Конспект НОД по рисованию в старшей группе: «Ознакомление с дымковской росписью»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Федорова Марина Николаевна
Тема: «Знакомство с народной культурой и традициями» Тема НОД: «Ознакомление с дымковской росписью» Цель: познакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов. Задачи: Образовательные: - закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи; - формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи (кружочки, точки) с помощью кисточки, ватной палочки; - умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки; - закреплять приёмы рисования акварелью; - учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку. - обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки. Воспитательные -воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; -способствовать проявлению положительных эмоций. Развивающие: - развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре; -развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты; -развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; - развивать чувство симметрии, ритма; - развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dymkovskaya_igrushka.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с народной культурой и традициями»

Тема НОД: «Ознакомление с дымковской росписью»

Цель: познакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

Задачи: Образовательные:

- закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

- формировать  умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи (кружочки, точки) с помощью кисточки, ватной палочки;

- умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки;

- закреплять приёмы рисования акварелью;

- учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки.

Воспитательные

-воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;

-способствовать проявлению положительных эмоций.

Развивающие:

- развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;

-развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

-развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности;

- развивать чувство симметрии, ритма;

- развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию.

Оборудование: - для детей: лист бумаги (разделен пополам, одна часть еще разделена пополам; на половинке изображена дымковская барышня, а две маленькие части чистые) ; гуашь; кисти (белка №3) ; ватные палочки; клеёнки; салфетки; стаканчики с водой; подставки для кисточек.

- для педагога: мольберт; колонка с музыкой русских народных мелодий; дымковские игрушки; посылка.

Предварительная работа: дидактическая игра «Дымковское лото»; рассматривание дымковских игрушек (создать в группе выставку); просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино».

Словесные: беседа о дымковской игрушке, вопросы, ответы, пение частушек.

Ход  занятия.

1. Введение в ситуацию: (Негромко включаю русскую народную музыку, в это время раздается стук в дверь).

-  Дети к нам кто – то в гости пришел, пойду,  посмотрю ...

- Посмотрите, кто-то оставил нам посылку?

- А вместо обратного адреса - загадка.

«Мы игрушки не простые,  а волшебно расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Ведь лепили нас из глины     ведь вечера зимою длинны».

-  Дети, как вы,  думаете  о каких игрушках идет речь?

- Посмотрите, что это за игрушка?

- Знаете, как она  правильно называется?  Дымковская.

2. Знакомство: Дымковская игрушка—это один из русских народных глиняных промыслов. Возник в селе Дымково близь г. Вятка (ныне г. Киров). Мастера лепили из глины веселые игрушки, обжигали, сушили в печи.  Чаще всего использовали такие сюжеты : няни с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни. Высушенные игрушки белили в белый цвет. И только после этого расписывали узорами. Такой игрушки, как дымковская больше нет, она одна такая. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.

Дымковские игрушки расписывали такими элементами – кружки внутри  которых не редко изображен крупный горох, точки,  тычки кольца, прямые и волнистые линии, примакивание.

- Посмотрите, какими цветами пользуются дымковские мастера?

Дети:  малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

- Из пяти элементов состоит дымковский орнамент: точка, линия, круг, полоска,  сеточка, мазок.

- Ребята, давайте в воздухе их прорисуем. 

- Как правильно пользоваться красками?

Дети: Чтобы краски не растекались, надо набирать их на кончик кисти, а работу осторожно поворачивать на круге.

-  Правильно, не забывайте, что сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла.

- Я предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски вы хотите использовать и каким узором вы будете расписывать свою барыню. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения барынь на доске и сами игрушки.

-Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку.

3. Индивидуальные объяснения по ходу работы.

-  Давайте хорошенько рассмотрим, как раскрашена наша гостья. (Рассматривают, обращаю внимание детей на мольберт, где развешаны образцы дымковских узоров).

- Посмотрите, на этой картине узоры на барышне  повторяются, есть красные кружочки, они расположены по всей юбке. Так же на подоле юбки волнистые линии чередуются с полосками.

- Какие, еще элементы росписи вы увидели на этих картинах?

Дети: Синие кружочки, черные точки, желтые волнистые линии, которые чередуются с точками и т. д.

А теперь попробуем  нарисовать элементы росписи в свободной клеточке, только старайтесь аккуратно.

 - Сначала я покажу вам, как мы будем украшать нашу барышню. Вначале возьму кисточку и нарисую большие кружки красной краской по низу юбки. Другой ватной палочкой нарисую синие точки вокруг красных кружков. Вот какая барышня получилась.

- А теперь вы принимайтесь за работу и украшайте своих барышень. Вы можете украсить своих барышень  узорами, какие вам понравились больше всего. ( Включаю  тихо, русскую народную мелодию) .

Дети начинают работу. При необходимости проводит индивидуальную работу.

- Молодцы! А сейчас давайте встанем, да немного поиграем.

Физкультминутка.

«Мы матрешки не простые, (руки разводят в стороны)

В ярки краски, расписные, (руки на поясе, повороты в права – влево)

Посмотрите, вы на нас, (руки вперед)

Невозможно отвесть, глаз . (  глазки на ладошке показать)

-  Немного отдохнули. Пора нам браться за работу и доделать ее.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

- Давайте сделаем хоровод из наших барышень.

- Дети посмотрите, какой замечательный хоровод у нас получился.

4. Итог. Оценка работ. Выставка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему "Дымковская слобода (Дымковская деревня)". Коллективная работа.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему "Дымковская слобода (Дымковская деревня)". Коллективная работа....

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с хохломской росписью»

Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях....

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Знакомство с хохломской росписью»

Цель: Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях....

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Знакомство с гжельской росписью».

-Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.- Способствовать развитию у детей умения выделять специфику гжельской рос...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Знакомство с гжельской росписью"

Цель: знакомство детей с красотой и своеобразием Гжельской росписи Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формиро...