«Развернутый план открытого занятия « НОД Дымковская игрушка»
материал по рисованию (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Развернутый план открытого занятия
« НОД Дымковская игрушка»
1.Краткая аннотация.
Актуальность:
История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие.
Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показатьтворчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Использование дымковской народной игрушки в детском саду дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Дымковская игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств игрушки, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность и учит любоваться дымковской игрушкой.
Основная часть:
цель, задачи, циклограмма, используемые методы, ресурсы.
Цель: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.
Задачи:
- Обучающие задачи:
Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.
- Развивающие задачи:
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
- развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;
- развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.
- обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;
- развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;
- Развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.
- Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
- способствовать проявлению положительных эмоций;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:
- Обратить внимание на нерешительность Вики в выборе партнёра для совместной деятельности;
- Обратить внимание на положение кисточки в руке у Артёма, Леры и Ангелины;
- Предложить Маше и Алёне выбрать стихи для предварительного заучивания;
- Поручить Диме и Карине контроль за правильностью выводов при сравнении элементов росписи дымковской игрушки.
Циклограмма:
Этапы | Время |
1 этап Организационный | |
ситуативный разговор | 1 мин |
загадка | 1 мин |
2 этап Работа над темой | |
проблемная ситуация | 1 мин |
презентация | 2 мин |
отгадывание на слух какой музыкальный инструмент звучит | 2 мин |
музыкальная игра | 2 мин |
подвижная игра«Найди игрушку» | 2мин |
продуктивная деятельность | 8 мин |
3 этап Итог творческой деятельности | |
рефлексии (самоанализ) | 1 мин |
чтение стихов о дымковских игрушках | 2 мин |
Методы:
Методы, которые использовались, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных нами в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.
- Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.
- Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами.
- Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, метод инсценизации, создание проблемной ситуации.
- Игровой метод.
Для создания мотивации использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялись художественное слово и музыкальное сопровождение.
Ресурсы:
- наглядные - дымковские игрушки, фотографии, иллюстрации, образцы элементов дымковской росписи;
- мультимедийные – презентация;
- литературные - стихи, загадки;
- музыкальные – 3-4 отрывка разно-жанровых музыкальных произведений, весёлые русские народные песни (мелодии)
- оборудование – ИКТ; CD – проигрыватель; разные народные игрушки; шкатулка; карточки-схемы, для выстраивания алгоритм последовательности рисования дымковской игрушки; шаблоны – силуэты дымковских игрушек (по желанию детей); стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь, карандаши, восковые мелки (по выбору детей)
УУД, формируемые на занятие
Познавательные:
- Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
- Умение работать по заданному алгоритму;
Регулятивные:
- умение сохранять заданную цель;
- умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
- умение видеть результат своей деятельности;
- умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку
Коммуникативные
- Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми
- Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
- Владение невербальными средствами общения;
Личностные
Самоопределение – внутренняя позиция,
умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания
Планируемый результат:
Любознательный, активный | активность в продуктивной деятельности, в разговоре. |
Эмоционально - отзывчивый | чувство ритма и мелодики поэтического текста, музыки; проявление эмоционального отношения к литературным и музыкальным произведениям. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта; умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями. |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи | применение усвоенных способов рисования ватной палочкой, кистью в самостоятельной деятельности;
умение самостоятельно делать выводы; |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
|
1.1.Место и роль темы в курсе (предмета)
Возрастная группа: старшая группа.
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.
1.2. Дидактический анализ и содержание материала
Отличительной особенностью данного проекта является реализация идеи о нравственном и патриотическом воспитании дошкольника через театрализованную деятельность и игру с народной игрушкой и знакомство с народным промыслом. Организация деятельности в рамках проекта «Дымковская игрушка» предполагала взаимодействие взрослых и детей, в котором объектом исследования выступала игрушка, как самоценный объект окружающей среды, важный элемент в жизни дошкольника.
