. – 48 с.
- Пантелеева Л. В. Формирование чувства цвета у детей 5 – 7 лет (в процессе их художественной деятельности) [Текст] // Москва: Просвещение, 1974. – 175 с.
- Розова С. Чудесный мир красок [Текст] // Ребенок в детском саду, № 4, 2002. С. 54 – 56.
- Розова С. Чудесный мир красок [Текст] // Ребенок в детском саду, № 5, 2002. С.60 – 68.
- Сокольникова Н. М. Основы живописи [Текст] // Обнинск: Титул, 1998. – 80 с.
- Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника [Текст] // Москва, 1965. –265 с.
- Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста [Текст] // Харьков: Фолио,1997. – 464 с.
- Чумичёва Р. М. Дошкольникам о живописи [Текст] // Москва: Просвещение, 1992. – 126 с.
- Яньшин П. В., Андреева К. В. Связь предпочтения цвета с Я – концепцией [Текст] // Москва: Прикладная психология, № 6, 1999. С. 45 –57.
При разработке программы был использован материал с сайтов:
http://www.maam.ru/ – Косинова О. Цвет в детском изобразительном творчестве, 2014.
http://nsportal.ru/ – Абрамкина И. С. Программа внеурочной деятельности: Волшебная кисточка, 2013.
Http://www.liveinternet.ru/users/1940634/post103402651/ – Синяя сказка и другие сказки.
Http://www.fun4child.ru/1305-stikhi-o-cvetakh-dlja-malyshejj.html – Стихи о цветах для малышей.
Http://www.dobrieskazki.ru/raduga.htm – Радужные сказки и игры.
Http://ejka.ru/blog/zagadki/228.html – Загадки о цветах радуги для детей с ответами.
Http://festival.1september.ru
Приложение № 1
Мониторинг развития цветовосприятия
и художественно-творческих способностей детей
Специфика не позволяет считать результаты диагностики устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и приёмов для индивидуальной работы.
Для изучения уровня сформированности у детей представлений и технических навыков по ознакомлению с гармонией цвета и развития творческих способностей используются следующие методы:
- Изучение продукта и процесса детской деятельности по методике д.п.н. Т. С. Комаровой;
- Дидактические игры и игровые тестовые задания;
- Эвристические задания;
- Искусствоведческие беседы;
- Беседы-диалоги, беседы-интервью.
Оценочным ключом для фиксации достижения ребенка является трёхбалльная система:
1 балл – низкий уровень
2 балл – средний уровень
3 балл – высокий уровень
Показатели каждого критерия суммируются, и выводится итоговый (средний) балл уровня развития ребёнка в изобразительной деятельности, который оценивается по пятиуровневой шкале:
1 балл – низкий уровень
1,1 – 1,5 – ниже среднего
1,6 – 2 – средний уровень
2,1 – 2,5 – выше среднего
2,6 – 3 – высокий уровень
Опираясь на исследования Т. С. Комаровой [23], З. М. Новлянской, А. А. Мелик-Пашаева [34] и Л. В. Компанцевой были определены критерии овладения детьми гармонией цвета и развития творческих способностей.
Ф. И. ребёнка | Выразительность | Разнообразие и необычность цветового колорита | Оригинальность изображения | Самостоятельность замысла | Умение самостоятельно работать по схеме | Перфекционизм (старательность) | ||
Линий | Форм | Композиции | ||||||
На основе критериев, приведенных в таблице,
разработаны уровни развития детей:
Высокий уровень – в активном словаре ребенка достаточно определений для многих цветов и оттенков, чаще образных (шоколадный, «морской волны», оливковый и т. д.). У него хорошо развито цветовосприятие: при заполнении листа использует гармоничное решение цветового пространства: подбирает тёплую, холодную, родственную, контрастную или пастельную гамму; использует яркие звонкие краски или монохромное сочетание, активно смешивает основные цвета, создавая новые оттенки. Использует цвет как средство выразительности, чувствует эмоциональность цвета (радостный, грустный, таинственный), использует его для создания выразительного образа и в большинстве случаев делает это сознательно. Сформированы умения и навыки смешения цвета, в работах отсутствуют штампы и стереотипы изображения.
Ребенок придумывает и создает свой неповторимый образ, самостоятельно работает по схеме, может создать многоплановую композицию. Он активен и самостоятелен, выполняет задание без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами. Форму изображаемого предмета передает точно. В композиции: предметы располагаются по всему листу, в перспективе, с элементами «загораживания», соблюдаются пропорции в соотношении разных объектов.
Средний уровень – ребёнок знает и называет основные цвета и оттенки. Имеет представления о гармонии цвета. Использует смешивание цветов, но в рисунке чаще всего нет цветовой доминанты. Комбинировать цвета ребенку ещё сложно, больше тяготеет к подражанию и копированию изображения. При выражении контрастных эмоциональных состояний посредством цвета в рисунке различия есть, но не выраженные, незначительные.
При выполнении задания ребенок активен под контролем воспитателя, либо с незначительной помощью, с вопросами к взрослому обращается редко. При передаче формы изображаемого предмета и соотношении по величине разных объектов есть незначительные искажения. В композиции: изображение расположено на полосе листа, иногда с элементами перспективы. Ребёнок самостоятельно работает по схеме, либо с незначительной помощью воспитателя; испытывает небольшие затруднения в создании многоплановой композиции.
