Тематическое планирование по художественно - эстетическому воспитанию
календарно-тематическое планирование по рисованию по теме
Тематическое планирование на все возрастные группы детского сада. Тема: Приобщение дошкольников к миру искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тематическое планирование | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Месяц | Младший дошкольный возраст(3-4 года) | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | Подготовительная к школе группа (6-7 лет) |
сентябрь | Художники - иллюстраторы | |||
Знакомство с творчеством художников — иллюстраторов. Рассматривание иллюстраций к сказкам. К.И.Чуковский «Петушок» (Сутеев). Игра «Кто это?» (составление петушка с помощью геометрических фигур). Отгадывание загадок, чтение потешек. Лепка птенцов из солёного теста. | Знакомство с творчеством художников — иллюстраторов. Рассматривание иллюстраций В.Лебедева в книге С.Я.Маршака «Усатый — полосатый». Беседа. Игра «Соображалка»(разрезанные картинки). Игровые упражнения и перевоплощения. Знакомство с понятием «книга» (не только развлечение, но и источник познавательных интересов). Изготовление книжек — малышек по произведению. | Чтение А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» и рассматривание иллюстраций И.Билибина к произведению. Беседа «Образ матери в живописи». Знакомство с понятием «художник — иллюстратор». Беседа «Книга — мой лучший друг». Сюжетно — ролевая игра «Библиотека». Дидактическая игра «Разрезная мозаика». Инсценирование отрывка из сказки. | Знакомство с художниками — иллюстраторами (В.Конашевич, В.Лебедев, Е.Чарушин, Ю.Коровин).Чтение С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный», рассматривание иллюстраций В.Конашевича к произведению. Беседа. Знакомство с графическими изобразительными материалами, возможностями их использования в собственной деятельности. Коментированное рисование. Викторина «Художник». Презентация «Сочиняем и иллюстрируем сказку». | |
октябрь | Жанр натюрморт | |||
Рассматривание овощей, фруктов, определение их свойств. Игра сенсорная «Узнай по вкусу и на ощупь», «Чудесный мешочек». К.С.Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»- Просмотр, наблюдение. Аппликация «Яблоко». | Знакомство с понятием «натюрморт». Рассматривание и беседа по натюрмортам смешанного характера «Яблоки и листья» И.Репин. «Яблоки на столе у печки» Кончаловский. Сенсорные и худ.-развивающие игры «Составь натюрморт из овощей», «Подбери краски, которые художник использовал в картине». Разучивание стихов и загадок об окружающих предметах. | Выставка уже известных произведений- сравнение, обсуждение (обычный натюрморт и смешанный,оценка цвета). Знакомство с понятиями форма и композиция, с репродукциями картин «Букет цветов, бабочка и птичка» Ф.Толстой, «Неприбранный стол» И.Э.Грабарь. Беседы: «Как художник составил натюрморт», «О какой тайне рассказывает натюрморт». ИЗО : Рисование смешанного натюрморта». | Знакомство с сюжетным натюрмортом. Рассматривание и обсуждение уже известных натюрмортов и сюжетных «Натюрморт с самоваром» И.И.Машков, «За обедом» З.Е.Серебрякова. Знакомство с понятием натюрморт, как жанр живописного искусства. Разучивание стихов и загадок. Рисование сюжетного натюрморта. | |
ноябрь | Жанр пейзаж (осень) | |||
Наблюдение на прогулке за окружающими нас деревьями. Рассматривание репродукций картин- пейзажей. Отгадывание загадок на осеннюю тему. Рисование деревьев кистью (примакивание в произвольной форме),проведение прямых линий сверху вниз. Знакомство с приёмами работы с кистью, с основными цветами. | Знакомство с репродукцией картины И.И.Левитана «Золотая оснеь». Чтение стихотворений Авдиенко «Ходит осень по дорожке», А.Н.Плещеев «Скучная картина», И.А.Бунин «Лес, точно терем расписной» - рассуждение какое из них подходит к произведению. Игровая ситуация «Когда это бывает?», «Чей это цвет?» Слушание музыки Чайковског П.И. «Времена года». | Знакомство с жанром живописи «пейзаж». Экскурсия в рощу, парк. Чтение сказок «Царевна- лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Три медведя». Организация выставки картин- репродукций И.