Программа дополнительного образования по художественно- эстетическому развитию для детей среднего возраста "Умелые ручки"
рабочая программа (старшая группа) по теме
Цель программы: воспитывать у детей интерес и любовь к ручному труду, вовлекать детей в активную творческую деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umelye_ruchki.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7»
Программа дополнительного образования по художественно- эстетическому развитию для детей среднего возраста
« Умелые ручки»
на 2017-2018 уч.год.
( 1 год обучения)
Воспитатель:
Мелешкина М.А.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… | 3 | |||
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………........ | 4 | ||
1.1. | Пояснительная записка………………………………………… | 4 | ||
1.1.1. | Цели и задачи Программы ………………………………. | 4 | ||
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы ….. | 5 | ||
1.2. | Планируемые результаты ……………………………………... | 6 | ||
1.3. | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе …………………………………... | 7 | ||
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………….. | 9 | ||
2.1. | Общие положения ………………………………………………. | 9 | ||
2.2. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка ……………………………. | 10 | ||
2.3. | Взаимодействие взрослых с детьми …………………………... | 12 | ||
2.4. | Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников …………………………………………………… | 15 | ||
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………... | 16 | ||
3.1. | Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка ………………………………………………... | 16 | ||
3.2. | Организация развивающей предметно-пространственной среды ……………………………………………………………… | 17 | ||
3.3. | Материально-техническое обеспечение Программы ……… | 18 | ||
3.4. | Планирование образовательной деятельности ……………... | 19 | ||
3.5. | Режим и распорядок дня ………………………………………. | 25 | ||
3.6. | Перечень литературных источников ………………………… | 26 | ||
Введение
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Программа кружка построена «от простого к сложному».
1.1. Цели и задачи Программы
Основная цель работы кружка:
- Воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству;
- Вовлекать детей в активную творческую деятельность;
Работа кружка «Умелые ручки» призвана решать следующие задачи:
- Сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения;
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Совершенствовать навыки и умения работы с материалами различного происхождения, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество.
1.1. Принципы и подходы к формированию Программы
Дидактические принципы построения и реализации программы кружка «Умелые ручки».
Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства детского сада:
►► принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
►► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
►► принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
►► принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
►► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
►► принцип развивающего характера художественного образования;
►► принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
►► принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
►► принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
►► принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
►► принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
►► принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
►► принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
►► принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
►► принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
►► принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
►► принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
1.2. | Планируемые результаты |
1. Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
2. Умения находить новые способы для художественного изображения самостоятельно выбирать художественный образ, сюжетную композицию, материалы, инструменты и способы реализации своих замыслов.
3. Желание детей общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды продуктивной деятельности.
Результаты творчества детей будут представлены систематическими выставками, оформлением работами интерьера детского сада.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Мониторинг результатов образования детей дошкольного возраста
Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. При этом используются только те методы, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Оценка сформированного уровня художественно – эстетического развития детей проводится 3 раза в год (1-2 недели сентября, середина января , 3-4 недели мая). Такой подход позволяет обеспечить возможность оценки динамики достижений детей.
Дети к концу года могут:
Рисование
- Передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, движения фигур, отличия предметов по форме, величине
- Рисовать контур предмета простым карандашом с легким нажимом на него, кистью разными способами
- Смешивать краски для получения новых цветов, располагать изображения по низу листа, по всему листу
Аппликция
- Разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие
- Вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, использовать прием обрывания
- Создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение
Лепка
- Лепить с натуры, по представлению пластическим, конструктивным и комбинированным способами, используя стеку
- Лепить птиц, животных, людей, по типу народных игрушек, украшать узорами, налепами и углубленным рельефом
- Сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа
- Использовать разнообразные и дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки)
Художественный труд
Работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости
Самостоятельно подбирать необходимый природный материал
Осознанно правильно относиться к объектам и явлениям природы
Иметь первоначальные умений и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения
Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не ответил
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Результаты мониторинга отражаются в диагностике. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов и позволяет осуществить оценку динамики достижений детей.
