АПО "Повышение познавательной активности детского творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO - конструирования"
материал
Актуальный педагогический опыт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_bukatinoy_a._v._mbdou_detskiy_sad_no4.doc | 441.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
муниципального района «Корочанский район»
Повышение познавательной активности детского творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO - конструирования
Автор опыта:
Букатина Алёна Викторовна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4
с. Алексеевка Корочанского района Белгородской области»
Содержание
Раздел I.Условия возникновения опыта………...………………………………3
Раздел II. Технология описания опыта………………………………………….8
Раздел III. Результативность опыта…………………………………………….11
Библиографический список……………………………………………………..13
Приложение к опыту…………………………………………………………….16
Раздел I.Информация об опыте
Тема: «Повышение познавательной активности детского творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO - конструирования».
Сведения об авторе: Опыт обобщен воспитателем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №4 с. Алексеевка Корочанского района Белгородской области» Букатиной Алёны Викторовны.
Условия возникновения опыта
Педагогическая деятельность осуществлялась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида №4 с.Алексеевка Корочанского района Белгородской области» в 2018-2021 годах.
Модернизация дошкольного образования предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных организаций будет являться не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые каждым ребёнком, с учетом его индивидуальных психофизических особенностей, способности и качества, которые будут способствовать взращиванию отечественных специалистов, строителей, архитекторов, ученых, инженеров, развитию в детях инженерной мысли, тяги к экспериментированию, творчеству и созиданию на благо страны и общества. А это возможно в процессе овладения конструктивными умениями и способностями, так как они больше, чем любые другие виды детской деятельности приближаются к продуктивной человеческой деятельности,способствуют интеллектуальному развитию конкретного ребенка, дают возможность проявить позитивную активность, с учетом его потенциальных возможностей.
Особенность конструирования в том, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. Достижение таких результатов возможно за счет обновления содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности. Поэтому одним из самых современных средств обучения дошкольников конструированию являются конструкторы LEGO. Несмотря на ценовую доступность конструкторов и наличие их практически в каждой семье, опыт показывает, что дети, особенно с ограниченными возможностями здоровья не имеют сформированных навыков конструирования, ограничиваются манипулятивными действиями с предметами, не создают целенаправленных построек из деталей конструктора, без помощи родителей или других взрослых собрать модели не могут. Следовательно, дошкольники нуждаются в целенаправленном обучении конструированию.
В МБДОУ «Детский сад №4» ведётся образовательный модуль «LEGO-конструирование», в рамках которого дети старшего дошкольного возраста развивают свои первоначальные конструкторские умения, творческие способности.
Работая с детьми дошкольного возраста, автор обратила внимание на возникающие трудности при создании целенаправленных построек из деталей конструктора по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по замыслу на основе словесной инструкции и при сборке моделей. Дети имели трудности точно конструировать задания на заданную тему по пространственно-временным параметрам, нарушали последовательность действий, опускали его составные части.
Для того, чтобы выявить уровень развития конструктивных способностей детей старшей и подготовительной возрастных групп в сентябре 2018 года была проведена диагностика по методике, предложенной М.В.Шляпиной в парциальной программе по Лего-конструированию «Построй свою историю» (Приложение №1) с учётом требований образовательной программы дошкольного учреждения по образовательной области «Познавательное развитие»» (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») (далее - ФГОС ДО)[1].
Проанализировав результаты диагностики, можно сделать следующие выводы: большинство детей не умеют правильно «читать» схему, ошибаются в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. Замысел неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечётки по содержанию либо конструкцию, способ её построения находят путем практических проб. Объяснить их смысл и способ построения дети не могут. Так, по результатам диагностики, высокий уровень развития конструктивных способностей имели 18 % детей, средний – 34%, низкий - 48% детей (Приложение №2).
В ходе анализа полученных результатов возникла необходимость активизации работы по овладению конструктивными умениями и творческими способностями воспитанников посредством LEGO - конструктора.
Актуальность опыта
Проблема развития познавательной активности дошкольников является одной из ключевых проблем современного образования. Так как от сформированности познавательной активности детей зависит эффективность образования в целом. Это связано с тем, что дошкольный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. Он имеет много своих особенностей и, не понимая возрастных закономерностей ребёнка-дошкольника, можно превысить или занизить уровень их возможностей, что одинаково вредно для их развития. Ведь именно в эти годы начинается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, его личности [8]. В соответствии с требованиями ФГОС ДО были пересмотрены подходы к организации обучения детей. Познавательное развитие дошкольников остаётся одним из базовых элементов в системе становления личности ребёнка, в том числе - овладение конструированием. Так, в ФГОС ДО конструирование включено в обязательную часть основной образовательной программы и направлено на решение важных образовательных и воспитательных задач. В процессе конструирования дети приобретают конструктивные умения, навыки построения и целенаправленного рассмотрения, наблюдения. У детей формируются такие психические процессы, как восприятие, ощущение, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, творческое воображение. Конструирование способствует развитию произвольного внимания, умения планировать и прогнозировать у старших дошкольников.
Овладение дошкольниками конструированием эффективнее осуществляется посредством использования LEGO – конструкторов. Так как LEGO – конструкторы органично сочетающих в себе игру и конструирование, отлично подходят для детей, они проводятся с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребёнок не замечает, что осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия. Каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребёнок рассказывает о том, что так увлеченно строил, хочет, чтобы все узнали про его сокровище, тем самым развивая речь и умение легко выступать на публике. Кроме того, дети весело и ненавязчиво учатся дисциплине и организованности, приучаются работе в команде.
Во многих регионах России LEGO – конструирование стало центральным в воспитательном и образовательном процессе многих детских садов, в работе с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность опыта заключается в использовании LEGO – конструкторов для развития познавательной активности детского творчества, повышения мотивации к самостоятельной деятельности и интереса детей, активизации познавательных способностей, мотивирование способности делать выбор, ставить проблемы и находить нестандартные решения, быть субъектом своей жизни.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, для повышения познавательной активности детского творчества, овладения детьми первоначальными конструкторскими умениями и творческими способностями, воспитания социально-активной личности, формирования навыков общения и сотворчества посредством внедрения в образовательный процесс LEGO – конструирования.
