Проект по художественно – эстетическому развитию. «Развитие и реализация творческих способностей, инициативы и воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с дымковской росписью».
проект (средняя, старшая группа)
Необходимо с самого раннего возраста учить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитать в них нравственные качества. Какими методами воспитывать нравственность? Нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев. С помощью исконно народного творчества России мы сможем осуществить гармоничное развитие личности ребенка, его художественно-творческих способностей. Решить актуальную проблему – приобщения детей к культуре народа, воспитание патриота и гражданина, любящего свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennyy_proekt_dymka.docx | 36.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по художественно – эстетическому развитию.
«Развитие и реализация творческих способностей, инициативы и воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с дымковской росписью».
Горохова Е.А. - воспитатель
ГБОУ гимназия №1476
- Проблема: У детей слабо развит познавательный интерес к истории народных игрушек, о русском народном декоративно – прикладном искусстве.
- Областью нашего проекта является методика изобразительной деятельности.
- Объект исследования: развитие изобразительных умений, творчества и инициативы у детей старшего дошкольного возраста.
- Предмет исследования: процесс развития творческих способностей и изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста при росписи дымковской игрушки.
- Наша цель: Формировать знания детей о декоративно - прикладном искусстве «Дымковская роспись». Развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагога в ходе реализации проекта .
- Актуальность нашего проекта: Дети недостаточно дифференцируют понятия о народном декоративно – прикладном искусстве, включая дымковскую роспись, неуверенно используют понятия элементов, цветовой гаммы дымковской росписи.
Для достижения данной цели необходимо было решить ряд задач:
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
- Разработать цикл: бесед, экскурсий, использование ЭОР, разработка занятий по ознакомлению с дымковским народным промыслом и росписью игрушек для развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Поставлены образовательные задачи:
- Создать предметно - развивающее пространство для развития познавательной деятельности по теме;
- Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – Дымковская роспись и историей возникновения дымковской игрушки. Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
- Закрепить умение выразительно читать стихи о Дымке. Учить понимать образный смысл загадок о дымковских игрушках.
- Учить видеть красоту узоров и своеобразие дымковской росписи.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству- Дымка.
- Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
- Воспитывать уважение к работе народных мастеров Дымки.
- Воспитывать эстетические и этические чувства, любознательность.
Обогащать детско-родительские отношения опытом диалогического эмоционально насыщенного общения.
Развивающие задачи:
- Развитие познавательной способности и активности детей.
- Развитие творческого воображения.
- Развитие эстетического восприятия, чувства ритма, цвета, композиционные умения на основе элементов дымковской росписи.
- Развитие мелкой моторики, самостоятельности, внимания, мышления, зрительной памяти, умения анализировать.
- Развитие коммуникативных навыков.
Активизация словаря: растительный орнамент, ритм, узор, элемент узора, дымковская игрушка, ярмарка, коробейник,
В работе были использованы методы: анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности.
Мы пользовались детской художественной литературой:
- Художественное чтение : М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».
- Заучивание стихов о дымке.
- Загадывание загадок о дымковских игрушках.
Наш продукт в изобразительной деятельности:
«Узор в полосе», « Дымковский петушок», «Дымковский барашек», « Дымковский индюк», « Ткань на юбку дымковской барыне», «Дымковская барыня».
- Лепка: «Дымковская лошадка», «Дымковский индюк», «Барыня» (няня, водоноска) из пластилина .
- Раскрашивание готовых гипсовых форм « Дымковские игрушки».
Наша игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Продолжи рисунок», «Найди пару», « Нам прислали посылку».
- Беседы: «В гости к дымковским мастерам», «Русская народная игрушка», « Как играли наши бабушки», « Дымковский узор».
- Экскурсия в мини – музей детского сада « Русская изба».
Этапы реализации нашего проекта
1этап. Подготовительный.
Деятельность моя, как педагога;
- 1. Ввод в игровую ситуацию.
- 2. Формулирование проблемы.
- 3.Определение задачи образовательной деятельности.
- 4.Определение продукта проекта (рисунки и игрушка).
- Помощь в работе.
Деятельность детей:
- 1. Вживаются в игровую ситуацию.
- 2. Осознают проблему.
- 3. Принимают задачи проекта.
2 этап. Организация работы над проектом.
Деятельность педагога:
- Написание конспектов к образовательной деятельности.
- Организация процесса образовательной деятельности.
- Экскурсии в музей детского сада.
- Помощь детям в процессе работы.
- Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народного промысла «Дымковская роспись» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».
- На первом занятии, мы познакомились с рождением дымковской игрушки. Дети с интересом слушали, как дымковские мастера лепят из красной глины, белят в молоке с мелом, обжигают в печи и расписывают свои игрушки, которые так радуют и веселят людей. Мы внимательно рассматривали и обследовали яркие узоры игрушек : круги, клетки, кольца, точки, овалы, знакомились с расположением элементов узора на изделиях. Предложили детям подробно рассмотреть и изучить дидактические пособия по последовательности выполнения дымковских узоров, обсудили цветовую гамму, словесно сделали описание различных элементов и узора в целом и принялись за работу « Узор в полосе».
