Педагогический проект по ознакомлению с окружающим с учётом регионального компонента "Люби и знай родной край" (2 младшая-средняя группа)
проект (младшая группа) по теме
Проблема педагогического проекта:
Расширение знаний о мире природы в целом и о мире природы республики Адыгея.
Выявив интерес детей, была сформулирована значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: понять, что природу родного края, в котором они живут, необходимо оберегать и охранять. В соответствии с проблемой поставили цель.
Цель педагогического проекта:
Формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, любви к природе родного края, которая составляет их непосредственное окружение в этот период жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubi_i_znay_svoy_kray_pedagogicheskiy_proekt.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Адыгея, станица Гиагинская
МБДОУ «Тополёк»
Воспитатель: Коробкова Татьяна Викторовна
Пояснительная записка к проекту.
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес.
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей…
Н.Некрасов.
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном. Любой край, любой город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. А малая Родина-это природа, которая его окружает, семья, дом, детсад, это памятные места родной деревни, его исторические культурные центры, предприятия, работающие на территории станицы Гиагинской.
Мы живём в республике Адыгея, станице Гиагинской. Природа нашего края поражает своим великолепием и красотой. Наша природа красива в любое время года. В нашей дошкольной группе ведётся целенаправленная деятельность по формированию ценностного отношения к родному краю. Воспитывая у детей любовь к родной станице необходимо подвести к пониманию, что надо бережно относиться и к природе родного края.
Знакомство с родной станицей вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также желание нарисовать то, о чём только что услышал. Поэтому работа продолжается и на занятиях по художественному творчеству. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке. Проводим наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами - всё это способствует обогащению знаний о родном крае и у детей воспитываются чувства восхищения, гордости за свой край.
Педагогический проект с эколого-краеведческим содержанием в разновозрастной группе (2 младшая - средняя) на тему: "Люби и знай родной край".
Паспорт педагогического проекта:
Автор проекта:
Коробкова Татьяна Викторовна - высшее, стаж педагогической работы – 15 лет, категория - высшая.
Тема:
«Формированию эколого - краеведческой культуры детей в природе»
Тематическое поле:
Взаимодействие с предметами, объектами и явлениями живой и неживой природы родного края.
Название проекта: «Люби и знай родной край»
Вид проекта:
По доминирующей деятельности – познавательный (формирование представлений о мире природы);
Тип проекта:
По содержанию – перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе);
По числу участников – группа 25 человек;
По времени проведения – продолжительный – 1 год;
Проект рассчитан на учебный год объём в часах индивидуален для группы, в зависимости от восприятия данной темы воспитанниками. Место реализации – детский сад и семья.
По характеру контактов - в рамках разновозрастной группы (2 младшая – средняя).
Участники проекта
Дети 3-5 лет: разновозрастная группа (2 младшая-средняя), родители, педагоги.
Образовательная область:
Интеграция областей:
Социализация
Труд
Безопасность
Познание
Коммуникация
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
Проблема:
Расширение знаний о мире природы в целом и о мире природы республики Адыгея.
Выявив интерес детей, была сформулирована значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: понять, что природу родного края, в котором они живут, необходимо оберегать и охранять. В соответствии с проблемой поставили цель.
Цель проекта:
Формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, любви к природе родного края, которая составляет их непосредственное окружение в этот период жизни.
Актуальность: любовь к природе начинается с любви к родному краю. Пропаганда эколго-краеведческих особенностей родного края – это один из путей познавательного воспитания дошкольников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюдение многих природных явлений, вызывает у дошкольников любознательность и желание больше вникать в тайны природы родного края. Образованиеза последние несколько лет, сделало колоссальный скачок в своем развитии и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. И краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Поэтому пропаганда краеведенья среди детей в наше время особенно актуальна.
Актуальность проблемы:
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Выбор данного проекта обусловлен изучением живой и неживой природы в целом и миру природы республики Адыгея, объектами которых являются животные, растения.
Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений. В практике работы детских садов это направление может быть реализовано людьми с достаточным уровнем экологической культуры: пониманием общих экологических проблем, владением специальной методикой воспитания детей, готовностью участвовать в решении вопросов. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В целом положительные тенденции в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания. Осознанно-правильное отношение детей к природе родного края строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой родного края обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Задачи проекта:
Обучающая:
формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;
формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
формирование умений и навыков при наблюдении за природными объектами и явлениями природы в станице Гиагинской и в родном крае;
освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
формирование умения и желания сохранять природу родного края и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
Развивающая:
развитие познавательного интереса к миру природы республики Адыгея;
развитие чувства эмпатии к объектам природы родного края;
Воспитательная: воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы родного края и окружающему миру в целом;
Структура проекта:
Реализация данного проекта в группе осуществляется через цикл познавательной и деятельности с детьми, взаимодействие с родителями, экологизацию развивающей среды группы, издание информационно-методического материала.
Проект раскрывает задачи и содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников с учетом психофизиологических особенностей детей от 3 до 5 лет.
В проекте представлены такие виды направления в экологической деятельности ребенка, как:
познавательный (формирование представлений о мире природы родного края),
перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе родного края)
практический (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, образовательная деятельность и праздники, развлечения, участие детей в экологических акциях, ведение календарей природы).
Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.
Воспитательно-образовательная работа в течение всего учебного года пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется в :
наблюдениях; фронтальной, подгрупповой и индивидуальной образовательной деятельности; экспериментах выполняемых в природе.
Цикл познавательной деятельности с детьми:
Реализация проекта предполагает различные формы и методы работы с детьми: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, экспериментирование. В систему работы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями русских и адыгейских писателей, поэтов, с русским и адыгейским народным фольклором: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Также включены игровая, трудовая, музыкальная, физическая деятельности детей дошкольного возраста. Значительное место отведено творческим процессам: рисованию, конструированию, изобразительной деятельности. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личностного роста.
В проекте представлены тематические блоки:
элементарные сведения о мироздании, неживой природы Земли и ее значении в жизни живых существ.
многообразие растений и их связь со средой обитания родного края.
многообразие животных и их связь со средой обитания родного края.
рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания.
жизнь растений и животных в сообществе.
взаимодействие человека с природой республики Адыгея.
Гипотеза проекта:
Если реализовать план работы по проекту в различных видах деятельности, то возможно развитие интереса у детей к миру природы в целом и к миру природы республики Адыгея, к ее явлениям в частности, развитие экологической культуры.
Предполагаемый результат:
Сформированное правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы родного края.
Методы проекта:
Наблюдения, труд в природе, опыты, игры, познавательная, игровая деятельность и развлечения, участие детей в экологических акциях, ведение календарей природы.
Ход работы над проектом:
Этапы реализации проекта
I этап: подготовительный
Предварительная работа педагога
Изучение и сравнение программ по экологическому воспитанию: С. Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», мониторинг уровня знаний детей по экологическому развитию, выявление запросов родителей, анкетирование, составление планов взаимосотрудничества с библиотекой, музеем, определение целей и задач.
II этап: основной
Включение каждого ребёнка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация проекта по формированию экологической культуры «Родной край». Совместные мероприятия с семьями воспитанников, совместные мероприятия с детьми разного возраста, экскурсии по достопримечательностям станицы Гиагинской, пополнение развивающей среды, выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.
Работа с детьми по образовательным областям:
1. Образовательная деятельность:
Блок «Познание»
Экология, краеведенье:
«По родным просторам»; «Моя Адыгея – Родная земля»; «Степи Адыгеи»; «Моя любимая станица»; «Моя Родина – Россия. Края родные дорогие»; 2Республика Адыгея: её обитатели, растительность»; «Знакомство с жизнью насекомых»; «Люби и оберегай Большую и Малую Родину»; «Путешествие на лесную полянку»; «Обитатели леса родного края»; «Путешествие по республике Адыгея»; «Что такое природа?»; «Знакомство с обитателями рек родного края»; «Береги родную природу»; «Горы Адыгеи»; «Щедрые дары природы»; «Как помочь животным родного края»; «Растения и животный мир гор республики Адыгея»; «Лесные жители родного края»; «Как помочь родной земле»; «Растительный мир родного края»; «Ручейки и озёра»; «Как сохранить природу республики Адыгея?»; «Мой край».