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
2.1.Общие положения
Направленность программы дополнительного образования «Умелые ручки» является программой художественно-творческой направленности и продуктивной деятельности, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (1 год ).
Новизна программы состоит в том, что она спроектирована на основе интеграции эстетической, интеллектуальной, игровой деятельности детей и направлена на формирование экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней посредством изобразительной деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способах решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит художественному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному творчеству.
Основные направления программы дополнительного образования «Умелые ручки»:
- рисование
- аппликация
- лепка
- ручной труд
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Развитие речи». В используется прием комментированной работы. В процессе обыгрывания сюжета и самой работы ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свои действия. Подразумевается использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, воспитанники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2. «Ознакомление с окружающим». Для НОД по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. Так дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
3. «Сенсорное воспитание». Непосредственно образовательная деятельность способствует усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
4. «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование работ детей в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. «Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Программой предусмотрено, чтобы каждое НОД было направлено на овладение основами художественного творчества, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Все НОД проходят поэтапно от простого к сложному. У детей совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении непосредственной образовательной деятельности, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта.
Последовательность тем в учебно-тематическом плане выстроена с учетом возрастных особенностей детей. У детей дошкольного возраста практически отсутствует способность к длительной концентрации внимания на одном и том же материале. Поэтому содержание НОД предусматривает чередование различных видов деятельности, материалов.
В начале каждой НОД несколько минут отведено творческой беседе, рассматривание новых предметов, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются знания по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с детьми выполняет художественную работу, последовательно комментируя все стадии её выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в художественном творчестве.
Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при котором в процессе усвоения знаний, законов и правил художественного творчества у дошкольников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать различными приемами художественного творчества;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы НОД;
- создание ситуаций успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
-объекты творчества воспитанников имеют значимость для них самих и для общества.
Итогом реализации программы является традиционная выставка работ детей.
Таким образом, организация дополнительного образования «Умелые ручки» позволяет осуществлять художественно-эстетическое развитие дошкольников изобразительной деятельностью через приобщение их к природе.
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения.
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.
1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.).
2 этап - знакомство со свойствами материалов.
3 этап - обучение приемам изготовления.
4 этап - изготовление поделок.
5 этап – выставки детских работ.
Основной формой работы являются занятия подгруппами два раза в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
Самостоятельное изготовление поделки.
Анализ готовых поделок своих и товарищей.
Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Материал:
Бумага разных видов, картон простой и цветной, бумажные салфетки, гофрированная бумага, ткань, вата, ватные диски, природный материал, крупы, семена, пластилин, тесто, коробки, спички, нитки, краски, гуашь, карандаши, фломастеры, ножницы, клеёнка, клей, кисточки, влажные салфетки.
Способы работы:
1. Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2. Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4. Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.
5. Наклеивание ниток и ткани на изображение.
6. Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.
7. Наклеивание ватных дисков на изображение.
8. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
9. Скрепление различных деталей.
10. Сматывание ниток в клубок.
11. Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков.
12. Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
13. Конструирование из коробок с элементами аппликации.
14. Лепка предметов из теста и их закрашивание.
15. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.
16. Барельеф.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников
Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приемной есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.
Предполагается проведение работы с родителями по развитию эстетических чувств и представлений у детей в ходе развития художественно – творческих способностей через приобщение к их природе:
- Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации, рисования», «Чем можно заняться зимой». «Конструируем из природного материала» .
- Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук».
- Оформление папки передвижки. «Природа вокруг нас. Удивительное рядом. Творим вместе с детьми»
- Оформление уголка «Мастерская «Умелые ручки».
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
- Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
- Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки
- Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка
- Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
- Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
- Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
- Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе
3.2. | Организация развивающей предметно-пространственной среды |
Предметно-пространственная среда создана с целью решения задач:
1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.
3. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.
4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Уголок ИЗО – оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, раскраски, трафареты, плакаты, технологические карты, серия альбомов для детского художественного творчества, детские книги и подборки иллюстративного материала по ознакомлению дошкольников с творчеством русских художников и художников-иллюстраторов, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Одним из главных принципов построения данной среды для нас является - доступность материалов для восприятия детей, доступность их в использовании детьми самостоятельно, сменяемость, эстетическое оформление, многообразие представленных материалов.
