Конспект образовательной ситуации по рисованию в старшей группе «Сказочное путешествие в «Город мастеров»
план-конспект занятия (старшая группа)
Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, выделять особенности узора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_situatsii.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации
по рисованию
в старшей группе
«Сказочное путешествие в «Город мастеров»
Санкт-Петербург
2019г.
Цель: Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, выделять особенности узора.
Задачи:
Обучающие: учить составлять узор на новой форме – кокошнике, выделяя середину большим цветком, по краям сеточки, веточки; использовать в работе нетрадиционные материалы для рисования (ватная палочка); познакомить с новым словом «кокошник».
Закрепляющие: закреплять умение дополнять узор мелкими деталями: завитками, тычинками, веточками, листочками; край кокошника оформлять каймой, рисовать всей кистью, концом кисти, развивать творчество, воображение, художественный вкус. Обогащать словарный запас при помощи пословиц.
Воспитывающие: воспитывать уважение к народным мастерам, русским традициям в росписи.
Дидактические задачи:
Введение в ситуацию: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Актуализация знаний:
Актуализировать знания детей о приемах рисования и элементах гжельской росписи, цвете росписи, изделиях.
Затруднение в ситуации:
Создать мотивационную ситуацию для использования нетрадиционных средств рисования, сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания.
Осмысление:
Провести рефлексию деятельности на занятии.
Планируемый результат деятельности:
*Дети создают индивидуальные, декоративные композиции.
*Используют разные материалы и способы создания изображения.
Материалы:
Демонстрационный: гжельские изделия, мнемотаблицы с последовательностью изображений элементов гжельской росписи, репродукция с картины М. Врубеля «Царевна Лебедь», аудиозапись песни Ю. Чичкова «Незабудковая гжель», аудиопроигрыватель, мольберт.
Раздаточный: бумага белая в форме кокошников, гуашь синего цвета, кисть № 2,5, ватная палочка, подставка для кисти, салфетки, клеенки для рисования, банки с водой - по количеству детей.
Ход занятия.
Введение в ситуацию: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Звучит аудиозапись. Воспитатель в образе сказительницы появляется перед детьми.
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Елизавета Анатольевна. Я пришла к вам со своей помощницей Настасьей. А теперь я хочу познакомиться с вами.
(Дети называют свои имена).
К вам пришла я в детский сад
Чудо-сказку рассказать.
Любите вы сказки,
милые ребятки?
Ответы детей:
Воспитатель: А какие сказки вам нравятся?
(Дети называют)
Воспитатель: Хотите отправиться в сказочный город мастеров?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда, ступайте за мной.
(Дети рассаживаются на стульях, стоящих полукругом на ковре).
В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от столицы - Москвы, средь лесов и полей стоит городок. Издавна жили там умельцы: смелые и умные, веселые и красивые мастера. Расписывали они посуду синей краской разных оттенков. И сегодня живут там мастера и расписывают посуду. И славятся эти изделия на весь мир.
(Воспитатель демонстрирует расположенные на столе гжельские изделия: посуда, скульптуры малой формы.)
Актуализация знаний:
Воспитатель: - Какие изделия вы видите? (Посуда, игрушки)
-Как называется роспись, которой расписаны эти изделия?
- Из чего делают посуду гжельские мастера? (Из белой глины)
- Какой цвет используется для росписи? (Синий)
- Какой основной элемент узора гжели? (Цветок)
- Какие еще элементы узора используется в гжельской росписи? (завитки, листики, тычинки).
Воспитатель: Ребята, а посмотрите на Настасью, что на ней надето?
Ответы детей: На ней сарафан и головной убор.
Воспитатель: Значит, что еще можно расписать гжельским узором?
Ответы детей: Одежду и головные уборы.
Воспитатель: Правильно, дети. Может кто-нибудь из вас слышал, каким словом называют головной убор, который надет на мою помощницу и на меня? А называется он таким интересным словом – кокошник. Повторите, пожалуйста.
Дети проговаривают вслух слово «кокошник».
Воспитатель: Вот мы сегодня говорим о мастерах, а кто такой мастер?
Ответы детей: Это человек, который хорошо и правильно делает свое дело.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы стать хорошим мастером, про которого говорят: «Мастер своего дела», или еще есть пословица: «Дело мастера боится»?
Ответы детей: Нужно учиться.
Воспитатель: Совершенно верно. Поэтому мы продолжим свое путешествие, и я приглашаю вас в «Школу будущих мастеров».
Дети садятся за столы.
Дидактическая игра «Сложи узор».
Цель: актуализировать знания детей о приемах рисования и элементах гжельской росписи, цвете росписи, изделиях:
Воспитатель: Ученики в «Школе будущих мастеров» не успели доделать свою работу. Как вы думаете, почему. Давайте поможем им закончить начатое дело. Поможем? (Ответы детей). Вам нужно расставить на свои места элементы гжельской росписи.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, что помогли ученикам доделать работу. А теперь я вас приглашаю в музей города мастеров.
Дети проходят к мольберту с репродукцией картины «Царевна Лебедь».
Это необычный музей, а «Музей одной картины». В нем представлена репродукция с картины русского художника М. А. Врубеля «Царевна Лебедь». Кто изображен на картине?
Ответы детей: Царевна.
Воспитатель: Каким цветом она нарисована?
Ответы детей: Белым.
