Проект по художественно – эстетическому развитию. «Развитие и реализация творческих способностей, инициативы и воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с дымковской росписью».
проект (средняя, старшая группа)

Горохова Екатерина Анатольевна

         Необходимо с самого раннего возраста учить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитать в них нравственные качества. Какими методами воспитывать нравственность? Нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев. С помощью исконно народного творчества России мы сможем осуществить гармоничное развитие личности ребенка, его художественно-творческих способностей. Решить актуальную проблему – приобщения детей к культуре народа, воспитание патриота и гражданина, любящего свою Родину.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennyy_proekt_dymka.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

             Проект по художественно – эстетическому развитию.

 «Развитие и реализация творческих способностей, инициативы и   воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с дымковской росписью».

Горохова Е.А. - воспитатель  

ГБОУ гимназия №1476

  • Проблема: У детей слабо развит познавательный интерес к истории народных игрушек, о русском народном   декоративно – прикладном искусстве.
  • Областью нашего проекта является методика изобразительной деятельности.
  • Объект исследования: развитие изобразительных умений, творчества и инициативы у детей старшего дошкольного возраста.
  • Предмет исследования: процесс развития творческих способностей и изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста при росписи дымковской игрушки.
  • Наша цель: Формировать знания детей о декоративно - прикладном искусстве «Дымковская роспись». Развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагога в ходе реализации проекта .
  • Актуальность нашего проекта: Дети недостаточно             дифференцируют понятия о народном  декоративно – прикладном искусстве, включая дымковскую роспись, неуверенно используют  понятия элементов, цветовой гаммы  дымковской росписи.

     Для достижения данной цели необходимо было решить ряд задач:

  •  Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
  • Разработать цикл: бесед, экскурсий, использование ЭОР, разработка занятий по ознакомлению с дымковским народным промыслом и росписью  игрушек  для развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Поставлены образовательные задачи: 

  • Создать предметно - развивающее пространство для развития познавательной деятельности по теме;
  • Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – Дымковская роспись и историей возникновения дымковской игрушки. Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
  • Закрепить умение выразительно читать стихи о Дымке. Учить понимать образный смысл загадок о дымковских игрушках.
  • Учить видеть красоту узоров и своеобразие дымковской  росписи.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству- Дымка.
  • Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
  •  Воспитывать уважение к работе народных мастеров Дымки.
  • Воспитывать эстетические и этические чувства, любознательность.

    Обогащать детско-родительские  отношения опытом диалогического эмоционально насыщенного общения.

Развивающие задачи:

  • Развитие познавательной способности и активности детей.
  • Развитие творческого воображения.
  • Развитие эстетического восприятия, чувства ритма, цвета, композиционные умения на основе элементов дымковской росписи.
  • Развитие мелкой моторики, самостоятельности, внимания, мышления, зрительной памяти, умения анализировать.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Активизация  словаря: растительный орнамент, ритм, узор, элемент узора, дымковская игрушка, ярмарка, коробейник,

В работе были использованы методы: анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности.

 Мы пользовались детской художественной литературой: 

  •  Художественное чтение : М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».
  • Заучивание стихов о дымке.
  • Загадывание загадок о дымковских игрушках.

Наш продукт в  изобразительной деятельности:

    «Узор в полосе», « Дымковский петушок», «Дымковский барашек», « Дымковский индюк», « Ткань на юбку дымковской барыне», «Дымковская барыня».

  • Лепка: «Дымковская лошадка», «Дымковский индюк», «Барыня» (няня, водоноска)  из пластилина .
  • Раскрашивание готовых гипсовых форм « Дымковские игрушки».

Наша игровая деятельность: 

  •   Дидактические игры:  «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Продолжи рисунок», «Найди пару», « Нам прислали посылку».
  •  Беседы: «В гости к дымковским мастерам», «Русская народная игрушка», « Как играли наши бабушки», « Дымковский узор».
  • Экскурсия в мини – музей детского сада « Русская изба».

Этапы реализации нашего проекта 

1этап. Подготовительный.

Деятельность моя, как педагога;

  • 1. Ввод в игровую ситуацию.
  • 2. Формулирование проблемы.
  • 3.Определение задачи образовательной деятельности.
  • 4.Определение продукта  проекта (рисунки и игрушка).
  • Помощь в работе.

Деятельность детей:

  • 1. Вживаются в игровую ситуацию.
  • 2. Осознают проблему.
  • 3. Принимают задачи проекта.

2 этап. Организация работы над проектом. 

