Программа дополнительного образования "Волшебная кисть"
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Цель программы: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muhamadeeva_l.r._novaya_progr.volshebnaya_kist_2014g.doc457.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Содержание

      Паспорт программы                                                                                          3

      1.    Пояснительная записка                                                                                   4

2.    Содержание программы                                                                                  6

                                                                                   

3.   Механизмы реализации программы                                                              6

4.    Учебный план по реализации программы                                                   6

5.     Перспективный план работы с родителями             7

      6.   Календарно-тематическое планирование                                                     8

      7.   Контроль за реализацией программы                                                          37

                                                           

       8.     Педагогическая диагностика                                                                       37

     Список литературы                                                                                            37

Паспорт программы

Наименование

Изостудия для детей «Волшебная кисть» для детей от 4 до 7 лет (дополнительная образовательная услуга)

Основание для разработки Программы

И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 до 7 лет «Цветные ладошки»,2007г.

Допущена межрегиональной общественной организацией «Экспертиза для детей».

Заказчики Программы

Педагогический совет, родители.

Основные разработчики Программы

Воспитатель первой квалификационной категории  Мухамадеева Л.Р.

Сроки реализации Программы

3 года

Цель Программы

Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Задачи Программы

1.Формровать у воспитанников дошкольного возраста художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

2.Развивать и совершенствовать навыки использования нетрадиционных техник в изобразительном и декоративном творчестве.

3.Формировать образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников и умения изображать их в собственной деятельности с использованием нетрадиционных техник.

Ожидаемые результаты реализации Программы

1.Сформированы художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

2.Овладение навыками и умениями использования разнообразных нетрадиционных техник в изобразительном и декоративном творчестве.

3.Сформрованы образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников и умения изображать их в собственной деятельности с использованием нетрадиционных техник.

Пояснительная записка

Программа «Волшебная кисть» разработана на основе Программы «Цветные ладошки»,И.А. Лыковой,2007г. Программа допущена межрегиональной общественной организацией «Экспертиза для детей».Данная программа реализуется в МАДОУ ДС № 34 «Дюймовочка» с детьми от 4 до 7    лет в течение 3 лет.    

Актуальность  программы является то, что занятия объединены по тематике – жанрам изобразительного искусства, изображение этих жанров в нетрадиционной технике рисования. Обучение идет от простой техники выполнения работы к более сложной. Занятия построены в соответствии с возрастом детей, со временем года.  Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают с нетрадиционной техникой выполнения этой работы. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Методики этих занятий такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка. Таким образом,  создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия носят  творческий характер.

Ведь красками можно не только рисовать, с их помощью можно делать на бумаге отпечатки различных цветов, животных, своих собственных рук и ног, а также уже готовых рисунков.

Рисовать кистью – это одно, а создавать композицию без кисти, но с помощью красок – это другое, необычное для детского творчества.

Кроме того, в занятия входят знакомство детей с изобразительным искусством, а также дидактические игры и упражнения, тесно связанные с содержанием и поставленными задачами вышеназванных занятий. Игры с красками, водой и бумагой, которые предлагает курс, очень интересны, и даже полезны. Они развивают глаза и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор, развивают пространственное воображение. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. Систематическое овладение нетрадиционными техниками рисования обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственное, физическое).

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

Монотипия;

Отпечатывание;

Печать-клише;

Смешивание красок;

Линогравюры;

Набрызг;

Граттаж;

Пальчиковая живопись;

Кляксография;

Объемная аппликация, коллаж;

Бумажная пластика;

Рисование макаронами и т.д.

Материал:

акварельные краски, гуашь;

восковые и масляные мелки, свеча;

ватные палочки;

поролоновые печатки;

коктельные трубочки;

палочки или старые стержни для процарапывания;

матерчатые салфетки;

кисти;

клей;

тушь;

подставки под кисти;

альбомы;

цветная бумага;

пластилин.

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Задачи:

  • Развивать художественное восприятие, образное мышление.
  • Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции) совершенствовать навыки использования техник в изобразительном творчестве.
  • Формировать образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников и умения изображать их в собственной деятельности с использованием нетрадиционных техник.
  • Создавать условия для работы с разными материалами. Способствовать использованию их как одного из средств самовыражения.
  • Побуждать нетрадиционными методами выразительности изображать то, что для детей интересно или эмоционально значимо.
  • Помогать детям осваивать цветовую палитру. Учить смешивать краски для получения светлых, темных и новых цветов и оттенков.

Ожидаемые результаты

Сформированы художественно-творческие способности в изобразительной деятельности:

1.Использует различные цвета и оттенки.

2.Умеет изображать в пространстве.

Овладение навыками и умениями использования разнообразных нетрадиционных техник в изобразительном и декоративном творчестве:

1.Владеет техникой рисования пальчиками, ладошкой, тычком.

2.Умеет рисовать восковыми мелками, свечой и акварелью.

3.Умеет выполнять оттиск поролоном, смятой бумагой, листьями и др.

4.Владеет техниками кляксография, набрызг.

5.Владеет сложными техниками(монотопия, граттаж, тиснение и т.д.)

Сформированы образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников и умения изображать их в собственной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

1.Создает изображения предметов.

2.Умеет изображать явления природы.

Содержание программы.

Основные этапы реализации программы.

Программа  «Волшебная кисть» реализуется в 4 этапа:

 I этап – исследовательский

 II этап  – подготовительный

 III этап – основной

 IV этап – диагностический

I этап – исследовательский

Цель: выявление заинтересованности родителей и детей в организации кружка по дополнительной платной услуге.

  • Анкетирование родителей.
  • Отбор детей с учётом их интересов.
  • Диагностика уровня подготовленности детей.

II этап – подготовительный

Цель: создание условий и организация кружковой и индивидуальной работы с детьми.