Блок «Коммуникация»
Развитие речи:
«Медведица с медвежатами»; «Чтение стихов об осени» русских и адыгейских поэтов; Рассказывание по картине «Зайчиха с зайчатами»; «Чтение и заучивание стихотворений о зиме» русских и адыгейских поэтов; Составление рассказа «Весна», опираясь на предметные картинки; «Чтение стихотворений о весне» русских и адыгейских поэтов.
Блок «Художественное творчество»
Рисование:
«Лесные жители родного края»; «Листопад»; «Берегите птиц»; «Цветочки на полянке»; «Утки на пруду»; «Обитатели водоёмов»; «Обитатели леса»;
Лепка:
«Корзинка с грибами»; «Лесные фантазии»; «Лисичка – сестричка»; «Деревов снегу»; «Вот ёжик – ни головы, ни ножек»; «Птичка»; «Дары осени»; «Прилетайте в гости»; «Расцвели подснежники в лесу»; «Такие разные насекомые»;
Аппликация:
«Кто спрятался в траве?»; «Зайка серенький сидит»; «Грибы для белочки»; «Мишка косолапый»; «Удивительное рядом – мир природы»; «Лекарственные растения республики Адыгея»; «Зайчонок»; «Утки на пруду»; «Красивый ёж»;
Конструирование:
«Цветочная клумба»; «Домик для животных»; «Грибная полянка»; «Лесной детский сад»; «Первоцветы»; «Зоопарк»; «Кораблик для насекомых».
2. Знакомство со свойствами огня и воды, песка, камней и воздуха другими объектами природы родного края в ходе наблюдений, опытов, исследований.
Опыт: «Что быстрее загорится»;
Эксперимент: «Как потушить огонь»;
Наблюдение: «Птицы в природе родного края», «Повадки животных родного края», «Сезонные изменения в природе родного края»
Цикл образовательной деятельности - экспериментов: «В гостях у профессора Любознайки»
3. Экологические игры.
«Что было бы, если из леса родного края исчезли…»; «Где что зреет?»; «Земля, вода, огонь, воздух»; «Игра в слова»; «Где снежинки?»
4. Разучивание стихов.
И. Мазин «Давайте люди дружить друг с другом…»
Б. Заходер «Все-все»
А. Яшин «Покормите птиц зимой…»
К. Забойский «Всем известно, что жуки…»; «Сидит на ромашке смешная букашка»
В. Берестов «Дерева, трава, цветок и птица…»; «Октябрь»
С. Ахматова «Хочу, чтоб в мире было много света…»
И. Черницкая «Пришла зима»
А. Фет «Чудная картина»; «Осенью»; «Как здесь свежо под липою густою»; «Еще, еще! Ах, сердце слышит…»
М. Лермонтов «Осень»
С. Маршак «Круглый год. Июнь»
Я. Аким «Дождь»
Х. Андрухаев «Луна и солнце»
Х. Беретарь «Гора»
А. Гадагатль «Деревцо»
К. Жане «Два колоса», «В деревне», «Слепой дождик», « Неразлучные друзья»
Д. Чуяко «Дружба», «Моя Адыгея», «Луна», «Паук», «Воронье гнездо», «Воробей», «Лесные соседи» - «Заяц», «Медведь», «Кабан», «Бобр», «Ёж», «Лось», «Барсук», «Волок», «Дятел», «Пёсик», «Кузнечик», «Черепаха»; «Стук весны», «Кукушка», «Слепой дождик», «Наш огород», «Хлебное зерно», «Зимой», «Саженец», «Зайка»;
Н. Буек «Как красива наша земля», «Зима», «Осень».
5.Оформление альбомов: “Достопримечательности моей станицы”, “Красная книга республики Адыгея”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края»
6.Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
7. Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями:
В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
1. Консультации:
«Земля – наш общий дом».
«Природа республики Адыгея»
«Детское экспериментирование в природе».
«Интересное рядом с нами».
«Выходные с родителями на природе».
