Конспект занятия «Ознакомление с дымковской росписью»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Лазарева Алевтина Александровна

Описания, ознакомление детей с дымковской росписью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymka1.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Художественно- эстетическое развитие.

Основная образовательная программа МБДОУ д/сад «Берёзка» с учётом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.

Возрастная группа: старшая .

 Тема: «Знакомство с народной культурой и праздниками»

Тема НОД: «Ознакомление с дымковской росписью»

Цель: познакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

Задачи: Образовательные:

- закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

- формировать  умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи (кружочки, точки) с помощью кисточки, ватной палочки;

- умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки;

- закреплять приёмы рисования гуашью;

- учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки. Воспитательные

-воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;

-способствовать проявлению положительных эмоций. Развивающие:

- развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;

-развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

-развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности;

- развивать чувство симметрии, ритма;

- развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию.

 Виды деятельности: игровая, ситуативный разговор, общение со взрослыми, совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: создание игровой ситуации.

Оборудование: - для детей: лист бумаги (разделен пополам, одна часть еще разделена пополам; на половинке изображена дымковская барышня, а две маленькие части чистые) ; гуашь; кисти (белка №3) ; ватные палочки; клеёнки; салфетки; стаканчики с водой; подставки для кисточек.

- для педагога: мольберт; проигрыватель с диском русских народных мелодий; дымковские игрушки; посылка.

Предварительная работа:

Методы и приемы:

Практические: физкультминутка «Матрешки», дидактическая игра «Дымковское лото».

Наглядные: рассматривание дымковских игрушек (создать в группе выставку) ;

- просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»,

Словесные: беседа о дымковской игрушке, вопросы, ответы, пение частушек.

Ход  занятия.

1.(Дети вместе с А.А. готовятся к рисованию выполняют поручения раскладывают клеёнки, ставят подставочки для кисточек, кладут тряпочки, ставят стаканчики с водой, ставят краски) .

Введение в ситуацию:

( Негромко включаю русскую народную музыку, в это время раздается стук в дверь) .

А.А.: Дети к нам кто – то в гости пришел, пойду  посмотрю (открывает дверь, (входит почтальон Печкин) .

Печкин: Здравствуйте дети, здравствуй А.А. .

Дети и А.А.: Здравствуй Печкин!

А.А : Я смотрю ты нам посылку принес?

Печкин: Да, только я вам ее не отдам.

А.А.: Почему, дорогой Печкин?

Печкин: Я, хочу что – бы вы отгадали загадку.

«Мы игрушки не простые,  а волшебно расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Ведь лепили нас из глины     ведь вечера зимою длинны».

А.А.: Дети, как вы,  думаете  о каких игрушках говорит Печкин?

Дети: (предполагаемые ответы детей)  о  дымковских.

Печкин: Вот вам посылка, а я пошел дальше почту разносить.

(Печкин прощается с детьми и уходит) .

А.А.: Дети, а вы хотите посмотреть, что лежит в этой посылке?

Посмотрите, что это за игрушка?

Дети: (предполагаемые ответы) .

А.А.: правильно  дымковская.

2.Дымковская игрушка—это один из русских народных глиняных промыслов. Возник в селе Дымково близь г. Вятка (ныне г. Киров). Мастера лепили из глины веселые игрушки, обжигали, сушили в печи.  Умельцы : Мездрена, Бортникова , Косдейшина   первые кто делали игрушки.  Чаще всего использовали такие сюжеты : няни с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни. Высушенные игрушки белили в белый цвет. И только после этого расписывали узорами. Такой игрушки, как дымковская больше нет, она одна такая. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.

Дымковские игрушки расписывали такими элементами – кружки внутри  которых не редко изображен крупный горох, точки,  тычки кольца, прямые и волнистые линии, примакивание.

А, какими цветами пользуются дымковские мастера?

Дети: : малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

А.А.  а как одним словом  можно сказать про цвета, краски?

Дети: яркие, нарядные, веселые, праздничные.

Нетипичен  лиловый и фиолетовый цвет.

Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием , концом кисти, кистью плашмя по ворсу).

А.А.: Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их.

Дети: Из пяти. Точка, линия, волнистая, круг, клетка,  прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок). Ребята, давайте в воздухе их прорисуем. 

