Педагогический проект по ознакомлению детей 4-5 лет со свойствами песка на тему: «Цветы на лугу»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Игра – самая важная деятельность дошкольника. В игре ребенок познает себя, окружающий мир. В представленном проекте раскрывается один из видов игровой деятельности – это игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей, любознательности, творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект по ознакомлению детей 4-5 лет со свойствами песка на тему: «Цветы на луг» | 494.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
по ознакомлению детей 4-5 лет со свойствами песка на тему:
«Цветы на лугу».
Руководитель проекта: Торопцева Людмила Владимировна,
воспитатель МКДОУ «ЦРР-д/с№4»
.
Вид проекта: информационный, исследовательский, игровой, групповой.
Участники: дети 4-5 лет, родители, воспитатель.
Продолжительность проекта: краткосрочный (5 дней).
Характер контактов: осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьями воспитанников.
Актуальность проекта (темы):
Игра – самая важная деятельность дошкольника. В игре ребенок познает себя, окружающий мир. Один из видов игровой деятельности – это игра в песок.
Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей, любознательности, творческих способностей.
Цель проекта:
Стимулирование самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности, через внедрение элементов песочной техники.
Задачи:
- Формирование навыков экспериментирования с песком.
- Обогащение тактильного опыта у воспитанников.
- Развитие умений по созданию статичных песочных картин.
- Развитие зрительно - моторной координации, свободное владение кистями обеих рук.
- Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Способствовать созданию у детей положительных эмоций.
- Формирование навыков основ безопасности при игре с песком.
- Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания игрового процесса.
- Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности.
- Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.
Принципы реализации проекта:
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые представления, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
- Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
- Наглядность.
- Характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Предполагаемые целевые ориентиры.
Ребёнок:
-применяет правила игры с песком в повседневной жизни (на прогулке в ДОУ, дома);
-проводит эксперименты с песком в сотрудничестве с взрослым;
-создаёт различные статические песочные картины с помощью песочных форм, бросового материала;
-обладает первоначальными знаниями о свойствах песка: сыпучесть сухого, сохранение определенной формы – мокрого;
-умеет рисовать на песке, используя разные приемы и средства;
-различает и правильно называет некоторые виды полевых и лесных цветов
Условия реализации.
Организация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками.
Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагога и родителей, сохранение и укрепление здоровья детей.
- Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком: использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий, путешествий.
Основные средства:
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
- Подготовка оборудования, материалов и инструментов.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Содержание проекта.
Основные этапы проекта:
Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу методической литературы по исследуемой проблеме. Были определены проблема, цель, задачи, методы исследования.
Второй этап – информационно-методический. На этом этапе проводилось анкетирование родителей, анализ полученных данных о здоровье детей (аллергия на песок, состояние кистей рук (без царапин) и др.), проводились практикумы, собрания. Был составлен план и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать. Определился подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, наметились цель и задачи воспитательно-образовательного процесса.
Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект: дети с помощью экспериментов с песком знакомились со свойствами мокрого и сухого песка; с помощью игровых методов запоминали правила игры с песком; знакомились с новыми методами и приемами рисования на песке; игры, упражнения развивали у детей творчество, любознательность, интерес; наглядность - расширяла воображение детей, позволяло ярче увидеть красоту родной природы; загадки, стихи – развивали речь, память, будили воображение. Все это способствовало созданию эмоционального фона, формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении сверстников.
Работа с детьми представлена следующими формами:
- Организованная образовательная деятельность с детьми.
- Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми.
- Самостоятельная игровая деятельность детей.
Виды работы:
– рисование песком и на песке;
– экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– создание картин на песке;
– создание песочных композиций;
Взаимодействие с родителями, представлено следующими формами:
- Анкетирование родителей.
- Просветительская работа с родителями в форме лекций.
- Индивидуальная консультативная работа;
- Родительское собрание с показом практической работы с детьми « Мы рисуем на песке – мы лепим из песка».
- Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком (стол-песочница), песочные наборы для игр и экспериментирования, набор фото картин «Цветы на поляне», эмблемы для детей «Цветы», бабочки из бросового материала.