- На занятии «Роспись силуэта дымковского петушка» мы продолжаем знакомить детей с многообразием элементов узора дымковской росписи с применением ватных палочек. Задание с игровым приемом (приход художника - Буратино и его друга – петушка) очень обрадовало и сразу заинтересовало детей, они с удовольствием называли уже знакомые им дымковские фигурки, вспоминали названия элементов узора, радовались возможности снова украсить силуэты игрушки. Было видно, что дети с большой уверенностью берутся за работу, изображение данных элементов дети выполняли правильно, охотно работали ватными палочками, концом кисти, всей кистью.
- Занятие «Роспись дымковского индюка». Задание было предоставлено в игровой форме, где веселый Петрушка просил ребят нарисовать красочные дымковские хвосты для своего друга - индюка. Данное задание интересно детям тем, что также использовали в работе не только кисти, но и ватные палочки и бумажные тычки, что способствует развитию мелкой моторики кисти рук ребятишек. В процессе рисования туловища и нарядных хвостов дети самостоятельно подбирали цвета, создавали узор по образцам представленным в подготовительном этапе данного занятия. Упражняясь в изображении дымковских элементов - точек, линий, кругов, ребята закрепляли ранее полученные навыки и приемы изобразительной деятельности.
- « Роспись ткани на юбку дымковской барышни». Я продолжала развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к Родине и уважение к людям труда. Продолжая закреплять умение рисования, усложняется задача, показом приемов расположения и украшения разноцветных клеток кругами и более мелким узором - точками, волнами.
- Вспомнили с детьми значение символики элементов дымковской росписи: круг - означает солнце, волнистые линии – воду, пересечение волнистых линий – колодец, а пересечение прямых линий (ромб) – землю, сам силуэт игрушки должен оставаться белым.
- Работая над украшением ткани на юбку для дымковской барышни, мы с детьми плавно подошли к росписи всего силуэта барыни. Это занятие «Роспись дымковской барышни» из разработанной серии, включает в себя практически все задачи, что были поставлены в предыдущих занятиях. В работе с детьми должны быть использованы уже знакомые элементы дымковской росписи: клетка, решетка, круги, кольца, точки, волнистые линии. Для выполнения задание необходимо было применить умения рисования всей кистью, концом кисти. В основной части занятия дети рассказали историю возникновения дымковских игрушек, о труде мастеров, о материале, который используют для народных поделок. Ребята самостоятельно придумывали узор для своих барышень, выбирали материал для работы (кисти, ватные палочки - по желанию).
- Работа с гипсовыми заготовками игрушек очень понравилась всем детям. Маленький размер дымковских игрушек сначала насторожил детей (« А как же я буду ее раскрашивать, если у меня кисточка ее больше?», «Какая маленькая и миленькая игрушечка, прямо для моих кукол»). Обследование и рассматривание веселых заготовок развеселило детей, и каждый захотел расписать разные формы, а не только одну. В процессе работы все очень старались, тихонько дыша на заготовку, иногда даже высунув язык от наслаждения работы, в группе царила атмосфера творчества. Каждый мастерски справился с поставленной задачей. После окончания занятия мы обсудили все работы, отметили самые лучшие, в подарок дети получили по беленной заготовке для индивидуальной работы.
3 этап. Практическая деятельность.
Деятельность педагога:
- 1. Практическая помощь.
- 2. Направление и контроль осуществления проекта.
Деятельность детей:
- 1.Самостоятельное использование иллюстраций, дидактических пособий.
- 2. Творческие работы.
- 3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу, проявляют инициативу.
4этап. Презентация.
Деятельность педагога:
- 1. Организация выставки рисунков и поделок детей по теме проекта в группе.
- Приглашение родителей на выставку «Веселая дымка»
Деятельность детей:
- 1. Загадывают и отгадывают загадки.
- 2. Творческие работы по дымковской росписи.
- 3. Изготовление поделок из готовых гипсовых форм «Дымковская игрушка».
Роль родителей в реализации проекта:
- Подбор иллюстрации, информации о Дымковской росписи (использование интернета, приобретение альбомов по декоративно – прикладному искусству).
Продукт проектной деятельности:
- Выставка рисунков и поделок «Дымковская игрушка», приглашение родителей на выставку в группу.
- Одним из важнейших средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста является народное декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство – это часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, извечное стремление к красоте. Все эти задачи являются актуальными на современном этапе развития нашего общества и в воспитании подрастающего поколения. «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», утверждал Сухомлинский В.А.