В группе организован уголок экологической среды (который включает в себя):
«Зелёная зона», где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями. «Огород» на окне, уголок экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься.
Зона библиотеки – это книги , энциклопедии. Зона коллекций, она предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции включают в себя те объекты, которые дошкольники собрали сами и с родителями ( камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины и др.) Выставочный уголок, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной деятельности.
Оформлены- календарь природы, календарь погоды, коллажи, карты – схемы «Кто, где живёт?»Собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы).Подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания. Созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе. Имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе). Летом была разработана «фитогрядка» на детском огороде, а также были подобраны растения для создания композиции по оформлению цветника.
Организованная развивающая среда обеспечивает атмосферу психологической защищенности, эмоционального комфорта; способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, свободу выбора деятельности; стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества создание.
3.3. | Материально-техническое обеспечение Программы |
Технические средства обучения | Наглядно-дидактические пособия | Пространственная среда |
- DVD,CD-диски - Магнитофон |
Домашние животные Дикие животные Птицы Овощи и фрукты Природные зоны Народно-прикладное искусство
Во саду ли, в огороде (овощи, фрукты, ягоды) Растения (деревья, травы, кустарники)
овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные, ягоды,
- Камни; - Морские раковины;
- Зима, Весна, Лето, Осень;
| Уголок природы:
Участок:
Уголок ИЗО творчества:
|
3.4. Планирование образовательной деятельности
2017-2018 учебный год (средняя группа)
ОКТЯБРЬ | ||
Тема | Задачи | Материал |
«Ознакомление со свойствами бумаги» | Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, бумага шуршит, легко мнется. | Конспект. Бумага разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая. |
«Грибок» | Учить детей составлять грибок из готовых форм, аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон. | Готовые формы: шляпка, ножка, клеенки, клей, кисть, салфетки. |
На бабушкином дворе: «Свинья» | Учить создавать образы героев из природного материала (овощи). | Образец, картофель среднего размера, береста (для ушей), пластилин, палочки, проволока. |
«Ёж» | Учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. | Салфетки, клеенки, клей, кисть, тряпочки, семечки. |
НОЯБРЬ | ||
«Книжка - малышка» | Продолжать знакомить со свойствами бумаги. Учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба. Воспитывать аккуратность. | Листы прямоугольной формы, мелкие картинки, клей, кисти, тряпочки, подставки. З.В.Лиштван Конструирование. |
«Елочка» Оригами | Учить складывать квадраты пополам, совмещая противоположные углы, проглаживать линию сгиба, воспитывать усидчивость, аккуратность | Квадраты зеленого цвета, клеенки, салфетки, кисточки, клей. |
«Волшебные превращения» | Учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба. Видеть в силуэте знакомый предмет. Закреплять умение пользоваться ножницами, техника безопасности. | Листы прямоугольной формы с нарисованным силуэтом предмета (пополам). Ножницы. |
«Подсолнух» | Формировать умение конструировать по замыслу с учётом особенностей материала. Учить соблюдать инструкцию взрослого при выполнении трудовой деятельности с опасными инструментами и материалами: (ножницами, клеем, семечки). Учить детей радоваться полученному результату. | Образец, цветной картон овальной формы. Цветная бумага, семечки, пластилин, клей, салфетки, кисти, клеенки. |
ДЕКАБРЬ | ||
Коллаж: «Жители леса» | Учить вырезывать предметы по контуру, распределять и наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности. Продолжать учить работать в коллективе. | Вырезки из журналов, книжки – раскраски, ножницы, клей, клеенки, кисточки, ватман. |
Коллаж: «Жители леса» | Продолжить составление коллажа «Жители леса» | Восковые мелки, краски, кисточки, цветные карандаши. |
