Конспект занятия «Золотая осень». (художественно-эстетическое развитие)
методическая разработка по рисованию (средняя, старшая группа) по теме

Шульгина Ирина Юрьевна

Занятие «Золотая осень»

Задачи:

Эмоциональные: создание приятного, радостного отношения к художественному изображению осенней природы, развитие способности чувствовать и откликаться на переданное художником, поэтом и композитором настроение.

Интеллектуальные:

3-4 года – знакомство с теплыми оттенками цвета;

5-6 лет – поиск соответствия опыта наблюдений и изображения; осмысление выразительных возможностей теплой гаммы для передачи своего отношения к увиденному.

Практические:

3-4 года – формирование навыков использования инструментов и материалов живописи (как держать кисть, промывать ее, как набирать и класть краску и так далее;

5-6 лет – формирование навыка смешивания цветов и получения большого количества теплых оттенков.

Словарь:

Золотой, багряный, рыжий, лимонный, красно-коричневый, желтовато-зеленый.

Материалы и оборудование:

Репродукции картин И. Левитана и И.Остроухова «Золотая осень»;

Фонограммы – П. Чайковского «Сентябрь» из альбома «Времена года», А. Вивальди «Осень» – «Четыре времени года»;

Ватман, гуашь, кисти разных номеров, палитры.

Художественное слово:

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»; Э. Федоровская «Осень»;

Предварительная работа:

Наблюдения за осенними проявлениями в природе на прогулках, экскурсиях в парки, походах в лес. Сбор осенних листьев с разных деревьев. Разучивание стихов, чтение рассказов, пение песен об осени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_osen.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Золотая осень»

Задачи:

Эмоциональные: создание приятного, радостного отношения к художественному изображению осенней природы, развитие способности чувствовать и откликаться на переданное художником, поэтом и композитором настроение.

Интеллектуальные:

3-4 года – знакомство с теплыми оттенками цвета;

5-6 лет – поиск соответствия опыта наблюдений и изображения; осмысление выразительных возможностей теплой гаммы для передачи своего отношения к увиденному.

Практические:

3-4 года – формирование навыков использования инструментов и материалов живописи (как держать кисть, промывать ее, как набирать и класть краску и так далее;

5-6 лет – формирование навыка смешивания цветов и получения большого количества теплых оттенков.

Словарь:  Золотой, багряный, рыжий, лимонный, красно-коричневый, желтовато-зеленый.

Материалы и оборудование:

Репродукции картин И. Левитана и И.Остроухова «Золотая осень»;

Фонограммы – П. Чайковского «Сентябрь» из альбома «Времена года», А. Вивальди «Осень» – «Четыре времени года»;

Ватман, гуашь, кисти разных номеров, палитры.

Художественное слово:

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»; Э. Федоровская «Осень»;

Предварительная работа:

Наблюдения за осенними проявлениями в природе на прогулках, экскурсиях в парки, походах в лес. Сбор осенних листьев с разных деревьев. Разучивание стихов, чтение рассказов, пение песен об осени.

Ход занятия

1 часть (дети всех возрастов)

Дети рассаживаются «кружком» на ковре.

– «Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…»

– Как вы думаете, какому времени года поэт А.С. Пушкин посвятил это стихотворение?

– А вы хотели бы прогуляться по осеннему парку?

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза. Звучит пьеса А. Вивальди «Осень».

– Представьте себе, что вы идете по лесной тропинке.

– Что вы видите? (Деревья, кусты, пеньки и так далее)

– Как осень перекрасила природу вокруг? Какие цвета преобладают? Вспомните, как А.С. Пушкин говорит о «наряде леса»? Какой он?

– А что вы слышите? (Голоса улетающих птиц, шум ветра, шорох опавших листьев и т. д.)

– Чем пахнет в лесу осенью? (Опавшей листвой, сухой травой, грибами, ягодами).

– А я слышу, как где-то шумит вода. Что это может быть? Как вы думаете?

– Откройте глаза (перед детьми на мольберте репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»).

– А теперь мы посмотрим, как художники в своих картинах передают красоту осеннего леса. Перед нами «Золотая осень» русского художника И. Левитана (дать возможность посмотреть, полюбоваться).

– Какое настроение возникает у вас? Почему?