- Вот почему так важны в дошкольном возрасте знания изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить видеть ребенка прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
- В нашем детском саду есть мини – музей « Русская изба». Посещение его приносит детям большое удовольствие. Рассказы воспитателя о названиях и назначении предметов быта русской избы, о старинной русской одежде, об игрушках очень заинтересовывают и увлекают детей. Игрушки чем то похожи, но такие разные и это побуждает детей узнать их историю создания. Одни расписные глиняные, а другие тоже глиняные , но все сначала беленные и украшены незатейливым узором: кружочки, точечки, полоски. Цвета росписи такие яркие, игрушки веселые внешним обликом и привлекательные. Это дымковские игрушки и нам очень захотелось о них все узнать.
- Так и возник наш художественно - творческий проект, в котором участниками стали дети старшей группы, родители, педагоги.
- Для повышения эмоционального состояния детей, их познавательной активности, а также развития инициативы и творческих способностей (целевые ориентиры ФГОС), необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Из практики могу утверждать, что когда ребенок занят своей художественно-продуктивной деятельностью, он увлечен ею, у него осмысленный взгляд, счастливое выражение лица, гордость за свое творчество. И поэтому, решая задачу развития творческого потенциала детей, я разработала этот проект. Вот мы и решили подробно изучить дымковский промысел, превратиться в мастеров и художников – оформителей, а в партнеры позвать своих родителей и приглашаем вас на нашу творческую экскурсию.
- Известно, что дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Изучая близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять себя, то есть свою душу, душу великого русского народа, получить первоначальное эстетическое воспитание. Многие дошкольные образовательные учреждения работают над темой: «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным творчеством». Из всего многообразия русских народных промыслов «Дымка», на мой взгляд, разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка, на развитие психических качеств: воображения, воли, мышления. Роспись элементов орнаметра помогает , на мой взгляд, подготавливать руку к письму, развивает мелкую моторику.
- На занятиях я старалась создать условия для приобщения детей группы и через них заинтересованность и их родителей к народной культуре. Детей, прежде всего, воспитываем мы, и воспитывает всё то, что их окружает. Недаром на открытии олимпийских игр в Сочи был номер « Веселая Дымка».
- Но начинать нужно постепенно: подобрать познавательную и художественную литературу о народном промысле «Дымка», об особенностях дымковских узоров, об истории этого промысла;
- уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом;
- с обучения детей элементам росписи дымковской игрушки.
- Дымковская игрушка поражает детей своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают желание самим научиться так красочно и ярко расписывать свои работы. Недаром на открытии олимпийских игр в Сочи был номер « Веселая Дымка».
- Работая над проектом, я пришла к выводу, что занятия изобразительной деятельностью с использованием росписи дымковской народной игрушки играют большую роль в развитии изобразительных умений, познавательных способностей, творческого воображения, инициативы у детей старшего дошкольного возраста.
- Художественные образы игрушек, как мне кажется, помогли сильнее полюбить родной край, окунуться в прошлое своих прадедушек и прабабушек, узнать историю своего русского народа, воспитали у них уважение к дымковским мастерам. Это особенно отражено в заключительной работе – роспись форм дымковских игрушек. Фигурки малых размеров ярко и грамотно несут на себе элементы дымковской росписи, передают веселый, праздничный настрой, вдохновение маленьких мастеров – художников и результат успеха творческой работы детей.
- Надо отметить, что в дополнениях к самостоятельной игровой деятельности, таких как рисунки карт для поиска сокровищ, схемы путешествий и в работах изобразительной деятельностью (выполнение поздравительных открыток к женскому весеннему празднику) дети с удовольствием активно используют разнообразие элементов дымковской росписи.
- Проведенные занятия вызвали большой интерес у детей, что не могло не отразится на их творческих работах. Рисунки детей стали более яркими, дети лучше научились владеть кончиком кисти.
- Следовательно, цель проекта достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с Городецкой росписью"
Мною было разработана совместной работы с детьми и родителями по ознакомлению с Городецкой росписью(начиная со средней группы)...
Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью
Проблема художественно-эстетического воспитания дошкольников рассматривается в современных исследованиях. Опираясь на взгляды Е.И. Васильевой, Е.Г. Ковальской, Г.П. Новиковой, Н.А. Александровой, А.В....
Из опыта работы: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью»
Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – эту сп...
Опыт работы воспитателя по развитию художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью
Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеет большое значение для развития художественного вкуса, творческого воображения и эстетического развития у детей, помогает ближе понят...
Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов России
Статья о приобщении старших дошкольников к восприятию людей другой культуры и других традиций, о воспитании в детях общечеловеческих ценностях (доброты, дружбы, честности, любви, справедливости, взаим...
Программа развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем «КРАСКИ СЕВЕРА»
Новизна и актуальность программы. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего посёлка большую актуальность приобретает проблема сохра...
Творческая работа РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЛАСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИОННЫМИ ГЛИНЯНЫМИ ИГРУШКАМИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Я посвятила свое исследование развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края, так как с...