  • Разработка методических рекомендаций, индивидуальных маршрутов детей.
  • Разработка программы «Волшебная кисть» для детей от 4 до7 лет в рамках оказания дополнительной платной образовательной услуге.
  • Приобретение оборудования для занятий.

III этап – основной

Цель: решение основных задач.

  • Педагогическое просвещение родителей.
  • Приобщение ребёнка к здоровому образу жизни, совершенствование опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки.
  • Развитие творческих способностей у детей.

Для решения основных задач программы разработан поблочно учебный тематический план на 3года, включающий материал: на совершенствование умений и навыков использования нетрадиционных техник в изобразительном и декоративном творчестве.

Механизмы реализации программы

Особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием и т.д. Без этого ребенку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемые действия. В силу возрастных особенностей дошкольник легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией)  Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер (художественное творчество, чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, безопасность) Таким образом, интеграция образовательных областей данной программы позволяет формировать всестороннюю личность. Занимательная игровая деятельность в кружке «Волшебная кисть» позволяет дошкольникам успешно осваивать задачи и содержание художественной деятельности. Весь подбираемый материал имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделять сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширять их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, активизацию словаря. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются элементарные математические представления. Дети дошкольного возраста знакомятся материалами через тактильные ощущения. Происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния в изобразительном творчестве.

Учебный план по реализации дополнительной образовательной услуги.

                                           Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут.

                                      Учебный план кружка по рисованию «Волшебная кисть»

Кол-во детей в группе

Количество занятий на группу

в неделю

в месяц

9

2 (1ч.)

8 (4ч.)

Формы подведения итогов реализации программы:

Работы оформляются ежемесячно в виде тематической выставки, в конце года проводится выставка с презентацией работ детей на родительском собрании, творческом вечере, портфолио, празднике  и т.д. Участие в конкурсах городского, регионального, федерального уровня.

Перспективный план работы с родителями

                                   

Сентябрь:  «Как научить вашего малыша рисовать».

Октябрь:  «Изобразительная деятельность в семейном  воспитании».

Ноябрь:  «Тайный язык детского рисунка».

Декабрь:  Доклад на родительском собрании на тему: «Роль занятий по изобразительной деятельности для развития ребенка».

Январь:  «Как организовать домашнее занятие по рисованию».

Февраль:  «Ребенок и рисование».

 

Март: «Нетрадиционные методы рисования в изотерапии».

 

Апрель:  «Игры на листе бумаге или открой в себе художника»

Май:  «Маленькие художники или что нужно знать об особенностях рисования дошколят».

 

 

                                                  Индивидуальные беседы:

1. Побеседовать с родителями  об организации уголка творчества дома.

 

2. Побеседовать с родителями  о том, как  создать детский шедевр в домашних условиях.

 

3. Побеседовать с родителями  о том, какие методы и приемы нетрадиционного рисования можно использовать в детском творчестве дома.
 

 

 

                                                      Анкетирование на тему:

 

1. «Эстетическое воспитание ребенка».

 

2. «Любит ли ваш ребенок рисовать?»

        

Календарно-тематическое планирование работы с детьми 4-5 лет

Цель: Развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Задачи:

Формировать у детей сенсорные способности в разных видах художественной деятельности.

Познакомить детей с жанрами изобразительного искусства

Научить детей освоению доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа

Научить способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, обучить языку изобразительного искусства.

Тема

Техника

Цель

Средства выразительности

Материалы

Цветовосприятие

Сентябрь

2

В гости к краскам. Сказки про краски, бал цветов.

Работа на палитре

Помочь освоить цветовую гамму

Вызывать желание   довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности

Научить пользоваться тремя цветами при смешивании красок.

Тон, цвет

Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования

3

Раскрашивание петушка из сказки В. Сутеева «Петушок и краски»

Печать по трафарету

Смешивание красок

Умение внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться.

Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее.

Развивать фантазию.

Акварель, гуашь, трафарет петушка, бумага для рисования,

4

5

Радуга-дуга

Рисование ребром ладошки

6

Цветик - семицветик

Живопись по - мокрому

Учить работать с шаблоном

Развивать моторику

Учить работать в коллективе

Закрепить теплые цвета

Цвет, пятно

Акварель, бумага, кисти, смоченная поролоновая губка

7

Мой помощник ветерок

Выдувание

Учить направлять струю выдыхаемого воздуха

Пятно

Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка

8

Бабочка

Оттиск печатками из ластика

Познакомить с приемами печати печатками. Развивать чувство композиции и ритма

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика

Жанры изобразительного искусства

Натюрморт

Октябрь

1

Отпечатай листик

Печать листочком

Расширение представлений детей о возможных способах художественного изображения; знакомство с методом печати листьями. Закрепление знаний о теплой цветовой гамме.

Фактура, цвет

Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья

2

Украшение чашки

Оттиск пробкой, печать по трафарету

Учить украшать чашку простым узором, используя печатанье и прием примакивания. Развивать чувство композиции и ритма.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки

3

Ветка рябины в стакане

Пальчиковая живопись

Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать ветку и листья рябины. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

Пятно, точка, короткая линия

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки

4

Осенние цветы

Печать клише

Закрепить умения делать отпечатки ладони, работать в технике печать клише, делать оттиск печатками из пенопласта, картофеля  и дорисовывать знакомые предметы. Развивать воображение, творчество.