И.Шишкина «Рожь», «Сосновый бор», «Корабельная роща», «Перед грозой». Знакомство с творчеством Шишкина. ИЗО: рисование «Золотой осени». | Эксурсия в парк, лес. Знакомство с русскими художниками: И.И.Шишкин «Утро в сосновом лесу», В.Д.Поленов «Золотая осень», И.И.Левитан «Золотая осень»(презентация) музыка «Времена года» П.И.Чайковского Рассматривание и обсуждение репродукции картины И.И.Шишкина «Осенний лес». Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора». Вспомнить понятие «пейзаж». ИЗО: рисование осени. | |
декабрь | Жанр анимализм (животные) | |||
Чтениие С.М.Городецкого «Котёнок»,В.Г.Сутеева «Кто сказал мяу?» Игра «Угадай кота», «Какие они — кошки?» Рисование котёнка по трафарету паролоном и ватными палочками. | Чтение Е.И.Чарушина «Тюпа, Тошка и сорока», «Про больших и маленьких» и т. д. Игра «Мы ходили в зоопарк». Выставка в группе книг Чарушина, беседа о нём. Игра — викторина по произведениям. Рассматривание иллюстраций в книгах других авторов(В.В.Бианки,С.Я. Маршака, К.И.Чуковского). Рисование медведя методом тычка. | Экскурсия в библиотеку «Путешествие в страну сказок». Беседа «Профессия художник — иллюстратор», «Правила поведения в работе с книгой». Сюжетно — ролевая игра «Мы писатели и художники». Создание и выставка детских книг про братьев наших меньших. | Знакомство с творчеством художников — анималистов В.А.Ватагина, И.С.Ефимова, Д.В.Горлова, являющихся основоположниками анималистического жанра в России. Беседа «С первобытных времён в наши дни». Рисование методом штрихования животных. Создание музея «наскальной живописи». | |
январь | Жанр исторический | |||
Знакомство с иллюстрациями к к русским народным сказкам. Знакомство с фольклором Ряженье . Колядки, рождественские встречи. | Рассматривание репродукций К.Е. Маковского «Дети бегущие от грозы» и современного художника Дональда Золанда с изображением детей. Беседа, обсуждение увиденного. Аппликация. | Рассматривание репродукции В.Г.Перова «Тройка». Рассказ об авторе, картине, картинных галереях, музеях. Беседа по картине. | Знакомство с историческим жанром через живопись о былинных героях. Знакомство с творчеством В.М Васнецова. «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами» В.И. Суриков «Боярыня Морозова». Чтение былин. Беседа. | |
февраль | Декоративно — прикладное искусство | |||
Рассматривание альбома «Русские матрёшки». Игры с матрёшками. Заучивание потешек, отгадывание загадок, прослушивание народных песен. Приклеивание и раскрашивание бантиков из макорон на матрёшку — трафарет. | Знакомство с дымковскими и филимоновскими изделиями. Создание музея народно — прикладного творчества (лепка). Мастер — класс для родителей «Роспись с детьми игрушек». | Познавательный рассказ о хохломских изделиях. Рассматривание альбомов декоративно — прикладного творчества. Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах, загадывание загадок. Тонирование шаблонов хохломской росписи. | Знакомство с традиционными русскими народными промыслами. Театрализация народных сказок, шуточных попевок, народных игр. Роспись шкафчиков из спичечных коробков городецкой росписью, городецких, досок, гжельских тарелок. Выставка экспонатов в мини - музее. | |
март | Жанр портрет | |||
Рассматривание репродукций: Е.М.Сидоркин «Колыбельная», Б.М.Неменский «Тишина», К.С.Петров — Водкин «Мать». Игра «Поговорим о маме». Аппликация к фотографии мамы. | Рассматривание репродукции картины В.А.Серова «Стрекоза» или «Девочка с персиками» Беседа и рассказывание по картине. Знакомство с понятием портрет. Посещение электронной картинной галереи. | Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Рассматривание иллюстраций в книге. Рассматривание репродукции картины В.М.Васнецова «Алёнушка». Беседа по картине с использованием содержания сказки «Аленушка». | Иркутские художники
«Автопортрет»
Кипренский О.А. портрет А.С.Пушкина: Крамской И.Н. Портрет А.Н.Толстого Иркутский художники Знакомство с жанром портрет, автопортрет.
