Художественно-эстетическое воспитатение детей среднего возраста
учебно-методический материал по рисованию (средняя группа) на тему
Введение
В настоящее время основные принципы образования в рамках дошкольного учреждения - личностное своеобразие каждого ребенка, развитие способностей каждого подопечного, расширение кругозора ребенка, преобразование развивающей предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями,поддержки специфики и разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека иличностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
Цель: рассмотреть основную цель и задачи художественно-эстетического развития детей 3-4 лет зафиксированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Задачи:
1. Рассмотреть художественно-эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО;
2. Проанализировать задачи и возрастные характеристики в рамках художественно-эстетического развития детей старшей группы;
3. Наметить целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования;
4. Определить особенности организации образовательного процесса;
5. Представить формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konechnyy_esteticheskoe_hudozhestvennoe_3-4.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
Введение
1.Художественно-эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО
2. Возрастная характеристика в рамках художественно-эстетического развития.
2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
2.2. Особенности организации образовательного процесса.
3. Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников
Заключение
Приложение
Введение
В настоящее время основные принципы образования в рамках дошкольного учреждения - личностное своеобразие каждого ребенка, развитие способностей каждого подопечного, расширение кругозора ребенка, преобразование развивающей предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями,поддержки специфики и разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека иличностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
Цель: рассмотреть основную цель и задачи художественно-эстетического развития детей 3-4 лет зафиксированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Задачи:
1. Рассмотреть художественно-эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО;
2. Проанализировать задачи и возрастные характеристики в рамках художественно-эстетического развития детей старшей группы;
3. Наметить целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования;
4. Определить особенности организации образовательного процесса;
5. Представить формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников.
- ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусств, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
Основа методов и теории содержания и достижения целей и задач рабочей программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста составляют следующие подходы:культорологический, личностно – деятельностный и аксиологический (подход к образованию на основе общечеловеческих ценностей и самоценности личности).
С точки зрения аксиологического подхода, произведения искусства, предлагающиеся вниманию детей, и продукты художественно-эстетической деятельности могут рассматриваться как художественно-эстетическая ценность.
Культорологический подход заключается в компетентном отборе произведений для синтеза искусств при организации восприятия детей.
Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прогматическихдо ценностных.
- ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА В РАМКАХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего художественно-эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
- Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Целевыми ориентирами являются:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
2.2. Особенности организации образовательного процесса
Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:
- непосредственно образовательная деятельность
-образовательная деятельность в режимных моментах;
- самостоятельная деятельность детей;
- образовательная деятельность в семье.
При организации партнерской деятельности взрослого с детьми мы опираемся на тезисы Н.А. Коротковой:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).
- открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в интеграции художественно-эстетической деятельности с другими (познавательно-исследовательской, игровой, двигательной, коммуникативной)
Художественно-эстетическая деятельность удовлетворяет потребности детей в самовыражении по впечатлениям организованной совместной познавательно - исследовательской деятельности взрослого и детей и реализуется через продуктивную и музыкально-творческую деятельность. Чтение художественной литературы направлено на развитие эстетического восприятия детей, создание целостной картины мира и расширение кругозора детей.
Игра является основным видом детской деятельности, и формой организации совместной художественно - эстетической деятельности взрослого и ребенка.
Коммуникативная деятельность является средством взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе художественно-эстетической деятельности.
Двигательная деятельность организуется при проведении физкультминуток при проведении занятий художественно-эстетического цикла.
Регламент непосредственно образовательной деятельности
Вид деятельности | Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю |
Изобразительная деятельность - рисование - аппликация/лепка | 2 0,5/0,5 |
Музыкальная деятельность | 2 |
Всего | 4,5 |
- ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Формы работы с родителями по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
№ п/п | Организационная форма | Цель | Темы (примерные): |
1. | Педагогические беседы | Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе художественно-эстетического развития. По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего развития ребенка | «Сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности детей» «Функции и миссия современной детской библиотеки» |
2. | Тематические консультации | Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей в условиях семьи | «Развитие детской инициативы и самостоятельности в художественно-эстетической деятельности» |
3. | Родительские собрания | Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам художественно-эстетического развития детей, расширение педагогического кругозора родителей | «Детская библиотека – информационное пространство в области художественно-эстетического развития дошкольника» |
4. | Мастер-классы | Особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам художественно-эстетического развития детей. Большое значение в подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам. Мастер-класс может быть организован сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными специалистами. | «Современные материалы для сотворчества детей и взрослых в продуктивной деятельности» «Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования» |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе на тему «Осеннее дерево»
Задачи.
Воспитательные. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Развивающие. Систематизировать знания детей об отличительных признаках осени. Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений за деревьями. Развитие всех компонентов устной речи детей. На основе обогащения представлений о предметах продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Развитие внимания, восприятия, воображения.
Обучающие. Овладение действием замещения реальных объектов и явлений. Дать представления о новой технике работы с пластилином, вызвать желание лепить. Упражнять в лепке приемом раскатывания прямыми движениями ладони и круговыми движениями тремя пальцами рук. Прививать любовь к природе, учить замечать изменения в природе осенью, знакомить с деревьями, учить узнавать дерево по семенам (плодам) и по коре. Учить работать коллективно.
