Перспективно-тематический комплекс занятий для детей второй младшей группы по ознакомлению с дымковской росписью.
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа) на тему

Захарова Елена Николаевна

Конспекты занятий по декоративному рисованию во второй младшей группе. Знакомство с дымковской росписью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективно-тематический комплекс занятий для детей второй младшей группы по ознакомлению с дымковской росписью

Вторая младшая группа

        1. Тема: <<Красивый полосатый коврик>>

        Программное содержание:   познакомить детей с дымковскими игрушками. Учить рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно; хорошо набирать краску на кисть; тщательно промывать кисть; рисовать другим цветом аккуратно,  Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов. Вызвать положительный эмоциональный отклик на произведение искусства.

        Словарь:   дымковская игрушка, барышня, козлик, конь, олень, полосатый.

        Предварительная работа:   упражнять детей в рисовании прямых линий одного цвета; рассматривание полосатых платочков, тканей.

        Материалы к занятию:   листы бумаги квадратной формы. Образцы полосатых ковриков. На каждый стол по 2 разные, хорошо сочетающиеся краски; банки с водой, салфетки.

        Ход занятия:   появление в группе дымковской барышни. Дымковская барышня рассказывает о своей жизни  и показывает детям изображения дымковских игрушек, которые живут в ее городе (козлик, олень, свинья, конь). Воспитатель предлагает детям назвать все игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что игрушки нарядные, ярко украшенные. Предлагает детям сделать подарки для жителей Дымкова – красивые полосатые коврики.

        На мольберте 3-4 образца полосатых ковриков (двухцветных). Обратить внимание на направление полосок. Образцы убрать. Показать приемы рисования полосатого коврика: сначала нужно провести слева направо полоски одного цвета на небольшом расстоянии друг от друга (подчеркнуть слитность движений, своевременное обмакивание кисти в краску), затем надо хорошо промыть кисть, обмакнуть ее в другую краску и рисовать полоски другого цвета.

        В конце занятия все рисунки рассмотреть, отметить разнообразие цветовых сочетаний, сказать, что коврики получились очень красивые. Они очень понравятся дымковским игрушкам.  

        2. Тема <<Дымковская лошадка>>

        Программное содержание: продолжать знакомить детей с дымковской росписью, ее элементами – кругами разного размера. Закреплять умение рисовать круги. Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур. Повторять изображение, заполняя все пространство силуэта. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.

        Словарь: дымковская игрушка, конь, силуэт.

        Предварительная работа: рассматривание образцов дымковской игрушки, украшенных различными кругами.

        Материалы к занятию: листы бумаги с контурами дымковской лошади, гуашь по одному цвету на ребенка, кисти, силуэт лошадки.

        Ход занятия: В группе появляется дымковская лошадка. Она рассказывает детям о том, что ее друзья гуляли под дождем, и все красивые узоры смыло водой. И теперь веселые лошадки стали грустными, потому что они уже не нарядные, а просто белые. Лошадка спрашивает детей, смогут ли они помочь ее друзьям. Дети рассматривают лошадку, воспитатель обращает внимание, что узор выполнен по всей игрушке. Воспитатель спрашивает  детей, какими узорами украшена лошадка. Обращает внимание детей, что круги разного размера. Воспитатель предлагает детям взять кисти и в воздухе показать, как нужно рисовать круги. Дети выполняют кругообразные движения. На мольберте показывает один ребенок способ закрашивания.

Во время рисования воспитатель напоминает детям, что круги располагаются по всему силуэту лошадки.

        В конце занятия лошадка благодарит детей, говорит, что ее друзья снова стали веселыми и нарядными.

        3. Тема: <<Красивая салфеточка>>

        Программное содержание: продолжить учить детей выполнять дымковские элементы. Учить детей составлять узор на квадрате, располагая круги по углам и в середине. Закреплять умение рисовать круги, правильно их закрашивать. Развивать композиционные умения, эстетические чувства, цветовое восприятие. Воспитывать интерес к декоративному рисованию.

