Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой
статья по художественной литературе

Барановская Оксана Валерьевна

Детская литература как часть общей литературы является искусством

слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными

задачами и возрастом детей. Детская литература

способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его

мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в

детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность

слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное

произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться,

радоваться. Однако, чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она

зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством

слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными

задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и

познавательные возможности дошкольников). Детская литература

способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его

мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

произведения устного творчества русского народа и народов мира;

классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

современная литература (русская и зарубежная).

Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве

содержания и художественной формы. Восприятие литературного

произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему

подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на

содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения,

рассказа и других произведений художественной литературы. Постепенно у

детей вырабатывается избирательное отношение к литературным

произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею,

содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное

значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность

наслаждаться художественным словом, закладывается основа для

формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности,

меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает

перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует

тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом

общении и в самостоятельном словесном творчестве.

Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет

опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к

художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать

художественный образ; развивать поэтический слух способность улавливать

звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную

выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать

образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео,

телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их

воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения,

переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей,

серьёзной книги. Поэтому нужно первоначально сформировать умение

ребёнка грамотно слушать то, что ему читают, чтобы впоследствии

сформировался грамотный читатель.

В настоящее время возник удивительный парадокс: на книжных развалах,

в книжных магазинах появилось множество красочных интересных книг для

детей, но в большей мере они не востребованы, так как родители скорее

купят новый диск с нашумевшим разрекламированным мультфильмом, чем

детскую книгу. Объяснение этому факту тоже есть – книгу придется читать,

тратить своё время, что-то разъяснить ребёнку, а с диском малыш общается

самостоятельно.

Поэтому мной была разработана тематика произведений художественной

литературы для детей разновозрастной группы 5-7 лет.

Чтобы вызвать интерес детей был создан «Мини-музей» сказок. В нем

были представлены иллюстрированные книги, сюжетные картины к сказкам,

игрушки из театрального уголка, настольного театра. Дети нашли в нем

знакомые сказки и произведения, заинтересовались новыми книгами.

Далее работа ведется по темам.

Первая тема - это повторение и ознакомление с новыми русскими

народными сказками. Повторение уже знакомых сказок было выбрано для

того, чтобы детям было легче подготовиться к инсценировке сказки. Для этой

цели была выбрана сказка «Гуси-лебеди». Дети знакомились с новыми

произведениями русского народного творчества: «Небылицы»,

«Хаврошечка», «Василиса прекрасная». Для разнообразия формы работы

русская народная сказка «Царевна-лягушка» была просмотрена детьми в

видеоварианте.

Так как работа по приобщению детей к художественной литературе хорошо

сочетается с изобразительным творчеством, мною использовалась работа по

рисованию и аппликации для изготовления пригласительных билетов.

Показ – театр сказки «Гуси – лебеди» был проведен с приглашением других

ребят и родителей участников данного кружка.

Итогом данного блока было проведение литературной викторины по русским

народным сказкам.

Следующей темой были сказки Корнея Чуковского, обожаемые детьми с

младшего возраста. Вначале была проведена беседа: «Любимый дедушка

Корней», где ребята вспомнили любимые сказки этого замечательного

детского писателя. На следующей встрече с детьми слушание сказок

«Путаница» и «Краденое солнце» проводилось в аудиозаписи в исполнении

автора. Также мы вспомнили сказки К.Чуковского «Айболит»; «Бармалей».

Инсценировка отрывка из начала сказки «Айболит» была проведена в виде

показа настольного театра. Итогом данной работы стало рисование любимой

сказки К.Чуковского.

В декабре литература была подобрана по теме «Зима». Ознаменовало

начало нового блока чтение стихотворения Акима «Первый снег» с

сочетанием рисования. Далее шло ознакомление с немецкой сказкой

«Госпожа Метелица», рассказ украинской народной сказки «Рукавичка» с

показом кукольного театра, ознакомление со славянской сказкой

«Двенадцать месяцев» (обр. С. Маршака).

Начало января мы посвятили беседе о русских народных традициях. Здесь

использовалось чтение песенок «Коляда, коляда», «Как пошла коляда» с

ряжанием в праздничные костюмы.

Следующей темой были сказки Шарля Перро: «Кот в сапогах», «Золушка».

Здесь моей целью было познакомить детей с творчеством французского

писателя. Довести до детей смысл сказки, что главное - не богатое

наследство, а верный друг; что трудолюбие и доброта всегда

вознаграждаются.

Далее шло знакомство с литературной сказкой А.Волкова «Волшебник

Изумрудного города».

Во вторую половину февраля произведения носили патриотическое

настроение. Это было чтение рассказа Е Воробьёва «Обрывок провода»;

знакомство с творчеством А Гайдара «Сказки о военной тайне, о Мальчише-

Кибальчише…».

Начало марта было посвящено празднику мамы. Здесь мы вспоминали

любимые стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине» и А. Барто

«Перед сном». Заучивали пословицы и поговорки о маме. Продолжили

чтение сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Апрель мы начали с чтения шуточных стихотворений. Далее знакомились с

творчеством Н. Носова: «Заплатка», «Огурцы».

Весь месяц май мы посвятили чтению сказок Сызранской детской

писательницы Елены Панфиловой из её книги «Зеркальный лабиринт».

Ребята с огромным интересом слушали эти сказки, они учат доброте, дружбе

и взаимовыручки. А ещё они очень необычные и увлекательные.

После прочтения сказок оформлялись выставки детских рисунков.

В своей работе я использовала как многим хорошо знакомые произведения,

так и новые литературные находки. Дети всегда с удовольствием слушают

художественную литературу, и их интерес в глазах и ожидание новой

встречи для меня являются лучшей наградой и стимулом к дальнейшей

работе в этом направлении.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"

Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...

Презентация «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

«Определение путей оптимизации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

Презентация педагогического проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»

Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...

Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»

Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой посредством «Сторисек»

Статья на тему "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой посредством "Сторисек"...

Формирование патриотических чувств старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Дети наше все! Это наше будущее, наша опора в жизни и поддержка в старости. И от того как воспитаем, чему научим зависит наше будущее.Наблюдая за воспитанниками в детском саду, могу отметить детей, ко...