Конспект занятия "Жизнь народов Югры"
план-конспект занятия

Перова Марина Анатольевна

Конспект занятия "Жизнь народов Югры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_narodov_yugry.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Жизнь народов Югры»

Программное содержание:

Познакомить детей с жизнью коренных жителей Ханты - Мансийского округа: жилище, труд, одежда, народное творчество.

Закрепить знания детей о животном и растительном мире нашего края.

Ввести понятие «Родина».

Воспитывать у детей чувство любви к родному краю и уважения к жизни, традициям и обычаям народов разных национальностей.

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов с иллюстрациями на темы: «Родина моя - суровый край сибирский», «Орнаменты народов Севера», «Занятия и традиции жителей Югры», «Животные нашего края», «Зелёная аптека нашего края».

Чтение сказок и разучивание стихов местных писателей и авторов о родном крае.

Знакомство с предметами быта народов ханты и манси.

Словарная работа:

Коренные жители, малица, сахи, кисы, сокуй, нарты, каюр, оленевод.

Оборудование и материал:

Физическая карта России, картина «Дети Севера», образцы аппликационных работ из меха: кисы, сокуй, сахи, Хантыйская мужская рубашка.

Чум - поделка из меха, кукла в национальном хантыйском костюме, эмблемы с рисунками «Оленёнок» и «Медвежонок», ягоды брусники и клюквы на блюдцах.

Ход занятия:

Под хантыйскую музыку о родном крае дети входят в зал и становятся полукругом возле карты России.  

Рассказывают стихи о России, о Родине.

Воспитатель:

- Ребята, что вы видите на слайде? (карту)

- Как называется наша страна? (Россия)

-Мы с вами много путешествовали по разным уголкам нашей страны, но всегда возвращались к себе домой, на родину.

- А вы знаете, что такое Родина?

«Родина». Прислушайтесь к этому слову. Это слово так близко другим словам: родня, родственник, родимая, родимый. Так мы говорим о близких нам людям.

- О ком мы так говорим? (о мамах, папах. сёстрах. братьях).

Мы произносим эти слова, и от них веет теплом, уютом, спокойствием. Так и наша родина - это место, где мы родились, где живём, где стоит наш дом, где живут наши друзья. Хорошо, когда люди любят свою родину и от этой любви она становится богаче, сильнее.

-Как вы думаете, что значит любить родину?

Любить родину - это значит, знать её (как нам хочется всё знать о тех, кого мы любим, стараться всё сделать для своей родины, чтобы ей было хорошо, это значит - защищать её, когда ей трудно.

Ребята, я сказала, что после путешествий мы всегда возвращаемся домой, на родину. А кто может показать (на слайде) это место на карте? (показ на карте ХМАО)

- Почему ты показал именно это место?

ХМАО - это наша с вами родина. Я предлагаю вам сегодня побеседовать о нашей родине.

Дети проходят и усаживаются на стульчики.

- Так как же называется наш округ? (ХМАО)

Давайте на слайде рассмотрим флаг нашего округа? Какие цвета у нашего флага? (зелёный и голубой)

- Что вам напоминает эмблема нашего флага?

Центр ХМАО - г. Ханты - Мансийск. Давайте скажем это слово.

- Как называется область, в которой мы живём? (Тюменская)

Показ на слайде символа Тюменской области и рассматривание его.

- Как называется район? (Нефтеюганский)

Показ на слайде символа г. Нефтеюганска.

- Как называется наш посёлок? (Пойковский)

- Люди каких национальностей живут в нашем крае, в нашем посёлке, ходят в наш детский сад? (русские, украинцы, башкиры, белорусы, Ханты, манси)

- Дружат ли эти народы?

Коренное население нашего округа - это ханты и манси.

Как вы думаете, что обозначают слова «коренное население»?

Ханты и манси жили здесь давно, с самого образования округа, а вот люди других национальностей приехали сюда из других мест.

Давайте посмотрим на тех, кто жил и сейчас живёт в нашем крае.

Обратите внимание на картину «Дети Севера».

- Кого вы видите на этой картине? (дети перечисляют)

- Что делают эти дети? (катаются на санях)

Ребята, это лёгкие, длинные сани называются нартами. Повторите это слово.

Олени бегут по по глубокому снегу. Там, где нельзя проехать на автомобиле и на лошади, можно проехать на оленях. А управляет оленями человек, которого называют «каюр». Давайте вместе повторим это слово - каюр.

- Как вы думаете, детям и воспитательнице холодно? (нет)

На них тёплая одежда. Рассмотрим внимательно эту одежду.

- Из чего она сшита? (из меха)

Да, эта одежда сшита  из оленьего меха, но называется она не шуба, а малица. Малица шьётся мехом внутрь. Иногда поверх малицы мужчины надевают широкую, расшитую орнаментом, рубаху (показ аппликационной работы рубахи)

Но ещё шьют шубы и мехом наружу. Такие шубы называют: сахи - женская шуба, сокуй - мужская шуба (показ аппликационных работ)

Хантыйские и мансийские рукодельницы красиво украшают свою одежду. Это видно даже на картине. Найдите на картине детей в расшитых малицах. На ногах у детей обувь тоже из оленьего меха. Это кисы (показ аппликации с кисами). Их тоже украшают различным орнаментом.

- Ребята, а как вы думаете, в чём раньше жили ханты и манси? (в чумах).