«Экспериментируем вместе с детьми»
2. Привлечение родителей к оформлению уголка и календаря природы
3. Оказание помощи в пополнении уголка экспериментирования
4. Помощь в подборе литературы.
5. Анкетирование
6. Организация экскурсий, туристических походов и выходов на природу станицы Гиагинской.
7. Беседы об экологии и безопасности отдыха на природе
Акции «Покормим птиц», «Украсим аллею детского сада цветами» оказали большое влияние на формирование бережного отношения к природе и ко всему живому, развитие желания сохранять и приумножать богатства родного края, сплочение детского коллектива, а также укрепление детско-родительских отношений. 8.Словотворчество с родителями «Сочини частушку о родном крае, родной станице»
III этап: итоговый
Период осмысления собственных результатов, сравнение с другими группами ДОУ. Проведение сравнительного мониторинга в начале проекта и в конце проекта: В начале проекта: низкий уровень- 30%; средний уровень- 60%; высокий уровень-10%. В конце проекта показатели мониторинга значительно увеличились: низкий уровень – 0%; средний уровень – 70%; высокий уровень – 30%.
Результат реализованного проекта «Люби и знай родной край» можно было увидеть во время проведения итогового мероприятия - экологической сказки: «Душа природы» в форме презентации.
В ходе реализации проекта была удовлетворена потребность детей в получении знаний о живой и неживой природе родного края, о защите природы. У них появилось чувство осознанной радости, гордости за природу родного края, понимание того, что республика Адыгея, станица Гиагинская является их малой Родиной. Произошло это благодаря разнообразным формам работы с детьми и родителями, а также тесному взаимодействию педагогов, специалистов детского сада и социальных структур станицы Гиагинской.
«Подлинная встреча» с эколого-краеведческими особенностями родного края помогла раскрыть познавательные, интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения, и оценки характерные данному возрасту. Проведенные экскурсий, мини-туристических походов, дали представление детям об окружающей природе. Сюжетно - ролевые, дидактические и театрализованные игры способствовали развитию познавательных способностей.
У детей наблюдается:
- рост познавательной активности;
- повышение качества усвоения знаний о родном крае;
- повышения уровня социализации, дети являются активными участниками всех мероприятий проводимых в детском саду.
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.
Таб. №1
Интеграция краеведческого содержания в реализации проекта «Люби и знай родной край
Формы работы | Время проведения | (2мл.- средняя) подгруппа | ||
Образовательная деятельность | Непосредственно-образовательная деятельность/беседы | 2 раза в месяц | 2х20 = 40 мин | |
Художественное творчество | 2 раза в месяц | 40мин | ||
Чтение художественной литературы | 2 раза в месяц | 40 мин | ||
Просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов,телепередач. | 1 раз в 3 месяца | 20 мин | ||
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Подвижные игры на прогулке | 1 раз в неделю (каждый месяц вводится новая игра | 12 мин х 5 =60 мин | |
Экскурсии | 1 экскурсия – в 2 месяца | 30-40 мин | ||
Самостоятельная деятельность детей | Дидактические игры | По желанию детей | 5-10 мин | |
Подвижные игры в группе | каждый месяц вводится новая игра | |||
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций с эколого-краеведческим содержанием | 1 раз в месяц | |||
Процесс взаимодействия с семьями | Проектная деятельность совместно с родителями | 1проект в год (долгосрочный) | ||
Конкурсы для детей и родителей | 4 раза в год | Реализация конкурса – 2 месяца | ||
Тематические праздники | Праздники в группе | 4 раза в год | 20-25 мин х 2 = 40 - 50 мин | |
Конкурсы для детей | 2 раза в год | Реализация конкурса – 2 месяца |
Таб. .№2
Примерный план работы с педагогами
месяц | 1 год реализации | 2 год реализации |