Основные средства реализации проекта:
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
- Подготовка оборудования, материалов и инструментов.
- Обогащение предметно-развивающей среды.
Особенности песочной техники.
Песочная техника в изобразительной деятельности очень важна для детей дошкольников:
-Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями.
-Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно).
-Позволяет ребенку создавать картины мира и построить свой личный мир, ощущая себя творцом.
Принципы работы с детьми:
- Системность подачи материала.
- Наглядность обучения.
- Цикличность построения работы.
- Доступность.
- Развивающий и воспитательный характер данного познавательного материала.
Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому проект, строится на основе игровых упражнений.
Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психических процессов (память, мышление, внимание, воображения).
Подбирая материал, ориентировалась на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, познавательных процессов, исследовательской деятельности и творческого мышления.
Форма проведения работы с песком- разнообразна. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей.
План реализации проекта:
18.06.2014 г | Знакомство с правилами игры с песком. Рассматривание запрещающих знаков – символов; беседа. Упражнения на снижение психофизического напряжения «Здравствуй, песок»: - дотронуться до песка пальчиком или ладошкой; - перетереть песок между пальцами ладонями; - легко или с напряжением сжимать кулачки с песком, затем медленно высыпать; - « С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка…» ( спрятать маленькую игрушку в песке – отыскать ее). |
19.06.2014 г | Обогащение представлений детей о сухом песке. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, слуховой памяти. Игровые упражнения: - «Песочные прятки»; - «Мы волшебники: лес, поляна и их обитатели»; - «Мы волшебники: море, река, озеро: и их обитатели». |
20.06.2014 г. | Обогащение представлений о мокром песке. Формирование предпосылок к экспериментированию, любознательности умению делать простейшие умозаключения. Эксперименты: - сыпется – не сыпется; почему? - лепится – не лепится; почему? - окрашивается или нет? Как покрасить песок? Д/и «Хорошо-плохо» (песок сухой: хорошо потому, что…; плохо потому, что...; песок мокрый: хорошо потому, что…; плохо потому, что…) Игровые упражнения на регуляцию мышечного напряжения, расслабление: «Дождик» - сыпать сухой песок из кулачка на ладонь взрослого, на свою ладонь, на пальчик, в песочницу. Упражнения на развитие тактильной чувствительности, воображения (мокрый песок) «Необыкновенные следы»: - «идут медвежата» - (ребенок кулачком и ладонями с силой надавливает на песок); - «прыгают зайцы» - (пальчиком надавливать на песок); - «ползут змейки» - (пальчиками рук делать поверхность песка волнистой - «отпечатки». |
23.06.2014 г. | Закрепление представлений детей о цветах, активизация словаря, развитие связной речи, интонационной выразительности, умение отгадывать загадки. Рассматривание фото выставки «Цветы родного края», чтение стихов, загадывание загадок о цветах: ромашка, одуванчик, колокольчик, ландыш. Игры на развития творческого воображения, зрительно-моторной координации: - «нарисуй отгадку»; - «узоры на песке» (на сухом, на мокром; на каком песке узор сохраняется дольше? Почему?) |
24.06.2014.г | Итоговое мини-развлечение «Цветы на поляне». |
Список литературы:
- Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.
- Грабенко Т.А. Игры спеском.-«Дошкольная педагогика», 2004,№25.
- Зейц М. Пишем и рисуем на песке.
Сценарий мини – развлечения «Цветы на поляне»
(на прогулочной площадке)
У каждого ребенка эмблемы на груди с изображение цветов: ромашка, одуванчик, колокольчик, ландыш. Воспитатель предлагает встретить лето красное, жаркое и пригласить гостей к себе на праздник:
Дети: Мы встречаем праздник лета,
Праздник солнца, праздник света.
Приходите в гости к нам,
Рады мы всегда гостям!
Появляется Фея цветов.
Фея: Я слышала, вы в гости приглашаете? Давайте познакомимся. Я – Фея
цветов. Я помогаю на лугах, на полянках, в лесу, на клумбах расцветать
разным цветам. Назовите, какие цветы вы знаете? (Дети называют).
Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, какие это цветы.
