Тема Самообразования «Сказка как источник творчества» Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Учебный план
Тема
| количество |
«Курочка ряба» русская народная сказка
| 1 |
«Три медведя» в обработке Л.Н. Толстого
| 1 |
«Колобок» Русская народная сказка
| 1 |
Русская народная шутка «Игра»
| 1 |
«Зимний вечер» по стихотворению А.С. Пушкина
| 1 |
«Воробей» по рассказу И.С. Тургенева
| 1 |
«Гуси- лебеди» русская народная сказка
| 1 |
«Допиши сказку» творческое занятие
| 1 |
«Сочиняем сказку» творческое занятие
| 1 |
Всего:
| 9 |
Формы работы: 1. Коллективные: - Дидактические игры - беседы - занятия -чтение художественной литературы 2. Индивидуальные: - беседы - дидактические игры - поручения - дидактические упражнения | Формы работы: 1. Коллективные: - беседы - занятия - игры драматизации - театрализованные игры 2. Индивидуальные: - беседы - продуктивная деятельность
|
Перспективный план
№ п\п | Месяц | Тема | Методика проведения |
1. | сентябрь | «Курочка ряба» русская народная сказка Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку, учить детей разрешать проблемные вопросы; уточнить и закрепить особенности жанра; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, воспитывать добрые чувства.
| . Нравственный урок: не в золоте счастье. 1. Нравственный урок: не в золоте счастье. 2. Воспитание добрых чувств: 3. Сказка и математика: 4. Речевая зарядка: 5. Сказка и экология: 6. Развитие мышления и воображения 7. Сказка развивает руки: |
2. | октябрь | «Три медведя» в обработке Л.Н. Толстого 1. Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку, учить детей разрешать проблемные вопросы; уточнить и закрепить особенности жанра; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, воспитывать добрые чувства
| 1. Нравственный урок: 2. Воспитание добрых чувств: 3. Сказка и математика: 4. Речевая зарядка: 5. Сказка и экология: 6. Развитие мышления и воображения 7. Сказка развивает руки:
|
3. | ноябрь | «Колобок» Русская народная сказка Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, развивать воображение, воспитывать чувство сопереживания.
| . 1. Нравственный урок: 2. Воспитание добрых чувств: 3. Сказка и математика: 4. Речевая зарядка: 5. Сказка и экология: 6. Развитие мышления и воображения 7. Сказка развивает руки
|
4. | декабрь | Русская народная шутка «Игра» Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, воспитывать уверенность в собственных силах.
| 1. Нравственный урок: 2. Воспитание добрых чувств: 3. Сказка и математика: 4. Речевая зарядка: 5. Сказка и экология: 6. Развитие мышления и воображения 7. Сказка развивает руки |
5. | январь | «Зимний вечер» по стихотворению А.С. Пушкина Цель: учить составлять сказку на основе отрывка «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила..», упражнять детей в подборе сравнений
| 1. Нравственный урок: 2. Воспитание добрых чувств: 3. Сказка и математика: 4. Речевая зарядка: 5. Сказка и экология: 6. Развитие мышления и воображения 7. Сказка развивает руки |
6. | февраль | «Воробей» по рассказу И.С. Тургенева Цель: развивать мышление и воображение, используя приём «Что бы было, если изменить размер героев», объяснение устойчивых слов и выражений.
| 1. Нравственный урок: 2. Воспитание добрых чувств: 3. Сказка и математика: 4. Речевая зарядка: 5. Сказка и экология: 6. Развитие мышления и воображения 7. Сказка развивает руки
|
7. | март | «Гуси- лебеди» русская народная сказка Цель: познакомить детей с особенностями русской волшебной сказки с помощью простейшего анализа текста. | 1. Чтение сказки. 2. Анализ сказки.
|
8. | апрель | «Допиши сказку» творческое занятие Цель: развивать творческий потенциал детей; выяснить возможности детей, как создателей сказки с целью дальнейшего их развития и совершенствования.
| 1.Чтение начала сказки. 2.Вопросы: 3.Придумай продолжение сказки.
|
9. | май | «Сочиняем сказку» творческое занятие Цель: учить детей при создании собственных сказок правильно употреблять элементы сказочной поэтики.
|
Этапы работы со сказкой. 1. Подумайте над темой сказки: о чём она? Стараюсь ненавязчиво подсказать детям темы из их детской жизни. Чем известнее тема, тем легче сочинять, тем меньше аналогий и повторов содержания известных народных сказок. 2. Выбор действующих лиц. Вспоминаем с детьми о том, что герои в сказке контрастны: одни добрые, благородные, самоотверженные, другие – злые, жестокие и т. д. 3. Предлагаю детям сочинить волшебную сказку. С этой разновидностью жанра они более знакомы. Если это условие принять, определяем характер волшебства: в сказке действуют волшебные помощники, или происходят волшебные превращения, или существуют волшебные предметы. 4. Вспомнить, как начинаются сказки. Соблюдать этапы развития действия, следить за логикой повествования. У каждого ребёнка в сказку взять хотя бы одну строчку, чтобы каждый почувствовал себя участником творческого процесса. |
Список литературы
1. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте:[текст], 2 т. / Л.С. Выготский.- М.: Педагогика, 2002.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.
3. Дьяченко, О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей старшего дошкольного возраста.[текст],//Вопросы психологии.-1993.-№10.
4. «Детская психология в вопросах и ответах» (Б. С. Волков, Н. В. Волкова)
5. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества / Т.Г. Казакова. [текст].- М.: Просвещение,2003.
6. Казакова,Т.Г. Развитие у дошкольников творчества / Т.Г. Казакова. [текст].–М.: Педагогика,1996.
7. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей, [текст].- // Дошкольное воспитания.-1972.-№2.
8. Лазерь,Т. Развитие познавательной и творческой деятельности у дошкольников по рисованию, [текст]. // Дошкольное воспитание.-1984.-№10.
9. Махнева, М.И. Ищем новые формы развития творчества дошкольников, [текст].// Дошкольное воспитания.-1997.-№7.
10. «Сказка, как источник творчества детей» (М. М. Безруких)
12. «Секретный мир детей» (М. В. Осорина)
13. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001.
14.Ушакова,О.С .Развитие речи и творчества дошкольников
[текст]. Издательство Творческий центр «Сфера» Год: 2004.
15.Ушакова, О.С. Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений [текст]. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.
16. Ушакова, О.С.Теория и практика развития речи дошкольника [текст]. - М.: ТЦ Сфера, 2008, 240 стр
17. Ушинский, К.Д. История воображения: В 8т. Т.8 / К.Д. Ушинский. [текст]. – М.,1990.
18. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой Для работы с детьми дошкольного возраста [текст]. - Харьков: Фолио, 1996. - 462 с.
19. Фесюкова Л.Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.
20. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной [текст]. - М.: Педагогика, 2002.
21. Чуковский, К.И. От двух до пяти // Собр. соч.: / в 6т.- Т.1. [текст]. – М., 1965.
22. Яшина, В.И. Алексеева, М.М. « Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» [текст]. Издательский центр
«Академия»,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...
Мастер-класс "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»
Представлен конкурсный материал на муниципальный этап всероссийского конкурса "Воспитатель года-2018"...
Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»
Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»...
Опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками
Статья описывающая опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками....
План по самообразованию по теме: «Развитие самостоятельного творчества детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности».
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусст...
Индивидуальный план развития профессионального уровня. Тема самообразования: Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
Индивидуальный план развития профессионального уровня Тема самообразования: Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.Актуальность. Внедрение ново...