Деятельность педагога:

  • Написание конспектов к образовательной деятельности.
  • Организация процесса образовательной  деятельности.
  • Экскурсии в музей детского сада.  
  • Помощь детям в процессе работы.
  • Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народного  промысла «Дымковская роспись» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».
  • На первом занятии, мы познакомились с рождением дымковской игрушки. Дети с интересом слушали, как дымковские мастера лепят из красной глины, белят в молоке с мелом,  обжигают в печи  и расписывают свои игрушки, которые так радуют и веселят людей. Мы внимательно рассматривали и обследовали яркие узоры игрушек : круги, клетки, кольца, точки, овалы, знакомились с расположением элементов узора на изделиях. Предложили детям подробно рассмотреть и изучить дидактические пособия по последовательности выполнения дымковских узоров, обсудили  цветовую гамму, словесно сделали  описание различных элементов и узора в целом и принялись за работу « Узор в полосе».
  • На занятии «Роспись силуэта дымковского петушка» мы  продолжаем знакомить детей с многообразием элементов узора дымковской росписи с применением ватных палочек. Задание с игровым приемом (приход художника - Буратино и его друга  –  петушка) очень обрадовало и сразу  заинтересовало детей, они с удовольствием называли уже знакомые им  дымковские фигурки, вспоминали названия элементов узора, радовались возможности снова украсить силуэты  игрушки. Было видно, что дети с большой уверенностью берутся за работу, изображение данных элементов дети выполняли правильно, охотно работали ватными палочками, концом кисти, всей кистью.
  •  Занятие  «Роспись дымковского индюка».  Задание было предоставлено в игровой форме, где веселый Петрушка просил ребят нарисовать красочные дымковские хвосты для своего друга - индюка. Данное задание интересно детям тем, что также  использовали в работе не только кисти, но и ватные палочки и бумажные тычки, что  способствует развитию мелкой моторики кисти рук ребятишек. В процессе рисования туловища и нарядных хвостов дети самостоятельно подбирали цвета, создавали узор по образцам представленным в подготовительном этапе данного занятия. Упражняясь в изображении дымковских элементов - точек, линий, кругов, ребята закрепляли ранее полученные навыки и приемы изобразительной деятельности.
  • « Роспись ткани на юбку дымковской барышни».  Я продолжала развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к Родине и уважение к людям труда. Продолжая закреплять умение рисования,  усложняется задача, показом приемов расположения и  украшения разноцветных клеток кругами и более мелким узором - точками, волнами.

  • Вспомнили с детьми  значение  символики  элементов дымковской росписи: круг -  означает солнце, волнистые линии – воду, пересечение волнистых линий – колодец, а пересечение прямых линий (ромб) – землю, сам силуэт игрушки должен оставаться белым.

  • Работая над украшением ткани на  юбку для дымковской барышни, мы с детьми плавно подошли к росписи всего силуэта барыни. Это занятие «Роспись дымковской барышни»  из разработанной серии, включает в себя практически все задачи, что были поставлены в предыдущих занятиях. В работе с детьми должны быть использованы уже знакомые элементы дымковской росписи: клетка, решетка, круги, кольца, точки, волнистые линии. Для выполнения задание необходимо было применить умения рисования всей кистью, концом кисти. В основной части занятия дети рассказали историю возникновения дымковских игрушек, о труде мастеров, о материале, который используют для народных поделок. Ребята самостоятельно придумывали узор для своих барышень, выбирали материал для работы (кисти, ватные палочки - по желанию).
  • Работа с гипсовыми заготовками игрушек  очень понравилась всем детям. Маленький размер дымковских игрушек сначала насторожил детей (« А как же я буду ее раскрашивать, если у меня кисточка ее больше?», «Какая маленькая и миленькая игрушечка, прямо для моих кукол»). Обследование и рассматривание веселых заготовок развеселило детей, и каждый захотел расписать разные формы, а не только одну. В процессе работы все очень старались, тихонько дыша на заготовку, иногда даже высунув язык от наслаждения работы, в группе царила атмосфера творчества. Каждый мастерски справился с поставленной задачей. После окончания занятия мы обсудили все работы, отметили самые лучшие, в   подарок дети получили по беленной заготовке для индивидуальной работы.

3 этап. Практическая деятельность.

Деятельность педагога:

  • 1. Практическая помощь.
  • 2. Направление и контроль осуществления проекта.

Деятельность детей: 

  • 1.Самостоятельное использование иллюстраций, дидактических пособий.
  • 2. Творческие работы.
  • 3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу, проявляют инициативу.

4этап. Презентация.

Деятельность педагога:

  • 1. Организация выставки рисунков и поделок детей по теме  проекта в группе.
  • Приглашение родителей на выставку «Веселая дымка»

Деятельность детей:

  • 1. Загадывают и отгадывают загадки.
  • 2. Творческие работы по дымковской росписи.
  • 3. Изготовление поделок из готовых гипсовых форм «Дымковская игрушка».

Роль родителей в реализации проекта: 

  •  Подбор иллюстрации, информации о Дымковской росписи (использование интернета, приобретение альбомов по декоративно – прикладному искусству).

