Педагогический проект по ознакомлению дошкольников с их правами
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) по теме

Лаптева Светлана Николаевна
1.Доступность предлагаемого материала.
2.Систематичность и постепенность его усвоения.
3.Наглядность и практическое применение.
4.Коллективное взаимодействие.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pravoznayka.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Правознайка» Педагогический проект по ознакомлению дошкольников с их правами Составитель: Лаптева Светлана Николаевна Учитель- логопед МДОУ детский сад №2

Слайд 2

Пояснительная записка По извилистой дорожке. Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Рядом мама крепко за руку держала. В путь – дорогу умницу сопровождала. Знать должны и взрослые и дети. О правах, что защищают их на свете. Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент- Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех кого приручили…» Проблема защиты прав детей существует во всём мире. Одна из задач, способствующих её решению – просвещение самих детей. Человек с момента рождения уже наделён правами, которые зафиксированы в международном и российском закононодательстве: Деклорация прав ребёнка (1959); Конвенция ООН о правах ребёнка (1989); Всемирной деклорации об обеспечении выживания, защиты развития детей (1990); Семейном кодексе Р Ф (1995); Федеральном законе « Об основных гарантиях прав ребёнка в Р Ф» ( 1988) Закон «Об образовании (1992) и др.

Слайд 3

Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей. Воспитание правовой культуры- обязательная составляющая политики государства. С детского возраста нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантности – вот основа правового воспитания дошкольников. Что знают родители о правах своего ребёнка ? Результаты социологического исследования, проведённого в ДОУ, показали, что большинство опрошенных не имеют достаточных знаний о правовом воспитание дошкольников. Многие из них испытывают серьёзные трудности в обучение и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей – дошкольников, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие результаты на занятиях. Усстановленно, что родители нередко, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, используют телесные наказания , угрожают, запугивают детей и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребёнка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя. Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства- вполне реальное явление. Назрела необходимость разработать соответствующий проект, «Правознайка» так как в условиях современного общественного строя каждый человек должен знать основные положения деклорации прав человека и Конвенции ООН о правах ребёнка, владеть такими понятиями, как права и обязанности, честь и достоинство. Потенциал ребёнка в области правового развития значительно выше, чем это принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или выполняются с трудом. Уже в таком возрасте можно существенно активизировать интересы в области правы ребёнка, способствовать воспитанию уверенности в себе, развитию доброжелательного отношения к своим родным, близким и окружающим людям. Диагностические исследования показали, что дети усваивают знания, овладевают умениями и навыками по правовому воспитанию. Ребята в соответствии с возрастом любознательны, внимательны и доброжелательны ко всем окружающим. Практическая ценность проекта будет заключаться в следующем: что он даёт возможности формирования активной жизненной позиции, развития творческого потенциала ребёнка, побуждает желание воспитывать себя самого. С помощью проекта, можно в доступной форме объяснить ребёнку, что такое права и какова их связь с обязанностями. На примере игровых ситуациций ребёнок познакомится с правом на учёбу и работу, с правом на отдых и лечение, с правом на получение информации и доступа к культурным ценностям.

Слайд 4

Актуальность проекта: Низкая правовая культура родителей. Трудности в осознание детьми понятия прав и их применения в своей жизни.

Слайд 5

Обеспечение проектной деятельности Методическое: Е.В.Соловьёва, Т.А. Данимина. Знакомим дошкольников с конвенцией о правах ребёнка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2004. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова. Я- ребёнок, и я…имею право!. М., 2007. Правовое воспитание организация работы с педагогами, детьми и родителями. Автор- составитель: Т.А. Харитюнчик. Волголград., 2009. Р.С.Буре. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М., 2004 Материально- техническое : Деманстрационный материал. Беседы по картинам: Права ребёнка. Дидактические игры: Права ребёнка. Комплект сюжетных картин по теме: Ребёнку о правах.

Слайд 6

Принципы построения проекта « Правознайка» Доступность предлагаемого материала. Систематичность и постепенность его усвоения. Наглядность и практическое применение. Коллективное взаимодействие. Индивидуальный подход. Активизация деятельности детей: Будет обеспечиваться, прежде всего, заинтерисованностью педагога игровой формой организации занятий, установкой на положительные результаты, поощрительной оценкой, вниманием к каждому ребёнку. Преимущественные методы : Игра, беседа, диалог, драматизация ситуаций. Обязательное условие : Занятия проводятся с подгруппой детей. Право выбора ребёнка- расположение его во время занятия. Задача педагога: Не требовать от детей безошибочного знания прав и обязанностей, а способствовать развитию правового мировозрения и нравственных представлений, поэтому проект назван «Правознайка»

Слайд 7

Цель проекта В совместной деятельности детей и родителей: максимально способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешной жизни в социуме.

