План работы кружка "Культура народов России в детском творчестве" для детей старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа) по теме
Перспективный план работы кружка для детей "Культура народов России в детском творчестве" для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_kultura_narodov_rossii_v_detkom_tvorchestve_dlya_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 39.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»
Рабочая программа кружка
«Культура народов России
в детском творчестве»
Подготовительной «В» группы
Составители программы:
Иванова С.А.
Горынина Л.В.
Пыть-Ях, 2016г
Пояснительная записка
Вид кружка: Познавательно - творческий
Программа духовно-нравственного направления
Программа рассчитана для детей 6-7 лет
Срок реализации - 1 год
Режим работы кружка - занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия - 30 минут, во вторую половину дня.
Участники кружка: Дети, родители, воспитатели.
Образовательные области:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Актуальность кружка.
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России в последнее время стала очень актуальной. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Реализация данного кружка требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание
Новизна и оригинальность: заключается в интеграции образовательных областей, развитие традиций проведения дней национальной культуры в группе, приобщение детей к традициям и культуре народов.
Практическая значимость:
- Создание в группе музея национальной культуры, национальной одежды народов Южного Урала;
- Пополнение картотеки подвижных игр играми народов Южного Урала (русских, татар, башкир и т.д.);
- Размещение материалов на сайт детского сада.
Цель: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
Задачи:
- Расширить знания о жизни людей, живущих в России, их обычаях, традициях, фольклоре.
- Познакомить с национальной одеждой народов;
- Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских и др;
- Приобщать детей и родителей к играм народов;
- Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Идея кружка: через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливость в общении, благодарность за помощь.
Замысел кружка: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
Создание условий в группе:
- Создание в группе музея национальной культуры;
- Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
- Приобретение необходимого дидактического материала;
- Создание игротеки игр разных народов;
- Обеспечение условий для развития толерантности;
- Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.
Средства реализации кружковой работы:
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, обряды, традиции;
- игра, народная игрушка и национальная кукла;
- этнические мини-музеи.
Тематическое планирование на 2016-2017 год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
№ | Месяц | Тема: | Часы |
1 | сентябрь | Русский народ: культура, традиции и обычаи | 1ч. |
2 | октябрь | Украинский народ: культура, традиции и обычаи | 1ч |
3 | ноябрь | Молдавский народ: культура, традиции и обычаи | 1ч |
4 | декабрь | Ханты манси: культура, традиции и обычаи | 1ч. |
5 | январь | Татарский народ: культура, традиции и обычаи | 1ч. |
6 | февраль | Башкирский народ: культура, традиции и обычаи | 1ч. |
7 | март | Чеченский народ: культура, традиции и обычаи | 1ч. |
8 | апрель | Кумыкский народ: культура, традиции и обычаи | 1 ч |
9 | май | Таджикский народ: культура, традиции и обычаи | 1 ч |
10 | Итого: | 9 ч. |
Перспективное планирование на 2016-2017 год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Номер занятия и дата проведения | Тема занятия | Содержание |
сентябрь | Русский народ: культура, традиции и обычаи | |
1 02.09 | Открытие кружка «Культура народов России в детском творчестве». | Познакомить детей с особенностями работы кружка «Культура народов России в детском творчестве». |
2 09.09 | Русский народный фольклор. | Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины. |
3 16.09 | Русский народный костюм (орнамент). Рисование: «Русский народный костюм» | Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма. Воспитывать интерес к прошлому русского народа. |
4 23.09 | Декоративно-прикладное искусство. Аппликация: «Цветы гжели» | Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымков). Учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию. |
5 30.09 | Знакомство с русской народной игрушкой. Изготовление традиционной «куклы – пеленашки». | Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег). Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями. Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – пеленашки». Развивать внимание, творческие способности детей. |
октябрь | Украинский народ: культура, традиции и обычаи | |
6 07.10 | Традиции и обычаи украинского народа. Украинские приметы и суеверия | Развивать познавательный интерес, интерес к истории земли, её прошлому и настоящему; воспитывать патриотические чувства; познакомится с традициями и обрядами украинского народа |
7 14.10 | «Украинский костюм» Презентация украинских костюмов на компьютере. Рисование: разукрась украинский национальный костюм. | Формирование у детей представлений об украинском народном костюме, познакомить с историей украинского народного костюма, его особенностями, развивать интерес к украинскому народному декоративно-прикладному творчеству. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. |