Пятно, цвет, фактура

Широкие блюдечки  с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки, кисти, печатки из картофеля, пенопласта

5

Грибы в лукошке

Ладошками

6

Ваза для цветов

Оттиск печатками из пенопласта, картофеля

7

Цветы в вазе

Астры и георгины

Печать по трафарету

Познакомить с печатью по трафарету. Развивать чувство ритма, композиции.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, тампон из поролона (в середину квадрата положен шарик из ткани или поролона и завязаны углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки

8

Тычок жесткой кистью

Совершенствовать умения данной техники. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

Цвет, фактура

Жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата

Пейзаж

Ноябрь

1

Осеннее дерево

Оттиск печатками из ластика

Познакомить с приемами печати печатками. Упражнять в рисовании углем и сангиной.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера,  трафареты из ластика

2

Волшебные картинки

Свеча + акварель

Познакомить с новыми изобразительными техниками в рисовании.

Цвет, линия, пятно, фактура

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти

3

Осенняя березка

Акварель, карандашная стружка

Пятно, цвет, фактура

Акварель, бумага, карандашная стружка, клей

4

Подсолнух

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании стебель и листья у подсолнуха. Закрепить умения украшать предметы, используя печатанье

Пятно, точка, линия, цвет

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки

5

Осенний ковер

Оттиск пробкой, пальчиковая живопись

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки

6

Сбросило дерево листву

Монотипия предметная

Развивать интерес к смешиванию красок.

Пользоваться выразительными средствами.

Развивать фантазию, воображение

Познакомиться с графикой

Пятно, цвет, симметрия

Плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель

7

Ветер

Черно-белый граттаж, грунтованный лист

Линия, штрих, контраст

Полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (1 капля на 1 ст.л. туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенным концом

8

Мой дом

Печать пенопластом

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта

Декабрь

1

Портрет зимы

Восковые мелки + акварель

Закрепить умение рисовать восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие.

Цвет, линия, пятно, фактура

Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти, черный маркер

2

Черный маркер + акварель

3

Елочка

Оттиск поролоном

Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги (обрывание бумаги) и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать чувство композиции.

Закрепить холодные  цвета

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона

4

Снеговик

Обрывание бумаги

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон для основы

5

Снеговик

Комкание бумаги, скатывание

6

Укрась елочку

Любая

Развивать моторику

Учить работать в коллективе

Закрепить холодные  цвета

Все имеющиеся в наличии

7

8

Зимний пейзаж со снеговиком

Мятая картина

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага

Январь

1

Елочные игрушки

Восковые мелки + акварель, оттиск пробкой

Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой.

Фактура, пятно, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, восковые мелки, пробки

2

Снег идет

Свеча + акварель

Познакомить с техникой сочетания рисования воском и акварелью. Развивать воображение, творчество.

Цвет, линия, пятно, фактура

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти

3

Необычное пятно

(по замыслу)

Кляксография обычная

Помочь освоить цветовую гамму

Вызывать желание   довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности

Научить пользоваться тремя цветами при смешивании красок.

Пятно

Бумага, тушь либо разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка, трубочка (соломинка для коктейля)

4

Зимнее дерево

Кляксография с трубочкой, печать мятой бумагой

Пятно

5

Звездная ночь

Набрызг

Познакомить с новой техникой рисования – набрызгом.

Точка, фактура

Бумага, гуашь, зубная щетка, расческа

6

Дорисуй лес и его обитателей

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии

7

Мое родное село

Оттиск поролоном

Упражнять в печатании с помощью печаток.  Развивать чувство композиции.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, кусочки поролона

8

Утренний лес

Монотипия, печать мятой бумагой

Пятно, фактура, цвет, симметрия

Портрет

Февраль

1

Укрась шарфик

Печать по трафарету, пальчиковая живопись

Вырабатывать у детей силу нажима

Умение внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта

2

Мой воспитатель

Черно-белый граттаж (готовый лист), сангина, черный маркер

Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции.

Линия, точка, штрих

Полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (1 капля на 1 ст.л. туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенным концом, сангина, черный маркер

3

4

Укрась свитер

Тычок жесткой кистью, печать различными печатками

Развитие моторики

Учить создавать композицию на листе

Закрепление основного цвета

Регулировать нажим

Фактура, цвет

Жесткая кисть, гуашь, бумага

5

Галстук для папы

Печать по трафарету

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, тампон из поролона (в середину квадрата положен шарик из ткани или поролона и завязаны углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки

6

Мой папа

Сангина

Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции.

Линия, штрих, точка

Приготовленный лист для черно-белого граттажа, палочка для процарапывания, черный маркер, сангина, репродукции автопортретов, эскизы.

7

Как я вырос за год

Черно-белый граттаж (готовый лист), сангина, черный маркер

8

Март

1

Открытка для моей мамы

Ладошки, печать по трафарету

Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее, отпечатывать ладошку в разных комбинациях.

Развивать фантазию.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, тампон из поролона (в середину квадрата положен шарик из ткани или поролона и завязаны углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки

2

Два клоуна

Обрывание

Учить новой изобразительной технике. Учить создавать композицию на листе

Закрепление основного цвета

Регулировать нажим

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон, нитки, раскрашенные макароны

3

Лицо моей мамы

Рисование макаронами

4

Милой мамочки портрет

Рисование нитками

5

Платье, сарафан для моей мамы

Живопись по – мокрому

Пятно, цвет

Акварель, кисти, бумага

6

Печать-клише

Фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта

Анималистический жанр

7

Рисуем мыльными пузырями

Мыльные пузыри

Освоить новую технику рисования. Развивать фантазию, воображение.

Фактура, цвет

Разведенные мыльные пузыри (шампунь, гуашь, вода) лист бумаги и трубочка для коктейля

8

Золотая рыбка

Рисование фигурными макаронами

Фактура, объем

Фигурные макароны, бумага, клей, кисть

Апрель

1

Звезды и кометы

Обрывание

Создание аппликативных картин на космическую тему. Совершенствование обрывной техники.