Низкий уровень – ребенок знает и называет основные цвета, но рисует двумя – тремя. Цвета смешивает редко, цветовое пространство листа не заполнено. Имеет достаточно слабые технические умения и навыки. Не удается передать форму изображаемого предмета. Композиция не продумана, носит случайный характер, пропорциональность разных предметов передана неточно. Не может самостоятельно создать образ, испытывает серьезные затруднения в работе по схеме, в создании многоплановой композиции.
При выполнении задания ребёнок пассивен, либо не понимает задания. Часто необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.
Приложение № 2
Тематический план
непосредственно образовательной изобразительной деятельности
по ознакомлению детей 6 – 7 лет с гармонией цвета
№ | Тема | Задачи | Количество часов |
1 | Путешествие в Разноцветную страну | Познакомить с основными красками, смешивая которые можно создать гамму цветов и оттенков | 1 |
2 | Волшебный мостик | Познакомить с последовательностью расположения цветов в спектре | 1 |
3 | Зеленый шум | Учить определять доминирующий цвет в отдельных составных цветах, развивать навык получения зеленого цвета теплых и холодных оттенков | 1 |
4 | Осень во дворце Королевы Неба | Формировать представления о гармонии родственных цветов; показать значение контраста тёплых и холодных оттенков: жёлто-оранжево-красная гамма (тёплые) и фиолетово-сине-голубая (холодная) гамма | 1 |
5 | В гостях у Королевы Ночи | Познакомить детей с ахроматической чёрной краской; показать изменение эмоционального звучания цвета (звонкие и глухие) в зависимости от его насыщения черным | 1 |
6 | В гостях у Королевы Утра | Познакомить со свойствами ахроматической белой краски; показать изменение эмоционального звучания цвета в зависимости от его насыщения белым | 1 |
№ | Тема | Задачи | Количество часов |
7 | Замок принца Тумана | Познакомить со свойствами ахроматической серой краски; раскрыть возможности взаимодействия белой и черной краски; показать изменение цвета в зависимости от насыщения его серым (нежность, дымчатость и тонкие цветовые переходы) | 1 |
8 | Подземное королевство | Формировать представление о группе «земляных» цветов и гармоничных цветосочетаниях; показать, как получают различные цветовые гармонии, меняя количество добавленного цвета | 1 |
9 | Натюрморт. Монокомпозиция | Учить детей создавать натюрморт, используя всего один цвет; создавать новые оттенки цвета, добавляя разное количество чёрного или белого | 1 |
10 | Разноцветное озеро | Формировать представления о гармонии родственно-контрастных цветов: желто-красная – желто-зеленая, красно-синяя – желто-красная, красно-синяя – сине-зеленая, сине-зеленая – зелено-желтая | 1 |
11 | Волшебные цветы | Формировать представление о самой сложной группе цветов «дополнительные» или «контрастные», которые находятся диаметрально противоположно в цветовом круге: красный – зеленый, синий – желтый, показать значение их контраста; научить детей «сближать» эти цвета за счет равного количества белого и черного | 1 |
12 | Чудесный сад | Обобщить и закрепить представления детей о гармонии цвета | 1 |
Всего: | 12 |
[1] Под гармонией цвета мы понимаем приятное для глаз, красивое сочетание цветов, представляющее единое целое и вызывающее эстетическое переживание. «Если по отношению к какому-либо цвету хочется задать вопрос – почему этот, а не другой, значит, гармония несовершенна» [35].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по ознакомлению дошкольников с их правами
1.Доступность предлагаемого материала.2.Систематичность и постепенность его усвоения.3.Наглядность и практическое применение.4.Коллективное взаимодействие....
Педагогический проект по ознакомлению детей с творчеством поэта современника Остафийчук Н.В.
Актуальность, цель и содержание проекта, биография и стихи Остафийчук Н.В. рисунки детей....
Педагогический проект по ознакомлению с окружающим с учётом регионального компонента "Люби и знай родной край" (2 младшая-средняя группа)
Проблема педагогического проекта: Расширение знаний о мире природы в целом и о мире природы республики Адыгея.Выявив интерес детей, была сформулирована значимая для детей проблема, на решение ко...
Педагогический проект по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых на тему: «В мире профессий»
Представленный проект поможет расширить представления у детей о разных видах труда взрослых;- познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об о...
Педагогический проект по ознакомлению детей с аквариумными рыбками.
Цель: познакомить детей с жизнью аквариумных рыбок, их названиями, правилами ухода за рыбками....
Педагогический проект (по ознакомлению детей 2-ой младшей группы с миром природы) «Шестиногие малыши - насекомые»
Информационная карта проекта...
Педагогический проект по ознакомлению детей 4-5 лет со свойствами песка на тему: «Цветы на лугу»
Игра – самая важная деятельность дошкольника. В игре ребенок познает себя, окружающий мир. В представленном проекте раскрывается один из видов игровой деятельности – это игра в песок. Пес...