Педагогический проект по ознакомлению детей 4-5 лет со свойствами песка на тему: «Цветы на лугу»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

  Игра – самая важная деятельность дошкольника. В игре ребенок познает себя, окружающий мир. В представленном проекте раскрывается один из видов игровой деятельности – это  игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей, любознательности, творческих способностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

по ознакомлению детей 4-5 лет со свойствами песка на тему:

«Цветы на лугу».

Руководитель проекта:  Торопцева   Людмила Владимировна,

                                             воспитатель  МКДОУ «ЦРР-д/с№4»

                                                     .

Вид проекта:  информационный, исследовательский, игровой, групповой.

Участники: дети  4-5 лет,  родители, воспитатель.

Продолжительность проекта: краткосрочный (5 дней).

Характер контактов:  осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьями воспитанников.

Актуальность проекта (темы):

 Игра – самая важная деятельность дошкольника. В игре ребенок познает себя, окружающий мир. Один из видов игровой деятельности – это  игра в песок.

 Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей, любознательности, творческих способностей.

Цель проекта:

 Стимулирование самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности, через внедрение элементов песочной техники.

Задачи:

  • Формирование навыков экспериментирования с песком.
  • Обогащение тактильного опыта у воспитанников.
  • Развитие умений по созданию статичных песочных картин.
  • Развитие зрительно - моторной координации, свободное владение кистями  обеих рук.
  • Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  • Способствовать созданию у детей положительных эмоций.
  • Формирование навыков основ безопасности при игре с песком.
  •  Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания игрового процесса.
  • Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности.
  • Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип креативности, позволяющий формировать новые представления,  умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
  • Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
  • Наглядность.
  • Характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Предполагаемые целевые ориентиры.

Ребёнок:

-применяет  правила игры с песком в повседневной жизни (на прогулке в ДОУ, дома);

  -проводит   эксперименты  с песком  в сотрудничестве  с взрослым;

 -создаёт  различные статические песочные картины с помощью песочных форм, бросового   материала;

-обладает первоначальными знаниями о свойствах песка: сыпучесть сухого, сохранение определенной формы – мокрого;

 -умеет рисовать на песке, используя разные приемы и средства;

-различает  и правильно называет некоторые виды полевых и лесных цветов

Условия реализации.

 Организация  развивающей  предметно - пространственной  среды в ДОУ,  обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

 Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками.

Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагога и родителей, сохранение и укрепление здоровья детей.

  • Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком: использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий,  путешествий.

Основные средства:

  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
  • Подготовка оборудования, материалов и инструментов.
  • Обогащение развивающей  предметно-пространственной среды.

Содержание проекта.

Основные этапы проекта:

Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу методической литературы по исследуемой проблеме. Были определены проблема,  цель,  задачи, методы  исследования.

Второй этап – информационно-методический.     На этом этапе проводилось анкетирование родителей,  анализ полученных  данных о здоровье детей (аллергия на песок, состояние кистей рук (без царапин) и др.), проводились практикумы, собрания.  Был составлен план и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать. Определился подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, наметились цель и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект: дети с помощью экспериментов с песком знакомились со свойствами мокрого и сухого песка; с помощью игровых методов запоминали правила игры с песком; знакомились с новыми методами и приемами рисования на песке; игры, упражнения развивали у детей творчество,  любознательность, интерес; наглядность - расширяла воображение детей, позволяло ярче увидеть красоту  родной природы; загадки, стихи – развивали речь, память, будили воображение. Все это способствовало созданию эмоционального фона, формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении сверстников.

Работа с детьми представлена следующими формами:

  • Организованная образовательная деятельность с детьми.
  • Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми.
  • Самостоятельная игровая деятельность детей.

Виды работы:
– рисование песком и на песке;
– экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– создание картин на песке;
– создание песочных композиций;

Взаимодействие с родителями, представлено следующими формами:

  • Анкетирование  родителей.
  • Просветительская работа с родителями в форме лекций.
  • Индивидуальная консультативная работа;
  • Родительское собрание с показом практической работы с детьми « Мы рисуем на песке – мы лепим из песка».
  • Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком (стол-песочница), песочные наборы для игр и экспериментирования, набор фото картин «Цветы на поляне», эмблемы для детей «Цветы», бабочки из бросового материала.

Основные средства реализации проекта:

  1. Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
  2. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
  3. Подготовка оборудования, материалов и инструментов.
  4. Обогащение предметно-развивающей среды.

Особенности песочной техники.

Песочная техника  в изобразительной деятельности очень важна для детей дошкольников:

-Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями.

-Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно).

-Позволяет ребенку создавать картины мира и построить свой личный мир, ощущая себя творцом.

Принципы работы с детьми:

  • Системность подачи материала.
  • Наглядность обучения.
  • Цикличность построения работы.
  • Доступность.
  • Развивающий и воспитательный характер  данного  познавательного  материала.

Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому проект, строится на основе игровых упражнений.    

             Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психических  процессов (память, мышление, внимание, воображения).

Подбирая материал,  ориентировалась на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, познавательных процессов, исследовательской деятельности и творческого мышления.

Форма проведения работы с песком- разнообразна. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей.

                               

                                     План    реализации    проекта:

18.06.2014 г

Знакомство с правилами игры с песком.  

Рассматривание   запрещающих знаков – символов; беседа.

 Упражнения на снижение психофизического напряжения «Здравствуй, песок»:

 -  дотронуться до песка пальчиком или ладошкой;

 -  перетереть песок между пальцами ладонями;

 -  легко или с напряжением сжимать кулачки с песком, затем  медленно высыпать;

  -  « С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка…»

  ( спрятать маленькую игрушку в песке – отыскать ее).

19.06.2014 г

Обогащение представлений  детей о сухом песке.

 Развитие  тактильной    чувствительности, зрительного восприятия,   образного мышления,  слуховой памяти.

   Игровые упражнения:

  -  «Песочные прятки»;  

  -  «Мы волшебники: лес, поляна и их обитатели»;

 -  «Мы волшебники: море, река, озеро: и их обитатели».

20.06.2014 г.        

Обогащение представлений   о мокром песке. Формирование предпосылок к   экспериментированию, любознательности умению делать простейшие умозаключения.

Эксперименты:

     -  сыпется – не сыпется; почему?

     -  лепится – не лепится; почему?

       -  окрашивается или нет?

Как покрасить песок?  

Д/и «Хорошо-плохо» (песок сухой: хорошо потому, что…;

                                                             плохо потому, что...;

                                     песок мокрый: хорошо потому, что…;

                                                               плохо потому, что…)

  Игровые упражнения на регуляцию мышечного напряжения,

   расслабление: «Дождик» - сыпать сухой песок из кулачка  на ладонь взрослого, на свою ладонь, на пальчик, в песочницу.

Упражнения на развитие тактильной чувствительности,

 воображения (мокрый песок) «Необыкновенные следы»: -  «идут медвежата» - (ребенок кулачком и ладонями с силой надавливает на песок);

  -  «прыгают зайцы» - (пальчиком надавливать на песок);

 -  «ползут змейки» -  (пальчиками рук  делать поверхность песка  волнистой

-  «отпечатки».            

23.06.2014 г.            

Закрепление  представлений  детей о цветах, активизация словаря,

  развитие связной речи, интонационной выразительности,

  умение отгадывать загадки.        

  Рассматривание фото выставки «Цветы  родного края»,

 чтение  стихов,  загадывание  загадок о цветах: ромашка, одуванчик, колокольчик, ландыш.

   Игры на развития творческого воображения, зрительно-моторной координации:

  -  «нарисуй отгадку»;

 -  «узоры на песке» (на сухом, на мокром; на каком песке

  узор сохраняется дольше? Почему?)

24.06.2014.г              

Итоговое  мини-развлечение  «Цветы на поляне».

                                     

                                      Список литературы:

  1. Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.
  3. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.
  4. Грабенко Т.А. Игры спеском.-«Дошкольная педагогика», 2004,№25.
  5. Зейц М.  Пишем и рисуем на песке.

C:\Users\Admin\Desktop\фото цветы песок\IMG_0714.JPG  C:\Users\Admin\Desktop\фото цветы песок\IMG_0728.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\фото цветы песок\IMG_0732.JPG    C:\Users\Admin\Desktop\фото цветы песок\IMG_0751.JPG

                              Сценарий  мини – развлечения    «Цветы на поляне»

(на прогулочной площадке)

У каждого ребенка эмблемы на груди с изображение цветов: ромашка, одуванчик, колокольчик, ландыш. Воспитатель предлагает встретить лето красное, жаркое и пригласить гостей к себе на праздник:

  Дети:      Мы встречаем праздник лета,

                    Праздник солнца, праздник света.

                    Приходите в гости к нам,

                    Рады мы всегда гостям!

Появляется Фея цветов.

Фея:          Я слышала, вы в гости приглашаете? Давайте познакомимся.  Я – Фея                                      

                    цветов. Я помогаю на лугах, на полянках, в лесу, на клумбах расцветать

                    разным цветам.   Назовите, какие цветы вы знаете?  (Дети называют).

                    Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, какие это цветы.

                    Подсказку вы найдете, если внимательно посмотрите друг на друга.