| |
апрель | Жанр урбанизм (город) | |||
Знакомство с архитектурой города (разные виды зданий, материал, из которого они сделаны). Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением нашего города. Конструирование «Это наш город». | Знакомство с архитектурой Иркутска. Составление рассказа «Дом, в котором я живу». Рассматривание фотографий и иллюстраций и репродукциями «Московский дворик» В.Д.Поленов. знакомство с изображением архитектурных сооружений. Беседа «Дом на моей улице». Рисование понравившегося здания. | Знакомство с понятием «архитектура». Беседа «Мир архитектуры».Знакомство с достопримечательностями своего города. Рассматривание и сравнение репродукций картин В. Глинского «Иркутск, улица Ленина», Н.Ф.Добровольского «Переправа через Ангару в Иркутске» и фотографий города. Игра «Узнай свой город». Рисование нашего города. | Знакомство с разными видами архитектуры (сказочная, храмовая, древняя, садово_ парковая, старинные здания). Знакомство с репродукциями картин Ф. Алексеева «Красная площадь в Москве», Х.Родригеса «Вид на Кремль», «Вечерний вид на Москва — сити», Т. Жилина «Зимний вечер в Иркутске», Л. Мичурина «Иркутск», «Вид на Драматический театр», «Улица Ленина». Рассуждения- диалог Игра Экскурсия в музей (с родителями). | |
май | Жанр батальный (военные события) | |||
Рассматривание репродукций картин или иллюстраций с изображением моряка, летчика (В.Братченко «Портрет моряка», Знакомство с их родом деятельности. Рассказ о ВОВ. Рисование салюта. | Знакомство с военной техникой. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин Усыпенко Ф.П. «Враг остановлен», «Ночной бой» . Чтение К.П.Алексеева «Рассказы о Великой Отечественной войне». Оригами «Самолёт». Конструирование из бросового материала «Танк». Закрашивание трафарета. | Знакомство с историческим прошлым нашего народа. Беседа о ВОВ. Прослушивание песни «Поклонимся великим тем годам» Пахмутовой. Рассматривание картины М.И.Самсонова «Сестрица». Беседа о том, какие эмоции ощутили дети. Игра «Стойкий оловянный солдатик», «Помоги раненому». Аппликация для дедушек и пап. | Этическая беседа о ВОВ. Просмотр фильма о героях ВОВ. Экскурсия в школьный музей, вечному огню. Знакомство с картиной Ю.М.Непринцева «Отдых после боя». Беседа по картине. Дидактическая игра «Расшифруй план военного похода». Рисование «Мой прадедушка». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный тематический план работы со старшими дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию
Примерный тематический план работы со старшими дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию, рассчитан на 8 недель...
Примерный тематический план работы со старшими дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию
Примерный тематический план работы со старшими дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию...
комплексно-тематическое планирование по художественно-эстетическому воспитанию во 2 младшей группе по программе "Мир открытий"
Создание комплексно-тематическое планирования на основе темообразующих факторов и принципа возрастной адресности, сделать жизнь детей интересной и связать ее с окружающей действительностью....
Презентация на тему: "Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников"
Данная презентация поможет определить основные задачи и средства направленные на развитие художественно-эстетического развития дошкольников...
Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой
Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...