Подсказку вы найдете, если внимательно посмотрите друг на друга.
(Эмблемы на груди).
Загадки:
* Белая корзинка, золотое донце, в ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)
* Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок
– Остался стебелек. (Одуванчик)
* Белые горошины на зеленой ножке. (Ландыш)
* Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
* В мае – желтый, а в июне – он пушистый мячик.
На него мы чуть подуем – взвился… (Одуванчик)
* Мы сплетем веночки летом для Оксаны, Маши, Светы,
Для Аленки, двух Наташек все веночки – из… (Ромашек)
*Он растет повсюду летом – в поле и у кочек.
Он изящен, фиолетов - это… (Колокольчик)
*Нам запах свежести лесной приносит позднею весной
* Цветок душистый, нежный, из кисти белоснежной. (Ландыш)
Молодцы, ребята. А вы умеете рисовать цветы на песке, лепить цветы из песка? Но у меня никогда не получались песочные цветы. Тогда вы мне сейчас поможете создать цветочные песочные полянки здесь, на площадке. Согласны?
Дети делятся на подгруппы согласно эмблемам на груди. Создаются 4 полянки.
На полянку из сухого песка сверху натирается белый мел (цветные мелки), дети – «ромашки» рисуют палочками ромашки, серединку засыпают сухим песком, полянку дополняют рисованием травки.
На полянке из мокрого песка дети – «одуванчики» рисуют одуванчики грабельками из песочного набора, а так же другие цветы на воображение.
В двух песочницах создаются полянки: холмистая и ровная. Здесь дети – «колокольчики» и дети – «ландыши» выбирают по желанию песочные формочки с изображением цветов, создают объемные цветы, сохраняя ритм, и придумывают им названия.
Фея цветов осматривает, любуется и фотографирует. Затем показывает детям фотографии, а дети читают стихи о цветах.
Стихи:
Маленькое солнце на моей ладошке, -
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки – наступило лето.
З.Александрова.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой
Колокольчики - цветы
Очень вежливы. … А ты?
Е.Серова.
Ярко-желтый одуванчик
Весь под дождиком продрог,
А когда просох на солнце –
Сам себя узнать не смог:
Побелел он и распух,
И рассыпался, как пух.
С.Шушкевич.
Белые звоночки
У меня в садочке,
На зеленом стебельке
Прячутся в тенечке.
Фея: Ребята, какие чудесные стихи о цветах вы знаете. Спасибо, вам большое.
А эти фотографии будут мне напоминать о нашей встречи. Но у меня для
вас есть подарок. На моих полянках летают бабочки. Пусть и на ваших
полянках тоже будут летать бабочки. А мне пора к своим цветам. До свидания.
(Передает подарочную коробку с бабочками из фантиков ведущему).
Ведущий раздает детям бабочек. Дети сажают бабочек на свои цветы.
Рефлексия
Ведущий: В ладоши наши посмотри –
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
До свиданья, песок.
До свиданья, дружок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по ознакомлению детей с творчеством поэта современника Остафийчук Н.В.
Актуальность, цель и содержание проекта, биография и стихи Остафийчук Н.В. рисунки детей....
Педагогический проект по ознакомлению детей с аквариумными рыбками.
Цель: познакомить детей с жизнью аквариумных рыбок, их названиями, правилами ухода за рыбками....
Педагогический проект (по ознакомлению детей 2-ой младшей группы с миром природы) «Шестиногие малыши - насекомые»
Информационная карта проекта...
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»...
Проект по ознакомлению детей 1 младшей группы со свойствами снега «Снеговик»
Проект краткосрочный, расчитан на две недели для детей раннего возраста. Включает в себя творческую, познавательную и опытно- экспериментальную деятельность....
Проект по ознакомлению детей 1 младшей группы со свойствами снега «Снеговик»
Проект по ознакомлению детей 1 младшей группы со свойствами снега, расчитан на две недели. Включает в себя творческую, познавательную и опытно - экспериментальную деятельность....
Педагогический проект по ознакомлению детей 2 мл. гр. с окружающим. Тема: "Овощи"
Презентация педагогического проекта по ознакомлению детей с окружающим...