Слайд 8

Задачи реализуемые в проекте: ДЛЯ ДЕТЕЙ: Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувство ответственности.( за другого человека, за начатое дело, за данное слово.) Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, умение детей играть рядом, взаимодействовать друг с другом и с взрослыми. Осознание детьми понятия «ЗОЖ» и его влияния на состояния здоровья.

Слайд 9

Для воспитателя: Создание условий для ознакомления детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека как предпосылки к формированию основ правового сознания дошкольников через: Систему мероприятий с детьми (игры, беседы, учебные занятия, экскурсии). Создание предметно - развивающей среды (подбор игр, пособий для развивающих занятий) по правовому воспитанию детей. Повышения уровня правовой культуры родителей.

Слайд 10

Для руководителя физического воспитания Сохранения и укрепления здоровья ребёнка. В рамках проекта реализация права ребёнка на «здоровое развитие». Формирование понимание необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни. Организация занятий «Право на здравоохранение».

Слайд 11

Для музыкального руководителя: Организация праздников и развлечений по теме: «Мы тоже имеем права». Развитие музыкального слуха и чувства ритма у детей. Содействие приобретению музыкальных и правовых знаний.

Слайд 12

Для родителей: Побуждать участвовать в совместной деятельности в рамках проекта и жизни детского сада. Формировать гуманное отношение к ребёнку. Оказывать помощь в организации развивающих мероприятий, обеспечивать защиту прав. Повышение уровня своей правовой культуры .

Слайд 13

Гипотеза проекта Совместная работа над проектом окажет положительное влияние на повышения качества, формирования активной жизнинной позиции развития творческого и правового потенциала ребёнка, в период его пребывания в детском саду. Благотворно скажется на взаимоотношениях между близкими людьми, расширит представления детей в области прав ребёнка, появления потребности у детей к процессу познания (саморазвитию) Всё это окажет благоприятное воздействие на чувства, сопереживания самих детей, поможет им обрести чувство уверенности в себе и гордости за своих близких.

Слайд 14

План-схема проекта «Правознайка» Центр движения Подвижные игры оздоровительной направленности. Пластический этюд: «Я имею право». Центр науки Организация выставки « Мы все такие разные, но все мы равны» Рассказ- путешествие: «Откуда пришли права» Организация выставки книг и картин по правам ребёнка Центр математики : Игра «Я знаю 10 имён мальчиков» Игра «Я знаю 10 имён девочек» Игра «Я знаю 10 названий городов» Игра «Весёлый счёт» и «Я знаю 10 своих прав» Центр книги Стихи о правах. Пословицы и поговорки о правах. Сказки Выставка книг «Знакомим детей с правами» Центр буквоведа Создание медальонов с начальной буквой имени ребёнка. Звуковой анализ слов: Право, жизнь, забота и т.д. Игра « Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова» ПРА-ВО; ЗА-БО-ТА; и т.д. Составление рассказов «Мои права». Центр «Умелые ручки» Создание альбомов о своих правах. Участие в аппликациях. Вырезать и вклеить в альбом картинки (Права.). Центр искусства Раскрашивание раскрасок « Права маленького гражданина» Рисование «Я знаю свои права» Аппликация «Хоровод дружбы » Центр игры Дидактические игры. Серия игр на развитие чувства индивидуальности. Серия игр на развития умения общаться. Серия игр по основам правовых знаний. Серия творческих игр: Каждый человек уникален и ценен Учимся сотрудничать друг с другом. ПРАВОЗНАЙКА

Слайд 15

Модель работы по проекту «Правознайка Познавательный центр Беседы Игры Занятия Художественно-эстетический центр Музыкальные развлечения Аппликация Рисование Какие разные права Игровой центр Дидактические игры Развивающие игры Сюжетно-ролевые игры по правам Совместная деятельность детей Свободная деятельность детей Совместная деятельность с родителями

Слайд 16

Срок реализации проекта Сентябрь – май

Слайд 17

Критерии оценки: ЗУН. За период с сентября по декабрь. Умение называть разные национальности Умение называть родную страну Россию, столицу- Москву, свой родной город. Умение рассуждать на тему: «Что у людей общего, в чём различия». Умения отвечать на вопрос: Что такое права ребёнка ?; Умения называть документ о правах ребёнка (Конвенция о правах ребёнка) Умения перечислять права ребёнка ( на жизнь, на имя, на воспитание в семье, на защиту.)

