"Мастерская - Дымковская кукла" (конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию - рисование) в старшей группе
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
"Мастерская - Дымковская кукла" (конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию - рисование) в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_masterskaya-dymkovskaya_kukla.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №55 комбинированного вида»
«Мастерская – Дымковская кукла»
(конспект открытого занятия по художественно – эстетическому развитию – рисование)
в старшей группе
Подготовила и провела:
Сермина И.А.
воспитатель I кв. категории
Саранск, 2015 год
Цель: Продолжать формировать художественное мышление через декоративную продуктивную деятельность.
Программные задачи:
- Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.
- Закрепить навыки рисования дымковской росписи (кружочки, точки, кольцо, полоски, сетка).
- Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской куклы, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку – узорчатой; формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки (из полос, клеток, колец или кругов в чередовании с другими мелкими элементами); передавать особенность узора на расширяющейся книзу юбке (увеличение крупных элементов или увеличение расстояния между полосами); соблюдать подбор цветов, характерный для росписи дымковской куклы (цвет кофточки повторяется в каких-либо элементах узора на юбке).
- Закрепить умение рисовать кончиком кисти.
- Развивать моторику руки, глазомер, чувство цвета, формы, пропорций.
- Развивать воображение, цветовое восприятие, чувство композиции, творчество, познавательные способности детей.
- Совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.
- Воспитывать интерес и уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством, эстетическое отношение к народному искусству.
- Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать самостоятельность, любознательность.
- Воспитывать художественный вкус и интерес к изобразительному искусству.
Словарная работа: активизировать в речи детей названия элементов дымковской росписи.
Материал:
На доске: изображения трёх дымковских кукол с разными узорами на юбке,
изображения дымковских игрушек (конь, козлик, баран, павлин, петух, утка), таблица
с расположением крупных элементов в узоре на юбках, таблица элементов
дымковской росписи.
На столе у воспитателя: дымковская игрушка (кукла)
Для каждого ребёнка: силуэты дымковских кукол из белого картона, краски гуашь,
мягкие кисти, цветные карандаши, баночки с водой, салфетки, подставки для кистей.
Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек, беседы о них,
рассматривание альбома «Дымковская игрушка», рисование элементов
дымковского узора.
Ход занятия:
Дети стоят на коврике полукругом.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Приглашаю вас в необычное путешествие. Многое нам придётся представлять в воображении.
Воспитатель: Итак, закрыли глаза.
Дым из труб столбом, точно в дымке всё кругом.
Голубые дали, и село большое «Дымково» назвали.
Открываем глаза (на мольберте картинки с изображением дымковских игрушек)
Воспитатель: В старину в селе «Дымково» зародилась дымковская игрушка. Сейчас игрушки делают на фабрике, а раньше этим промыслом занимались целые сёла. Мастера умели делать разные игрушки – животных, птиц и кукол.
Воспитатель: Из чего же мастера делали игрушки?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными, как же дымковские получались такими весёлыми и нарядными?
Дети: Потому, что мастера расписывали их яркими узорами.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Красный, оранжевый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, малиновый.
Воспитатель: Какие основные элементы росписи использовали мастера? Подойдите к столу, выберите по одному элементу дымковского узора и назовите.
Дети выбирают карточки с элементами дымковского узора и называют их – круг, точка, кольцо, прямая линия, волнистая линия, решётка.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать дымковскими мастерами, вы хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Как настоящие мастера, вы будете расписывать полностью фигурки дымковских кукол.
Воспитатель: С чего начнёте роспись игрушки?
Дети: С головы, с кокошника.
Воспитатель: Правильно, если начать с юбки, то смажем рисунок.
Воспитатель: Давайте рассмотрим дымковских кукол! Скажите, что у них окрашено в один цвет, а что расписано узорами?
Дети: Кокошник и кофточка окрашены в один цвет, а юбка – узорчатая.
Воспитатель: Назовите цвет кокошника и кофточки у первой куклы. А теперь посмотрите на её юбку. Есть ли в узоре на юбке какие-нибудь элементы такого же цвета? Интересно, а у других кукол тоже повторяется цвет кокошника и кофточки в элементах узора? Назовите цвета, которые повторяются в узорах у других кукол.
Воспитатель: Это красиво, потому что в росписи нет ненужной пестроты.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на ещё одну особенность узора. В таблице с нарисованными силуэтами юбок мы видим, как увеличиваются кольца книзу юбки и расширяются расстояния между полосами.