1.3. Технологическая карта занятия по теме
Этап деятельности | Содержание совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1 этап Организационный -ситуативный разговор -загадка | Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть. Здравствуйте — желаю вам здоровья! В слове этом — мудрость, доброта, Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково, о красоте их творчества? Тогда выбирайте в группе самые удобные места. Дети, вы ничего странного в группе не заметили? Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково, в нем загадка: Солнце яркое встаёт, Спешит на ярмарку народ, А на ярмарке товары: Продаются самовары, Покупают люди сушки И отличные игрушки! А вот какие игрушки отгадайте? - Весёлая белая глина Кружочки полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбы, А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская) (открывают Шкатулку Мастеров) | Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой Предлагает и корректирует выбор детей Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность | Приветствуют друг друга и гостей Выбор удобного места для творчества Дети обходят группу в поиске необычного предмета, находят шкатулку мастеров. Обследуют её, находят письмо. Дети высказывают свои мысли о том, что делать с письмом и Шкатулкой Мастеров, кто-то из детей читает письмо или предлагают это сделать взрослому. | Дети настроены на общение Проявляют интерес к предстоящей деятельности |
2 этап Работа над темой -проблемная ситуация | Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров? Выберите себе любую дымковскую игрушку | Решают проблемную ситуацию. выбирают игрушку, рассматривают элементы росписи, сравнивают с элементами росписи игрушек других ребят группы. | Умение делать вывод и его аргументировать | |
-презентация | Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской» по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. | Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент на основе наглядных информационных средств, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей. | Слушают, узнают об истории создания дымковской игрушки, рассуждают. | 1.Обогащает знаниевый опыт. 2.Проявляет интерес к народной игрушке. |
-отгадывание на слух какой музыкальный инструмент звучит | За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания | Внимательно выслушивают, называют музыкальный инструмент | 1.Определяет музыкальные инструменты. 2.Знает названия русских народных музыкальных инструментов | |
-музыкальная игра | Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение | Выбирают музыкальный инструмент, слушают русскую народную мелодию, стараются ритмично попадать в такт мелодии, демонстрируют положительные эмоции | 1.Умение выбивать ритм. 2.Получение в процессе игры положительных эмоций. 3.Обеспечена потребность детей в движении. | |
- подвижная игра «Найди игрушку» (с музыкальным сопровождением) | Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил, предложенных детьми | Выбирают свои правила игры, выбирают партнёров, демонстрируют физическую активность | 1. Умение слушать, выполнять выбранные правила. 2. Умение ориентироваться в пространстве. 3. Реализована потребность детей в общении | |
-продуктивная деятельность | Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки, постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания. | Ребёнок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы: индивидуально в паре, в тройке в подгруппе, по желанию использует шаблоны –силуэты дымковской игрушки из Шкатулки Мастеров, выбирает материалы (краски гуашь, кисточки или ватные палочки), которые можно применить для изобразительной деятельности. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу. | 1. Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности; 2. Умение подбирать необходимые материалы для работы; 3. Умение делать логический вывод; 4. Умение следовать правилам | |
3 этап Итог творческой деятельности | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы. | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. *(Выставка, ярмарка, подарок-предложения детей) | 1. Умение оценивать результат своей деятельности; 2. Умение выражать чувства; 3. Умение делать выводы; 4. Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. | |
-чтение стихов о дымковских игрушках *(возможно на ярмарке, организованной детьми для родителей) | 1. Вот индюк нарядный, Весь такой он складный. У большого индюка Все расписаны бока. 2. Индюк сказочно красив, Он напыщен, горделив, Смотрит свысока вокруг, Птица важная индюк. 3. Удивительный наряд: Сидит кокошник горделиво, Водоноска так красива, Как лебёдушка плывёт, Песню тихую поёт. 4. Через горные отроги, Через крыши деревень, Длиннорогий, желторогий Мчится глиняный олень.
5. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил. В Дымкове, за Вяткою рекою, Драгоценный продолжая труд, Не ища на старости покоя, Труженицы славные живут. Кто-то сделал индюка- распушенные бока, У кого-то глина стала вдруг павлином. Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей. Мастера и мастерицы появились на селе. | Приглашает к чтению стихов | Слушают, читают стихи | Проявляют эмоциональное отношение к литературным произведениям. |
-исполнение русской народной песни (социальный партнёр – музыкальный руководитель) | *возможно исполнение песни «Ярмарка», либо другая (по выбору детей) | Выбирают песню, партнёра (если необходимо), сочетают движение в с музыкой самостоятельно | 1. Имеют чувство ритма и мелодики музыки; 2. Проявляют эмоциональное отношение к музыкальному произведению 3.Обогащение тактильного опыта |
1.4. Самоанализ НОД «Дымковская игрушка».
Вашему вниманию было предложено занятие с одной подгруппой детей старшей группы детского сада. В подгруппе 10 человек.
Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями.
Цель занятия: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.
Программные задачи:
1. Обучающие задачи:
Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.
2.Развивающие задачи:
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
- развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;
- развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.
- обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;
- развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;
- Развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.
3.Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
- способствовать проявлению положительных эмоций;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Материал:
наглядные - дымковские игрушки, фотографии, иллюстрации, образцы элементов дымковской росписи;
мультимедийные – презентация;
литературные - стихи, загадки;
музыкальные – 3-4 отрывка разно-жанровых музыкальных произведений, весёлые русские народные песни (мелодии)
- оборудование – ИКТ; CD – проигрыватель; разные народные игрушки; шкатулка; карточки-схемы, для выстраивания алгоритм последовательности рисования дымковской игрушки; шаблоны – силуэты дымковских игрушек (по желанию детей); стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь, карандаши, восковые мелки (по выбору детей)
Предварительная работа: разучивание стихотворений Э. Котляра, просмотр фрагмента записи на DVD о народных промыслах, рассматривание дымковских игрушек и картинок с их изображением.
Все содержание деятельности детей на занятии соответствует поставленной цели.
Структура занятия представлена 4 частями.
Организационный момент (отгадывание загадки) вызвал интерес детей к предстоящему занятию, выставка изображений дымковских игрушек, обсуждение выставки позволило активизировать в памяти детей знания, полученные ранее на занятиях по изобразительной деятельности.
Эмоциональный настрой обеспечивался образностью материала, легким музыкальным сопровождением, а также доверительным отношением между воспитателем и детьми. Предварительное разучивание стихотворений позволило вспомнить названия дымковских игрушек.
Предложение об открытии мастерской по изготовлению дымковской игрушки побудило детей к деятельности.
Для снятия статического напряжения использовался игровой прием – физминутка, содержание которого перекликалось с тематикой занятия.
Предложение об открытии мастерской по изготовлению дымковской игрушки побудило детей к деятельности.
Использование игрового приема (пальчиковая гимнастика) способствовало подготовке к процессу рисования.
Выбор детьми наиболее схожей с оригиналом игрушки позволило оценить полученные работы.
Для решения задач использовался наглядный прием (демонстрация выставки изображений дымковских игрушек, обсуждение сходства и различий в передаче формы дымковских игрушек, активизация в памяти приемов рисования, ряд поисковых вопросов, а также метод моделирования, просмотр призентации, способствовало практическому применению полученных знаний.
В течение всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: подгрупповая, индивидуальная.
Были созданы гигиенические и эстетические условия для успешной деятельности детей: рационально размещено оборудование (работали сидя на ковре, за столом). Эстетично оформленные пособия, эффективное использование пространства групповой комнаты, оказало положительное влияние на продуктивную, творческую, познавательную деятельность детей.
Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приемов в руководстве по рисованию. Самооценка результата итогового занятия на высоком уровне.
Заключение.
Отличительной особенностью данного проекта является реализация идеи о нравственном и патриотическом воспитании дошкольника через художественно – творческую деятельность и игру с народной игрушкой и знакомство с народным промыслом. Организация деятельности в рамках проекта «Дымковская игрушка» предполагала взаимодействие взрослых и детей, в котором объектом исследования выступала игрушка, как самоценный объект окружающей среды, важный элемент в жизни дошкольника.
Курсы повышения квалификации
«Методическое сопровождение образовательного процесса. ФГОС» (72 часа)
Емельянова Ольга Владимировна
(taniapilipenko@yandex.ru)
Тема итоговой работы
«Развернутый план открытого занятия
« НОД Дымковская игрушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Роспись дымковской игрушки"
итоговое занятие по росписи дымковской игрушки с предложением различных фигурок...
Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки ."
Художественное творчество со здоровьесберегающими технологиями. Рисование....
Дидактический материал для проведения занятий о Дымковской игрушке
Дидактический материал в форме презентации предназначен для подготовки и проведения занятий и игр о Дымковской игрушке с детьми дошкольного возраста...
перспективный план по ознакомлению с дымковской игрушкой
ознакомление с декоративно-прикладным искусством...
Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки"
Тема: "Ярмарка дымковской игрушки."(старшая группа)Цель: Организация ярмарки.Задачи:- продолжать работу по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, закрепить представления о процессе ее изготовления...
Разработка открытого занятия «Роспись Дымковской игрушки»
Разработка открытого занятия «Роспись Дымковской игрушки»...
Развернутый конспект открытого занятия "Волшебница осень " в подготовительной группе.
Закрепление полученных знаний об осени, слушание произведения И.С. Баха "Шутка", исполнение песен об осени, игры на осеннюю тему, комплекс пальчиковых игр....