Длительность работы над опытом
Этапы формирования
1-ый этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2018-2019 учебного года: изучение теоретической и методической литературы, подбор методик, обеспечение предметно-развивающей и пространственно-развивающей среды для реализации методики обучения;
2-ой этап – основной (формирующий) – 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 учебные годы:применение LEGO – конструкторов для повышения познавательной активности детского творчества, овладения детьми первоначальными конструкторскими умениями и творческими способностями;
3-ий этап – заключительный (контрольный) – 2020-2021 учебного года: систематизация и обобщение данных результатов.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой работы по повышению познавательной активности детского творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством использования LEGO – конструкторов в рамках организованной образовательной деятельности, режимных моментов, развлечений, досугов, в игровой деятельности, во взаимодействии педагога с семьями дошкольников.
Теоретическая база опыта
Теоретической основой опыта послужили:
- психолого-педагогические труды по проблеме познавательного развития как необходимого условия целостного процесса становления личности ребенка (Л.И. Божович, Т.И. Гризик, В.В.Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков);
- исследования, изучающие психологические закономерности развития воображения (Т.И. Гризик, Е.Е. Кравцовой, В.Т. Кудрявцева), внимания (Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо), восприятия (Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, Н.П. Сакулина);
- психолого-педагогические исследования, изучающие особенности организации творческого конструирования в детском саду (Л.А. Парамонова, Н.Н. Ширяева, Е.В. Волкова);
- труды психологов и педагогов о типах педагогических условий (В.А. Беликов, М.В. Рутковская, А.Х. Хушбахтов);
- научно-методические работы по организации LEGO – конструирования с детьми дошкольного возраста (Л.А. Парамоновой, М. В. Ширяевой);
- парциальные программы по LEGO – конструированию («Построй свою историю» М. В. Шляпиной [35], «Юный конструктор» (для детей 4-5 лет), «Школа маленьких волшебников» (для детей 5-7 лет), «Лего-мультипликаторы» (для детей 6-7 лет) [34]).
В работах психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина отмечено, что детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому развитие познавательных процессов представляет огромное значение для ребенка-дошкольника. Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Ф. Добрынин, и др. сумели доказать, что сформированность этих процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности.
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, В.В. Запорожец, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.) показывают, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось раньше [34]. Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Поскольку в этот период формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции, особой ценностью является развитие способности ребенка к определению проблемы, аналитическим операциям, самостоятельному выбору пути ее решения.
Конструктивное творчество, по мнению педагога А.Н. Давидчук, представляет сложный комплекс умственных и практических действий, состоящий из двух этапов: этапа замысла и этапа практической реализации замысла [10]. На этапе замысла ребёнок формирует представление о конечном результате предмета деятельности и способах его достижения. Конструктивный замысел рождается в процессе умственной деятельности. В основе замысла лежат сравнение, анализ и синтез уже известных конструкций. Создание предмета замысла происходит на этапе его практической реализации.
В дошкольной педагогике разработана методика формирования у детей конструктивных умений - методика возрастающей трудности (Е.А. Флерина, З.В.Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова). Главная идея методики в том, чтобы последовательно вести ребёнка от подражания взрослому к самостоятельному решению конструктивных задач. Основные умения дети приобретают на занятиях и в совместной деятельности со взрослым, а потом переносят их в самостоятельные игры со строительным материалом, дополняя их [13].
По мнению педагогов З.В. Лиштван и В.Г. Нечаевой, особенность конструктивной деятельности в том, что требует от ребёнка умений воссоздать образ предмета в его пространственном выражении [17].
Таким образом, авторы определяют конструирование как систему игр, которые способствуют повышению познавательной активности детского творчества, овладения детьми первоначальными конструкторскими умениями и творческими способностями в работе с различными материалами (бумагой, картоном, тканью, конструкторами и пр.).
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в объеденении игры с исследовательской и экспериментальной деятельностью, которые основаны на применении LEGO – конструкторов для повышения познавательной активности детского творчества, овладения детьми первоначальными конструкторскими умениями и творческими способностями.
Раздел II.Технология описания опыта
Цель данного опыта: повышение уровня развития у старших дошкольников познавательной активности детского творчества, овладения детьми первоначальными конструкторскими умениями и творческими способностями посредством использования LEGO – конструирования в рамках организованной образовательной деятельности.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- формировать умение конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его хараетерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в общее речевое развитие и интеллектуальные способности;
- воспитание личности, способностей самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.
Работа по данному направлению началась с подбора серии свободных игр с использованием LEGO – конструкторов и изучения методической литературы, которая позволила сформировать представления о процессе развития познавательной активности детского творчества, овладения детьми первоначальными конструкторскими умениями и творческими способностей у детей старшего дошкольного возраста. Возрастная категория детей, с которыми проводилась данная работа, составляла от 4 до 7 лет и осуществлялась как на занятиях по обучению конструированию, так и в индивидуальной работе.
При работе с детьми автор руководствовась основными принципами Лего: от простого к сложному, активность и созидательность, свобода выбора, результативность и гарантированность, комплексность решения задач, учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков.
В ходе организации занятий по обучению детей конструированию мы использовали следующие методы и приёмы:
- словесные (вопросы, указания воспитателя, объяснение, пояснение, беседы, педагогическая оценка, художественное слово);
- наглядные (демонстрационный материал, показ способов действий, показ образца);
- игровые (игровые ситуации, игровые действия, игровые упражнения, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования).
В своей деятельности автор опиралась на методику проведения занятий, разработанную Л.А. Парамоновой, а также использовали LEGO –технологию «Построй свою историю», описанную в парциальной программе по LEGO –конструированию М.В. Шляпиной «Построй свою историю».
Особенность данной технологии в том, что она сочетает в себе познавательное и социально-коммуникативное развитие ребёнка. Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов и действий детей, их любознательности и мотивации, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве, причинах и следствиях и пр.). Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту и социуме [35].
Данная технология включает в себя ряд последовательных действий:
- игровой момент - представление темы занятия;
- чтение художественной литературы или рассказ истории по теме занятия;
- беседа по теме занятия;
- конструирование по заданной теме;
- конструирование по собственному замыслу;
- обыгрывание постройки;
- рассказ ребенком своей истории;
- самостоятельная и/или совместная игровая деятельность детей;
- демонстрация своих построек сверстникам и взрослым, родителям;
- разбор построек. Складывание деталей конструктора в наборы.