8 21.10 | Изучение украинских подвижных игр. « Высокий дуб», «Колдун». | Познакомить детей с украинскими народными играми. Познакомить с основными правилами игр и приемами проведения подвижных игр. Воспитывать здоровый образ жизни через подвижные народные игры. |
9 28.10 | Украинское декоративно-прикладное искусство. Картины из пасынок и домашние обереги. Рисование: Петриковская роспись. | Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов. Побуждать составлять узоры по мотивам Петриковской росписи (региональное декоративное искусство), совершенствуя умение ритмично располагать элементы и рисовать кистью разными способами (всем ворсом и концом кисти); Формировать желание создавать узоры на листах бумаги в форме народного изделия (посуда, одежда). Воспитывать интерес к народному искусству, любовь и уважение к народным традициям. |
ноябрь | Молдавский народ: культура, традиции и обычаи | |
10 04.11 | Молдавские традиции и обычаи. Просмотр презентации «Традиции и обычаи молдавского народа» | Формировать основы национального самосознания и любви к родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей (молдавский народ) |
11 11.11 | Знакомство с молдавскими сказками: «Волшебный колокольчик», «Легенда о ласточке» | Познакомить детей с молдавскими народными сказками. Воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам. Поддерживать интерес к литературным произведениям. |
12 18.11 | Молдавский народный костюм (орнамент). Рисование: «Молдавский народный костюм» | Познакомить детей с культурой молдавского народа. Знакомить с молдавским национальным костюмом, особенностями орнамента. Развивать у детей любовь и интерес к народному творчеству. Воспитывать чувство патриотизма. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. |
13 25.11 | Презентация «Молдавский национальный праздник «Мэрцишор». Изготовление из ленточек мэрцишоров. | Познакомить детей с молдавским национальным праздником «Мэрцишор». Научить детей изготавливать праздничное украшение мэрцишор. |
декабрь | Ханты манси: культура, традиции и обычаи | |
14 02.12 | «Хантыйский фольклор» (загадки о природе, загадки о животных, хантыйские легенды) | Познакомить детей с бытом и традициями северных народов - ханты, обогащать знания через национальный фольклор, развивать познавательный интерес. |
15 09.12 | «Путешествие в хантыйскую сказку» | Формировать у детей представления о традициях народов Югры, способствовать развитию интереса к коренным народам ханты и манси, через чтение национальных сказок. |
16 16.12 | Хантыйские орнаменты Рисование «Украшение одежды хантыйским орнаментом» | Закреплять представления о том, что каждый элемент хантыйского орнамента имеет своё название и несёт определённый смысл. Познакомить с отдельными элементами орнамента «чумик», «медвежье ухо». Развивать умение детей рисовать в технике граттаж. Упражнять детей в украшении бумажных силуэтов в виде туеска, используя новые элементы орнамента. Способствовать воспитанию у детей интереса и уважительного отношения к культуре и творчеству хантыйских мастеров. |
17 23.12 | Изготовление куклы «АКАНЬ» народа Ханты | Знакомство с традиционной куклой народа ханты и последовательностью её изготовления. |
18 30.12 | Знакомство с национальным праздником народов Севера. Ханты-фольклорный праздник «Вороний день» | Познакомить детей с историей и традициями народов Севера – ханты, на примере одного из национальных праздников, древнейшего праздника весны – «Вороньего дня». Формировать у детей заинтересованное, уважительное отношение к культуре и народу своего края, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств; любви и преданности к родному краю. |
январь | Татарский народ: культура, традиции и обычаи | |
19 13.01 | Знакомство с культурой и одеждой Татарского народа | Познакомить детей с культурой татарского народа. Знакомить с татарскими национальными костюмами, особенностями орнамента. Расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду: камзул, калфак, тюбетейка. |
20 20.01 | Чтение татарских народных сказок: «Красная шапочка», Ш. Перро. Показ татарской народной сказки «Три дочери». | Познакомить детей с татарскими народными сказками. воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам. - поддерживать интерес к литературным произведениям. |
21 27.01 | РИСОВАНИЕ Тема: Кукла в Татарском национальном костюме. | Приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения искусства татарского народа, воспитывать уважение к национальному искусству. учить видеть и передавать красоту национального костюма, его характерные особенности, упражнять детей в рисовании фигуры человека. |
февраль | Башкирский народ: культура, традиции и обычаи | |
22 03.02 | Познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда). Башкирская народная игра “Липкие пеньки” | Познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда). Развивать творческие способности, интерес к традициям братских народов, любознательность. Воспитывать чувство уважения к народам других национальностей, на основе изучения национальных культурных традиций. |
23 10.02 | Рассматривание иллюстраций с изображением башкирских орнаментов. РИСОВАНИЕ Тема: Кукла в Башкирском национальном костюме. | Приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения искусства башкирского народа, воспитывать уважение к национальному искусству. учить видеть и передавать красоту национального костюма, его характерные особенности, упражнять детей в рисовании фигуры человека. |
