Конспект занятия "Путешествие по Югре"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по формированию целостной картины мира
для детей старшего дошкольного возраста
по теме: «Путешествие по Югре»
Образовательная область «Познание»
Цель: Формировать патриотические чувства путем изучения представлений о родном крае.
Задачи: Продолжать знакомить детей с родным краем, его богатством.
Познакомить со свойствами нефти.
Развивать внимание, память, мышление: упражнять в классификации животных, рыб, деревьев, ягод.
Воспитывать бережное отношение к родному краю.
Словарная работа: Югра, Самотлор, тайга, стерлядь, муксун, красная книга.
Материал демонстрационный: Презентация «Моя Югра»,карта округа ХМАО-Югра, макеты: озера Самотлор, нефтяной вышки, леса; нефть, чашка для нефти, пипетка, стакан с водой; слайды – деревья, Нижневартовск; фигурки животных, шишки, рябина, клюква, шиповник, термос, аудиозаписи: спокойной музыки, голосов зайца, медведя, птиц; емкость с водой, масло пихтовое, поднос с рыбой, красная книга.
Раздаточный материал: чашечки 10 штук, стаканчики 10 штук, ложечки, салфетки, картинки редких животных, растений, рыб, птиц, маска медведя, мягкие мячики 8 штук.
Ход занятий:
Воспитатель: Звучит музыка. Здравствуйте, ребята. Меня зовут девушка Има. Я очень рада вас видеть. Я прилетела к вам из Ханты-Мансийска.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется край, в котором мы живем?
Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Югре.
Воспитатель: А хотите узнать историю появления вашего родного города? Как называется ваш город?
Однажды я взглянул на карту
Таежный оценил простор
И выбрал сразу Нижневартовск
Там был в проекте Самотлор.
(Приглашаю подойти к макету озера).
Воспитатель: Самотлор. Как только не истолковывали название этого озера, затерявшегося на огромном пространстве, среди сибирских пород и тайги: озеро, покрытое опавшими листьями; сердце озер. Одна легенда рассказывает: давным-давно злой волшебник убил невиданную птицу с огненным оперением, несущую добро людям, ее горячая кровь превратилась в черную кровь земли, в «мертвую воду».
Но недаром огненная птица отметила своей кровью это место на земле. Пришло время, и люди нашли несметные богатства, таившиеся под Самотлором. Оживили край и построили рядом город Нижневартовск.
Воспитатель: Как называется озеро? Ребята, как вы думаете, какие богатства нашли люди в озере? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте подойдем к макету озера Самотлор (на столе макет озера). Скажите какое это озеро? В чашечках вы видите жидкость – это нефть. Понюхайте ее, есть запах? На что похоже?
Воспитатель: Узнаем, нефть тяжелее воды или легче. Если нефть тяжелее, ка вы думаете, что произойдет (опустится на дно). А если легче? (останется на поверхности воды). Экспериментируем – дети делают вывод, что нефть легче воды.
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в сибирский лес. Тайга. Но для этого нам нужно пройти тропу препятствий. Перед вами болото, чтобы не упасть в него, нужно наступать только на кочки. Подойдите к макету леса.
Воспитатель: Скажите, какие животные живут в Югре? Назовите их. Олень, лиса, медведь, волк, белка, заяц, бобр, песец.
Воспитатель: Хотите послушать зайца? Включаю запись на компьютере.
Воспитатель: Кто из животных считается хозяином леса? Медведь. (голос медведя) Ханты считали, что медведь – это человек богатырь. Вот, что рассказывает хантыйская легенда: «Жил был один богатырь, который любил ходить в лес. Однажды пошел он в лес и заблудился. И чтобы выйти из леса, ему нужно было перелезть через колоду, поросшую мхом и снять с себя всю одежду. Когда он перелез через колоду без одежды, то почувствовал, что его тело покрылось шерстью. Не нашел он и своей одежды. Покрытый шерстью богатырь не пошел в таком виде к людям, а свой век стал скитаться по лесу и питаться тем, что найдет в лесу». У хантыйского народа медведь считается священным животным. В его честь устраивали медвежий праздник, на котором играли в различные игры. Вот и мы с вами поиграем в народную хантыйскую игру.
Игра «Медведь и охотники».
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю после игры прилечь на коврики, отдохнуть, и насладиться ароматом, а каким вы мне скажите позже.( Музыка)
Воспитатель: Это пахнет пихта. Пихтовое масло очень полезное, его используют при лечении бронхита, гриппа и многих других заболеваний. Оно успокаивает, помогает при кашле, улучшает кровообращение. Его используют в ароматерапии, т.е. лечение ароматом.
Какие еще вы знаете хвойные деревья, растущие в нашем лесу. Посмотрим на экран. (Рассматриваем слайды деревьев -ольха, кедр, сосна, лиственница, ель, пихта)
Воспитатель: На столе у меня лежат дары леса. Посмотрите. Знакомы ли вам эти дары? Назовите их. Я предлагаю угоститься вам клюквой. Какая она на вкус? А вы знаете, что клюква богата витаминами, ее используют при лечении многих заболеваний.
Рябина – сок используется при боле в горле. Черника – для укрепления зрения. Брусника – укрепляет иммунитет, от простуды. Кедровые орешки – влияют на нервную систему и рост человека.
Воспитатель: Посмотрите, в стаканчике напиток, попробуйте его, из чего он сделан? Из шиповника. Шиповник богат питательными веществами и витаминами.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Что может бежать, но никогда не ходит?
Какая река протекает в Нижневартовске? Я вам предлагаю посмотреть на рыб, которые водятся в наших реках и озерах.
Воспитатель: (На столе тарелочки с рыбой ) Карась – тело высокое с толстой спиной, окрас варьируется в зависимости от места обитания. Стерлядь – вытянутое тело, острый длинный нос, питается икрой рыб, беспозвоночными. Щука – вытянутое тело, острая голова, зубы, хищник, окрас – серо-зелёный в крапинку. Язь – серо-серебристый, на спине темнее, чем на брюхе, плавники с розовато-оранжевым оттенком.
Воспитатель: Много нового и интересного узнали, а сейчас устроим состязания, в которые любит играть хантыйский народ: «Оленьи упряжки», «Борьба на палке»
(Дети играют).
Воспитатель: Наша экскурсия по родному краю подходит к концу и сейчас вернемся к тому месту, где мы начинали путешествие преодолев препятствия. Вот ребята, какой богатый наш край – Югра. Его надо беречь и охранять. Существует красная книга, в которую вносят животных, растения, птиц редких видов и нуждающихся в охране. Я вам предлагаю создать свою книгу и наклеить в нее картинки редких животных. Запомните этих животных, их нужно охранять. (Дети вместе с воспитателем наклеивают картинки.)
Воспитатель: Понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие? Что наиболее запомнилось? О нашем путешествии будет напоминать красная книга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
нормативно - правовой документ...
Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"
Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....
Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)
Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....
Конспект интегрированного занятия. «Югра - мой край родной»
Цель:1.Закрепить знаний детей о жизни и традициях коренных народов Севера - ханты и манси. 2.Познакомить детей с укладом жизни этих малочисленных народов , с образом жизни людей в условиях Севера...
Конспект НОД " Моя Югра"
Конспект "Моя Югра"...