        Словарь: узор.

        Предварительная работа: детская игра  <<Дымковские узоры>> - учить составлять узор на квадрате из готовых дымковских элементов.

        Материалы к занятию: бумага квадратной формы, гуашь, кисти, 2-3 образца салфеточек.

        Ход занятия: воспитатель предлагает детям сделать красивые салфеточки для дымковской барышни. Предлагает рассмотреть образцы. Спрашивает, как они украшены. Обратить внимание, что круги расположены по углам и в середине квадрата. Предлагает детям показать, где они будут рисовать круги. Воспитатель напоминает детям, как нужно набирать краску, убирать лишнюю каплю воды, чтобы получился аккуратный рисунок. В конце занятия все салфеточки раскладываются на столе. Воспитатель предлагает полюбоваться яркими салфеточками.

        4. Тема: <<Ткань для Машеньки>>

        Программное содержание: учить выполнять дымковские элементы тычком – ватной палочкой. Учить передавать округлую форму, отрабатывать кругообразное движение руки. Рисовать по всей поверхности листа; дополнять круги точками другого цвета. Развивать восприятие цвета, закреплять знание цветов.

        Словарь: ткань, дымковские узоры, колечки, точки.

        Предварительная работа: рассматривание разных тканей.

        Материалы к занятию: бумага – 1/2  альбомного листа, по 2 баночки Разбавленной водой гуаши, по 2 ватные палочки на каждого ребенка. Силуэт дымковской барышни с вырезанной юбкой.

Ход занятия: Воспитатель показывает детям дымковскую барышню и рассказывает, что барышня хочет сшить новую юбку, чтобы пойти в гости, но у нее нет ткани.

        Детям предлагают помочь барышне и нарисовать ткань с дымковскими узорами. Воспитатель показывает, как нужно рисовать палочками: обмакнуть палочку в краску так, чтобы весь кончик был в краске и рисовать; затем взять другую палочку и обмакнуть ее в другую краску. Обращает внимание детей, что узор наносится на всю ткань, чтобы не было много пустого места.

        Воспитатель предлагает детям показать в воздухе, как нужно рисовать колечки. Во время рисования воспитатель напоминает, что нужно рисовать узор по всему листу бумаги.

        В конце занятия Машенька примеряет новые юбки (рисунки детей подставляют под силуэт барышни) и благодарит детей за то, что они нарисовали ей столько красивых дымковских тканей.

        5. Тема: <<Платочки для барышень>>

        Программное содержание: учить рисовать прямые линии, перекрещивать их; дополнять узор колечками и точками. Продолжать учить рисовать ватными палочками, добиваться свободного движения руки во время рисования; рисовать по всей поверхности бумаги. Развивать ориентировку на плоскости.

        Словарь: полоски, клетки, кольца, точки.

        Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек. Лото <<Дымковские узоры>>.

        Материалы к занятию: белая бумага квадратной формы, по 2 цвета гуаши на ребенка, по 2 ватные палочки на ребенка.

        Ход занятия: Приходит дымковская барышня Машенька и рассказывает, что нее беда. Они с подружками хотели выступить на празднике. Платочки для праздника они постирали и повесили сушиться на солнышке, да забыли их прикрепить прищепками. Дунул сильный ветер и платочки улетели. Теперь барышни не смогут выступать.

        Воспитатель успокаивает Машеньку и говорит, что ребята ей обязательно помогут. Воспитатель расспрашивает, какие были платочки. Машенька рассказывает, что они были в красивую клетку и в каждом окошке были колечки и точки. Воспитатель показывает детям, как нужно выполнять клетки, напоминает, как рисовать ватными палочками. Детям предлагают провести линии чистой палочкой по листу слева направо и сверху вниз от края до края листа.

        Во время рисования воспитатель индивидуально показывает детям, у которых появились затруднения, на отдельном листе бумаги.

