Конспект занятия "Путешествие по Югре"
план-конспект занятия (старшая группа)

Марина Петровна Былинина

 

Конспект занятия по формированию целостной картины мира  для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 по формированию целостной картины   мира

для детей старшего дошкольного возраста

по теме: «Путешествие по Югре»

Образовательная область «Познание»

Цель: Формировать патриотические чувства   путем изучения представлений о родном крае.

Задачи: Продолжать знакомить детей с родным краем, его богатством.

Познакомить со свойствами нефти.

Развивать внимание, память, мышление: упражнять в классификации животных, рыб, деревьев, ягод.

Воспитывать бережное отношение к родному краю.

Словарная работа: Югра, Самотлор, тайга, стерлядь, муксун, красная книга.

Материал демонстрационный: Презентация «Моя Югра»,карта округа ХМАО-Югра, макеты: озера Самотлор, нефтяной вышки, леса; нефть, чашка для нефти, пипетка, стакан с водой; слайды – деревья, Нижневартовск; фигурки животных, шишки, рябина, клюква, шиповник, термос, аудиозаписи: спокойной музыки, голосов зайца, медведя, птиц; емкость с водой, масло пихтовое, поднос с рыбой, красная книга.

Раздаточный материал: чашечки 10 штук, стаканчики 10 штук, ложечки, салфетки, картинки редких животных, растений, рыб, птиц, маска медведя, мягкие мячики 8 штук.

Ход занятий:

Воспитатель: Звучит музыка. Здравствуйте, ребята. Меня зовут девушка Има. Я очень рада вас видеть. Я прилетела к вам из Ханты-Мансийска.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется край, в котором мы живем?

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Югре.

Воспитатель: А хотите узнать историю появления вашего родного города? Как называется ваш город?

Однажды я взглянул на карту

Таежный оценил простор

И выбрал сразу Нижневартовск

Там был в проекте Самотлор.

(Приглашаю подойти к макету озера).

Воспитатель: Самотлор. Как только не истолковывали название этого озера, затерявшегося на огромном пространстве, среди сибирских пород и тайги: озеро, покрытое опавшими листьями; сердце озер. Одна легенда рассказывает: давным-давно злой волшебник убил невиданную птицу с огненным оперением, несущую добро людям, ее горячая кровь превратилась в черную кровь земли, в «мертвую воду».

Но недаром огненная птица отметила своей кровью это место на земле. Пришло время, и люди нашли несметные богатства, таившиеся под Самотлором. Оживили край и построили рядом город Нижневартовск.

Воспитатель: Как называется озеро? Ребята, как вы думаете, какие богатства нашли люди в озере? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте подойдем к макету озера Самотлор (на столе макет озера). Скажите какое это озеро?  В чашечках вы видите жидкость – это нефть. Понюхайте ее, есть запах? На что похоже?

Воспитатель: Узнаем, нефть тяжелее воды или легче. Если нефть тяжелее, ка вы думаете, что произойдет (опустится на дно). А если легче? (останется на поверхности воды). Экспериментируем – дети делают вывод, что нефть легче воды.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в сибирский лес. Тайга. Но для этого нам нужно пройти тропу препятствий. Перед вами болото, чтобы не упасть в него, нужно наступать только на кочки. Подойдите к макету леса.

Воспитатель: Скажите, какие животные живут в Югре? Назовите их. Олень, лиса, медведь, волк, белка, заяц, бобр, песец.

Воспитатель: Хотите послушать зайца? Включаю запись на компьютере.

Воспитатель: Кто из животных считается хозяином леса? Медведь. (голос медведя) Ханты считали, что медведь – это человек богатырь. Вот, что рассказывает хантыйская легенда: «Жил был один богатырь, который любил ходить в лес. Однажды пошел он в лес и заблудился. И чтобы выйти из леса, ему нужно было перелезть через колоду, поросшую мхом и снять с себя всю одежду. Когда он перелез через колоду без одежды, то почувствовал, что его тело покрылось шерстью. Не нашел он и своей одежды. Покрытый шерстью богатырь не пошел в таком виде к людям, а свой век стал скитаться по лесу и питаться тем, что найдет в лесу». У хантыйского народа медведь считается священным животным. В его честь устраивали медвежий праздник, на котором играли в различные игры. Вот и мы с вами поиграем в народную хантыйскую игру.

Игра «Медведь и охотники». 

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю после игры прилечь на коврики, отдохнуть, и насладиться ароматом, а каким вы мне скажите позже.( Музыка)

 Воспитатель: Это пахнет пихта. Пихтовое масло очень полезное, его используют при лечении бронхита, гриппа и многих других заболеваний. Оно успокаивает, помогает при кашле, улучшает кровообращение. Его используют в ароматерапии, т.е. лечение ароматом.

Какие еще вы знаете хвойные деревья, растущие в нашем лесу. Посмотрим на экран. (Рассматриваем слайды деревьев -ольха, кедр, сосна, лиственница, ель, пихта)

Воспитатель: На столе у меня лежат дары леса. Посмотрите. Знакомы ли вам эти дары? Назовите их. Я предлагаю угоститься вам клюквой. Какая она на вкус? А вы знаете, что клюква богата витаминами, ее используют при лечении многих заболеваний.

Рябина – сок  используется при боле в горле. Черника – для укрепления зрения. Брусника – укрепляет иммунитет, от простуды. Кедровые орешки – влияют на нервную систему и рост человека.

Воспитатель: Посмотрите, в стаканчике напиток, попробуйте его, из чего он сделан? Из шиповника. Шиповник богат питательными веществами и витаминами.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Что может бежать, но никогда не ходит?

 Какая река протекает в Нижневартовске? Я вам предлагаю посмотреть на рыб, которые водятся в наших реках и озерах.

Воспитатель: (На столе тарелочки с рыбой ) Карась – тело высокое с толстой спиной, окрас варьируется в зависимости от места обитания. Стерлядь – вытянутое тело, острый длинный нос, питается икрой рыб, беспозвоночными. Щука – вытянутое тело, острая голова, зубы, хищник, окрас – серо-зелёный в крапинку. Язь – серо-серебристый, на спине темнее, чем на брюхе, плавники с розовато-оранжевым оттенком. 

Воспитатель:  Много нового и  интересного узнали,  а сейчас устроим состязания,  в которые любит играть хантыйский народ: «Оленьи упряжки», «Борьба на палке»

(Дети играют).  

 Воспитатель: Наша экскурсия по родному краю подходит к концу и сейчас вернемся к тому месту, где мы начинали путешествие преодолев препятствия. Вот ребята, какой богатый наш край – Югра. Его надо беречь и охранять. Существует красная книга, в которую вносят животных, растения, птиц редких видов и нуждающихся в охране. Я вам предлагаю создать свою книгу и наклеить в нее картинки редких животных. Запомните этих животных, их нужно охранять. (Дети вместе с воспитателем наклеивают картинки.)

Воспитатель: Понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие? Что наиболее запомнилось? О нашем путешествии будет напоминать красная книга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Конспект интегрированного занятия. «Югра - мой край родной»

Цель:1.Закрепить знаний детей о жизни и традициях коренных народов Севера - ханты и манси. 2.Познакомить детей с укладом жизни этих малочисленных народов , с образом жизни людей в условиях Севера...

Конспект НОД " Моя Югра"

Конспект "Моя Югра"...