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага

2

Петушок

Ладошками

Упражнять в печати мятой бумагой. Закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

Пятно, цвет

Блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы, салфетки

3

Цыплята

Комкание бумаги или обрывание

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага

4

Ежик в лесу

Печать мятой бумагой

5

Осьминожка

Ладошка

6

Курочка

Ладошками, пальчиковая живопись

7

Мышка и карандаш

Мелки + акварель

Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие.

Цвет, линия, пятно, фактура

Восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисти

8

Вылупился из яйца цыпленок

Рисование нитками

Освоить новую технику рисования – рисования нитками

Фактура, цвет

Клей, бумага, разноцветные нитки, кисть

Сказочно-былинный жанр

Май

1

Чудо дерево

Печать поролоном, пенопластом, пальчиковая живопись

Упражнять в изображении дерева с помощью рисования пальчиками и печатания поролоном. Развивать чувство ритма.

Пятно, фактура, цвет

Эскизы деревьев, выполненных в технике отпечатывания веточки дерева, поролон, гуашь.

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера

2

Два клоуна

Обрывание

Совершенствование обрывной техники.

Фактура, объем

Альбомные листы, цветная бумага, кисточка

3

Солнышко удивляется

Макароны

Создание аппликативных картин на заданную тему.

4

Сказочное дерево

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии

5

Смешной поросенок

Макароны

Учить равномерно наносить на рисунок макароны. Развивать фантазию, творчество. Воспитывать аккуратность.

Фактура, объем

Фигурные макароны, бумага, клей, кисть

6

Путаница – перепутаница.

Рисование – фантазирование по замыслу.

Рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография

Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Совершенствование нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). Развитие творческого воображения и чувство юмора. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки, ложечка, разведенная гуашь

7

8

Иллюстрирование сказка «Три медведя» (коллективная работа)

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Фактурность окраски, цвет

Вырезанные из бумаги силуэты животных (медведи разных размеров), гуашь разных цветов, жесткая кисть, иллюстрации, ватман с нарисованным лесом.

1

Июнь

2

Кораблики в море

Рисование ступнями ног + акварель

Развивать мелкую моторику

Познакомить с новыми приемами в изобразительной деятельности.

Пятно, цвет

Бумага, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, простой карандаш, акварель

3

Русская березка

Оттиск печатками из ластика, пальчиковая живопись

Упражнять в технике рисования пальчиками, мятой бумагой, делать оттиск печатками из ластика сочетания воска с акварелью. Познакомить с новой техникой рисования нитками. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.

Пятно, фактура, цвет, точка

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки

4

Построим муравейник

Нитки, пальчиковая живопись

Нитки разноцветные, клей, бумага, акварель, кисти, гуашь

5

Одуванчик – толстые щеки

Мятая бумага – оттиск

Фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага

6

Рыбка в пруду

Свеча + акварель

Цвет, линия, пятно, фактура

Акварель, бумага, свеча, кисти

7

Лесная полянка

(коллективная работа)

Рисование ступнями ног

Учить рисовать растения, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение.

Пятно, цвет

Бумага, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, простой карандаш, акварель

8

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии

Календарно-тематическое планирование работы с детьми 5-6 лет.

Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста

Задачи:

Формировать художественное творчество

Формировать и развивать восприятие красоты

Заложить фундамент эстетических основ

Развивать индивидуальный творческий потенциал

Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности.

Тема

Техника

Цель

Средства выразительности

Материалы

Цветоведение

Сентябрь

1

Азбука цветов

Познакомить с цветами, которые относятся к теплой и холодной части спектра, познакомить со способом получения нового цвета красок. Учить смешивать цвета на палитре, добиваясь нужного тона

Тон, цвет

Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования

2

Веселые уроки карандаша

3

Холодные и теплые картины

4

Летний луг, который я видел летом

Мелки + акварель

Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данной технике. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.

Цвет, линия, пятно, фактура

Бумага для рисования, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти.

5

Бабочка

Монотипия, обведение ладошки, пальчиковая живопись

Упражнять детей в технике монотипии. Закрепить умение использовать технику печатания ладошки с сомкнутыми пальчиками – большое крыло, кулачок – маленькое крыло). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

Пятно, цвет, симметрия

Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш.

6

Рисуем мыльными пузырями

Совершенствовать  новую технику рисования мыльными пузырями. Развивать фантазию, воображение.

Цвет, пятно

Разведенные мыльные пузыри (шампунь, гуашь, вода) лист бумаги и трубочка для коктейля

7

Нарядный мухомор

Печать клише, пальчиковая живопись, поролон

Закрепить умения, используя технику печатанья. Развивать чувство композиции.

Пятно, фактура, цвет

Печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках.

8

Осенний лес

Пальчиковая живопись, монотипия

Жанры изобразительного искусства.

Натюрморт

Октябрь

1

Фотография  листа

Печать листочком

Расширение представлений детей о возможных способах художественного изображения; знакомство с методом печати листьями. Закрепление знаний о теплой цветовой гамме. Формирование навыков создания несложной цветовой композиции

Пятно, фактура, цвет

Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья

д/в № 10-2000 г. стр.17

2

Осенние листья

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев)

Фактура, цвет

Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения (предметы с различной фактурой), ватман, гуашь, кисти.

3

Осенний пейзаж

Тычкование

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования – учить делать ежика, грибочки на него. Развивать чувство композиции.

Фактура, объем

Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги (около 40 шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях.

4

Ваза с цветами

Печать по трафарету

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Пятно, фактура, цвет

Печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках.

5

Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?»

Свеча + акварель

Цвет, линия, пятно, фактура

Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти

6

Праздничный торт

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющие в наличии

7

Фрукты на столе (арбуз и фрукты)

Печать поролоном, мятая бумага, пальчиковая живопись

Пятно, фактура, цвет

Печатки и трафареты, простой карандаш, скомканная бумага, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках.