Автором проведено серия занятий по обучению детей конструированию по данной технологии. Первая серия занятий на тему «Слон» предполагало конструирование по схеме. Схемы представлены в Приложении 3.
Вторая серия занятий на тему «Улитка и кит» направлено на конструирование по заданной теме (образца нет, задаются только тема и условия, которым постройка должна соответствовать).
Третья серия занятий на тему «Город» дети конструировали по собственному замыслу (дети самостоятельно создают образ будущего сооружения и воплощают его в имеющемся материале).
В ходе занятий осуществлялся индивидуальный подход к каждому ребёнку, задания давались с учётом возраста, способностей и возможностей каждого ребёнка, степени сложности, развития интереса к данному виду деятельности. Были дети, которые просили задания полегче из-за боязни не справиться и из желания больше времени провести в самостоятельной игре. Некоторые дети просили задания посложнее, мотивируя это тем, что все простые постройки они уже умеют делать, им не интересны простые конструкции, хотят попробовать свои силы в более сложной деятельности.
По итогам каждого занятия организовывались LEGO -выставки и фотовыставки индивидуальных и совместных детских работ.
Конспекты занятий и программное содержание серии занятий представлены в Приложении 4.
Также автор проводил развивающие и обучающие, дидактические и познавательные игры, сюжетно-ролевые игры с использованием LEGO – конструкторов. Конспекты различных видов игр представлены в Приложении 5.
Организация и проведение занятий по конструированию предполагает включение в структуру игровой образовательной ситуации, методов и приемов, направленных на развитие познавательной сферы старших дошкольников. Рассмотрим подробнее этапы игровой образовательной ситуации:
Мотивационный этап: игровые задания, загадки, ребусы, экскурс в прошлое с использованием ИКТ (интерактивная доска, компьютер) вызывают познавательный интерес к теме, активизируют внимание детей, настраивают на конструктивную деятельность.
Информационный этап: восприятие, поиск, отбор информации о прообразе модели через использование современных информационных средств (презентаций, видеофильмов, слайд-шоу, электронных дидактических игр).
Организационный этап: рассматривание и изучение схем сборки в рабочих тетрадях, составление схемы своей модели с различных позиций, отбор деталей конструктора в нужном количестве по схеме, обсуждение способов решения поставленных задач, уточнение и закрепление правилах безопасного поведения при работе с конструктором позволяют ребенку спланировать предстоящую деятельность, представить образ постройки и организовать свое рабочее место для ее выполнения.
Деятельностный этап: самостоятельная деятельность детей по сборке модели (отбор необходимых деталей для создания модели; обсуждение цвета основных деталей; пошаговая работа с деталями; оформление работы; проверка модели (в правильности конструкции), индивидуальная помощь педагога позволяет детям реализовать выстроенные планы, осуществить задуманное – создать новую модель с заданными параметрами.
Итоговый этап: Просмотр работ, обсуждение, рассказывании о своей модели, сравнение моделей между собой, беседы, игры с изготовленной моделью, презентация своей модели, участие в создании тематических выставок изготовленных моделей (в том числе для родителей, вместе с родителями) объединяется общей идеей, превращается в общую игру, в которую каждый может поиграть.
Обязательной частью деятельности в процессе работы над опытом являлась работа с родителями. Так как в соответствии с ФГОС ДО, семья является полноценным участником образовательного процесса. В нашем учреждении родители являются активными участниками. Поэтому в уголке для родителей регулярно выставляются рекомендации и консультации: «Развиваем познавательные способности ребёнка», «Значение LEGO – конструкторов в развитии творческих способностей дошкольников», «Развитие познавательной активности детского творчества на занятиях по обучению конструироанию», «Развиваем познавательную активность детского творчества детей вместе», в папках-передвижках «Желанные встречи», на информационном стенде «Играя развиваемся»: «Колумбово яйцо», «Целое и половинки», «Да-нетка», консультации «Расскажи о своей модели», «Придумай рассказ, сказку по своей модели».
Таким образом, опыт работы показывает, что создание необходимых условий, систематизация работы по повышению уровня развития у старших дошкольников познавательной активности детского творчества, овладения детьми первоначальными конструкторскими умениями и творческими способностями посредством использования LEGO – конструирования в рамках организованной образовательной деятельности позволила добиться положительных результатов.
Раздел III.Результативность опыта
Результативность опыта отслеживалась ежегодно в течение 3–х лет со средней по подготовительную группу посредством начального(2018год), промежуточного(2019-20годы), результативного периода (2021год). Диагостика на этапе завершения работы проводилась по тем же критериям и показателям, что и первоначальная. Она позволила оценить результаты педагогического воздействия на развитияе конструктивных способностей у детей разного уровня.
Анализ итоговых результатов педагогических наблюдений подтверждает позитивную динамику развития познавательной активности детского творчества, овладения детьми конструкторскими умениями и творческими способностями дошкольников. Было выявлено, что у 75% детей данные способности сформированы, у 20% детей частично развиты и у 5% не достаточно развиты. Данные мониторинга динамики представлены в таблице (Приложение №2).
Произошли позитивные изменения по всем критериям и показателям в уровне развития конструкторских способностей у детей. Увеличилось количество детей, у которых повысился интерес к моделированию и конструированию. Они научились конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу. У них появились такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремлённость, желание показать свои достижения зрителям. Также сформировалось пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его хараетерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Появились предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
Иными словами, дети занимаются LEGO – конструированием не потому, что так надо, а потому что им это нравится.
Опыт работы по данной теме показывает, что выбранная система работы по повышению познавательной активности детского творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO - конструирования
имеет положительные результаты.
Библиографический список
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 №30384) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru /?page_id =11678.
- Байшева, С. Проект «Робототехника в современном ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-robototehnika-v-sovremenom-dou-pervyi-shag-v-priobscheni-doshkolnikov-k-tehnicheskomu-tvorchestvu.html, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
- Васильева, М.А.Программа воспитания и обучения в дет. саду [Текст] / М.А. Васильева: под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - синтез. - 2005. - 208 с.
- Волосовец, Т.В. STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество [Текст] / Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, А.С. Аверин. - М.: ЭЛТИ-КУДИЦ. - 2017. - 112 с.
- Горяева, А.В. Конструктивное творчество дошкольников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2013/04/08/konstruktivnoe-tvorchestvo-doshkolnikov, свободный.
- Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст] / А.Н. Давидчук. - М.: Гардарики. - 2008. - 118 с.
- Данилова О.А. Педагогический взгляд Е.А. Флериной в развитие теории и методики дошкольного образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/01/17/ pedagogicheskiy-vklad-e-a-flerinoy-v-razvitie-teorii-i, свободный.
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - 2014. - 280 с.
- Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.В. Дятлова // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 536-537. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/118/32529/, свободный.
- Житнякова, Н.Ю. Лего в детском саду, или так много способов учиться [Электронный ресурс] / Н.Ю. Житнякова // Воспитатель ДОУ, 2016. - №1. - Режим доступа: https://www.sfera-podpiska.ru/stativ/lego-v-detskom-sadu-ili-tak-mnogo-sposobov-uchitsya, свободный.
- Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст]. - 5-е изд. - М.: ТЦ Сфера. - 2014. - 161 с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. для сред. проф. образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 13-е изд., стер. - М.: Академия. - 2012. - 414 с.
- Комарова, Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) [Текст] / Л.Г. Комарова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС. - 2001. - 156 с.
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-синтез. - 2006. - 128 с.
- Куцакова, Л.В Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. - Издательство: Мозаика-Синтез. - 2010. - 71 с.
- Лиштван, З.В. Конструирование [Текст]: Пособие для воспитателей и педагогов / З.В. Лиштван. - М.: Просвещение. - 2011. - 179 с.
- Маркова, В.А. ЛЕГО в детском саду. Парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO-Education [Текст] / В.А. Маркова, Н.Ю. Житнякова. - ЗАО Элти-Кудиц. - 2015. - 108 с.
- Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.twirpx.com/file/346809/, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
- Нечаева, В.Г. Строительные игры детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/igra/stroitel04.html, свободный.
- Новоселова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность [Текст] / С.Н. Новоселова // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 6. - С. 4-13.
- Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» [Текст] / Под ред. А.И. Булычевой. - М: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ». - 2016. - 173 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез. - 2014. - 368 с.
- Панкратова, А.Н. Строительно-конструктивная игра в развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/643768/, свободный.
- Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование [Текст] / Л.А. Парамонова. - М.: Карапуз. - 2003. - 240 с.
- Парамонова, Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л.А. Парамонова // Дошкольное образование. - 2008. - №20. - С. 36-38. - Режим доступа: http://dob.1september.ru/view_article.php?id =200802014, свободный.
- Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования [Текст] / Л.А. Парамонова. - М.: Академия. - 2002. - 192 с.
- Петрова, И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет [Текст] / И. Петрова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
- Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка- дошкольника. Ближние и дальние горизонты [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - Н. Новгород: Издательство Обруч. - 2013. - 192 с.
- Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] /С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. - М.: Просвещение. - 2014. - 232 с.
- Рыкова, Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO ControlLab) [Текст]: Учебно-методическое пособие / Е.А. Рыкова. - СПб.: Детство-пресс. - 2001. - 59 с.
- Сакулина, Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]: учебное пособие / Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение. - 2002. - 272 с.
- Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: ACADEMIA. - 2001. - 96с.
- Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду [Текст] / Е.В. Фешина. - М.: ТЦ Сфера. - 2012. - 114 с.
- Шляпина, М.В. Парциальная программа по лего-конструированию «Построй свою историю» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/doshkolnoe-obrazovanie/rukovoditelyam-dou/1483-ispolzovanie-obrazovatelnykh-reshenij-lego-education-v-praktike-doo, свободный.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0018/index.shtml, свободный.
- LegoEducation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://education.lego.com/en-us, свободный.
Приложение к опыту
Приложение №1 | Диагностическая методика выявления уровеня развития конструктивных способностей (по методике М. В. Шляпиной) | |
Приложение №2 | Сводная таблица результатов диагностики, диаграмма. | |
Приложение №3 | Схемы конструирования по первой серии заданий | |
Приложение №4 | Конспекты организованной образовательной деятельности и программное содержание серии занятий | |
Приложение №5 | Конспекты различных видов игр |
Приложение № 1
Диагностическая методика выявления уровеня развития конструктивных способностей (по методике М. В. Шляпиной)
Цель: выявления уровня развития конструктивных способностей
Объект оценивания - модель, собираемая по схеме (инструкции) с внесенными ребёнком конструктивными изменениями и модель, собираемая по собственному замыслу.
Детям было предложено два диагностических задания: конструирование по схеме и конструирование по собственному замыслу. Схемы для конструирования:
Схема «Дом» для диагностического задания 1 на констатирующем этапе исследования
Схема «Страус» для диагностического задания 1 на контрольном этапе исследования
Критерии оценки и показатели конструктивных способностей представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Критерии оценки и показатели
№ п/п | Критерии оценки | Показатели |
1 | Соответствие модели схеме, инструкции | 0б – модель не собрана 1б – ребенок собрал модель с помощью 2б – модель собрана в соответствии с инструкцией самостоятельно |
2 | Создание модели по собственному замыслу | 0б – не смог реализовать идею 1б – придумал идею и реализовал ее с помощью 2б – придумал и реализовал идею самостоятельно |
3 | Внесение изменений в конструктивные особенности модели | 0б – ребенок не может внести изменения в конструкцию 1б – вносит изменения с помощью 2б – самостоятельно вносит изменения |
4 | Составление схематического рисунка | 0б - не смог составить схему 1б - составил схему с помощью 2б - самостоятельно и грамотно составил схему |
5 | Обыгрывание модели | 0б – не смог реализовать идею 1б – придумал идею и реализовал ее с помощью 2б – придумал и реализовал идею самостоятельно |
6 | Рассказ о созданной модели, конструкции | 0б - не смог ничего рассказать о модели 1б - рассказал с помощью 2б - рассказал самостоятельно и по существу |
7 | Называние деталей конструктора, из которых собрана конструкция (кирпичики, бруски, пластины, колеса и пр.) | 0б - не смог назвать детали 1б - назвал некоторые детали с помощью 2б - правильно и самостоятельно назвал детали |
Каждый критерий оценивался по трех бальной шкале.
На основе определенных критериев и показателей определены уровни развития конструктивных способностей детей: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень - 12-14 баллов.
Средний уровень - 9-11 баллов.
Низкий уровень - 0-8 баллов.
Характеристика уровней развития представлена в Таблице 2.
