Перспективный план занятий
календарно-тематическое планирование по рисованию (старшая группа) на тему
( старшая логопедическая группа) Нетрадиционное рисование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_zanyatiy_._netradits._v_starsh_gr.docx | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план занятий
(2 старшая логопедическая группа)
Нетрадиционное рисование.
Развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений. Нетрадиционная техника рисования – способ создания изобразительного образа с помощью различных материалов (бумага, поролон ,вата, нить, пробка и т.д.) безопасных для организации деятельности детей и выразительными средствами ( выдувания, тычок, процарапывания, обрывания, теснения, прикладывания и т. д. ). На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Развиваются так же: координация глаза и руки, владение кистью руки. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.
В своей работе я использую следующие методы: словесный, наглядный, игровой, а также всевозможные приемы: рассказ, беседа, вопросы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Актуальность и новизна. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.
Сентябрь
3 неделя
« Осенние листья» ( Тема « Осень»)- Печатание листьев.
Программное содержание: познакомить с техникой печатания листьев. Развивать цветовосприятие . Учить смешивать краски прямо на листьях. Формировать эмоционально- положительное отношение к самому процессу рисования.
Оборудование: листы формат А3, опавшие листья, гуашь, кисти, салфетки, баночка с водой.
Ход: стр.23. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
4 неделя
« Грибы в корзине» - Рисунки из ладошки.
Программное содержание: познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление, чувство композиции и цвета, воображение. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Оборудование: листы формат А3, иллюстрации грибов, корзины, гуашь, простой карандаш, кисти, влажные салфетки.
Ход: стр. 25. Литература та же.
Октябрь
1 неделя
« Зачем человеку зонт» - Печать по трафарету.
Программное содержание: познакомить с новым методом – печатью по трафарету. Развивать воображение, чувство композиции и ритма. Воспитывать чувство удовлетворенности от совместной художественной деятельности.
Оборудование: силуэты зонтов, трафареты с изображением различных украшений, поролоновый тампон, гуашь.
Ход: стр. 27. Литература та же.
2 неделя
« Осень вновь пришла» - методом тычка.
Программное содержание: продолжить знакомство с методом тычка, закреплять и расширять представление о приметах осени. Развивать чувство композиции и фантазию. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Оборудование: альбомный лист , гуашь, кисточки, салфетки, оборудование для рисования.
Ход: стр. 42. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».
3 неделя
«Укрась вазу»- печатками, по трафарету.
Программное содержание: закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания. Развивать чувство композиции.
Оборудование: листы а3, гуашь, кисти, печатки, мисочки, трафареты, поролон, рисунки посуды.
Ход: стр. 120. Р.Г. Казакова « Занятия по рисованию с дошкольниками».
4 неделя
« Ветка рябины» - рисование пальчиками.
Программное содержание: помочь детям осознать ритм как изобразительно- выразительное средство. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить прием вливания одного цвета в другой. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику.
Оборудование: альбомный лист в форме овала, тонированный тушью черного цвета, дополнительный лист размер ½ А 4, гуашь, кисть , стаканчик с водой , салфетки, гроздь рябины- натура или фотоиллюстрация.
Ход: стр.11 Г. Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, часть 1» .
Ноябрь
1 неделя
«Улетаем на юг» . Тема « Перелетные птицы». –Кляксография.
Программное содержание: совершенствовать умения детей в различных техниках, познакомить с правилами нанесения клякс на стекло и накладывания сверху бумаги. Развивать чувство композиции, воображение.
Оборудование: бумага , пластиковая ложечка, гуашь в мисочке, кисть.
Ход: стр. 29. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
2 неделя
« Осеннее дерево» - кляксография с трубочкой.
Программное содержание: знакомить с рисованием клякс и раздуванием с помощью трубочки. Развивать цветовосприятие, эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве, воображение и инициативу. Продолжать учить располагать изображение по всей поверхности листа.
Оборудование: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка ( соломинка для напитков).
Ход: стр.23. Р. Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». ( стр.37. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».)