8

Цветы в вазе

Кляксография с ниточкой

Познакомить с новой техникой – рисования с ниточкой. Воспитывать аккуратность.

Пятно

Ниточка, трафареты, поролоновые тампоны, акварель,  гуашь в мисочках.

Пейзаж

Ноябрь

1

Сказочные цветы

Мелки + акварель

Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество.

Цвет, линия, пятно, фактура

Акварель, бумага для рисования, мелки, кисти

2

Сказочные цветы

Монотипия

Пятно, цвет, симметрия

3

Осень в лесу

Монотипия

Пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции

4

Заколдованный лес

Любая

Все имеющиеся в наличии

5

Звездное небо

Напыление, печать по трафарету

Точка, фактура

Зубная щетка, гуашь, бумага для рисования, трафареты

6

Березовая роща

Рисование свечой

Цвет, фактура, пятно, линия

Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти

7

Рисунок ветра

Выдувание из трубочки

Учить направлять струю выдыхаемого воздуха. Развивать фантазию.

Пятно

Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка

8

Первый снег

Монотипия. Рисование пальчиками, мятой бумагой

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта

Декабрь

1

Листья на ветру

Графический граттаж

Познакомить с нетрадиционной техникой черно-белого граттажа. Учить передавать настроение ветра с помощью графики. Упражнять в использовании средств выразительности.

Линия, штрих.

Полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (1 капля на 1 ст. л.туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами

2

Кораблик в море

Живопись по – мокрому, акварельные мелки

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Цвет, пятно, фактура, точка

Акварель, акварельные мелки, бумага, кисти

3

Лесные тропинки

Мятая бумага, обрывание

Гелевая ручка, цветные карандаши, скомканная бумага, газетные листы, гуашь

4

5

Ночь в лесу

Обрывание, напыление

Зубная щетка, гуашь, бумага для рисования, трафареты, бумага для обрывания.

Акварель, бумага для рисования, кисти, скомканная бумага

6

7

Новогодняя елочка

Любая

8

Кто живет в зимнем лесу

Мятая бумага, напыление, пальчиковая живопись

Январь

1

Снеговик во дворе

Мятая картина

Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество.

Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество.

Цвет, фактура

Салфетки разного цвета, кисти, бумага, иллюстрации пейзажей со снеговиком, клей

2

3

Узоры Деда Мороза

Свеча, граттаж, процарапывание

Фактура, линия, цвет

Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти, палочки для процарапывания

4

5

Волшебные узоры

Выдувание из пятна

Пятно

Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка, поролоновые тампоны, смятая бумага

6

Зимняя картина

Печать поролоном, пенопластом, мятая бумага

Пятно, фактура, цвет

7

Рябина зимой

Скомканная бумага – наложение

8

Дорисуй кораблик и сказочный город

Любая

Все имеющиеся в наличии

Портрет

Февраль

1

Азбука настроений

Работа по схемам

Акварель + восковые мелки

Закрепить умение работать по схемам, с техникой печати ладошками, по трафарету, обрывания и набрызга. Развивать цветовосприятие.

Цвет, линия, пятно, фактура

Бумага для рисования, акварель, восковые мелки, бумага для обрывания, трафареты, зубная щетка, расческа, гуашь

2

Дед Мороз идет по лесу

Обрывание, напыление

3

Мой портрет

Черно-белый граттаж

Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции.

Линия, точка, штрих

Приготовленный лист для черно-белого граттажа, черный маркер, палочка для процарапывания, сангина, репродукции портретов, эскизы.

4

Я рисую своего папу

Мятая бумага, обрывание

Цвет, фактура, объем

Скомканная бумага, приготовленная бумага для обрывания, гуашь, кисти

5

Платье для принцессы

Тычкование ватными палочками

Совершенствовать технику тычкования. Развивать чувство ритма. Воспитывать аккуратность.

Цвет, фактура, объем

Ватные палочки, жесткие кисти, бумага для рисования, гуашь в мисочках, трафареты.

6

Лесовичок

Тычок жесткой кистью

Фактура, цвет

7

Одежда для моего папы

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии.

8

Мой друг

Любая

Март

1

Моя мама

Сангина

Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции.

Линия, штрих, Точка, цвет, пятно, фактура

Приготовленный лист для черно-белого граттажа, черный маркер, палочка для процарапывания, сангина, репродукции портретов, эскизы, трафареты

2

Мой воспитатель

Графические средства, сангина

3

4

Гриб - боровик

Любая

5

Автопортрет

Работа по трафарету

6

Мой друг карандаш

Любая

Все имеющиеся в наличии.

7

Я модельер

Свеча + акварель

Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти

8

Любая

Все имеющиеся в наличии

Анималистика

Апрель

1

Пингвины на льдине

Ладошка

Совершенствование нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, тычок сухой кистью, оттиск мятой бумагой, кляксография). Развитие творческого воображения и чувство юмора. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности.

Пятно, цвет, фантастический силуэт

Гуашь, акварель, кисти, бумага для рисования, скомканная бумага, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги

2

Снег – мятая бумага

Пятно, фактура, цвет

3

Я рисую пушистика и колючую голову

Тычок жесткой кистью и оттиск мятой бумагой

Фактурность окраски, цвет

4

Птицы прилетают с юга

Кляксография

Пятно

5

Паук-крестовик

Обрывание

Совершенствовать  умения использовать данную изобразительную технику. Познакомить с техникой печатанья листьями

Фактурность, цвет

Салфетки, ножницы, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги, подготовленный фон, листья для печатанья, гуашь, акварель.