(Можно показать детям приёмы рисования полос в определённой последовательности. Сначала нарисовать прямую полосу посередине юбки, а потом слева и справа от неё нанести слегка наклонные полосы)
Воспитатель: (Прикрепляет к мольберту силуэт куклы из белого картона, показывает и объясняет детям последовательность работы) Ребята, сначала концом кисти следует отделить кокошник от лица и закрасить его. Потом нарисовать части лица куклы: глаза – чёрные точки, над ними тоненькие брови – дужки, рот и щёки – красные кружочки. У кофточки ворот можно нарисовать любой формы, затем концы рукавов, кисти рук. Отделить низ кофточки от юбки, а потом закрасить. Узор на юбке вы можете рисовать кто какой захочет: полосатый, клетчатый или с кольцами.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую.
Воспитатель: Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою куклу. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения кукол на доске.
Воспитатель: Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.
Воспитатель: Сделаем гимнастику для глаз: (дети стоят около стульчиков)
Смотрим - налево,
- направо,
- наверх,
- вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмём немного
Точки возле своих глаз (около носа)
Сил дадим им много, много
Чтоб усилить в тысячу раз!
Воспитатель: Садимся поудобнее и начинаем работу. Постарайтесь сделать кукол яркими и нарядными.
Самостоятельная работа проводится под спокойную русскую народную музыку.
(Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за осанкой детей, за техникой исполнения работ. В процессе рисования воспитатель хвалит детей, которые по-своему сочетают в узоре крупные элементы, не забывают об особенностях цветосочетания в дымковской росписи. Напоминает, что мелкие элементы можно рисовать концом кисти или карандашами)
Через 10 минут самостоятельной работы проводится физкультминутка.
Физкультминутка:
Посмотри, как хороша, эта девица – душа.
(руки на поясе, повороты туловища вправо и влево)
Щёчки алые горят, удивительный наряд,
(круговые движения пальцами по щёчке, показать на свой наряд руками)
Сидит кокошник горделиво
(показать на кокошник руками)
Барышня уж так красива!
(поднять руки вверх в стороны)
Как лебёдушка плывёт.
Песню тихую поёт.
(взмахи рук с поворотами вправо и влево)
Самостоятельная работа продолжается.
Воспитатель: Ребята, заканчивайте свои работы, даю вам ещё несколько минут.
Готовые работы выставляются на доску, дети рассматривают все работы со своих мест.
(Воспитатель спрашивает мнение детей, сам даёт оценку рисункам)
Воспитатель: А теперь, посмотрите на своих кукол. Какие они красивые! А вам самим нравятся ваши работы?
Дети: Да!
Воспитатель: Вот наши игрушки засветились и стали ненаглядными. И впрямь, на них не наглядеться! Даже на душе стало радостно.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Спасибо вам за работу, дорогие мастера!
Воспитатель: (Предлагает ответить на вопросы)
- Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
- Что тебе больше всего здесь понравилось?
- Что особенного в этой работе?
- Чем отличается от других эта работа?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня на занятии вы побывали дымковскими мастерами, научились расписывать игрушки и очень хорошо справились с этой работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие №7 Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисованию в старшей группе "Царица осени"
Занятие №7Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисованию в старшей группе "Царица осени"...
Занятие по Художественно-эстетическому развитию: Рисованию в старшей группе по мотивам Дымковской игрушки
Дымковская игрушка...
«Какие краски у зимы» (конспект итогового занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе)
Возрастная группа: старшаяЦель:- развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с явлениями природы;- закрепить знания о времени года;- закрепить навыки рисова...
Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию (рисование) в старшей группе. На тему: «Домашние животные»
Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию (рисование) в старшей группе. На тему: «Домашние животные»...
"Субмарина для кота Матроскина" Открытое занятие по художественно эстетическому развитию Для тетей старшей группы
Образовательная область: «Художественное творчество»Цель: создание в технике пластилинографии рисунка, развивая художественно-творческие способности детей средствами изобразительного ...
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию (рисованию) в старшей группе. Тема занятия: «Грузовик».
Цель: совершенствовать знания и представления детей о назначении транспорта;Задачи: воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе с красками;- воспитывать интерес к рисованию, к созданию ...
Конспект открытого занятия по художественно эстетическому развитию «Лепка» в старшей группе на тему «Жираф»
Цель : учить детей лепить животное из пластилина пластическим способом (из одного куска),передавая форму пропорции, характерные детали.Задачи:Образовательные:- Развивать эстетическое восприятие и худо...