Сентябрь | Анкетирование педагогов | Памятка «Народный календарь» |
Октябрь | Консультация «Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным поселком» | Консультация «Ознакомление дошкольников с родным краем через фольклор». |
Декабрь | Консультация «Влияние знаний о родном крае на игры детей» | Открытое занятие |
Февраль | Открытое занятие | Мастер-класс «Организация проектной деятельности совместно с детьми и родителями» |
Март | Консультация «Как знакомить детей с искусством народов севера?» | Совместная с воспитателями, детьми и родителями других групп реализация проекта «Твой рисунок – на календарь» |
Апрель | Открытое занятие | Викторина «Знаешь ли ты свой край?» |
Табл. №3
Перспективное планирование краеведческой работы в рамках проекта «Люби и знай родной край»
Разновозрастная группа (2младшая-средняя)
Месяц | Непосредственно-образовательная деятельность/беседа Блок «Познание» | Блок «Художественное творчество» /рисование, лепка, аппликация/ | Подвижная игра | Блок «Художественное чтение литературы» | Совместная деятельность детей и родителей | Конкурсы, выставки | |
Сентябрь | «По родным просторам»; «Моя Адыгея – Родная земля»; «Степи Адыгеи»; | «Корзинка с грибами; «Лесные фантазии» (лепка) | «Къангъэбылъ» -«Прятки»; «Чъэн» - «Бегать» | «Чёрная лиса» Адыгейская народная сказка Стихи «Луна и солнце» Х. Андрухаев; Адыг. н. казка «Дикий кот, лиса, волк и медведь»; «Сильнее кошки нет»; | Фотоконкурс: «Красота родной природы» | . | Конкурс рисунков «Мой любимый посёлок» Выставка в рекреации 1 этажа |
Октябрь | «Моя любимая станица»; «Моя Родина – Россия. Края родные, дорогие»; Республика Адыгея: её обитатели, растительность»; | «Кто спрятался в траве?»; Зайка серенький сидит» (аппликация) | «Орэдыlохэр»- «Певцы»; «Шыгъачъэ» - «Скачки» | «Волшебный лес». Адыгейская народная сказка Стихи «Гора» Х. Беретарь; Адыг. н. сказка «Лисичка и рак»; «Волк и лисичка»; | m | ||
Ноябрь | «Знакомство с жизнью насекомых»; «Люби и оберегай Большую и малую Родину»; «Путешествие на лесную полянку»; | «Лесные жители родного края»; «Берегите птиц» (рисование) | «Пэlокlадз»-«Полог шапки»; «Нэшъоупlыцl» - типа «Жмурки» | «Сэтэнай-цветок» Адыгейская народная сказка Стихи «Деревцо», «Календарь» А. Гадагатль; Адыг. н. сказка «»Домашняя мышь и полевая мышь»; «Дед-невпопад»; | Изготовление кормушек для птиц: «Помогите птицам» | Конкурс рисунков «Мой дом -ЮГРА» Выставка в рекреации 1 этажа | |
Декабрь | «Обитатели леса в родном крае?»; «Путешествие по республике Адыгея»; «Что такое природа?» | «Грибы для белочки»; «Мишка косолапый»; (аппликация) | «Чын»-«Волчок»; «Осlашкl» - «Метание снежков» | «Охотник и жаворонок» Адыгейская народная сказка Стихи «Два колоса» К. Жанэ; Адыг. н. сказка»»Дружная компания»; «Воробей и волк»; | |||
Январь | « Знакомство с обитателями рек родного края»; «Береги родную природу»; «Горы Адыгеи»; | «Лисичка-сестричка»; Дерево в снегу»- в технике барельефа» (лепка) | «Хьакургъачъ»-«Катание колеса»; «Цырыбжъ» - «Птичка из бузины» | «Лиса и барсук» Адыгейская народная сказка Стихи «Круглый год», «Приметы лета» К. Жанэ; Адыг. н. сказка «Овца и коза»; «Шапка небылиц»; | Конкурс поделки из природного материала «Забавные поделки» | ||
Февраль | «Щедрые дары природы»; «Как помочь животным родного края»; «Растения и животный мир гор республики Адыгея» | «Лекарственные растения республики Адыгея»; «Удивительное рядом – мир природы» (аппликация) | «Шэкlо щэрыу» - «Меткий стрелок»; «Чэтыу шакlу» - «Кот-охотник» | «Старик и медведь» Адыгейская народная сказка Стихи «В деревне», «Слепой дождик» К. Жанэ; Адыг. н. сказка «Злая мачеха»; «Запасливый муравей»; | а | ||
Март | «Лесные жители родного края»; «Как помочь родной земле»; | «Зайчонок» (аппликация) | «Пцэжъыяшэ тэжьагъ» -«Идём на рыбалку; «lахъо» - «Пастух» | «Козёл и волк». Адыгейская народная сказка Стихи «Котёнок», «Неразлучные друзья», «Кукушка» К. Жанэ; Адыг. н. сказка «Лиса и собака»; | Фестиваль семейного творчества «Фейерверк талантов» (конкурс поделок краеведческой тематики) Выставка в рекреации 2 этажа | ||
