Программа кружковой деятельности по нетрадиционной технике рисования в средней группе «Веселая акварелька»
методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему
Нетрадиционные техники рисования для детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края
Методическая разработка
Программа
кружковой деятельности
по нетрадиционной технике рисования
в средней группе
«Веселая акварелька»
Воспитатель: Степанова А.А.
ЗАТО п. «Солнечный»
2016 – 2017 г.
Содержание:
Введение………………………………………………………………..… 3
- Актуальность………………………………………………………………4
- Цель и задачи программы……………………………………………….6
- В работе с детьми по программе необходимо…………………………....6
- Диагностика………………………………………………………….……7
4.1 Методы и приёмы диагностики……………………………….……..7
4.2 Методика проведения диагностики…………………………….……8
- Уровни овладения навыками и умениями……………………………8
5. Годовое перспективное планирование…………………………………10
6. Организация работы с родителями………………………………………16
Список используемой литературы………………………………………17
«Искусство заключается в том, чтобы найти в
необыкновенном обыкновенное и
обыкновенное в необыкновенном»
Дени Дидро
Введение
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.
Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт.
Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс.
Тем не менее, даже совсем крошки способны понять, по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства.
Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л.С. Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает», «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может»
Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование»
В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком. При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.
Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника. А для создания «мозаичного» шедевра подойдёт лист хорошо помятой бумаги. И даже пушистую шубку зайчонку подарит колючая малярная кисть из папиного ящика с инструментами и дешёвая зубная паста.
Данная программа предусматривает формирование творческих способностей у детей начиная с раннего до подготовительного дошкольного возраста.
Она содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в рисовании в виде перспективного планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам рисования.
- Актуальность
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.
Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:
- Умение одухотворять живую и неживую природу
- Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
- Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
- Стремление заботиться о других
- Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
- Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
- Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства
С другой стороны ребёнок набирается опыта изодеятельности:
- Учится быть оригинальным
- Учится использовать средства выразительности
- Учится давать оценку своей и чужой деятельности
- Учится проявлять инициативу, самостоятельность
- Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник.
Исследования российских педагогов и психологов Е.А. Флериной, Н.Г. Сакулиной, Е.И. Игнатьевой дают основание сделать вывод о том, что рисование возникает у детей уже второго года жизни и является неотъемлемой частью развития ребёнка. Поэтому его необходимо включать в процесс обучения дошкольников, который должен быть направлен на овладение техническими навыками и отражение впечатлений от окружающего.
Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка» (Н.А.Ветлугина)
Но для полноценного воспроизведения на листе окружающего мира, детям необходим запас наблюдений и опыта.
Глаз ребёнка, воспитанный на наблюдении многообразных форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к обучению техникам рисования. Ведь, чем больше опыт наблюдений, тем ярче видит ребёнок конечный результат своего рисунка, тем правильней он будет использовать навыки владения материалами и инструментами.
Поэтому, педагогическую работу по обучению нетрадиционным техникам рисования следует начинать с организации чувственного познания, созерцания детьми эстетики природы, наслаждения ею, переживания её красоты.
Научить детей видеть – значит сделать их глаз восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать изящное в предметах и явлениях и удерживать их в памяти.
Так же важно стимулировать проявление детьми самостоятельности в творческом процессе, который предполагает:
- Развивать художественно-эстетического восприятия
- Способность замысливать, представлять будущий рисунок
- Освоение технических и изобразительных навыков
- Опыт общения с миром изобразительного искусства
Только после такой подготовки можно ждать от ребёнка полной реализации его художественных возможностей. Также нужно приложить не мало усилий для обучения пользованию материалами и инструментами, доступными в дошкольном возрасте. Необходимо готовить руку ребёнка для более точной передачи красоты и изящества форм, цветовых созвучий.
Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец и, безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике.
Чтобы это произошло, и возникает необходимость в поиске нового подхода, новых способов, новых техник рисования. И тогда каждый ребёнок сумеет реализовать свой неповторимый способ самовыражения.
Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т.к. фантазия детей и взрослых даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами.
Результатами работы должны стать:
- Активность и самостоятельность детей в рисовании
- Умение находить новые способы для художественного изображения
- Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности
2. Цель и задачи программы
Целью данной программы является использование детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник в рисовании.
На основе данной цели определены следующие задачи:
- Передача и накопление опыта использования в рисовании нетрадиционных техник
- Обучение с учётом возрастных особенностей детей, опираясь на их желание и стремление реализовать себя через художественные образы
- Знакомство детей со способами работы с нетрадиционными материалами и инструментами
- Проведение диагностики детей