– Что вы видите на картине?

– Какая же осень здесь нарисована? Какие цвета использовал художник? А как их можно назвать еще? (Теплые, яркие, золотые и так далее)

– Да, эти теплые краски создают у нас радостное, веселое настроение. Здесь все красиво: и небольшая речка, и тоненькие «золотые» березки. Но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но и в тоже время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплым солнцем.

Воспитатель привлекает внимание детей к «пустой поляне» (ватман, прикрепленный на мольберт), предлагает им нарисовать тоже картину про «Золотую осень».

Дети 3-4 лет рисуют опавшие листья на «пригорке», используя подходящие цвета красок, способом «примакивания».

Налетевший ветерок сорвал с деревьев разноцветные листья и опустил их на землю. Листья падают и падают, укрывая землю разноцветным ковром, и мы нарисуем их мягкими, ласковыми мазками.

Дети 5-6 лет выполняют под музыку пластический этюд «Осенний хоровод».

– Представьте себе, что вы – осенние листочки. Ветер сорвал вас с веток деревьев, и, прежде чем упасть на землю, вы затеяли танец.

2 часть (дети старшей подгруппы)

– А сейчас посмотрите на эту картину.

Воспитатель открывает репродукцию картины И. Остроухова.

– Она тоже называется «Золотая осень», написал ее другой художник – И. Остроухов.

– Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: – Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета»

– А так рассказала про осень поэтесса Э. Федоровская.

– Как вы думаете, подходит это стихотворение к картине художника? Почему?

– Что мы видим на переднем плане? (земля усыпана опавшими листьями, два старых клена с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых кленов).

– А на заднем плане? (корявые стволы старых деревьев, а еще дальше – сплошное яркое золото осенней листвы).

– Что еще заметил наблюдательный глаз художника? (две сороки, скачущие по тропинке).

– Какие краски помогли И. Остроухову передать осеннее настроение? Отличается ли по цвету эта картина? Чем? (ее краски более темные, желтые и оранжевые краски имеют холодный, лимонный оттенок, много красно-коричневого, темно-зеленого).

– Давайте возьмем палитры и попробуем подобрать необходимые цвета и оттенки для этой картины.

– А теперь нарисуем получившимися красками свою картину об этом времени года.

Звучит фонограмма пьесы П.И. Чайковского «Сентябрь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия образовательной области художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему "Осенний листопад"

Конспект для 2 младшей группы с использованием ИКТ технологий, нетрадиционной техники рисования....

Конспект занятия НОД по художественно-эстетическому развитию в группе раннего возраста по теме: «Первые цветочки. Одуванчик золотой"

Задачи:1.Познакомить детей с новым стихотворением, представить им возможность договаривать слова, фразы.2.Учить детей запоминать стихи, отвечать на вопросы по содержанию.3.Развивать восприятие, вниман...

Конспект занятия по ООД Художественно-эстетическое развитие (Художественное творчество) в технике пэчворк Тема: «Лоскутная мозаика. Золотая рыбка»

учить составлять простейшую лоскутную композицию из текстильных лоскутков, соблюдая правила колористки и техники безопасности при работе с острой палочкой....

Конспект "Золотая осень" художественно-эстетическое направление

Данный материал способствует формированию обобщенных представленний об осени ,как об времени года. Закрепляет  представления о частях дерева.Развивает художественный вкус ,умение передавать красо...

Конспект занятия образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» образовательная деятельность «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Поздняя осень» группа общеразвивающей направленности детей в возрасте от 6 до 7 лет

Тема: «Поздняя осень»Цель: развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.Задачи:- учить детей нетрадиционным техникам рисования: оттиск губкой;оттиск смятой ...

Конспект занятия образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» образовательная деятельность «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Золотая осень». группа общеразвивающей направленности детей в возрасте от 6 до 7 лет

Конспект занятияобразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»образовательная деятельность «Изобразительная деятельность: рисование»Тема: «Золотая осень&ra...

Конспект занятия образовательной области «Художественно – эстетическое развитие. Рисование» на тему: «Как осенний листик прилетел к нам в гости».

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «печать листьями»,  получение положительных эмоций, закрепить знания об осени.Задачи: развивать творческие способ...