3 неделя
« Колючая сказка» - рисование штрихом.
Программное содержание: развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные возможности простого карандаша. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов- « колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.
Оборудование: репродукция или фотоиллюстрация с изображением ежа, альбомный лист, простой карандаш ТМ, маска ежика для игры.
Ход: стр. 24 Г. Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, часть 1» .
4 неделя
«Хмурая, поздняя осень»- восковые мелки, акварель, монотипия, оттиск печатками.
Программное содержание: воспитывать эстетическое отношение к природе, учить отображать состояние погоды в рисунках цветом, линиями, оттисками, составлять композиции с использованием разных способов. Упражнять цветовосприятие.
Оборудование: бумага а3, восковые мелки, акварель, гуашь, кисти, печатки, губка.
Ход: стр. 104 . Р. Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
Декабрь
1 неделя
« Первый снег»- рисование пальчиками.
Программное содержание: продолжить работать с нетрадиционными техниками рисования- рисование пальчиками, развивать инициативу, закрепить знание цветов, учить составлять композицию. Воспитывать эстетическое восприятие природы.
Оборудование: тонированные темно-синим цветом листы бумаги, иллюстрации с зимними пейзажами, белая гуашь.
Ход: стр. 39 . А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
2 неделя
« Мой любимый свитер» . Тема « Одежда».- оттиск печатками.
Программное содержание: знакомить с техникой рисования, закрепить знание цветов и умение украшать свитер простым узором, используя крупные и мелкие элементы. Развивать воображение и инициативу.
Оборудование: свитер, вырезанный из бумаги, разные печатки, гуашь разных цветов.
Ход: стр. 31. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
3 неделя
« Моя любимая погода зимой»- печать поролоном, набрызг, рисование пальчиками.
Программное содержание: воспитывать эстетическое отношение к природе, ее изображению в различных изобразительных техниках, упр-ть в отображении состояния погоды в рисунках, развивать чувство композиции.
Оборудование: бумага голубого цвета, гуашь, поролон, жесткие кисти, трафарет, салфетки, кусочки картона для набрызга.
Ход: стр. 111 . Р.Г. Казакова « Занятия по рисованию с дошкольниками».
4 неделя
« Зимний лес»- рисование методом тычка.
Программное содержание: развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Обогащать словарь образной лексикой, учить рисовать зимний лес, используя метод тычка. Воспитывать эстетическое восприятие природы.
Оборудование: альбомный лист, кисти, гуашь, баночка с водой, салфетки, зимние иллюстрации.
Ход: стр. 48. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».
Январь
2 неделя
« Елочка нарядная». Тема « Новый год»- рисование пальчиком, оттиск поролоном.
Программное содержание: воспитывать эстетическое восприятие природы, упражнять в рисовании кусочками поролона, в рисовании пальчиками; закрепить умение изображать елочные игрушки. Учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа. Развивать воображение и цветовосприятие.
Оборудование: наряженная елка в группе, гуашь, печатки, влажные салфетки, поролон.
Ход: стр.47 . А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
3 неделя
« Животные, которых я придумал»- кляксография, обведение кисти рук.
Программное содержание: развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками.
Оборудование: белый лист, черная гуашь, простой карандаш, восковые мелки, ложечка.
Ход: стр. 108. Р.Г. Казакова « Занятия по рисованию с дошкольниками».
4 неделя
« Снеговик» - веревочкой.
Программное содержание: научить рисовать с помощью веревочки, совершенствовать зрительное восприятие, развитие мелкой моторики, развитие воображения. Формирование плавности, ритмичности и точности движений.
Оборудование: альбомный лист, веревочки, клей ПВА, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Ход: стр. 43. А. В. Никитина « Рисование веревочкой».
Февраль
1 неделя
«Морозный узор» - фотокопия, рисование свечой.
Программное содержание: вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы, развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире, желание отражать увиденное в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество.
Оборудование: альбомный лист, дополнительный лист , размер ½ А 4, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой.
Ход: стр.43.Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
2 неделя
«Снегири на ветках» – рисование методом тычка.