6

Стрекоза

Тычкование

7

Дружная семейка (совы) на ветке

Тычкование, пальчиковая живопись, печатанье листьями

8

Сказочно-былинный жанр

Май

1

Зеленый лягушонок в зеленой траве

Напыление красками разными по оттенку

Закрепить умение работать с техникой печати ладошками, по трафарету и набрызга. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Фактура, точка, цвет, пятно

Бумага для рисования, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты

2

Волшебная карета

Печать по трафарету, ладошки, пальчиковая живопись

3

4

Шапка-невидимка

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы с нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Все имеющиеся в наличии

5

Иллюстрируем сказку «Три медведя»

По выбору детей

6

Кот Мурлыка

Напыление, выкладывание рисом

Учить создавать образ кота, используя смешение красок, набрызг, печать по трафарету, пальчиками, ладошками, в технике обрывания. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Бумага для рисования, зубная щетка, расческа, гуашь, крашенный рис, клей, эскизы, иллюстрации

7

Чунга –чанга

(коллективная работа)

Обрывание, пальчиковая живопись

Фактура, цвет, пятно

Бумага для рисования, бумага для обрывания,  гуашь, клей, эскизы, иллюстрации

8

Ладошки, мятая картина, печать

Бумага для рисования, скомканная бумага, кисти, трафареты, поролоновые тампоны, гуашь, крашенный рис, клей, эскизы, иллюстрации

Июнь

1

Бабочки собирают нектар

Монотипия

Закрепить знание детей о симметричных и нессиметричных предметах, навыки рисования гуашью. Совершенствовать  работу в данных техниках.

Цвет, пятно, симметрия

Бумага для рисования, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты, скомканная бумага, клей, эскизы, простой карандаш, иллюстрации

2

Бабочка - махаон

Ладошки, ступни ног

Пятно, цвет

3

Рыбы в пруду

Мятая бумага

Фактура, цвет

4

Майский жук

Ступни ног

Пятно, цвет

5

Фрукты на блюде

Восковые мелки + акварель

Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать фрукты наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

Цвет, линия, пятно, фактура

Бумага для рисования, гуашь, кисти, восковые мелки, акварель.

6

Лесные кружева

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы с нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Все имеющиеся в наличии

7

Лесная опушка

Выкладывание крупами или рисование пряжей

Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать образы животных  наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

Фактура, цвет

Клей, бумага для рисования, крупы (рис, гречка, овес, макароны, и т.д.), пряжа разных цветов и оттенков

8

Тюльпаны и бабочка

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы с нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Все имеющиеся в наличии

1.2 календарно-тематическое планирование работы с детьми 6-7 лет.

Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраст

Задачи:

Формировать художественное творчество

Формировать и развивать восприятие красоты

Научить овладению разной техникой нетрадиционного рисования

Развивать индивидуальный творческий потенциал

Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы

Тема

Техника

Цель

Средства выразительности

Материалы

Цветовосприятие

Сентябрь

1. Азбука живописной грамоты

Помочь освоить цветовую гамму

Вызывать желание   довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности

Научить смешивать краски на палитре, получать желаемые оттенки. Совершенствовать технику живописи по- мокрому .

Цвет

Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования

2

Контрастные и дополнительные цвета

Работа на палитре

3

В гостях у солнышка

Живопись по мокрому

Цвет, пятно

4

У царя Нептуна в подводном царстве

Живопись по мокрому

5

Летняя березка

Акварель + шерстяные нитки

Учить передавать образ дерева – березки в разное время года, используя различную технику рисования.

Цвет, фактура, объем, тон

Акварель, бумага для рисования, карандашная стружка, шерстяные нитки, цв. бумага, пенопласт, клей, кисти.

6

Осенняя березка

Акварель + карандашная стружка

7

Зимняя березка

Шерстяные нитки + цв. бум.

8

Весенняя березка

Акварель + пенопласт

Жанры изобразительного искусства

Натюрморт

Октябрь

1

Аленький цветочек

Живопись по мокрому

Учить создавать

Цвет, пятно, точка

Акварель, бумага, кисти

2

Ветка рябины с натуры

Тычкование мятой бумагой

Совершенствовать умения в данной технике.

Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков). Закрепить приемы печатания. Развивать  чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой.

Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги (около 40 шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях.

3

Букет (астры, георгины)

Печатание картофелем

Рисование пастелью

Букет осенних цветов, лист бумаги, печатки, пастель, гуашь, поролоновые тампоны.

4

Корзина с фруктами

Печатка пенопластом

Цвет, фактура

5

Корзина с фруктами

Свеча, процарапывание

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью, процарапывать рисунок. Развивать чувство композиции.

Цвет, фактура

Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, палочка для процарапывания, гуашь, кисти, репродукции натюрмортов, эскизы.

6

Цветы в вазе

Кляксография с ниточкой

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксография с ниточкой. Развивать воображение.

Цвет, пятно

Бумага, тушь разных цветов, ниточка,

7

Аквариум

Нитки + крашеный рис + ладошки

Совершенствовать умения работать в данных изобразительных техниках, уметь сочетать их.

Фактура, цвет

Нитки, крашеный рис, гуашь, бумага, кисти.

8

Пейзаж

Ноябрь

1

Осенний лес

Мятая бумага

Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках оттиск мятой бумагой, печать ладошками. Учить  превращать отпечатки из ладошки в кленовый лист. Учить в работе отражать облик деревьев в лесу наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Цвет, пятно, фактура

Скомканная бумага, бумага для рисования, гуашь, кисти.

2

Кленовый лист

Ладошками

Цвет, пятно

3

Осенние мотивы (ковер)

Набрызг с трафаретом

Учить создавать образ осеннего ковра, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Цвет, точка, фактура

Подготовленные ранее фон, гуашь, кисти, иллюстрации, зубная щетка, расческа, трафареты

4

Многосерийное полотно

Фон – живопись по- мокрому

Учить создавать многосерийное полотно, используя сочетание различных изобразительных техник. Воспитывать чувство прекрасного.