- Обработка полученных данных для того, чтобы выявить уровень художественного развития детей
3. В работе с детьми по программе необходимо:
- Научить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке
- формировать способы зрительного и тактильного обследования объектов, для уточнения и обогащения восприятия
- наблюдать в природе и уголке природы, для обогащения и уточнения зрительных впечатлений
- создавать условия для освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе знакомых и нетрадиционных средств художественно – образной выразительности
- побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя при этом освоенные техники
- учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество
- стараться вызвать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций
Программа составлена на возрастную группу 4-5 лет, в количестве 20 человек и рассчитана на год обучения.
Режим занятий:
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия, в год 36 занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
4. Диагностика.
4.1. Методы и приёмы диагностики
Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.
Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.
При общении с детьми использовала демократичный стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.
Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.
Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.
Цель проведения диагностики:
- Выявить уровень художественного развития детей
- Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения
Характер диагностики: естественный педагогический.
Обследование проводилось по следующим направлениям:
- Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
- Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
- Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
- Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт предмета с помощью знакомых нетрадиционных техник
4.2. Методика проведения:
- Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
- На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
- Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
- По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник | ||
Начало года | Конец года | |||
1 |
Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.
4.3. Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
- эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
- ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
- узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
- основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
- ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
- знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
- не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
- у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
- он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений
- правильно пользуется материалами и инструментами
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
- проявляет интерес к освоению новых техник
- проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
- ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
- быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
- передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
- обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
- умеет создать яркий нарядный узор
- может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
- может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного возраста)
Годовое перспективное планирование
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал |
Сентябрь | |||
1 Диагностика | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Различный |
2 «Мухомор» | Рисование пальчиками, фон – монотипия. | Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность. | Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, пластиковые доски, салфетки. |
3 «Ветка рябины» | Рисование пальчиками | Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность. | Листы бумаги, гуашь, пастель, трафарет листьев рябины, фломастеры или карандаши (для закрашивания листьев), салфетки. |
4 «Яблочный компот» | Штамп, рисование ватной палочкой. | Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку. | Вырезанные силуэты банок из белого картона, гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти. Для украшения: салфетки, тесьма. |
Октябрь | |||
1 «Укрась платочек». | Оттиск пробкой. Рисование пальчиками | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. | |
2 «Красивый букет» | Печатание растений | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Засушенные листья, краска, кисти, бумага. |
3 «Разноцветные бабочки». | Монотипия, обведение ладони и кулака. | Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. | Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования. |
4 «Осенние листочки». | Отпечаток листьев. Набрызг. | Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати. | Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования |
Ноябрь | |||
1 «Два петушка». | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Цветные карандаши, листы бумаги |
2 «По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» | Рисование смятой бумагой. | Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. | Газета, листы бумаги, разноцветные краски. |
3 «Первый снег». | Оттиск печатками из салфетки | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Листы бумаги, цветные краски, салфетки |
4 «Цыпленок» | Рисование с помощью риса, ватные палочки | Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Шаблон, клей, ПВА, рис, ватные палочки, гуашь |
Декабрь | |||
1 «Снежная семья». | Рисование способом тычка. | Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
2 «Елочка». | Пластилинография. | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. |
3 «Елочка» (продолжение). | Пластилинография. | Продолжить мозаику из пластилина. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. |
4 «Ёлочка пушистая, нарядная». | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти |
Январь | |||
1 «Узоры на окнах». | Раздувание капли | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка |
2 «Мои рукавички». | Оттиск пробкой, картофелем рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь. |