Программное содержание: формировать у детей обобщенное представление о птицах, пробуждать интерес детей к известным птицам, расширять знания детей о перелетных птицах, учить рисовать снегирей, используя метод тычка.
Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.
Ход: стр. 51. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».
3 неделя
« Пингвины на льдине» - рисование методом тычка.
Программное содержание: познакомить детей с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить рисовать пингвинов , используя метод тычка. Развивать чувство композиции и цвета.
Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.
Ход: стр. 46. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».
4 неделя
«По замыслу»
Программное содержание: совершенствовать умения и навыки , необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать цветовосприятие, пространственное мышление , чувство ритма и воображение.
Оборудование: все необходимые материалы.
Ход: Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Март
1 неделя
«Подарок маме» - рисование методом тычка.
Программное содержание: учить детей рисовать разнообразные цветы, используя метод тычка. Развивать цветовосприятие, пространственное мышление , чувство ритма и воображение. Воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким.
Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.
Ход: стр. 53. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».
2 неделя
«Сосульки» . Тема « Ранняя весна».- рисование веревочкой.
Программное содержание: развитие активности и самостоятельности , рисование с помощью веревочки, развивать художественно- эстетическое восприятие, четкость изображения. Формирование плавности, ритмичности и точности движений.
Оборудование: альбомный лист, гуашь, клей ПВА, веревочка, салфетки, кисть , баночка воды.
Ход: стр. 57. А.В. Никитина « Рисование веревочкой».
3неделя
«Ранняя весна» - монотипия пейзажная.
Программное содержание: научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображения в пейзаже.
Оборудование: бумага, кисти, гуашь, акварель, влажная губка.
Ход: стр. 69. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
4 неделя
«Букет для моей воспитательницы»- набрызг, печать листьями.
Программное содержание: формировать эстетический вкус, учить использовать шаблоны, развивать пространственные представления, чувства ритма, композиции и колорита.
Оборудование: шаблоны листьев, цветы с лепестками разной формы, цветные карандаши, бумага формата а4, жесткая кисть, картон (5*5), простые карандаши, ножницы, клей, эскизы с изображениями вариантов букетов.
Ход: стр. 123. Р.Г. Казакова « Занятия по рисованию с дошкольниками».
Апрель
1 неделя
«Березы весной» - рисование методом тычка.
Программное содержание: углублять знания о временах года, уточнять признаки весны, воспитывать любовь к родному краю. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность , память и воображение. Закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами.
Оборудование: альбомный лист, простой карандаш, гуашь или акварель, баночка с водой, кисть, салфетки.
Ход: К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».
2 неделя
«Ветка с первыми листьями»
Программное содержание: углублять знания о временах года, уточнить признаки весны, воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: веточка с листочками, печатки с силуэтом листа, кисточки, гуашь, альбомные листы.
Ход: стр. 71. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
3 неделя
«Звездное небо». Тема - «День космонавтики» - свеча+ акварель.
Программное содержание: учить создавать изображение звездного неба, используя акварель и свечу. Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками. Развивать цветовосприятие и зрительно- двигательную координацию.
Оборудование: бумага, кисть , акварель, свеча, салфетки, баночка с водой.
Ход: стр.73. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
4 неделя
«Аквариум» - рисунки из ладошки.
Программное содержание: продолжить знакомство с художественными техниками,учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. Развивать чувство композиции, цвета, воображение.
Оборудование: альбомный лист, простой карандаш, гуашь, баночка с водой, кисть, салфетка.
Ход: стр.75. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
Май
1 неделя
«Праздничный салют над городом». Тема – « День победы». Проступающий рисунок.
Программное содержание: формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины; закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий, развивать композиционные навыки.
Оборудование: репродукция с изображением салюта, альбомный лист А4, набор восковых мелков, акварель, кисть, стаканчик с водой, салфетка.
Ход: стр. 48. Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1.
2 неделя
« Черемуха» - рисование методом тычка.
Программное содержание: воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве, расширять знания и представления детей об окружающем мире, продолжить закреплять рисование методом тычка, формировать чувство композиции и ритма.