Воспитатель: Какой головной убор на голове Царевны, и каким цветом нарисовал художник Врубель?
Дети: Корона похожа на кокошник. Белым цветом.
Воспитатель: Ребята, ответьте мне, а подойдет ли для кокошника Царевны гжельский узор?
Ответы детей: (вариант ответа: кокошник белый и на нем синей краской хорошо будет виден гжельский узор)
Воспитатель: Хотите расписать кокошник для Царевны Лебедь гжельской росписью?
Ответы детей: Да, хотим.
Воспитатель: А сможете?
Дети: Да, мы умеем рисовать гжельский узор.
Воспитатель: Тогда, я приглашаю вас в творческую мастерскую «Города мастеров», где вы будете расписывать кокошник для Царевны Лебедь.
Дети проходят за столы для рисования.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие материалы необходимы мастеру для работы?
Ответы детей: Синяя краска, кисти широкие и тонкие, вода.
Затруднение в ситуации:
Создать мотивационную ситуацию для использования нетрадиционных средств рисования, сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания.
Воспитатель: Может быть, есть что-то лишнее на столе?
Дети обращают внимание на ватную палочку.
Воспитатель: Интересно, для чего нам понадобится ватная палочка, как вы думаете, ребята?
Предполагаемые варианты ответов: для того, чтобы вытереть размазанную краску, для того, чтобы рисовать ею.
Воспитатель: Правильно, ватные палочки нам пригодятся для рисования мелких, круглых элементов росписи. Чтобы они получились красивее.
Далее воспитатель обговаривает с детьми, как нужно держать кисть при рисовании, как рисовать тонкие линии (концом кисти), какой прием использовать при рисовании лепестков цветка (примакивания).
Воспитатель: Тогда выбирайте себе кокошник, который вам нравиться.
Дети рассматривают форму кокошника, определяют его цвет, определяют последовательность рисования: находят место для большого цветка, по бокам рядом с ним узор в виде сеточек и веточек, по краю – кайма.
Воспитатель. Вам в помощь есть мнемотаблица с последовательностью рисования цветка. Давайте ее рассмотрим.
Воспитатель с детьми обсуждают последовательность рисования основного узора - цветка по мнемотаблице. Затем обсуждают этапы рисования веточек, решетки, каймы.
Воспитатель. Прежде чем приступить к рисованию, разомнем наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика: «Птички»
Птички прилетали, крыльями махали, Пальцами обеих рук производят
Сели, посидели произвольные движения вверх-вниз
И дальше полетели.
Воспитатель: А теперь можете приступать к работе.
Все элементы росписи дети прорисовывают сначала в воздухе, а потом переносят на бумагу.
Звучит песня Ю. Чичкова «Незабудковая гжель». Воспитатель обращает внимание на правильную посадку детей, постановку ног, осанку. Во время рисования воспитатель координирует работу детей.
Воспитатель. Давайте немного передохнём.
Физминутка
Над морями, над лесами Взмахи обеими руками в стороны.
Гуси-лебеди летали.
Гуси-лебеди летали
На полянку нас позвали.
Прогнувшись над водой, Руки отвести за спину, наклоны вперед.
качают головой. Повороты головы вправо-влево.
Прямо и гордо умеют держаться, Приседания с прямой спиной.
Очень бесшумно на воду садятся
Воспитатель: Творческая мастерская заканчивает свою работу, несите свои изделия на стол.
Посмотрите, ребята, вы все рисовали одинаковые элементы гжельской росписи, для работы у вас у всех были одинаковые материалы, а работы у всех получились разные и очень красивые.
Осмысление:
Рефлексия деятельности на занятии.
Воспитатель. Наше сказочное путешествие подошло к концу.
- А где мы сегодня побывали?
-Для кого вы сегодня старались?
-Какой росписью рисовали кокошник?
-Какой необычный, нетрадиционный материал для рисования вы сегодня использовали?
-Как вы считаете, Царевне лебедь понравиться ваши работы? Почему?
Спасибо, ребята, за ваше старание. Мне было очень приятно с вами познакомиться и поработать. Мы с Настасьей прощаемся с вами. Всего вам доброго, ребята, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по математике с элементами развития речи «Путешествие в Город Мастеров»
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по математике с элементами развития речи «Путешествие в Город Мастеров»Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество...
Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей группе на тему "Зима в городе"
Детские рисунки - это отражение их впечатлений. ...
Конспект образовательной ситуации по рисованию в старшей группе детского сада «Масленица»
Конспект образовательной ситуации по рисованию в старшей группе детского сада «Масленица"Иванчогло Оксана ивановна Конспект образовательной ситуации по рисованию в старшей группе детск...
Конспект образовательной ситуации по рисованию в старшей группе на тему: "Легковой автомобиль"
Предварительная работа: целевая прогулка к проезжей части, остановке, наблюдение за легковым транспортом. Рассматривание рисунков или фотоиллюстраций с изображением разных марок легковых авт...
Конспект образовательной ситуации по рисованию в старшей группе детского сада «Масленица»
Конспект образовательной ситуации по рисованию в старшей группе детского сада «Масленица»Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционным рисованием, создание рисунков по замыслу на ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА образовательной ситуации с детьми первой ранней группы «Сказочное путешествие»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАобразовательной ситуациис детьми первой ранней группы«Сказочное путешествие»...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в старшей группе «Сказочное путешествие в страну Гжели»
Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров....