Развитие детского творчества у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему
Данный материал поможет воспитателю наметить этапы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно- прикладным искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_material.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие детского творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с декоративно- прикладным искусством «Гжель».
ГБДОУ Детский сад №135 Адмиралтейского района
Автор: Суханова Мария Александровна
Дошкольное детство является благоприятным периодом развития творчества, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них появляется огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Важную роль народного и декоративно- прикладного искусства в развитии детского творчества отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества. Известный педагог Е.А. Флерина одной из первых выступала за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров.
Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах Н.П. Саккулина: « Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством».
Целью нашей работы явилось создание совместной образовательной деятельности, направленной на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления их с декоративно- прикладным искусством Гжели.
Наша работа строилась в трех направлениях:
1. Знакомство с декоративно- прикладным искусством Гжели. Формирование у детей интереса к предметам гжельской росписи. В данном направлении детям давались сведения о промысле , содержании, назначении предметов, материалов из которых они сделаны , характерных признаках, разнообразии посудных форм.
В этом направлении использовался наглядный метод- показ презентации, просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций, предметов Гжельской росписи. Словесный метод- рассказ о промысле Гжель, беседа с детьми, чтение стихов, сочинение сказок. Игровой метод- дидактические игры. С целью закрепления знаний о элементах гжельской росписи.
На данном этапе выделяются средства выразительности: элементы росписи, цвет, оттенки, типичные сочетания, композиции ( расположении узора на предмете), связь формы узора с его назначением.
2. Обучение декоративному рисованию .
Формирование умений и навыков изображения, традиционных технологических приемов изобразительно- выразительных средств гжельской кистевой росписи. Составление узоров декоративно- прикладного искусства Гжели, выделение элементов узора ( геометрические, растительные), чередование элементов по форме, цвету, величине, составление узоров.
Используемые методы : наглядный – рассматривание; практический – раскраски, упражнения в прорисовке элементов Гжели, отработка технических умений – держать кисть, набирать краску, рисовать кончиком кисти, всей кистью. Игровой метод- использование в работе дидактических игр ( « Составь узор по образцу» детям предлагается бумажный силуэт и отдельно вырезанные элементы Гжельской росписи, далее ребенок выкладывает узор по образцу. На развитие композиционных умений использовалась игра « Придумай свой узор» в стиле Гжельских мастеров. Цель игры закрепление знаний о декоративно- прикладном искусстве Гжели , её элементах.
3. Развитие детского декоративного творчества.
Творческое применение полученных знаний , умений и навыков по декоративному рисованию.
Ещё Н.П. саккулина писала: « Дать детям проявлять творчество далеко не достаточно: его надо развивать , воспитывать у ребенка для этого черты поведения и качества деятельности».
Именно по этому работа по развитию детского декоративного творчества шла в процессе восприятия предметов искусства.( Мини – музей
«Волшебная Гжель в нашей группе) В дальнейшем дети комбинировали элементы с которыми они познакомились , использовали те знания , которые получили в процессе обучения , свой личный опыт по декоративной деятельности , создавали новое .
Развивая и поддерживая интерес к занятиям по декоративному рисованию , мы предоставляем детям больше самостоятельности, лишь по необходимости помогая выполнению поставленных творческих задач.
На данном этапе детские работы были оформлены в рамку « Гжельский сервиз» для выставки на фестивале творчества « Мелодия русской души» в «Театре юных зрителей им. А.А. Брянцева», где каждый ребенок получил грамоту за участие.
30 октября 2014 года в ГБДОУ № 135 Адмиралтейского района проходило открытое мероприятие на тему « Сказочная Гжель»
Данное мероприятие показало знания о гжельской росписи и ее элементах, представление детей о цвете и цветовых оттенках. Дети самостоятельно смешивали цвета для получения нужного оттенка , выполняли элементы гжельской росписи, располагали пропорционально эти элементы, соблюдая чередование, показывая владения навыками кистевой росписи.
Таким образом , на основе проделанной работы можно увидеть возросший уровень знаний детей старшего дошкольного возраста к гжельской росписи и ее элементам, о цвете и композиции, интерес детей к декоративному рисованию и проявление творчества в реализации своих замыслов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Задача воспитателя – разв...
Интегрированное занятие: «Развитие танцевального творчества у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»
Из опыта работы музыкального руководителявысшей квалификационной категорииАБРАМОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ...
Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...
План работы кружка "Культура народов России в детском творчестве" для детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план работы кружка для детей "Культура народов России в детском творчестве" для подготовительной группы...
АПО "Повышение познавательной активности детского творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO - конструирования"
Актуальный педагогический опыт...
«Развитие мышления, речи, воображении, детского творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с кругами Луллия»
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы окунемся в мир Кругов Луллия. Тема моего выступления «Развитие мышления, речи, воображении, детского творчества у детей старшего дошкольного...