Таблица 2
Уровни развития конструктивных способностей детей
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребёнок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещении элементов конструкции относительно друг друга. | Ребёнок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой. |
Средний | Ребёнок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении. | Тему постройки ребёнок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. |
Низкий | Ребёнок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. | Замысел у ребёнка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечётки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребёнок не может. |
Приложение № 2
Сводная таблица результатов диагностики
Сроки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Первоначальный мониторинг Сентябрь 2017 г | 18% | 34% | 48% |
Промежуточный мониторинг Май 2018 г | 50% | 24% | 16% |
Итоговый мониторинг Сентябрь 2020 г. | 75% | 20% | 5% |
Приложение №3.
Схемы для занятия по обучению детей конструированию по образцу
Схема «Слон»
Схема «Страус»
«Обезьяна»
Приложение №4.
Конспекты организованной образовательной деятельности и программное содержание серии занятий
Программное содержание занятий по Лего-конструированию
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
1 | Конструирование по схеме «Слон» | Учить строить слона, (по желанию дополнительно - верблюда, обезьяну) из лего-конструктора; развивать творческие навыки, терпение. Развивать речь, умение обыгрывать постройку, навыки презентации своей постройки. | Картинки с изображением слона, верблюда, обезьяны, набор деталей конструктора, образец, схемы. Рассказ про животных. |
2 | Конструирование по заданной теме «Улитка и кит» | Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Развивать речь, умение обыгрывать постройку, навыки презентации своей постройки. | Наборы деталей конструктора, фотографии и иллюстрации по теме. Сказка«Улитка и кит». |
3 | Конструирование по собственному замыслу на тему «Город» | Закрепить полученные навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность. Развивать речь, умение обыгрывать постройку, навыки презентации своей постройки. | Наборы деталей конструктора, мелкие игрушки. фотографии и иллюстрации по теме. |
Конспект занятия №1 на тему «Слон»
Тема НОД: «Слон»
Цель: сконструировать слона, используя конструктор Лего и схему построения.
Программное содержание:
Образовательные задачи: совершенствовать конструктивные навыки детей, умение соединять детали конструкции.
Развивающие задачи: развивать конструктивное мышление, воображение, творческие способности;активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас.
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, интерес к животным и Лего-конструированию.
Методические приемы: загадки, показ, объяснение, беседа, игровая ситуация, поощрение.
Предварительная работа: конструирование из Лего.
Оборудование: конструкторы Лего, картинки с изображением животных (слона, обезьяны, верблюда).
Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.
Ход НОД:
Воспитатель:На нашей планете обитают множество различных животных и об одном из них мы сегодня поговорим на занятии и попробуем сконструировать это животное из конструктора. Но для того чтобы начать нашу беседу, отгадайте загадку, что же это за животное.
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост,
Спереди у зверя - хвост большой.
Кто же это? Кто же это? Кто такой?
Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, это слон. А сейчас я расскажу вам немного о слоне. Слоны живут в Африке и Индии. Это огромные гиганты высотой 2-3 метра. Самое удивительное у слона - это хобот. Хоботом он может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку. Между собой слоны также общаются хоботом. Матери трогают им заболевшего малыша, как будто хотят измерить температуру. Молодые слоны, приветствуя незнакомого слона. Кладут ему хобот в рот. Это знак доверия и любви.
Слоны живут семьями. Они дружелюбно относятся друг к другу.
Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами.
Спят слоны мало и стоя. Только молодые слоны иногда ложатся на бок или на живот. А старые спят, опираясь бивнями о толстые ветки деревьев.
Слоны - очень умные животные. Слоны легко приручаются и помогают человеку выполнять тяжелую работу.
Физкультминутка
1, 2, 3 - вперед наклон,1, 2, 3 - теперь назад.
Головой качает слон, он зарядку делать рад.
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
А сейчас давайте рассмотрим иллюстрации с изображением слона, определимся какие детали нам необходимы для конструирования и приступим к работе.
(Конструктивная деятельность детей, помощь затруднившимся детям).
Воспитатель: Кто хочет, может сконструировать верблюда и обезьяну по схемам и обыграть ваши постройки.
(Конструктивная деятельность детей, помощь затруднившимся детям).
Воспитатель: Теперь, ребята, расскажите, что у вас получилось?
(Анализ детских работ).
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам немного поиграть!
(Обыгрывание построек).
Конспект занятия №2 на тему «Улитка и кит»
Тема НОД: «Улитка и кит»
Цель: сконструировать по условиям главных героев сказки, используя конструктор Лего, и обыграть постройку.
Программное содержание:
Образовательные задачи: совершенствовать конструктивные навыки детей, умение соединять детали конструкции.
Развивающие задачи: развивать конструктивное мышление, воображение, творческие способности;активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас.
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, интерес к морским животным и Лего-конструированию. Воспитывать любовь к природе.
Методические приемы: показ, объяснение, беседа, игровая ситуация, поощрение.
Предварительная работа: конструирование из Лего.
Оборудование: конструкторы Лего, картинки с изображением морских животных (кит), сказка Дж. Дональдсон «Улитка и кит», иллюстрации.
Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.
Ход НОД:
Организационный момент.
Едет, едет паровоз,
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Занимай свои места!
Воспитатель:
На Земле четыре океана - омывают континенты, страны,
К суше разливаются морями, в них проложены дороги кораблями,
То штормят моря, то спят спокойно, ветру по волнам гулять привольно.
Суши меньше в нашем мире, чем воды, под водой растут волшебные сады,
Они дивных обитателей полны, разных форм, цвета и величины.
Много разных водоемов существует на белом свете: это океаны и моря, а также реки, озера, пруды, реки. Кто обитает в подводном мире?
Дети: Водоросли, коралловые рифы; осьминоги, акулы, морские коньки, морские ежи, моллюски и т.д., (разные рыбы).
Сегодня я расскажу вам одну очень интересную историю про подводного обитателя. Но сначала, угадайте, кто он.
Через море-океан
Плывёт чудо-великан,
Прячет ус во рту,
Растянулся на версту.
Как по морю-океану,
Рыба-рыбища плывёт,
И к огромному фонтану
Подплывать нам не даёт!
От него волна бежит,
Ну конечно это - ... (кит).