Показ поделки чума.

- Из чего его делали? ( из оленьего меха).

Как вы видите. Олень - кормит и одевает жителей Севера. А ещё он является для них основным видом транспорта. Хантыйские оленеводы - это люди, которые разводят оленей, пасут их и ухаживают за ними, перегоняют оленей с одного пастбища на другое. А вы хотите побыть оленеводами? Тогда давайте поиграем в игру, которая называется «На новое стойбище».

Подвижная игра «На новое стойбище».

Играющие становятся парами. В паре один ребёнок - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новое стойбище». После этих двух слов все бегут по залу, не обгоняя друг друга. Останавливаются по сигналу ведущего: «Привал». Каюры отпускают оленей, которые бегают врассыпную. По сигналу: «Упряжки» все должны построиться в прежней последовательности. Затем играющие меняются местами - «олени» становятся «каюрами».

После игры дети снова садятся на стульчики.

Воспитатель:

Сегодня мы много нового о родном крае. И я с уверенностью могу назвать вас 2знатоками родного края» и хочу вас пригласить принять участие в викторине, которая называется «Что, где, когда?». Для этого я предлагаю разделиться на две команды: «Оленёнок» и «Медвежонок» (эмблемы у детей прикреплены с начала занятия). Сейчас мы проверим. Что же вы запомнили с сегодняшнего занятия. А также с предыдущих занятий. Прослушайте правила игры:

  1. Отвечать на вопросы по одному, поднимая руку.
  2. Дополнять ответы товарища.
  3. За каждый правильный ответ команда получает приз - книгу о родном крае.

Вопросы нам сегодня прислали в письмах из разных уголков страны. Слушаем первый вопрос, который прислал вам Почемучка 9вскрываем конверт).

- Вопрос команде «Оленёнок».

-Как называется наш округ и почему он так называется?

Вопрос команде «Медвежонок»:

- Как называется район, в котором вы живёте, и почему он так называется?

Второе письмо от Незнайки. Он спрашивает:

- Знаете ли вы Хантыйских поэтов и их стихи? (дети поочерёдно из каждой команды рассказывают разученные заранее стихи).

Команда «Оленёнок» рассказывает стихи Ювана Шесталова:

  1. Едва на свет рождаемся, о нас гадают матери.

Едва на свет рождаемся. Желают нам они,

Чтоб на земле заснеженной недаром силы тратились,

Добыча не скудела чтоб у нас и у родни.

  1. Если даже весна разоткала узор, на лугах всё -  равно не гаси свой костёр,

Даже в солнечный день, даже в тёмную ночь

Он тебе пригодится, он может помочь.

Команда «Медвежонок» рассказывают стихи Андрея Тарханова:

  1. Цветёт душичка луговая, с волной играют муксуны,

Иртыш и Обь - раздолье края, в него мы с детства влюблены.

  1. Ханты - мансийские холмы всегда в почёте у зимы.

Из красно - огненной лисицы у кедров утром рукавицы.

Горят папахи от зари, не кедры, а богатыри: любой похож на казака

Времён далёких Ермака.

Следующее письмо от ребят из п. Лемпино. Вместе с письмом они прислали куклу в хантыйском костюме и спрашивают:

Вопрос команде «Оленёнок»:

- Как называется шуба этой куклы? (сахи).

Вопрос команде «Медвежонок»:

- Как называются сапоги хантыйской девочки? (кисы).

Следующее письмо нам прислали ребята старшей группы нашего детского сада. Они загадывают вам загадки о родном крае.

Загадки для команды «Оленёнок»:

-Ходит смело и легко, рога раскинув широко (олень).

- Посреди снежного моря пляшет красная лисица (огонь).

- Рука деревянная, тело стальное (нож).

Загадки для команды «Медвежонок»:

- Без крыльев, а быстрее птицы, с дерева на дерево перелетает, орешки грызёт (белка).

- Сколько не мотай клубок, а нитка не кончается (дорога).

- Сам деревянный, голова железная (топор).

Последнее письмо от Сладкоежки:

-Присылаю вам в гостинец эти вкусные ягоды. Угадайте на вкус. Что это за ягоды?

1 команда угадывает по вкусу клюкву,

2 команда - бруснику.

Подводится итог занятия, вручаются призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Художественное творчество народов Югры"

Целью проекта является знакомство детей с художественным творчеством народов ханты и манси....

План работы с родителями по образовательной технологии «Воспитание у старших дошкольников положительного отношения к малым народам Югры - ханты»

Воспитание чувства уважения к жизни, традициям и обычаям народов ханты.Развитие интереса к творчеству народа ханты. Обеспечение единства воспитательных воздействий детского сада и семьи....

Промыслы народов Югры

Презентация содержит фотографии традиционных народных промыслов народов севера....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "СКАЗКИ НАРОДОВ ЮГРЫ"

Очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Югры, научились нак же любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. Способствовать развитию интереса к коренным народам ха...

Конспект НОД «Быт и традиции коренных народов Югры» (подготовительная группа)

Конспект НОД «Быт и традиции коренных народов Югры»(подготовительная группа)...

Презентация к конспекту НОД «Быт и традиции коренных народов Югры» (подготовительная группа)

Презентация к  конспекту НОД «Быт и традиции коренных народов Югры»(подготовительная группа)...