Конспект занятия по изодеятельности (рисование) в старшей группе «Сказочная Гжель»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Исмаилова Зарема Гусеновна

Цели :

- познакомиться с русской народной росписью гжельских мастеров, с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров, с ее характерными особенностями и техникой создания.

Задачи:

• Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.

• Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.

• Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.

• Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.

• Развивать речь детей, мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_izodeyatelnosti.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по изодеятельности (рисование) в старшей группе «Сказочная Гжель»

Воспитатель Исмаилова з.г.

НОД по рисованию «Сказочная Гжель».

Цели :

- познакомиться с русской народной росписью гжельских мастеров, с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров, с ее характерными особенностями и техникой создания.

Задачи:

• Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.

• Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.

• Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.

• Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.

• Развивать речь детей, мелкую моторику рук.

Материалы для занятия:

 предметы с гжельской росписью, книга «Синие цветы гжели»

 Таблицы с элементами росписи,

гуашь,

кисти 8 и 3 номера,

 тычки,

 заготовленные тарелочки из папье-маше, покрашенные белой гуашью.

Методические приёмы :

-рассказ воспитателя и видео-просмотр - знакомство с искусством гжели и гжелевых мастеров

-наблюдение предметов гжелевой росписи, выявление характерных форм и особенностей росписи.

-рассмотреть иллюстрации в книге «Гжель»- убедиться в разнообразии форм и росписи.

- словесная диктовка и показ приемов росписи синей гуашью.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир удивительных творений народных умельцев. А для этого мы должны улыбнуться друг другу и поздороваться.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький листок!

Мы живем в родном краю.

Всех я вас приветствую! (Дети повторяют движения за воспитателем).

Рассказ воспитателя:

Гжель –древнее село Московской области. Уже в 18 в. искусство Гжели достигло наивысшего расцвета. В 19 в. работало 50 фарфорофаянсовых заводов и около 40 мастерских по росписи фарфора.

Белоснежные фарфоровые чашки, чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, называют «Гжель». Так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разлетелась не только у нас в стране, но и по всему миру. За что же гжель нравится всем? Чем она отличается? Прежде всего, своим синим цветов по белому фону. Сами гжельцы говорят, что небо у них, как нигже в России, синее- синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на свои изделия. По белому фону ведт рука художника кисточкой с краской… То сильнее, то слабее нажимает он на нее. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, И ТРАВА. Всего одна краска. А какая нарядная и праздничная роспись получается. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы- розы, астры, гвоздики стилизованной формы – декоративной.

Чтение стихотворения И. Кадухина «Гжель»

А теперь давайте посмотрим картинки, как мастера расписывают гжелевую посуду, ведь чтобы сделать красивую посуду, гжелевые мастера отливают форму для гжелевых изделий, заделывают швы, чтобы изделие были ровным. А мастера живописцы вручную расписывают каждый предмет. 

Что за предметы здесь мы видим? (Посуда)

Что за мастера творят такое чудо? (Гжельские)

Из чего сделана посуда? (Из глины)

Какого цвета использовалась краска (Синего)

Назовите элементы гжельской росписи? (кайма, бордюры, главный узор – роза и другие цветы, волнистые, широкие и узкие полоски, точки, дужки, завитки, усики, сеточка и др.)

Сегодня вы будите сами мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

Я думаю, что сделать вам это будет не сложно, ведь вы -настоящие умельцы, мастера своего дела.

 ВОСПИТАТЕЛЬ:

Взял в руки мастер кисть и синь небес макнул.

Взамен холста взял белизну просторов зимних русских,

И пошли узоры, вспорхнули птицы, зацвели сады.

Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской к нам зимы.

С таким же звонким званьем. (Гжель)

Как прекрасна наша Русь!

Как богата наша Русь!

Славится русская земля мастерами!

Славится Россия своими делами!

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, откуда ты?

Видно, издали пришла

И цветами расцвела

Эта необыкновенная Гжель!

Это чудо синее

На блюдце раскинуто,

Раз мазок, два мазок,

Завитки и точки.

Расцветут на белой глине

Синие цветочки.

Пальчиковая гимнастика.

А сейчас разогреем наши пальчики, приготовим их к работе.

Наши синие цветки распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

Воспитатель.

 А теперь садитесь поудобнее и приступайте к работе. Не спешите, помните пословицы, которые придумал русский народ о тех, кто спешит. (Поспешишь - людей насмешишь. Наскоро делать- переделывать.)

Работа детей. (во время работы звучит песня «Незабудкова Гжель»

Приемы росписи:

-наносятся жилки, штриховка, стебельки, усики.

-кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка кисти получают «мазок с тенями», т. е. разноокрашенное изображение объемного листка или лепестка.

Рассказывая об этих приемах, показать их на изделиях и картинках с гжелевой посудой .

Работа завершена, похвала детей, они работали, как настоящие гжелевые мастера . Понравилось ли вам наше путешествие?

Дети.

Ай да вазы! Что за диво!

Хороши и та, и та.

Все нарядны, все красивы.

Расписные все, в цветах.

2. Здесь и роза, и ромашка,

Одуванчик, васильки.

С синей сеточкой по краю,

Просто глаз не отвести.

3. Чашки, чайники и блюдца

Так и светят на столе.

Из раскрашенной посуды

Есть вкусней и веселей

Воспитатель:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка –

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по изодеятельности, для детей старшей группы.Тема: «Сказочная Гжель»

    Программное содержание:Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов.Учить детей различать изделия, видеть характерные особенности.Продолжать знакомить дет...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе "Сказочная Гжель"

Программное содержание:·         Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Чудо-Гжель"

Знакомство с русской народной росписью - гжель, с ее характерными особенностями, с техникой гжельских мастеров....

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе Тема: " Сказочный лес"

Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования" творческие пятна".Познакомить детей с методом рисования при помощи трубочки исоздание необычного объема ,при помощи риса.Раз...

Конспект образовательной ситуации по рисованию в старшей группе «Сказочное путешествие в «Город мастеров»

Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, выделять особенности узора...