«Гномик» | Продолжать учить вырезывать предметы по контуру, распределять и наклеивать готовые формы на шаблон. | Шаблоны - гномик. Бумага красного цвета с нарисованными предметами одежды. Кисточки, клей, клеенки, подставки. |
«Гномик» (продолжение) | Учить детей работать с ватой и клеем, дорисовывать Планировать ход выполнения работы. | Подносы, вата, клей. |
Гномик (завершение работы) | Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | Подносы, вата, клей |
ЯНВАРЬ | ||
«Птичка - синичка» | Работа с шаблоном, продолжать учить детей работать с выкройками. Вызвать интерес к поделке из природного материала. | Шаблон синицы, картон, цветная бумага, клей, ножницы, клеенки, салфетки, подставки, горох, гречка. |
Овечка» | Учить детей работать с бумагой: обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу, дорисовывать недостающие детали. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | Презентация на тему: «Овечка». Бумажные салфетки белого цвета, подносы, контуры овечек, клей, кисти, клеенки, подставки, фломастеры. |
«Снеговик» | Познакомить детей с новым видом творчества - аппликацией из ватных дисков. Учить дополнять композицию выразительными элементами. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. | Образец. Ватные диски; картон голубого или синего цвета; вата; ватные палочки; ножницы; клей ПВА, кисточки, подставки, клеенки. |
ФЕВРАЛЬ | ||
Морские джунгли (1-ое занятие) | Активизировать применение разных приемов лепки для создания красивых водных растений из удлиненного цилиндра (колбаски), ленты (сплющенный цилиндр). Показать, как можно усилить выразительность образа | Пластилин, проволока, бисер, стеки, ватман. И.А.Лыкова, стр.58 |
«Чудесные раковины» (2-ое занятие) | Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар, конус) и видоизменять ее для создания выразительных образов: прищипывать, оттягивать вдавливать | Пластилин, стеки, бисер, бусинки. И.А.Лыкова, стр.60 |
Рыбки играют, рыбки сверкают (аквариум), (3-ье занятие) | Продолжать освоение барельефной лепки: создавать уплощенные фигурки рыбок, прикреплять их к основе, украшать налепами. Развивать комбинаторские способности. Совершенствовать умение оформлять поделки разными материалами. | Пластилин, стеки, бисер, бусинки, пуговицы. И.А.Лыкова, стр. 63 |
«Кораблик» | Учить детей конструировать поделку из природного материала, соединяя детали кусочками пластилина. Развивать воображение, внимание, усидчивость | Половина скорлупы грецкого ореха; листок любого дерева, проколотый палочкой; флажок, вырезанный из бумаги, пластилин, доски, клей, образец поделки. |
МАРТ | ||
«Красивый цветок» | Учить детей составлять композицию из готовых форм по образцу; развивать умение работать самостоятельно, повторять определенную последовательность в узоре; развивать глазомер, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, усидчивость во время работы; воспитывать любовь к маме, желание дарить подарки. | шаблоны цветов (три размера), пуговица для серединки, трубочка для коктейля; донышко от бутылки из-под йогурта или крышка от пластиковой бутылки; гофрированная бумага; бисер; бархатная или цветная бумага для чашелистика и листьев; клей; пластилин |
Аппликация: «Цветок». | Продолжать знакомить с новым видом творчества - аппликацией из ватных дисков. Учить выполнять композицию из готовых элементов. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. | Презентация: «Последовательность работы». Ватные диски в количестве 7 штук, гофрированная бумага зеленого цвета, картон, |
«Сердечки», лепка из соленого теста | Познакомить с тестом. Учить лепить из теста, развивать эстетический вкус. | Соленое тесто, клеенки, салфетки. Образец. |
«Сердечки» | Продолжать работу с соленым тестом. Учить доделывать работу до конца: разукрашивание сердечек. | Готовые работы, гуашь красного цвета, кисти, клеенки, салфетки, подставки» |
Сказка из шишки: «Заяц - хваста» | Учить детей создавать образы героев сказки с помощью художественных средств. | Конспект. Шишки, круги для заячьих мордочек, карандаш, папоротник для декорации поделки, клей. |
АПРЕЛЬ | ||
«Лебедь» | Продолжать знакомить с оригами. Учить выполнять действия в заданной последовательности, оформлять поделку фломастерами. | Квадраты из белой бумаги 15х 15, фломастеры. Д.Н.Колдина, стр.17 |
«Ночное небо» (панно) | Продолжать освоение техники аппликации и рельефной лепки, предложить создать вместе рельефную картину. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. Развивать чувство композиции. | Силуэты созвездий, ракет, инопланетян, космонавтов. Ножницы, клей, кисточки, клеенки, салфетки, пластилин. И.А.Лыкова, стр.75 |