        В конце занятия Машенька рассматривает все платочки, радуется их красоте, благодарит детей за помощь.

        6. Тема: <<Варежки>>

        Программное содержание: познакомить детей с новым элементом дымки - <<солнышко>>. Учить выполнять узор самостоятельно, дополняя знакомыми элементами дымковской росписи. Продолжать учить рисовать ватными палочками, для каждого цвета брать отдельную палочку. Закреплять знание названий цветов. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту дымковской игрушки.

        Словарь: дымковский узор, <<солнышко>>, волнистая линия.

        Предварительная работа: рассматривание детских варежек, их узоров.

        Материалы к занятию: силуэт варежки на каждого ребенка, гуашь по 2 цвета, по 2 ватные палочки на ребенка.

        Ход занятия: Приходит барышня Машенька и рассказывает о том, что в деревне Дымково очень много снега. Так хочется игрушкам поиграть в снежки, слепить снеговика, но снег холодный, и руки быстро замерзают. Что же делать?

        Воспитатель спрашивает у детей, что нужно, чтобы руки не мерзли. Правильно, надеть варежки. Предлагает для дымковских жителей сделать в подарок красивые дымковские варежки. Знакомит детей с новым элементом - <<солнышко>>. Спрашивает, из чего состоит узор, какого цвета, как его выполнять.

        Предлагает украсить варежки <<солнышками>>. Спрашивает, как правильно рисовать ватными палочками. Обращает внимание детей, что узор нужно располагать в центре варежки. Сначала ставим точку, потом рисуем колечко, а затем точки вокруг колечка. Во время работы предлагает варежку украсить другими элементами: точками, кругами, волнистыми линиями. Обращать внимание на то, чтобы дети не рисовали одним цветом.

В конце занятия Машенька рассматривает варежки, выбирает самые яркие, самые аккуратные. Благодарит детей за помощь.

        7. Тема: <<Домики для игрушек>>

        Программное содержание: продолжать учить выполнять узор на квадрате, украшая углы, середину, стороны знакомыми элементами: точками, кольцами, кругами. Продолжать учить рисовать  ватными палочками, не смешивая краски. Воспитывать самостоятельность в работе. Развивать чувство ритма, композиции.

        Словарь: узоры, углы, середина, стороны, квадрат.

        Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек, узоров на них, сочетание цветов.

        Материалы к занятию: бумага квадратной формы с приклеенной цветной треугольной крышей, гуашь по 2 цвета на ребенка, по 2 ватные палочки на ребенка.

        Ход занятия: В деревне Дымково наступила зима. Холодно стало дымковским игрушкам, и решили они попросить помощи у наших ребят. Давайте мы с вами поможем игрушкам и нарисуем для них красивые дымковские домики.

        Воспитатель предлагает детям взять в руки бумагу и показать, где углы, середина и прямые стороны. Спросить, какой формы бумага – квадратная. Как можно украсить такой дом? Правильно, в уголках и в середине. Воспитатель предлагает детям у доски показать, как нужно украшать углы (приглашает 2-3 детей). После того, как украшены углы и середина, воспитатель предлагает дополнить узор точками по сторонам квадрата. Напоминает правила рисования ватными палочками: набирать достаточно краски, не смешивать цвета, чтобы получилось ярко и аккуратно. Во время выполнения детьми работы воспитатель индивидуально показывает детям, у которых есть затруднения.

        После работы все домики раскладываются на коврике. Воспитатель обращает внимание, какие красивые дымковские домики получились, яркие и аккуратные. Игрушкам очень нравятся такие домики.

        8. Тема: <<Нарядные шарфики для зайчика>>

        Программное содержание: продолжать учить выполнять узоры по мотивам дымковской росписи. Продолжать учить создавать узор на полосе, повторяя изображение одного элемента; дополнять узор полосками, точками другого цвета. Упражнять в рисовании округлых форм. Продолжать учить работе кистью и красками. Воспитывать желание помочь, чувство сопереживания.