24 17.02 | Познакомить с народный праздником «Сабантуй» Народная подвижная игра «Юрта». | Расширять знания детей о народных праздниках включение их в детскую жизнь, так как в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал башкирского народа. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными и народными праздниками. |
март | Чеченский народ: культура, традиции и обычаи | |
25 03.03 | Познакомить детей с культурой и традициями чеченского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи). | Познакомить детей с традициями чеченского народа. Расширить представления детей об окружающем мире. Обогатить представление детей о традициях и культуре народов. |
26 10.03 | Знакомство с детскими чеченскими сказками: «Волк и баран», «Мышки-подружки», «Спасибо сказанное ветру» | Познакомить детей с чеченскими народными сказками. Воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам. Поддерживать интерес к литературным произведениям. |
27 17.03 | Знакомство с чеченскими народными подвижными играми: «Уточка». | Познакомить детей с чеченскими народными играми. Цель игры: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие гибкости позвоночника, развитие глазомера. |
28 24.03 | Знакомство с традиционными народными промыслами и ремёслами Чечни. «Лепка декоративной посуды» | Приобщать к истокам национальной культуры на примере изучения искусства чеченского народа, воспитывать уважение к национальному искусству. Продолжать учить детей изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи. |
29 31.03 | Чеченский народный костюм (орнамент). Рисование: «Чеченский народный костюм» | Познакомить детей с культурой чеченского народа. Знакомить с чеченским национальным костюмом, особенностями орнамента. Расширять кругозор, развивать любознательность. Формировать эстетический вкус. Развивать творческое воображение. |
апрель | Кумыкский народ: культура, традиции и обычаи | |
30 07.04 | Познакомить детей с культурой и традициями кумыкского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда). | Познакомить детей с культурой и традициями кумыкского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда). Развивать творческие способности, интерес к традициям братских народов, любознательность. Воспитывать чувство уважения к народам других национальностей, на основе изучения национальных культурных традиций. |
31 14.04 | Знакомство с народными Кумыкскими сказками: «Друзья пастуха», «Сорок братьев» | Познакомить детей с кумыкскими народными сказками. воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам. Поддерживать интерес к литературным произведениям. |
32 21.04 | «Кумыкский костюм и орнаменты» Презентация кумыкских костюмов на компьютере. Рисование: «Кумыкский костюм» | Формирование у детей представлений об кумыкском народном костюме, познакомить с историей кумыкского народного костюма, его особенностями, развивать интерес к кумыкскому народному декоративно-прикладному творчеству. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами, красками. |
33 28.04 | Знакомство с кумыкскими народными играми: П.И. «Гусь», «Джавган топ», «Белый тополь-зелёный тополь» | Продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе. |
май | Таджикский народ: культура, традиции и обычаи | |
34 05.05 | Таджикские традиции и обычаи. Просмотр презентации «Традиции и обычаи таджикского народа» | Формировать основы национального самосознания и любви к родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей (таджикский народ) |
35 12.05 | Таджикская народная игра “Немая игра” | Познакомить детей с таджикскими народными играми. Развитие координации движений, силы; воспитание сплоченности, товарищества. |
36 19.05 | Таджикский народный костюм (орнамент). Рисование: «Таджикский народный костюм» | Познакомить детей с культурой таджикского народа. Знакомить с таджикским национальным костюмом, особенностями орнамента. Упражнять в технике работы кистью, кончиком ворса, плашмя. Расширять кругозор, развивать любознательность. Формировать эстетический вкус. Развивать творческое воображение. |
37 26.05 | Развлечение «Мы разные, но все-таки мы вместе» | Воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России; вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре, воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитие эмпатии, сострадания; создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения; развивать коммуникативные навыки общения детей между собой; расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире, формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту; знакомство детей с различными национальностями. |
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Содержание |
сентябрь | Пополнение музея группы «Русское народное творчество» |
октябрь | Помощь в подготовке презентации украинских костюмов |
ноябрь | Заготовка лоскутков, ленточек для изготовления праздничного украшения мэрцишор. |
декабрь | Посещение музея, библиотеки |
январь | Совместный подбор необходимых фотографий и иллюстраций. |
февраль | Беседа с детьми о празднике «Сабантуй» |
Март | Консультация «Народные традиции, их роль в семейном воспитании» |
апрель | Подготовка выставки народного творчества в группе |
май | Совместное развлечение с родителями Развлечение «Мы разные, но все-таки мы вместе» |
Ожидаемые результаты:
- Для детей:
- Приобщение детей к разным видам национальной культуры народов.