Киты - самые большие животные на Земле. Интересно, что имя киты получили от старого греческого слова ketos. А означает оно не что иное, как морское чудовище. Да уж, а заслужили ли эти великаны такое к себе отношение? С виду немного страшные, они совсем не опасны для людей, киты ведь не хищники. И хоть даже внешне они - огромные рыбы, внутри они совсем не такие как остальные обитатели океанов.
Одна необычная загадка про кита в том, как он кушает. Бедняжка даже не может ничего прожевать и ему приходится глотать целиком свой обед.
Ученые часто рассказывают о необыкновенной способности китов общаться между собой. Они подают сигналы на своей частоте и могут рассказывать сородичам о беспокойстве или страхе, даже пожаловаться на боль. Кит - семейное животное, предпочитающее держаться большими компаниями.
Киты находятся на грани вымирания, и мы должны заботиться о них и проявлять уважение к этим огромным созданиям природы.
Воспитатель: Давайте мы с вами вместе «прогуляемся» к морю! Вставайте!
Игра «Прогулка к морю»
К морю быстро мы спустились, (ходьба на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед)
Раз, два, три, четыре, вот как славно освежились. (хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно: (круговые движения руками)
Вместе раз, это - брасс; одной, другой - это кроль. (дети «плавают»)
Все как один - плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой (прыжки на месте)
И отправились домой. (ходьба на месте)
Воспитатель: Как хорошо мы «поплавали» и отдохнули! Присаживайтесь на места! Однажды эта история случилась с одним из китов…
(Чтение сказки в стихах «Улитка и кит»).
О сером Ките и Улитке-малышке
Рассказ вы сейчас прочитаете в книжке.
Вот камень. Он чёрный и ночью, и днём.
Улитке морской не сиделось на нём.
По камню всё время Улитка скользила,
За морем, за пристанью зорко следила.
Пыхтела, сопела она то и дело:
Да, море бездонно и мир - без предела,
Доплыть не сумею я так далеко! -
Она говорила, вздохнув глубоко.
А рядом – собранье улиток-подруг,
На камне расселись уютно вокруг.
Они беспокойной подружке внушали:
Спокойно! Не дёргайся! Ты же большая…
Сопела Улитка, потом завопила:
И всё же свои я испробую силы!
По камню Улитка опять заскользила,
И надпись поверхность посеребрила.
Такие слова здесь мы можем найти:
Хотела бы я целый мир обойти!
Вот Кит. Он однажды поднялся с приливом
В тот час, когда звёзды висят над заливом.
Казалось, что в море ему слишком тесно.
Улитке он спел расчудесную песню
О рифах коралловых и ледниках,
О звёздном дожде и о страшных штормах.
По морю плывёт отражение звёзд.
Кит подал улитке с почтением хвост
И так ей сказал: Коль теперь мы вдвоём,
Куда захотим - туда поплывём.
Вот море.
Угрюмо оно и свободно.
И держит Кита
С Улиткой на краешке самом хвоста.
Плывут они мимо больших ледников,
Вулканов горячих и жёлтых песков.
Вот волны, что гнутся и с грохотом бьются,
Резвятся и пенятся, даже плюются.
Улитка сидит на хвосте у Кита.
А это пещеры на глубине,
Что под водою на самом дне,
И рыбки с плавниками удивительными,
И акулы с ухмылками отвратительными
Провожают Кита
С улиткой на краешке самом хвоста.
А это небесный свод,
Что так высоко простёрт.
Иногда он тёплый и голубой,
Иногда серый и штормовой.
И молний вспышки.
Берегись, мелкота!
Улитка сидит на хвосте у Кита.
И смотрит на дали она голубые,
На волны, пещеры, пески золотые.
Всё смотрит и смотрит, и вдруг поняла:
Я знаю теперь, насколько мала!
А после печальный совсем день настал,
Когда даже Кит в море путь потерял.
По морю моторные лодки носились,
И странные звуки кругом разносились.
От шума в ушах Кит совсем занемог
И грузно упал на прибрежный песок.
На мелководье теперь он лежит
Очень печален, растерян, разбит.
Ну-ка, вставай, возвратись в океан! -
Слышит улитку Кит-великан.
Слишком большой я по суше ходить, -
Ей отвечает со стоном Кит.
Ну а Улитка слишком мала,
Но в себе силы всё же нашла.
Нет, я не сдамся! - и поползла.
Это звонок, он зовёт на урок.
Это учитель, берёт он мелок.
Это доска, что черна словно ночь.
Это Улитка, что просит помочь.
Ты серебристую видишь черту?
Дальше слова: Помогите Киту!
Школьники с криками к морю бегут.
Следом пожарные воду везут.
Брызнули струи воды холодной.
Снова по морю плывёт Кит свободно!
Жители все закричали: Ура!
Киту и Улитке в дорогу пора.
Вот мимо пристани гордо плывут.
Подруги улитки собрались тут.
Шепчутся: Целая вечность прошла,
Что-то подружка не подросла…
Кит и Улитка им рассказали
Про чудеса и заморские дали,
И про пещеры, и волны большие,
Про ледники и звёзды морские,
И как Улитка, хрупкая крошка,
Своей серебряной маленькой ножкой
Киту оказала бесценную помощь.
Потом кит хвостом коснулся земли,
Улитки тогда на него заползли.
И пели улитки про дальние страны,
Плывя на хвосте у кита-великана.
Воспитатель: Вам понравилась эта история? О чем она?
Динамическая пауза «Спасатели»
Исходное положение: (дети стоят, ноги на ширине плеч)
Волны поднимаются! (Руки через стороны вверх)
Волны опускаются! (Руки вниз)
Ветер дует все сильней, (Руки вверх, движения руками из стороны в сторону)
Наш корабль качается. (Руки на поясе, покачивание корпуса с переносом центра тяжести с одной ноги на другую)
Все равно мы доплывем (Имитация плавательных движений руками)
И друзей своих спасем! (Руки вверх, хлопки над головой)
Воспитатель: А сейчас давайте рассмотрим иллюстрации к сказке, определимся какие детали нам необходимы для конструирования и приступим к работе.
(Конструктивная деятельность детей, помощь затруднившимся детям).
Воспитатель: Теперь, ребята, расскажите, что у вас получилось?
(Анализ детских работ).
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам немного поиграть!
(Обыгрывание построек).