        Предварительная работа: рассматривание детских шарфиков, узоров на них. Игра  <<Составь узор>> на полосе.

        Материалы: полоски бумаги – шарфики. Кисти, краски по 2 на ребенка, баночки с водой.

        Ход занятия: В гости к детям приходит зайчик. Он дрожит, чихает. Воспитатель спрашивает, что с ним случилось. Зайчик говорит, что вчера он целый день катался на горке, и теперь у него болит горло. Воспитатель спрашивает, надевал ли заяц шарф, когда ходил гулять. Зайчик говорит, что у него нет шарфика. Воспитатель говорит, что шарф зимой нужно надевать всегда, тогда горло не заболит. Предлагает детям помочь зайчику, нарисовать ему красивые теплые шарфики, чтобы зайчик больше не простужался. Детям раздают полоски бумаги. Воспитатель спрашивает, чем можно украсить шарфики (полосками, кругами, точками). Воспитатель предлагает рассмотреть образцы шарфов (2 образца). Спрашивает, чем они украшены, какого цвета узоры, как нужно начинать работу. Напоминает, что при смене краски нужно хорошо промывать кисть, убирать лишнюю каплю воды и краски, чтобы получилось красиво и аккуратно.

        В процессе работы воспитатель помогает затрудняющимся детям.

        В конце занятия зайчик рассматривает все шарфики, <<примеряет>> их. Радуется, что все шарфики яркие, красивые. Много шарфиков, поэтому он поделится ими с другими зайцами.

        9. Тема: <<Тарелочки для белочки>>

        Программное содержание: учить детей выполнять узор в определенной последовательности вверху, внизу, справа, слева одним цветом, между ними – другим. Продолжать упражнять в работе с тычком и красками. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность.

        Предварительная работа: рассматривание узоров на круглых формах (тарелочки).

        Материалы: бумага круглой формы диаметром 15см, пои 2 ватные палочки на ребенка, краски 2-х цветов для каждого ребенка.

        Ход занятия: Приходит к детям белочка – нарядная. Рассказывает, что у нее сегодня день рождения. Придут к ней сегодня ее друзья, она приготовила для них угощения. Только нет у нее красивых, нарядных праздничных тарелочек, чтобы разложить все угощения. Белочка спрашивает, не могут ли ей помочь ребята. Ребята соглашаются помочь. Воспитатель спрашивает, чем можно украсить тарелочки (кругами, колечками, точками). На фланелеграфе воспитатель показывает, как нужно украшать тарелочки (располагая элементы узора сверху, снизу, справа, слева, а потом между этими элементами). Просит детей повторить порядок работы. Напоминает правила работы с красками, тычком.

Дети приступают к рисованию. Во время рисования воспитатель индивидуально показывает порядок рисования, на отдельном листе, затрудняющим детям.

В конце занятия белочка радуется тарелочкам. Какие они красивые, разноцветные, праздничные. Благодарит за помощь.

        10. Тема: <<В гости к Танечке пойдем!>> (итоговое занятие)

        Программное содержание: продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой, учить детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя линии, мазки, точки, круги, колечки. Закреплять умение правильно пользоваться красками, совершенствовать навыки закрашивания изображения. Продолжать учить использовать тычок для создания узора. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, разнообразие форм и цвета, развивать эстетическое восприятие.

        Словарь: кокошник, тычок, барышня.

        Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек, рассматривание нарядов барышень.

        Материалы к занятию: Листы бумаги, сложенные пополам, с контурным изображением лошадки, кота, курочки, собаки, дымковской барышни; гуашь 4-х цветов, тычок.

        Ход занятия: В гости к детям приходит дымковская барышня Машенька. Воспитатель собирает малышей, говорит: <<Посмотрите, кто пришел к нам. Это наша знакомая дымковская барышня Машенька>>. Барышня здоровается с детьми, спрашивает, можно ли ей посмотреть у них игрушки.