- Развитие у детей интерес к русским, башкирским, татарским народным играм.
- Для педагогов:
- Установление партнёрских взаимоотношений педагогов и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.
Продукт кружковой деятельности для детей:
1. Фотоальбом экскурсии в детскую библиотеку;
2. Альбом «Национальные узоры народов России»;
3. Портфолио «Ты и твоя Родина»;
4. Развлечение «Мы разные, но все-таки мы вместе»
Продукт кружковой деятельности для педагогов:
1. Конспекты по теме проекта;
2. Планирование по данной теме;
3. Презентация «Культу народов России в детском творчестве»
4. Знакомство педагогов с детскими народными играми разных народов России (русскими, башкирскими, татарскими и т.д.)
Продукт проектной деятельности для родителей:
1. Подготовка выставки народного творчества в группе, в зале;
2. Участие родителей в изготовлении детских национальных костюмов;
3. Развлечение «Мы разные, но все-таки мы вместе»
Подведение итогов по реализации проекта:
Кружковая работа «Культура народов России в детском творчестве» закончена. Подводя итоги, мы испытываем огромное удовлетворение от проделанной работы. Реализация этого кружка способствовала расширению представления о многообразии народов, проживающих на территории России, развитию у детей познавательного интереса через знакомство с культурой, музыкой, играми, танцами народов. Разбудили интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения. Мы надеемся, что работа в этом направлении будет продолжена не только другими педагогами. Но и родителями.
Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития детей на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Список литературы:
1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2004.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство - Пресс, 2002.
3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».
4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.
5. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.
6. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
7. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.
8. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение, 1988.
9. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.
10. Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1980.
11. Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980.
12. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов». / Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.
13. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств. // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980.
14. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». - Мн.: Народная асвета, 1989.
15. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - Мн.: Народная асвета, 1991.
16. Панасенко Г.И. «Роль знаний об общественных явлениях в формировании положительного отношения к окружающему у детей 5-7 лет». - Л., 1973.
17. Панько Е.А. и др. «Развитие познавательных процессов дошкольника». / Уч. пособие. Мн.: МПИ, 1984.
18. Чечет В.В. «Воспитание патриотических чувств». - Мн.: народная асвета, 1997.
19. «Аппликации по мотивам народного орнамента», Богатеева З. А.
Челябинск: Взгляд. 2007..
20. Чечет В.В. «Патриотическое воспитание в семье». - Мн.: народная асвета, 1989
21. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». – М.: ООО «Издательство скрипторий
2003». 2006.
22. «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Прикамья: метод. Пособие/ под ред. Л.В. Коломийченко. – Пермь: Книжный формат, 2009.
23. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. / Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.
24. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.
25. «Народное искусство в воспитании дошкольников» / под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-календарный план работы с родителями по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Перспективно-календарный план работы с родителями по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. ...
План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста....
Перспективный план работы по разделу «Правила дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста.
Материал разработан в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений....
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста
В плане содержится работа логопеда на год с детьми имеющими тяжелые нарушения речи....
План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2015-2016 учебный год
План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"...
Перспективный план работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"
Перспективный план работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"...
План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2014-2015 учебный год
План работы на 2014-2015 учебный год...