Точка, цвет, линия

Бумага для рисования, акварель, кисти, поролоновые тампоны, трафареты цветов, бутонов, скрепки для процарапывания, зубная щетка, расческа, белая гуашь

5

Изготовление трафарета цветов – процарапывание  рисунка

6

Завершение работы – напыление рисунка

7

В гости в Африку - пальма

Ладошки

Пальчиковая живопись

Совершенствовать данные изобразительные техники.

Пятно, точка

Акварель, бумага, 

кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка

8

Сбросил лес последнюю листву

Пейзажная монотипия

Пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции

Декабрь

1

Рисунок ветра

Выдувание из трубочки

Закрепить умение направлять струю выдыхаемого воздуха в заданном направлении.

Линия, штрих, точка

Акварель, трубочки, бумага, баночки, кисти

2

Заколдованные деревья

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии

3

Восход солнца

Цветной граттаж

Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках цветной граттаж, набрызг, мятая бумага, обрывание. Развивать чувство композиции.

Линия, штрих, цвет

Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом.

4

Звездное небо

Набрызг

Пятно, цвет, линия, тон, изображение пространства в композиции

Бумага, акварель, кисти, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы, скомканная бумага, бумага для обрывания

5

Зимний пейзаж

Мятая бумага, обрывание

6

Как мы помогли снеговичку

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии

7

Березовая роща

Свеча + акварель

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи. Развивать чувство композиции.

Цвет, линия, тон, штрих

Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей, эскизы.

8

Елочка к новому году

Акв. + восковые мелки, напыление

Учить рисовать елочку восковыми мелками, обращая внимание на расположение веток и иголках на них. Учить с помощью акварели передавать зимний колорит. Развивать цветовосприятие.

Бумага, акварель, кисти, восковые мелки, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы.

Январь

1

Рождественская ночь

Свеча + гуашь

Закрепить умение рисовать свечой и гуашью. Учить создавать выразительный образ рождественской ночи. Развивать чувство композиции.

Точка, штрих, линия

Бумага, акварель, кисти, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы, палочка для процарапывания

2

Напыление, процарапывание

Учить передавать настроение тихой рождественской ночи с помощью напыления, процарапывания.

3

В подводном мире

Живопись по мокрому

Ладошками

Совершенствовать умение использовать данные изобразительные техники. Развивать чувство композиции.

Пятно, цвет, штрих, линия, точка

Гуашь, акварель, кисти, бумага, трубочки, баночки с разведенной краской

4

Рисуем мыльными пузырями

Выдувание из трубочки

5

 В подводном мире

Живопись по- мокрому + ладошки

6

7

Пингвины на льдине

Снег, лед, полярная ночь – живопись по - мокрому, мятая бумага

Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь разных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа.

Пятно, штрих

Бумага, гуашь, кисть, иллюстрации, скомканная бумага

8

Пингвины – ладошки, напыление

Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет.

Пятно, штрих

Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей, зубная щетка, расческа

Портрет

Февраль

1

Рисование человека по схемам

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать человека по схемам (лицо, фигура), пользуясь различными приемами рисования сангиной, обрыванием, мелками,  графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции.

Линия, пятно, штрих

Бумага для рисования, сангина, репродукции портретов, эскизы, мелки, акварель, бумага для обрывания.

2

Мой папа

Обрывание

3

Мой дедушка

Мелки + акварель

4

5

Галстук для папы

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Бумага для рисования, акварель, скомканная бумага,  репродукции портретов, эскизы.

6

Снежная королева

Мятая бумага, живопись по - мокрому, напыление

7

8

Домовенок Кузя

Мятая бумага

Март

1

А вот и я

Свеча + акварель

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью.

Пятно, штрих, линия

Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции портретов, эскизы.

2

Моя мама

Сангина

Закрепить умение рисовать сангиной.

3

Подснежники для моей мамы

Мелки + акварель

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Цвет, линия

Бумага, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.

4

Пусть мама моя будет самой красивой

любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии

5

Девочка - Весна

Монотипия, силуэтное рисование

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Закрепить теплые цвета.

Бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка

6

А это вся моя семья

любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Линия, тон, точка, штрих

Все имеющиеся в наличии

7

8

Выставка работ

Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков.

Рисунки детей.

Анималистический жанр

Апрель

1

Ежик из лесу пришел

Смешанная

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками, мятой бумагой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Учить создавать выразительный образ различных животных.

Все имеющиеся в наличии

2

Пушистый друг (зайчик, котенок, щенок)

Тычок жесткой кистью, скомканная бумага

Фактурность окраски, цвет

Бумага, трафарет животного, жесткая кисть, гуашь

3

Муравьишка трудится

Пальчиковая живопись

Цвет, пятно, точка, короткая линия

Мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки

4

Забавное животное

Кляксография

Совершенствовать  умение рисовать свечой и акварелью работать в технике кляксография. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность.

Пятно

Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка

5

Золотая рыбка

Свеча + акварель

Цвет, линия, пятно, фактура

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти

6

Утята в пруду

Напыление одной краской

Совершенствовать умение делать напыление одной краской и красками разной плотности и разных оттенков.

Точка, фактура

Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, зубная щетка, расческа

7

На лесной опушке

Напыление красками разной плотности и разных оттенков

8

Пестрокрылая бабочка

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии

Сказочно-былинный жанр

Май

1

Космическая картина

Мятая бумага, печать, обрывание

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками, ладошками, пенопластом, мятой бумагой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта, смятая бумага

2

3

Ларец на высоком дубе

Ладошка, мятая бумага, печать пенопластом

4

Зазеркалье

Экран для копирования

Развивать навыки рисования с помощью специального экрана для копирования

Цвет, линия

Бумага, экран для копирования, фломастеры, акварель, кисти

5

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Живопись по мокрому, выкладывание берега из пшена, печать

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Фактура, цвет, пятно

Бумага, акварель, поролоновые тампоны, кисти, клей, пшено, печатки, гуашь

6

Замок подводного царя Нептуна

(коллективная работа)

Любая

Все имеющиеся в наличии

Освоения детьми программного материала.