Слайд 18

За период с января по апрель. Умение называть свой домашний адрес. Знание пословиц о доме, об учёбе, образовании, здоровье. Умение рассуждать на тему: «Как сохранить здоровье?» Умение называть виды спорта, виды жилья. Умения перечислять права ребёнка: на жильё и неприкосновенность жилища, на образование, на медицинское обслуживание, на свободу, на собственное мнение и отдых.

Слайд 19

Условия реализации проекта Уголки права в группах. Стенд «Права ребёнка» Картотека игр, способствующих расширению области правовых знаний. Методическая литература по правовому воспитанию. Художественная литература (Русские народные сказки и сказки народов мира); Видиотека сказок. Жетоны символы.

Слайд 20

Участники проекта Дети Воспитатели Музыкальный руководитель Руководитель физического воспитания Родители. Реализация проекта рассчитана на 3 этапа

Слайд 21

1 ЭТАП- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Сентябрь Изучение литературы Подбор необходимого материала ( игр по правам, стихов, загадок, пословиц). Выяснение возможности средств, необходимых для реализации проекта. Определение содержания деятельности всех участников проекта, конечного продукта. ИТОГ: В группах оформлены зоны по ознакомлению дошкольников с их правами.

Слайд 22

Основной этап реализации проекта. ( октябрь – середина мая ) ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Содержание деятельности Дети Педагоги Родители Рассматривание альбомов «Ребёнок имеет право» Демонстрационных картин «Права ребёнка» Цикл бесед по этим картинам Цикл занятий; «Мы все равны» «Мои прав и обязанности» «Моя защита» Анкетирование воспитателей старших и подготовительных групп. «Определение уровня правовых знаний» «Стиль педагогического общения» (Старший воспитатель) Семинар- практикум: «Знакомим детей с правами» Участие в анкетирование: «Я и мой ребёнок» «Знаете ли вы права ребёнка Знакомим родителей с положением Конвенции о правах ребёнка с использованием средств наглядной агитации (оформление стендов, папок-передвижек» Участие в праздниках, литературных композициях.

Слайд 23

Содержание деятельности Дети Педагоги Родители Цикл игр направленных на ознакомление дошкольников с их правами Тренинговое занятие педагога психолога с педагогами: «Общение между нами и детьми Деловые игры: «Что объединяет всех детей планеты» «Защита прав и правовое воспитание ребёнка» Конкурс «Слабое звено» Практикум «Межличностные отношения в группе детского сада» Педагогическая викторина: «Изучаем права ребёнка» Помощь в подборе игр по правам ребёнка Родительские собрания: Международная конвенция ООН о правах ребёнка – документ для взрослых и детей» (октябрь) «Твои и мои права»(февраль) Индивидуальные консультации для родителей по вопросам правовой культуры. Неформальные беседы: «Что изменилось во взаимоотношениях с ребёнком ?» «Какие права ребёнка вам труднее всего выполнять?» «Чего у ребёнка больше прав или обязанностей.

Слайд 24

Художественная деятельность Содержание деятельности Дети Педагоги Родители Заучивание стихов, считалок пословиц на тему «Права маленького гражданина» «Придумай другой конец сказки» Придумай правовой конец сказки» Чтение стихов, рассказов, сказок по теме: «Поможем ребёнку изучить свои права» Организация бесед: «Какие бывают права» Заучивание песен к праздникам и театрализованным развлечениям: «Мы тоже имеем права» (Музык. руководитель) Разучивание танцев( Муз. рук-ль .) Организация дома чтения стихов и сказок, пословиц по правам. Принятия участия в конкурсе рисунков на тему: «Мы рисуем наши права» Принятие участие в выставке семейных фотографий «Все мы разные, но все мы равны » Домашние задания «Вместе с детьми» Составление генеалогического дерева семьи. Вспомнить ситуации когда приходилось вставать на защиту ребёнка. Фоторепортаж о семейных буднях и праздниках, о членах семьи, о домашних питомцах.