Оборудование: фотоиллюстрация, альбомный лист, гуашь, кисть, стаканчик с водой, 2-3 ватные палочки, салфетка.
Ход: стр. 16. Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1.
3 неделя
« Бабочки, которых я видел летом» – монотипия .
Программное содержание : совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках, развивать пространственное мышление, знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки.
Оборудование: бумага, кисть, гуашь, простой карандаш, иллюстрации, стаканчик с водой, салфетка.
Ход: стр. 106. Р.Г. Казакова « Занятия по рисованию с дошкольниками».
4 неделя
« Одуванчики». Тема - « Весенние цветы».- рисование веревочкой.
Программное содержание: закрепить технику рисования веревочкой, воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе. Развивать чувство композиции, цвета, воображение.
Оборудование: фотоиллюстрация, альбомный лист, гуашь, веревочка, клей ПВА, стаканчик с водой, салфетка.
Ход: стр. 83. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
Предполагаемый результат:
Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.
Способы проверки:
- мониторинг в начале и конце учебного года;
- выставки детских работ.
Всё это помогает мне всесторонне развивать личность ребёнка, учить его выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.
Дополнительный материал: презентации, записи- музыкальное сопровождение, обучающие СД - диски.
«Осень- чудная пора!»
« Времена года»
«Зимний лес»
«Узнать времена года»
«Сказки»
«Рисование для детей. Рисуем оттисками.»
« Техника рисования кляксография»
«Уроки рисования для детей. Монотипия.»
Картинки – рисунки по нетрадиционному рисованию.
СД диски- «Авторская программа Т. Васильковой « Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчикавая гимнастика».
Список литературы:
- Е.А. Янушко « Рисование с детьми раннего возраста».- М.: Мозайка –Синтез, 2006г.
- Д.Н. Колдина « Рисование с детьми 4-5 лет». – М.: Мозайка –Синтез, 2008г.
- Р.Г. Казакова « Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники , планирование, конспекты занятий». М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
- Г.Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1,2». –М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
- Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Ср.гр.».-М.: изд. Центр Владос,2008г.
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду, Ср.гр.».- М.: « Карапуз», 2009г.
- К.К. Утробина « Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». –М.: « Издательство Гном и Д»,2007г.
- О.Л. Иванова « Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка». – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011г.
- СД диски «Авторская программа Т. Васильковой « Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчикавая гимнастика».
- Т. А. Цквитария « Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ».- М.: ТЦ Сфера, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план занятий к программе "Настроение" по психокоррекции
Мною разработано перспективное планирование по реализации программы на год в виде сетки-схемы, в которой указаны время проведения занятий, темы, программное содержание занятий и методические при...
Перспективный план занятий по ФЭМП на сентябрь (подготовительная группа)
Перспективный план занятий по ФЭМП составлен с учетом лексических тем на сентябрь. (подготовительная группа) .Предназначен для работы с детьми с нарушением зрения...
Перспективный план занятий по коррекции недостатков познавательного развития (сенсорное развитие)
Перспективный план занятийпо коррекции недостатков познавательного развития(сенсорное развитие) № п/пТема занятияЦель занятияКол-во часов IРазвитие восприятия1.Восприятие качеств величины·...
Перспективный план занятий
Перспективный план занятий предназначен для работы с детьми подготовительной группы по теме: "Моя семья". В него включены разделы: "Здравствуйте, это я!", "Моя родословная", "Мама дорогая", "папа и я-...
Перспективный план занятий художественно-эстетического курса образовательной системы "Детский сад 2100" для детей младшего дошкольного возраста "Кукла Таня", О.Л.Куревина
Данные занятия могут использоваться как кружковая работа и как дополнительный материал по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста...
Перспективный план занятий по экологическому воспитанию детей 2-я младшая группа
План,который я составила,будет полезен молодым специалистам ДОУ.Он прост и доступен в использовании....
Перспективный план занятий познавательного развития детей 6 – 7 лет (ТРИЗ-РТВ)
Перспектитвное планирование на год...