Конспект занятия №3 на тему «Город»
Тема НОД: «Город»
Цель: Закрепить представления детей об архитектуре, зданиях и сооружениях, о достопримечательностях родного города. Сконструировать из Лего по собственному замыслу город или его часть (улицу, дом, квартал и пр.).
Программное содержание:
Образовательные задачи: формировать навыки пространственной ориентации, учить создавать художественный образ посредством макетирования. Формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвет в своих постройках.
Развивающие задачи: развивать конструктивные способности, ориентировку в пространстве, воображение, внимание, мелкую моторику, умение проявлять творчество и изобретательность в работе. Развивать диалогическую речь, активизировать в речи слова: соединяем, скрепляем, слева, справа, посередине.
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, интерес к архитектуре и конструированию из Лего, любовь и интерес к родному городу.
Методические приемы: показ, объяснение, беседа, игровая ситуация, поощрение.
Предварительная работа: конструирование из Лего, создание презентаций «Самые необычные архитектурные сооружения мира», «Дома народов мира».
Оборудование: конструкторы Лего, картина с изображением города, мелкие игрушки для обыгрывания построек, ноутбук, презентация «Самые необычные архитектурные сооружения мира», «Дома народов мира».
Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель:
Что за чудесное изобретение –
Лего-конструктор вне всяких сомнений.
Путь для фантазий с ним только прямой,
Можно с ним всякую нашу затею
Выстроить сразу - была бы идея.
Кто-то построит для куколки дом,
Мебель и транспорт, бассейн.
Кто-то ракету, что к звездам летит,
Или подлодку, что в море стоит.
Множество можно идей воплотить,
Лишь бы хотелось играть и творить.
Воспитатель: Ребята, и правда, из конструктора Лего можно построить всё что угодно, а вот что мы сегодня с вами будем строить, вы узнаете, отгадав мою загадку.
В мире много мест таких
Древних, малых и больших.
Чуть повыше здесь дома
И побольше он села
И людей он полон этот славный…(город).
Воспитатель показывает картину с изображением города.
Воспитатель: Внимательно рассмотрите картинку и скажите, что нарисовано на картине?
Дети: Дома.
Воспитатель: Какие дома вы видите на этой картине?
Дети: Высокие, низкие, одноэтажные, многоэтажные.
Воспитатель: Что еще вы видите на картине?
Дети: Дорогу, деревья, людей, машины.
Воспитатель: Подумайте, как можно назвать эту картину одним словом?
Дети: Город.
Воспитатель: Как вы думаете, какие здания необходимы в городе, кроме жилых домов?
Дети: Школа, магазин, детский сад, больница, завод…
Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю в наш маленький кинозал. Сегодня мы увидим самые необычные архитектурные сооружения мира. Всем приятного просмотра!
Дети и воспитатель садятся перед экраном.
Просмотр презентации
«Самые необычные архитектурные сооружения мира».
По ходу просмотра обсуждаются особенности этих сооружений.
Воспитатель: К какому виду искусства относится то, что запечатлено на фотографиях?
Дети: Архитектура.
Воспитатель: Вы знаете, что такое архитектура?
Дети: Это искусство проектировать и создавать сооружения для жизни и деятельности людей, это все окружающие нас постройки - дома, магазины, дворцы культуры, школы.
Воспитатель: Какие элементы архитектуры есть у всех построек?
Дети: Фундамент, крыша, стены, окна, двери.
Воспитатель: Дети, вы видели, как строят настоящие дома? А кто строит дома?
Дети: Строители.
Воспитатель: Строители строят все здания по специальным рисункам, как они называются?
Дети: Чертежи, схемы.
Воспитатель: Кто разрабатывает эти чертежи?
Дети: Архитектор.
Воспитатель: Правильно, любое строительство начинается после работы архитектора.
Воспитатель: Кто такой архитектор?
Дети: Архитектор - это художник-строитель. Он продумывает план города, рисует чертежи различных домов в зависимости от их назначения. Проект дома дается руководителю стройки, он знакомит с ним строителей, и они точно по проекту возводят дом.
Физкультминутка «Строители»
То не град, то не гром,
(Дети встают на носочки, поднимают руки вверх)
Кровельщик на крыше.
Бьет он громко молотком –
(Изображают стук молотком кулачками)
Вся округа слышит.
(Закрывают ладонями уши)
Он железом кроет дом,
Чтобы сухо было в нем.
(Наклоняются вниз, доставая ладонями пол)
Тук-тук-постук!
(выполняются движения в соответствии с текстом).
Раздается где-то стук.
Молоточки стучат,
Строят домик для ребят.
Вот с такою крышею!
Вот с такими стенами!
Вот с такими окнами!
Вот с такою дверью!
Вот с таким замком!
Воспитатель: Ребята, есть дома, которые не разрабатывает архитектор, и их не строят специалисты - строители. Это дома, в которых живут люди разных национальностей. Они сами по народным традициям строят свои дома, добавляя национальные особенности. Я вам предлагаю посмотреть на такие дома!
Дети и воспитатель садятся перед экраном.
Просмотр презентации «Дома народов мира». По ходу просмотра
обсуждаются особенности этих сооружений.
Воспитатель: Видите, как много надо знать и уметь, чтобы построить дом.
Физминутка для глаз
Машины ездят повсюду,
То влево, то вправо спешат.
(глазами влево-вправо)
Машины едут по кругу,
Вперед и назад. (круговые движения глазами)
Дежурные дети раздают конструкторы Лего.
Воспитатель:
Что за чудо из чудес –
У меня конструктор есть.
Говорят, что помогает,
И меня он развивает.
Ведь детали в нем любые –
Маленькие и большие.
И из них я без труда
Сам построю города.
Пальчиковая гимнастика «Дом».
Исходное положение: руки сжаты в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз - получается длинная «труба».
Дом стоит с большой трубой.
В нем мы будем жить с тобой.
Смотрит ввысь труба на крыше
И дымит, как будто дышит.
Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить - это «труба».
Посмотри на дом с трубой.
В нем мы будем жить с тобой.
Руки поднять над головой, пальцы соединить под углом.
Вот стоит огромный дом, дом ужасно важный.
Сто окошек в доме том! Он многоэтажный.
Воспитатель: А, сейчас берем конструктор Лего и приступаем к работе.
Дети самостоятельно строят дома, здания по своему желанию.