Сформированы художественно-творческие способности в изобразительной деятельности:

1.Использует различные цвета и оттенки.

2.Умеет изображать в пространстве.

Овладение навыками и умениями использования разнообразных нетрадиционных техник в изобразительном и декоративном творчестве:

1.Владеет техникой рисования пальчиками, ладошкой, тычком.

2.Умеет рисовать восковыми мелками, свечой и акварелью.

3.Умеет выполнять оттиск поролоном, смятой бумагой, листьями и др.

4.Владеет техниками кляксография, набрызг.

5.Владеет сложными техниками(монотопия, граттаж, тиснение и т.д.)

Сформированы образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников и умения изображать их в собственной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

1.Создает изображения предметов.

2.Умеет изображать явления природы.

Контроль за реализацией программы

Контроль за выполнением программы осуществляет заведующей ДОУ, заместители заведующей.

А) координационный план совместных действий МАДОУ с управлением образования;

Б) перечень первоочередных работ и мероприятий программы, с указанием исполнителей.

Контроль над выполнением программы осуществляет заведующий ДОУ, заместители заведующей.

Контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребенка.

Применяемые методы контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всем ее протяжении и реализации. Это даст возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в виде открытого занятия. Организационно-методическое управление реализацией программы осуществляет заместители заведующей. Текущее управление реализацией программы, организационно-техническое сопровождение и информационно-аналитическое обеспечение осуществляются инициативной группой.

Ход выполнения программы и ее отдельных мероприятий рассматривается на заседаниях административного совета и Педсовета. Промежуточные и окончательные итоги работы по проектам рассматриваются с привлечением методических объединений ДОУ.

- текущей контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

- промежуточный контроль проводится один раз в полугодие;

- итоговая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме выполнению тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков.

Педагогическая диагностика: в начале обучающего периода проводится  педагогическая диагностика, с целью выявления навыков и способностей детей дошкольного возраста, в конце периода обучения проводится итоговая педагогическая диагностика.

Задачи

Сформированы художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Овладение навыками  и умениями использования разнообразных нетрадиционных техник в изобразительном и декоративном творчестве.

Сформированы образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников и умения изображать их в собственной деятельности с использованием нетрадиционных техник

показатели

Использует различные цвета и оттенки

Умеет изображать в пространстве

Владеет техникой рисования пальчиками, ладошкой, тычком

Умеет рисовать восковыми мелками,свечой и акварелью

Умеет выполнять оттиск поролоном, бумагой,листьями и др.

Владеет техниками кляксография, набрызг

Владеет сложными техниками (монотипия, граттаж, тиснение)

Создает изображения предметов

Умеет изображать явления природы

Ф.И. ребенка

Каждый показатель оценивается исходя из 3-х степеней оценки:

Высокий уровень – ребёнок самостоятельно выбирает технику рисования, создаёт изображения предметов (с натуры, по представлению), использует различные цвета и оттенки.

Средний уровень – создаёт изображения предметов (с натуры, по представлению), использует различные цвета и оттенки, затрудняется в выборе техники рисования.

Низкий уровень – схематичное изображение, однотипная техника рисования (только карандаши или краски).

Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей осуществляющих в рамках индивидуальной игровой деятельности. Диагностика проводится с целью эффективного построения кружковой работы.

Список литература:

Богатеев З.А. «Чудесные  поделки из бумаги» изд. «Просвещение»

Никологорская О. Основы художественного ремесла «Волшебные краски» изд. «АСТ – пресс»

Комарова Г.С. «Изобразительное искусство детей в детском саду и школе»

Регицкая Е.Г., Сошина Е.А. «Развитие творческого воображения» изд. «ВЛАДОС»

Нищева Н.В. «Разноцветные краски» изд. «Детство – пресс».

Григорьева Г.В. «Игровые приемы в обучении дошкольников Изобразительной деятельности» изд. «Просвещение».

Косминская, Н.Б.Халезова Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М., изд. «Просвещение».

Костерин Н.П. Учебное рисование. М., изд. «Просвещение».

Михейшина М.  Уроки рисования. Минск. Изд. В.М.Скакун.

И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 до 7 лет «Цветные ладошки»,2007г.

Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. Раб.тетрадь. М., изд. «Мозаика – синтез»

Минц Н.Д. Рабочая тетрадь по ИЗО № 1,2,3. Москва, изд. «Дом педагогики».

Марысаев В. Рисование Практика. Раб. тетрадь. Москва. Изд. «Айрис пресс».

Сахарова О.М. Я учусь рисовать. Санкт-Петербург. Изд. дом «Литера».

Крупенчук О.И. Готовим руку к письму. Контур, линия, цвет. Санкт-Петербург. Изд. дом «Литера».

Я учусь рисовать. Животные.

Я учусь рисовать. Рисуем героев русских сказок.

Школа рисования. Рисуем человека. Изд. «Оникс»

Творческая тетрадь к учебнику  «Изобразительное искусство», Москва, изд. «Просвещение».

Ж. «Эскиз»

Ж. «Дошкольное воспитание» № 10-97, № 2-02, № 2-04,  « 2-05,  № 2-06, № 10-2000

Ж. «Ребенок в детском саду» № 3,4 – 02,  № 4 – 03.

Е.Иванов. Я учусь рисовать  М.: ГАРТ, 1994

П. Корчмарош. Я научу вас рисовать. М.: Русланд, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...