Продукт проектной деятельности: 

  • Выставка рисунков и поделок «Дымковская игрушка», приглашение родителей на выставку в группу.
  • Одним из важнейших средств  эстетического воспитания детей дошкольного возраста является народное декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство – это часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие     черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, извечное стремление к красоте. Все эти задачи являются актуальными на современном этапе развития нашего общества и в воспитании подрастающего поколения. «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», утверждал  Сухомлинский В.А.
  • Вот почему так важны в дошкольном возрасте знания изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить видеть ребенка прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
  • В нашем детском саду есть мини – музей « Русская изба». Посещение его приносит детям  большое  удовольствие. Рассказы воспитателя о названиях и назначении предметов быта русской избы, о старинной русской одежде, об игрушках  очень заинтересовывают и увлекают детей. Игрушки чем то похожи, но  такие разные и это побуждает детей узнать их историю создания. Одни расписные глиняные, а другие  тоже глиняные , но все сначала беленные и украшены незатейливым узором: кружочки, точечки, полоски. Цвета росписи такие яркие, игрушки веселые внешним обликом и привлекательные. Это  дымковские игрушки и нам очень захотелось о них все узнать.
  • Так и возник наш художественно - творческий проект, в котором участниками стали  дети старшей группы, родители, педагоги.
  • Для повышения эмоционального состояния детей, их познавательной активности, а также развития инициативы и  творческих способностей (целевые ориентиры ФГОС), необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Из практики могу утверждать, что когда ребенок занят своей художественно-продуктивной деятельностью, он увлечен ею, у него осмысленный взгляд, счастливое выражение лица, гордость за свое творчество. И поэтому, решая задачу развития творческого потенциала детей, я разработала этот проект. Вот  мы и решили  подробно изучить дымковский промысел, превратиться в мастеров и художников – оформителей, а в  партнеры  позвать своих родителей и приглашаем вас на  нашу творческую экскурсию.
  •     Известно, что дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Изучая близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять себя, то есть свою душу, душу великого  русского народа,  получить первоначальное эстетическое воспитание. Многие дошкольные образовательные учреждения работают над темой: «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным творчеством». Из всего многообразия русских народных промыслов «Дымка», на мой взгляд, разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка, на развитие психических качеств: воображения, воли, мышления. Роспись элементов орнаметра помогает , на мой взгляд, подготавливать руку к письму, развивает мелкую моторику.
  • На занятиях я старалась создать условия для приобщения детей группы и через них заинтересованность и их родителей к народной культуре.  Детей,  прежде всего, воспитываем мы, и воспитывает  всё то, что их окружает. Недаром на открытии олимпийских игр в Сочи  был номер « Веселая Дымка».
  • Но начинать нужно постепенно: подобрать познавательную  и художественную литературу  о народном промысле «Дымка», об особенностях дымковских узоров, об истории этого промысла;
  •  уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом;
  • с обучения  детей элементам росписи дымковской игрушки.
  • Дымковская игрушка поражает детей своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают желание самим научиться так красочно и ярко расписывать свои работы. Недаром на открытии олимпийских игр в Сочи  был номер « Веселая Дымка».
  • Работая над проектом, я пришла к выводу, что занятия изобразительной деятельностью с использованием росписи дымковской народной игрушки играют большую роль в развитии изобразительных умений, познавательных способностей, творческого воображения, инициативы у детей старшего дошкольного возраста.
  • Художественные образы игрушек, как мне кажется, помогли сильнее полюбить родной край, окунуться в прошлое своих прадедушек и прабабушек,  узнать историю своего русского народа, воспитали у них уважение к дымковским мастерам. Это особенно  отражено в заключительной работе – роспись форм дымковских игрушек. Фигурки малых размеров ярко и грамотно несут на себе элементы дымковской росписи, передают веселый, праздничный настрой, вдохновение маленьких мастеров – художников и результат успеха творческой работы детей.
  • Надо отметить, что в дополнениях к самостоятельной игровой деятельности, таких как рисунки карт для поиска сокровищ, схемы  путешествий и в  работах изобразительной деятельностью (выполнение поздравительных открыток к женскому весеннему празднику) дети с удовольствием  активно используют разнообразие элементов дымковской росписи.
  • Проведенные  занятия вызвали большой интерес у детей, что не могло не отразится на их творческих работах.  Рисунки детей стали более яркими, дети лучше научились владеть кончиком кисти.    
  •  Следовательно, цель проекта достигнута.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с Городецкой росписью"

Мною было разработана совместной работы с детьми и родителями по ознакомлению с Городецкой росписью(начиная со средней группы)...

Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью

Проблема художественно-эстетического воспитания дошкольников рассматривается в современных исследованиях. Опираясь на взгляды Е.И. Васильевой, Е.Г. Ковальской, Г.П. Новиковой, Н.А. Александровой, А.В....

Из опыта работы: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью»

Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – эту сп...

Опыт работы воспитателя по развитию художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью

Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеет большое значение для развития художественного вкуса, творческого воображения и эстетического развития у детей, помогает ближе понят...

Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов России

Статья о приобщении старших дошкольников к восприятию людей другой культуры и других традиций, о воспитании в детях общечеловеческих ценностях (доброты, дружбы, честности, любви, справедливости, взаим...

Программа развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем «КРАСКИ СЕВЕРА»

Новизна и актуальность программы. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего посёлка большую актуальность приобретает проблема сохра...

Творческая работа РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЛАСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИОННЫМИ ГЛИНЯНЫМИ ИГРУШКАМИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Я посвятила свое исследование развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края, так как с...