Из сделанных детьми конструкций выстраивается город.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Посмотрите, все дома и здания у вас получились разные. У тебя, Настя, какое здание? А у тебя Глеб? А как ты, Никита, назовешь свое здание? Почему вы построили именно эти дома? Расскажите свои истории о том, что вы построили.
Дети рассказывают о своих постройках.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам немного поиграть!
Обыгрывание построек.
Приложение №5
Конспекты дидактических и развивающих игр с элементами конструирования
«Чья команда быстрее построит?»
Цели: учить строить в команде, помогать друг другу; развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.
Оборудование: набор Лего-конструктора «Дупло», образец.
Ход: дети разбиваются на две команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.
«Разложи детали по местам»
Цель: закреплять названия деталей Лего-конструктора.
Оборудование: коробочки, детали Лего-конструктора (клювик, лапка, овал, полукруг).
Ход: детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберёт без ошибок, тот и выиграл.
«Не бери последний кубик»
Цель: развивать внимание, мышление.
Оборудование: плата с башней.
Ход: играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.
«Таинственный мешочек»
Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.
Оборудование: наборы деталей конструктора, мешочек.
Ход: педагог держит мешочек с деталями Лего-конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают.
«Запомни расположение»
Цель: развивать внимание, память.
Оборудование: набор Лего-конструктора, платы у всех игроков.
Ход: педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.
«Построй, не открывая глаз»
Цели: учить строить с закрытыми глазами; развивать мелкую моторику рук, выдержку;
Оборудование: плата, наборы Лего-конструктора.
Ход: перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней получится постройка, того поощряют.
«Строительные детали»
Цели: запоминание названий деталей конструктора.
Оборудование: набор конструктора Лего.
Ход: Воспитатель разыгрывает с детьми сценку: раздаёт детям строительные детали и предлагает действовать с ними по ходу стихотворения:
Как-то Кубик в лес пошёл,
Там Кирпичика нашёл.
Взялись за руки детали,
По тропинке побежали,
А навстречу - скок-поскок -
Подбежал к друзьям Брусок.
И спросил Брусок детали:
Вы Цилиндра не видали?
Повернулся Куб бочком:
Я с Цилиндром не знаком,
А Кирпичик удивился:
Нам навстречу он катился?
Ну, теперь пора идти,
Надо Призму нам найти.
Видел я ее - без дела
Она с Конусом сидела
У друзей пластин в гостях
С фотографией в руках.
Игра «Найди одинаковые конструкции»
Цель: развитие внимания.
Оборудование: детали конструктора Лего, песочные часы.
Ход: Педагог собирает из строительного материала 5-7 похожих предметов (из них 2 предмета одинаковые) и, определив время (1 минута по песочным часам), дает детям задание: «Найдите одинаковые конструкции».
Задания по конструированию
Задание «Построй и создай схему»
Предложить детям сделать элементарные постройки из трех, четырех деталей, а затем создать их чертежи, изображая конструкции в трех проекциях (спереди, сбоку и сверху). Способы построения те же: выкладывание фигурами и обведение, либо рисование на листочках в клетку.
Задание «Схема по условию»
Предлагать детям создавать схемы по условиям, используя способ, указанный в предыдущем задании («Нарисуй схему сельского домика, двухэтажного, с плоской крышей и с крылечком, находящимся справа» и т.п.). Побуждайте детей самостоятельно придумывать и рисовать схемы построек.
Задание «Схема по постройке товарища»
Дети придумывают и строят сооружения из строительного материала, а затем создают схемы по постройкам друг друга, изображая вид спереди, выкладывая фигурами и обводя фломастерами.
Задание «Сделай план и построй»
Дети рисуют планы будущих построек (вид сверху внутренних сооружений): «Универсам», «Кафе», «Детский сад», «Парк». Затем используют их при планировании последующей конструкторской деятельности.
Задание «Дострой конструкцию»
Ребёнок начинает собирать модель из строительного материала, затем «передает» ее другому ребенку; тот продолжает сборку и «передает» модель следующему ребенку и т.д. Затем дети все вместе обсуждают, что у них получилось.
Конспекты сюжетно-ролевых игр с элементами конструирования
Игра «Подводный мир»
Цель: расширить представления детей о подводном мире, о его обитателях.
Задачи: познакомить детей с разнообразием обитателей подводного мира, развить воображение, мышление, коммуникативные навыки, в процессе наблюдения, исследования природных объектов; обогатить словарный запас детей путем введения новых слов и понятий; развить умение передавать свои чувства от общений с природой в конструировании при помощи конструктора Лего.
Предварительная работа: чтение совместно с детьми: С. Сахаров «Морские сказки», С. Воронина «Добрая раковина», Сказка «По щучьему велению». Показ детям презентации по темам: «Обитатели морей и океанов», «Подводный мир». Игра «Море волнуется».
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям построить рыбок, которые смогут плавать в морях и океанах из конструктора Лего. Далее детям предлагается поиграть в сюжетно-ролевую игру «Подводный мир».
Игра «Экскурсия по родному городу»
Цель: Расширить представления детей о родном селе.
Задачи: учить детей развивать сюжет игры, действовать в воображаемых ситуациях, использовать предметы-заместители, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа: с детьми строятся здания города из Лего-конструктора, это могут быть и реальные объекты (дома, памятники и т.д.) и то, что хотели бы видеть дети в своем селе (необычное кафе, Дворец спорта, стадион и т.д.).
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям отправиться на экскурсию по родному селу, дети узнают свои постройки, рассказывают о них, делятся впечатлениями. При этом каждый ребёнок побывает в роли и экскурсовода, и экскурсанта. Затем детям предлагается украсить родной город, «посадить деревья», «разбить клумбы», «построить фонтан» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг»
Консультация по обучению детей конструированию из бумаги в технике квиллинг....
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного конструирования
Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет. Эффективным средством для развития творческих способнос...
Развитие детского технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством организации деятельности по созданию мультфильмов в условиях ДОУ
Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться ...
«Развитие мышления, речи, воображении, детского творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с кругами Луллия»
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы окунемся в мир Кругов Луллия. Тема моего выступления «Развитие мышления, речи, воображении, детского творчества у детей старшего дошкольного...
Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования"
В консультации представлены основные принципы использования LEGO-технологий, этапы развития способностей к конструированию....
Доклад из опыта работы «Использование лего-конструирования для развития познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по LEGO – конструированию «Космический Легодесант»
Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO-конструированием....