3 «Снеговичок» | Комкание бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА. |
4 «Дед Мороз». | Аппликация из ваты. | Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. | Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза. |
Февраль | |||
1 «Мое любимое дерево». | Рисование мазком, монотипия, набрызг. | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. | Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования. |
2 «Зимний пейзаж». | Кляксография. | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
3 «На что похоже?» | Техника монотипии | Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию | Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки |
4 «Подарок папе». | Разные | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. | Материал для аппликации |
Март | |||
1 «Букет для мамы». | Рисование ладошками. | Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. | Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. |
2 «Какого цвета весна». | Монотипия. | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски | Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки. |
3 «Берег реки». | Рисование по сырому фону | Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. | Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. |
4 «Волшебная страна – подводное царство». | Рисование ладошками | Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. | Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь. |
Апрель | |||
1 «Звездное небо». | Печать поролоном по трафарету; набрызг | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон. |
2 «Расцвели одуванчики». | Метод тычка. | Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. | Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь. |
3 «Хмурый день». | Пластилиновая живопись | Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой. |
4 «Совушка - сова». | Пластилиновая живопись | Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз). | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки |
Май | |||
1 «Попугаи». | Рисование ладошками. | Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов. | Лист белой бумаги, гуашь, салфетки. |
2 «Цветочная поляна». | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
3 «Цветущая веточка». | Смешенная техника. | Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками. | Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина. |
4 «Салют». | Акварель или гуашь, восковые мелки | Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. | Все принадлежности для рисования. |
8. Организация работы с родителями
Для сотрудничества с семьёй выбраны следующие формы работы:
- Оформление наглядной агитации для родителей
- Проведение бесед
- Консультаций
- Родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов
- Совместное проведение мероприятий
- Совместное творчество родителей и детей
Цель: познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества. Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.
Список используемой литературы:
- «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду
Санкт-ПетербургДетство – ПРЕСС, 2011
- «Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т.С., Москва, Просвещение, 1992
- «Разноцветные песенки: творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности» Псковский вольный институт сайт
- «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» научный руководитель Безруких М.М.
- Алексеевская Н. «Озорной карандаш» Москва, Лист, 1998
- Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
- Выгорский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
- Гудилина С.И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998
- Доронова Т.Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности»Москва, Школа – Пресс, 2005
- Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
- Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992
- Зимина М. «Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному)»
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
- Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»
- Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество»
- Комарова Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду»
- Копцева Т.А. Методические рекомендации к программе «Природа и художник» Москва, 1994
- Копцева Т.А. Программа «Природа и художник», Москва, 1994
- Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2004
- Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз - Дидактика,
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД по нетрадиционной технике рисования. Средняя группа. Тема «Мой веселый звонкий мяч»
Конспект интегрированной НОД по нетрадиционной технике рисования. Средняя группа. Тема «Мой веселый звонкий мяч»Образовательная область – художественное творчествоЦель: обучить детей рисов...

Методическая разработка по "Нетрадиционной техники рисования" (средней группы) "Космос"
Учить использовать новый способ рисования распыление краски на лист бумаги с использованием трафаретов и техникой кляксография....

Рабочая программа кружка по нетрадиционным техникам рисования средняя группа.
Паспорт программы,пояснительная записка....

Календарно-тематическое планирование в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»с использованием нетрадиционных техник рисования (средняя группа).
Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования, М., Мозаика-синтез, 2009Соломенникова О.А. Радость творчества, М, Мозаика-синтез, 2005Комарова Т.С. Дет...

Образовательная ситуация «Ветка рябины» с использованием нетрадиционной техники рисования (средняя группа)
Задачи:- освоить новую технику рисования – прикладывание;- формировать умения у детей анализировать иллюстрации, выделять главное, умение описывать по плану;- познакомиться с зимующими птицами;-...

Мастер-класс для родителей «Рисуем вместе с мамой». Нетрадиционные техники рисования (средняя группа)
Мастер-класс для родителей «Рисуем вместе с мамой». Нетрадиционные техники рисования (ср. группа)Цель: Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.Задачи:1....

План работы по нетрадиционной технике рисования средняя группа
Календарно-тематическое планирование в средней группе по нетрадиционной технике рисования...