А.А.: Как правильно пользоваться красками?

Дети: Чтобы краски не растекались, надо набирать их на кончик кисти, а работу осторожно поворачивать на круге.

А.А.: Правильно, не забывайте, что сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла.

Я предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски вы хотите использовать и каким узором вы будете расписывать свою барыню. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения барынь на доске и сами игрушки.

-Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.

Индивидуальные объяснения по ходу работы.

А.А.: Давайте хорошенько рассмотрим, как раскрашена наша гостья. (Рассматривают, обращаю внимание детей на мольберт, где развешаны образцы дымковских узоров) .

Посмотрите на этой картине узоры на барышне  повторяются, есть красные кружочки, они расположены по всей юбке. Так же на подоле юбки волнистые линии чередуются с полосками.

А.А.: Какие, еще элементы росписи вы увидели на этих картинах?

Дети: Синие кружочки, черные точки, желтые волнистые линии, которые чередуются с точками и т. д.

А.А.: А, теперь садитесь за столы и попробуем  нарисовать элементы росписи в свободной клеточке, только старайтесь аккуратно.

 Сначала я покажу вам, как мы будем украшать нашу барышню. Вначале возьму кисточку и нарисую большие кружки красной краской по низу юбки. Учить детей разными способами рисовать кистью  : толстые линии всем ворсом, тонкие концом кисти , наносить  мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и рисовать концом кисти мелкие пятнашки  или  ватными  палочками  и нарисую желтые серединки у красных кружков.  Другой ватной палочкой нарисую синие точки вокруг красных кружков. Вот какая барышня получилась.

А теперь вы принимайтесь за работу и украшайте своих барышень. Вы можете украсить своих барышень  узорами какие вам понравились больше всего.

( Включаю  тихо, русскую народную мелодию) .

Дети начинают работу. При необходимости проводит индивидуальную работу.

А.А.: Молодцы! А сейчас давайте встанем, да немного поиграем.

Физкультминутка.

«Мы матрешки не простые, (руки разводят в стороны)

В ярки краски, расписные, (руки на поясе, повороты в права – влево)

Посмотрите, вы на нас, (руки вперед)

Невозможно отвесть, глаз . (  глазки на ладошке показать)

А.А.: Немного отдохнули. Пора нам браться за работу.

А.А.: Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

А.А.: Давайте сделаем хоровод из наших барышень.

Дети приносят рисунки (сворачивают пополам лист с рисунками и остается только барышня) и выставляют в хоровод на магнитной доске.

3.А.А.: Дети посмотрите, какой замечательный хоровод у нас получился. А, какая матрешка вам больше всего понравилась? (Дети выбирают) .

А, чем она отличается от других?

Дети: Аккуратная, одинаковые кружки и линии и т. д.

А.А.: Сегодня все дети постарались, у нас получился замечательный хоровод дымковских барышень. Наше занятие подошло к концу. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематический комплекс занятий для детей второй младшей группы по ознакомлению с дымковской росписью.

Конспекты занятий по декоративному рисованию во второй младшей группе. Знакомство с дымковской росписью....

Развитие чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с дымковской росписью

Рисование является важнейшим средством в формировании личности ребенка.Эта изобразительная деятельность дарит детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды  ребенокбудет  с...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе: «Ознакомление с дымковской росписью»

Тема: «Знакомство с народной культурой и традициями» Тема НОД: «Ознакомление с дымковской росписью» Цель: познакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к пр...

Конспект занятия: Знакомство с дымковской росписью

Программные задачи: познакомить детей с новым видом декоративно – прикладного искусства – дымковской игрушкой.Вызвать желание овладеть навыками в рисовании дымковских узоров; познакомить с...

Проект по художественно – эстетическому развитию. «Развитие и реализация творческих способностей, инициативы и воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с дымковской росписью».

       Необходимо с самого раннего возраста учить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитать в них нравственные качества. Какими методами воспитывать н...

конспект занятия - ознакомление с дымковской игрушкой

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с дымковской игрушкой...

Занятие по декоративному рисованию: «Ознакомление с дымковской росписью» в старшей группе

Цель: познакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.Задачи:Образовательные:- закрепить у детей знания об основных средствах выр...