Апрель | «Растительный мир родного края»; «Ручейки и озера»; | «Цветочки на полянке» (рисование) «Утки на пруду» (аппликация) | «Чэрмэчэцl» - «Отбирание головных уборов»; «Къру –мэщ»- «Лебеди и просо» | «Комар и дуб» Адыгейская народная сказка Стихи «Ласточка», «Реченька-речка» Н. Куек; Адыг. н. сказка «Как аукнится, так и откликнется»; «Ленивая девушка»; | Конкурс рисунков: «С любовью к родному краю» | ||
Май | «Как сохранить природу республики Адыгея?»; «Мой край»; | «Обитатели водоёмов» (рисование) «Красивый ёж» (аппликация) | «Шыу»- «Всадник»; «Къэрэу – Кърэрэу» - «Журавли-журавушки» | «Хитрый воробей» Адыгейская сказка Стихи «Как красива наша земля». «Сад» Н. Куек; Адыг. н. сказка «Хитрый воробей»; «Старик, у которого соляной дом, и старуха, у которой восковой дом»; | Конкурс рисунков «Я живу в Пойковском» Выставка в рекреации 1 этажа | ||
Табл. №
ЛИТЕРАТУРА
1.Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
2.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада/ Е.С. Евдокимова. – Волгоград: Перемена. 2001.-с.83
3.Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
4.Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
5.Корнелл Дж. Радость общения с природой. Владивосток, 1995.
6.Куликовская И.Э., Совгин Н.Н. Детское экспериментирование. М.:Педагогическое общество России,2005.
7.Куек Н.Ю.Сборник произведений адыгейских поэтов и писателей для детей Майкоп:ООО «Качество», 2006.-с. 344
8.Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1984.
9.Масленникова О.А., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.Волгоград. Из-во: Учитель, 2009г.
10.Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
11.Николаев С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.:Педагогическое общество России, 2003.
12.Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
13.Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
14.Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
15.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
16.Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
17.Ситимова С.С. Произведения адыгейских поэтов и писателей для детей: сборник – Майкоп: РИО РИПО «Адыгея», 1997.-с. 244: ил.
18.Хавдок С.А., Хут С.Х., Хут Н.Х. Золотой сундучок: Хрестоматия для детских садов – На адыгейском и роусском языах. – Майкоп: Адыг. респ. КН. Из-во, 2011.-416с.
Цеева Л.Х. к.п.н., Зайко В.В. к.п.н., Панеш Б.Х. к.п.н. Хрестоматия: учебно-методическое пособие. – Майкоп: изд-во АГУ, 2009. – 268С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (с региональным компонентом) "Моя малая Родина".
Инегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Моя малая Родина", включает в себя познание, коммуникацию, художественное творчество. Целью занятия является расшире...
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром через региональный компонент по теме "Путешествие по тайге"
Создание условий для познавательного развития детей через ознакомление с природой тайги, с использованием здоровьесберегающей технологии....
Педагогический проект по ознакомлению детей 2 мл. гр. с окружающим. Тема: "Овощи"
Презентация педагогического проекта по ознакомлению детей с окружающим...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с региональным компонентом "Куклы бабушкиного сундучка"
Этот материал предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста....
Педагогический проект по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Ямал – мал, да удал…»
Данный проект разработан для детей старшой группы с целью формирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем. В данный п...
Педагогический проект по ознакомлению с окружающим на тему: «Осенние заботы» для детей 2 - младшей группы
Педагогический проект по ознакомлению с окружающим,цель которого - создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе образовательного проекта....