        Дети показывают игрушки, среди которых Машенька замечает телефон, спрашивает, можно ли ей позвонить соей подружке Танюшке. Дети разрешают. Машенька говорит в трубку: <<Здравствуй, Танюшка. Я очень по тебе соскучилась и скоро приду к тебе в гости>>. Машенька благодарит ребят прощается  и уходит.

        Воспитатель предлагает детям сесть за столы, приготовленные к занятию, и спрашивает их: <<Как Танюшка будет готовиться к приходу подружки? (Подвести детей к тому, что Танюшка испечет пироги, наденет красивый наряд: кокошник, кофту, юбку). Хотите оказаться дома у Танюшки? Закройте глаза. – Воспитатель считает: раз, два, три>>. Дети открывают глаза – перед ними появляются дом, Танюшка (силуэт дымковской барышни на белой бумаге) и силуэты коня, курочки, собаки, кота.

        Воспитатель: <<Стала Танюшка пироги печь, а ее друзья ей помогать, но она очень спешила, засыпала друзей мукой, и не стало на них видно ни точек, ни полосок. Потом захотела нарядиться так же красиво, как Маша, но потеряла ключик от сундучка, где лежат ее наряды. Вы хотите помочь Танюшке? Какого цвета будут кокошник, кофта, юбка? Ей бы очень хотелось, чтобы узоры на ее юбке были такие же, как и на Машиной. Чем будем украшать кота, лошадку, курочку, собачку? Покажите, как вы будете рисовать круги, колечки, полоски, точки? Чтобы точки получились красивыми, лучше вместо кисточки взять тычок>>.

        Дети выбирают, кому они будут помогать, садятся за столы. Украшают узорами силуэты животных, одежду Танюшки. Воспитатель помогает им.

        Маша приходит в гости к Танюшке: <<Как у тебя красиво! Какая ты нарядная! А кто это?>>

        Воспитатель знакомит Магу с Таниными друзьями, произнося потешки соответствующего содержания:

<<Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые, зубки белые.

Конь ретивый,

С длинной гривой,

Скачет, скачет по полям.

Тут и там, тут и там.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди>>.

А про курочку прочитала из стихотворения К.И. Чуковского:

<<Курочка красавица

У меня жила.

Ах, какая умная

Курица была!

Шила мне кафтаны,

Шила сапоги,

Сладкие, румяные

Пекла мне пироги.

А когда управится,

Сядет у ворот,

Сказочку расскажет,

Песенку споет>>.

        Машенька радуется, отмечает, как красиво расписаны узорами друзья Танюши и ее наряд. Она просит детей назвать цвета красок, использованных для росписи, показывая то на один, то на другой элемент, или игрушку в целом.

        Танюшка благодарит детей за помощь, предлагает вместе потанцевать. Затем прощается, приглашает снова приходить к ней в гости.

        Дети любуются расписанными игрушками, затем уносят их в игровой уголок.

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированние занятие для детей второй младшей группы "Светлячок" "Ознакомление детей с временами суток: вечер и ночь, с помощью иллюстраций и книг"

Формирование представлений о частях суток: вечер, ночь; закрепление понятий: утро, день, развитие мыслительных процессов; обогащение словаря....

Перспективно - тематический план по рисованию (программа "Детство" вторая младшая группа)

Перспективно - тематический план по рисованию (программа "Детство" вторая младшая группа)...

Перспективно – тематический план. Вид деятельности: аппликация\конструирование (вторая младшая группа, программа "Детство")

Перспективно – тематический план.Вид деятельности: аппликация\конструированиеВторая младшая группа (Программа "Детство")...

Перспективно-тематическое планирование ОО "Физическое развитие" во второй младшей группе.

Перспективно-тематическое планирование ОО "Физическое развитие" во второй младшей группе....

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы во второй младшей группе

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыво второй младшей группе...

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы во второй младшей группе на 2016 – 2017 учебный год

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыво второй младшей группе на 2016 – 2017 учебный год...