Слайд 25

Продуктивная деятельность Содержание деятельности Дети Педагоги Родители Работа с тетрадями- раскрасками: «Права маленького гражданина» «Моя Родина Россия» Рисование по темам: «Я и моя семья» «Наши права» «Символ моего имени» «Дом в котором я живу» «Мои друзья» Аппликация Панно «Путешествие в страну имён» Изготовление визиток, приглашений к праздникам. «Хоровод дружбы» (коллективная работа) Плакат «Мои права» Организация занятий по продуктивной деятельности. Помощь в оформление фотомонтажа «Мы знаем свои права» Оформление наглядной агитации к деловой игре с родителями «Умей любить ребёнка» Помощь детям в оформление Мини- книжек «Я – правознайка» Участие в итоговом мероприятии Создание альбомов «Мой ребёнок – его мир с рисунками и фотографиями»

Слайд 26

Просветительская работа Содержание деятельности Дети Педагоги Родители Реализация информаци-онно-просветительской работы с родителями по вопросам правовой культуры. Оформление наглядного материала в родительских уголках. Групповые родительские собрания по ознакомлению с направлениями работы по проекту «Правознайка»: «Ответственность родителей за воспитание и развитие ребёнка» «Права ребёнка в Конвенции ООН о правах ребёнка и семейном кодексе РФ» Посещение консультаций педагогов и специалистов. Посещение родительских «правовых пятиминуток», родительских собраний. Круглый стол на темы: «Что я знаю о своём ребёнке?» «Что делать когда ребёнок не слушается?» «Как любить ребёнка?» «Обсуждаем декларацию прав человека» Ширма «Правовой ликбез» Информационно- просветительская газета для родителей «Дошколёнок-правовичок» Посещение открытых занятий по правовому воспитанию дошкольников.

Слайд 27

Диагностика Дети Педагоги Родители Участие в диагностическом обследование (декабрь, май) Выявление детей с недостаточно сформированными знаниями по правам. Формирование подгрупп детей, проведение индивидуальной работы по закреплению знаний о правах Ознакомление с результатами обследования .

Слайд 28

Итоговое мероприятие Видеорепортаж «Моя мечта» «Фотомонтаж «Мы весёлые Правознайки» Музыкально – театрализованное развлечение «Мы на свет родились , чтобы радостно жить» Итоговая игра – театрализация «Маленькие дети с большим правами» Праздник 1 июня «День защиты детей», посвящение детей в «Правознайки»

Слайд 29

Итоговый мониторинг полученных результатов по разделу «Мои права» Категория Оценка усвоенных знаний. Иванов Миша Петрова Оля 1. Все дети имеют права независимо от: Национальности Языка Цвета кожи Социального происхождения Богатства / бедности Места жительства Пола возраста + - - + 2.Дети имеют право на: Жизнь Свободу Семью Жилище Питание имущество

Слайд 30

Друзей Имя Собственное мнение Выбор Защиту Заботу Любовь Внимание Помощь Мед.обслуживание Учение Развитие Отдых Дети имеют обязанности Забота о людях Посильная помощь взрослым Самообслуживание Помощь младшим и забота о них 3.Защита ребёнка от: Разлуки с родителями Унижения Рабства Жестокости Непосильного труда Купли, продажи замены.

Слайд 31

Обозначения: (+) усвоено; (-) Отсутствует; (0) при напоминании Результаты Количество Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Слайд 32

Спасибо за внимание! Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по ознакомлению детей с творчеством поэта современника Остафийчук Н.В.

Актуальность, цель и содержание проекта, биография и стихи Остафийчук Н.В. рисунки детей....

Педагогический проект по ознакомлению с окружающим с учётом регионального компонента "Люби и знай родной край" (2 младшая-средняя группа)

Проблема педагогического проекта: Расширение знаний о мире природы  в целом и о мире природы республики Адыгея.Выявив интерес детей, была сформулирована значимая для детей проблема, на решение ко...

Педагогический проект по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых на тему: «В мире профессий»

Представленный проект поможет расширить представления у детей о разных видах труда взрослых;- познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об о...

Педагогический проект по ознакомлению детей с аквариумными рыбками.

Цель: познакомить детей с жизнью аквариумных рыбок, их названиями, правилами ухода за  рыбками....

Педагогический проект по ознакомлению детей 4-5 лет со свойствами песка на тему: «Цветы на лугу»

Игра – самая важная деятельность дошкольника. В игре ребенок познает себя, окружающий мир. В представленном проекте раскрывается один из видов игровой деятельности – это  игра в песок. Пес...

Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»

Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование  на тему «Маленькие исследователи большого мира»...