«Увлекательный космос» (панорама) | Направить детей на поиск способов создания реальных и фантастических образов. Развивать воображение | Основа рельефной лепки – панно «Ночное небо» Цветной пластилин, стеки, дощечки. И.А.Лыкова Лепим, фантазируем, играем, стр.79 |
«Мордочка щенка | Продолжить знакомство с новым способом обработки бумаги – оригами. Учить складывать квадрат по диагонали и загибать углы, хорошо проглаживая сгибы, выполнять действия в определенной последовательности | Квадраты из цветной двухсторонней бумаги коричневого цвета, фломастеры. Д.Н.Колдина, стр.28 |
МАЙ | ||
Аппликация «Солнышко». | Развивать интерес к аппликации как виду деятельности: продолжать учить составлять рисунок из готовых форм, закреплять умение наклеивать формы ладошек на круг. Формировать навыки работы с шаблонами (учиться обводить руку); учиться работать с ножницами; развивать мелкую моторику. | Желтый картон; цветная бумага; ножницы; клей; желтые шерстяные нитки. |
“Цыплёнок” | Закреплять умение аккуратно и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах | Игрушка цыпленок, контур цыпленка, салфетки желтого цвета, клеенки, кисти, клей, подставки. |
Поделки из пластиковых крышек: «Веселые зверюшки» | Учить детей создавать поделки из природного и бросового материала. Учить видеть образ в бросовом и природном материале. Закрепить технические навыки и умения в работе с разнообразным материалом, в том числе нестандартным. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, к занятию продолжать учить работать коллективно. | Иллюстрации по теме (образцы), пластиковые крышки, цветная бумага, клей, ножницы, кисти, салфетки. |
3.5. Режим и распорядок дня
Организация деятельности:
Занятия проводятся во вторую половину дня, в 15.30 длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность занятий 15 – 20 минут).
Кружок работает в течение учебного года (конец сентября – начало мая), один раз в неделю.
Количество детей посещающих кружок «Умелые ручки»» - 14 человек.
Посещение кружка осуществляется на основании присутствия ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.
Благодаря заданной игровой мотивации происходит непосредственное объединение детей для совместной деятельности.
3.6. Перечень литературных источников
Литература:
1. Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду». М.Мозаика-синтез. 2004
2. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников».
3. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2008.
4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.
5. Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий. Творческий центр «Сфера» М. 2005
6. Н. Б. Халезова. "Народная пластика и декоративная лепка в детском саду"
Пособие для воспитателя.— М.: Просвещение, 1984 г.
7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
8. Новикова И.В. Аппликация из природным материалом. Академия развития- 2010
9. Оригами в детском саду. С.Мусиенко, Г.Бутылкина.
10. Оригами для дошкольников. С.Соколова
СПИСОК ДЕТЕЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет с ТНР «Озорные, весёлые, задорные нотки»
Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.Цель: формирование личностных качеств дет...
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет с ТНР «Озорные, весёлые, задорные нотки»
Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.Цель: формирование личностных качеств дет...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Затейники» воспитанников средней группы (возраст детей 4-5 года) Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию«Затейники»...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественно-эстетическому развитию для детей дошкольного возраста 4 – 5 ЛЕТ (нетрадиционная техника рисования)
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет театрализованной деятельности "В гостях у сказки"
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравст...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Фантазёры» в средней группе.
В современном мире , где господствуют компьютерные технологии, дети с раннего детства привыкают держать в руках телефоны , мелкая моторика рук развита недостаточно. У детей не хватает фантазии и умени...