Материал: пластилин, доски, салфетки, схема роста дерева «Из семени – дерево», коллекция семян и плодов, коллекция коры разных деревьев, картинки с изображением осенних мотивов, картинки с изображением деревьев.
Ход НОД
• Воспитатель в образе Осени вместе с детьми входит в игровую комнату
• - Ребята, посмотрите, какое у меня удивительное платье. Как вы думаете, В кого я нарядилась? (Ответы детей) .
• Вы знаете, какие изменения происходят в природе осенью. (Да). А вот мы сейчас это и проверим. Я буду называть слово, а вы расскажете мне, какие изменения произошли с приходом осени. Что мы можем сказать:
О солнце (прячется за тучи, слабо греет) .
О небе (становится хмурым, пасмурным, серым) .
О птицах (улетают в теплые края) .
О деревьях (роняют листья, начинается листопад. На березе листья желтеют, а на рябине – краснеют) .
О ветре (дует холодный, сильный ветер) .
О дожде (часто моросит, лужи долго не высыхают) .
О траве (становится желтой и сухой) .
О животных (готовятся к зиме: меняют свои шубки, готовят запасы) .
- Молодцы! Вы с родителями собрали и принесли семена, давайте узнаем, помните ли вы, с какого дерева какие плоды. Выберите себе какой-либо плод и отнесите его к картинке с изображением дерева.
(Плоды или семена каштана, дуба, липы, клена, яблони, рябины лежат в корзинке, картинки с изображением деревьев лежат на столе) .
- Кирилл, как называется твой плод? Почему ты положил его к этому дереву? (Полные ответы детей). Спросить нескольких детей.
- А я для вас приготовила еще сюрприз. Давайте посмотрим, что лежит в этой коробочке (Кора деревьев). Вы догадались что это? (Ответы детей). Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей) .
- Кто-нибудь из вас знает, как из плода или семени вырастает дерево? Есть желающие рассказать? (Выставляется схема развития дубочка) .
Мини-этюд под музыку «Из семени в дерево»
- Давайте мы с вами представим, что вы – маленькое сморщенное семечко. Осенью семя упало на землю. Зимой снежок накрыл его, укутал. Весной дождик поливал, солнышко согревало, и семя начало оживать. Пустило корешки, потом появился росток, и дерево начало расти. Росло-росло и выросло в красивое дерево с листочками. Пройдет много лет и дерево даст плоды, которые опять упадут на землю и все начнется сначала.
- Ребята,посмотрите какой осенний пейзаж прислал нам художник. Он нарисован способом пластилинографии. Вот какая красота получилась: ковер из осенних листьев и перистые облака на голубом небосводе. Но как - будто тут чего-то не хватает. Как вы думаете, что можно добавить, чтобы картина получилась завершенной? (Ответы детей).
- Я хочу вас попросить помочь мне слепить березку. Поможете? (Да) .
- Какой у березки ствол? (Шершавый, белый с черными пятнышками). Как мы катаем «колбаски»? Как можно скрутить «колбаски» в «спиральку»? Как будем катать шарики для листиков? Что нужно сделать, чтобы из шарика получилась монетка, ведь листочки березы осенью похожи на золотые монетки?
Сейчас мы займем свои рабочие места и сделаем заготовки ствола, веточек и листиков осенней березки. Дети выполняют работу, воспитатель помогает при затруднении.
• Пальчиковая гимнастика
Долго, долго мы лепили (Встряхиваем кистями перед собой)
Наши пальцы утомились.
Пусть немного отдохнут
Дружно руки разведем (Отвести руки назад – вперед отклоняясь на спинку стула).
И опять лепить начнем
• Коллективная работа «Соберем осеннее дерево»
- Вот сколько всего у нас получилось! Ребята, а теперь мы соберем из ваших заготовок осеннее дерево путем налепливания коры и листьев на основу.
- Посмотрите, какое красивое осеннее дерево получилось! Мы его поставим в уголке природы, вы в любое время сможете полюбоваться им и показать родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного открытого занятия по речевому и художественно-эстетическому развитию для детей среднего возраста «Путешествие в зимний лес»
Познавательное занятие....
Занятие по художественно – эстетическому развитию для детей среднего возраста (по ФГОС)
Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию для детей среднего возраста....
Конспект организованной образовательной деятельности ОО "Художественно-эстетическое развитие" для детей среднего возраста. Аппликация на тему: «Бабочка - красавица».
Конспект организованной образовательной деятельности ОО "Художественно-эстетическое развитие" для детей среднего возраста. Аппликация на тему: «Бабочка - красавица»....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего возраста «Подарок маме»
С использованием образовательных технологий- игровые технологии- технологии познавательного развития- технологии личностного-ориентирования взаимодействия педагога с детьми...
конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию для детей среднего возраста с использованием ЦОР на тему "Золотая рыбка".
Конспект занятия "Золотая рыбка"рисование....
Конспект открытого занятия по художественно- эстетическому развитию для детей среднего возраста. Тема: "Рыжая лисичка".
Рисование лисы при помощи геометрических фигур ( круг , овал, треугольник) , закрашивание внутри контура методом " тычка"....
Программа дополнительного образования по художественно- эстетическому развитию для детей среднего возраста "Умелые ручки"
Цель программы: воспитывать у детей интерес и любовь к ручному труду, вовлекать детей в активную творческую деятельность...