                    (Эмблемы на груди).

 Загадки:     

* Белая корзинка, золотое донце, в ней лежит росинка и сверкает солнце.   (Ромашка)

* Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок

–   Остался стебелек.  (Одуванчик)

 * Белые горошины на зеленой ножке.   (Ландыш)

 * Синенький звонок висит, никогда он не звенит.  (Колокольчик)

 *  В мае – желтый, а в июне – он пушистый мячик.

     На него мы чуть подуем – взвился…     (Одуванчик)

 * Мы сплетем веночки летом для Оксаны, Маши, Светы,

     Для Аленки, двух Наташек все веночки – из…    (Ромашек)

 *Он растет повсюду летом – в поле и у кочек.

       Он изящен, фиолетов  - это…     (Колокольчик)

 *Нам  запах  свежести лесной приносит позднею весной

 * Цветок душистый, нежный, из кисти белоснежной.    (Ландыш)

     Молодцы, ребята. А вы умеете  рисовать цветы на песке, лепить цветы из песка? Но у меня никогда не получались песочные цветы. Тогда вы мне сейчас поможете  создать цветочные песочные полянки здесь, на площадке. Согласны?

 Дети делятся на подгруппы согласно эмблемам на груди. Создаются 4 полянки.

На полянку из сухого песка сверху натирается белый мел (цветные мелки), дети – «ромашки» рисуют палочками ромашки, серединку засыпают сухим песком, полянку дополняют рисованием травки.

На полянке из мокрого песка дети – «одуванчики» рисуют одуванчики грабельками из песочного набора, а так же другие цветы на воображение.

В двух песочницах создаются полянки: холмистая и ровная.  Здесь дети – «колокольчики» и  дети – «ландыши» выбирают по желанию песочные формочки с изображением  цветов, создают объемные цветы, сохраняя ритм, и придумывают им названия.

Фея цветов осматривает, любуется и фотографирует. Затем показывает детям фотографии, а дети читают стихи о цветах.

Стихи:    

Маленькое солнце на моей ладошке, -

                   Белая ромашка на зеленой ножке.

                    С белым ободочком желтые сердечки…

                    Сколько на лугу их, сколько их у речки!

                    Зацвели ромашки – наступило лето.

                                                          З.Александрова.

                    Колокольчик голубой

                    Поклонился нам с тобой

                    Колокольчики -  цветы

                    Очень вежливы. …  А ты?

                                                         Е.Серова.

                   Ярко-желтый одуванчик

                   Весь под дождиком продрог,

                   А когда просох на солнце –

                   Сам себя узнать не смог:

                   Побелел он и распух,

                   И рассыпался, как пух.          

                                                     С.Шушкевич.

                   Белые звоночки

                   У меня в садочке,

                   На зеленом стебельке

                   Прячутся в тенечке.

Фея:         Ребята, какие чудесные стихи о цветах вы знаете. Спасибо, вам большое.

                   А эти фотографии будут мне напоминать о нашей встречи. Но у меня для

                   вас есть подарок. На моих полянках летают бабочки. Пусть и на ваших

                   полянках тоже будут летать бабочки. А мне пора к своим цветам. До свидания.

      (Передает подарочную коробку с бабочками из фантиков ведущему).

Ведущий раздает детям бабочек. Дети сажают бабочек на свои цветы.

Рефлексия

 Ведущий:    В ладоши наши посмотри –

                         Мудрее стали ведь они!

                         Спасибо, милый наш песок,

                         Ты всем нам подрасти помог!

                         До свиданья, песок.

                         До свиданья, дружок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по ознакомлению детей с творчеством поэта современника Остафийчук Н.В.

Актуальность, цель и содержание проекта, биография и стихи Остафийчук Н.В. рисунки детей....

Педагогический проект по ознакомлению детей с аквариумными рыбками.

Цель: познакомить детей с жизнью аквариумных рыбок, их названиями, правилами ухода за  рыбками....

Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»

Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование  на тему «Маленькие исследователи большого мира»...

Проект по ознакомлению детей 1 младшей группы со свойствами снега «Снеговик»

Проект краткосрочный, расчитан на две недели для детей раннего возраста. Включает в себя творческую, познавательную и опытно- экспериментальную деятельность....

Проект по ознакомлению детей 1 младшей группы со свойствами снега «Снеговик»

Проект по ознакомлению детей 1 младшей группы со свойствами снега, расчитан на две недели. Включает в себя творческую, познавательную и опытно - экспериментальную деятельность....

Педагогический проект по ознакомлению детей 2 мл. гр. с окружающим. Тема: "Овощи"

Презентация педагогического проекта по ознакомлению детей с окружающим...