«Развитие мышления, речи, воображении, детского творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с кругами Луллия»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы окунемся в мир Кругов Луллия. Тема моего выступления «Развитие мышления, речи, воображении, детского творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с кругами Луллия».
Мне бы хотелось рассказать о нескольких ситуациях из своей педагогической практики, в которых дети затруднялись выполнять игровые упражнения.
Первая ситуация произошла во время закрепления с детьми уже имеющихся знаний. Работая на группе комбинированной направленности, детям предлагалось соотнести название животного и букву, в этой игре необходимо было соединить карточку животного с карточкой буквы и объяснить свой выбор. Некоторые дети неверно соединили карточки. Они не смогли правильно соотнести букву и животное, затруднились установить взаимосвязи между ними. Вторая ситуация произошла при проведении организованной образовательной деятельности по познавательному развитию по теме «Правила дорожного движения». Детям было предложено игровое упражнение распределить карточки со знаками дорожного движения по группам: запрещающие знаки, знаки приоритета, знаки сервиса, разрешающие знаки, предписывающие знаки. Дети правильно распределили карточки с запрещающими знаками и знаками сервиса, у них возникли трудности с распределением предписывающих и знаков приоритета. К предписывающим знакам «движение прямо», «движение направо» они добавили знаки «преимущество перед встречным движением», «главная дорога» (знаки приоритета).
Тогда я задумалась, почему дети не видят взаимосвязи? Почему испытывают затруднения при распределении карточек по группам? Почему им трудно объяснить свой выбор?
2 слайд Я обратилась к Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования, согласно пункту 2.11.1 «Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учѐтом возрастных особенностей и индивидуальных различий». Познавательное развитие предполагает... формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях еѐ природы, многообразии стран и народов мира.
Для того, чтобы первичные представления детей соответствовали целевым ориентирам требуемым Стандартом, мной были созданы условия, необходимые для социальной ситуации развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста (пункт 3.2.5 ФГОСТ ДО). Одним из важных условий, необходимых для создания социальной
ситуации развития детей является построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не
актуализирующейся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего развития), через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития у детей.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Для того, чтобы дети старшего дошкольного возраста видели взаимосвязи
(могли объяснить в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие) и для того, чтобы дети могли сгруппировать карточки по признакам (например, знаки дорожного движения – предписывающие, разрешающие, запрещающие, знаки сервиса) необходимо продолжать развивать образное мышление с помощью адекватных
мыслительных средств.
3 сл. Среди этих средств я выбрала дидактические игры различной познавательной направленности используя круги Луллия с разнообразными картинками. Всем педагогам хорошо известно, что игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, которая доставляет удовольствие и радость. Поэтому круги Луллия являются универсальным методическим средством развития ребенка в процессе ведущей деятельности данного возраста.
Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
4 сл. Своѐ название изобретение «Круги Луллия» получило в честь имени своего создателя Раймунда Луллия (поэта, философа, мыслителя XIII века). В XIII веке он создал логическую машину в виде шести бумажных кругов разного диаметра нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня была установлена стрелка. Круги были подвижны и разделены на одинаковое количество секторов. Каждый круг был разделѐн на девять секторов. При свободном вращении под стрелкой оказывались определѐнные сектора. Раймонд Луллий размещал на секторах слова. Такие слова (принципы), которые принимаем без доказательств, это абсолютные начала – доброта, величина; относительные начала – различие, согласованность; добродетели – справедливость, умеренность; и недостатки – жадность, гордыня; субъекты – небо, человек. Всего у Луллия получилось шесть категорий. В каждой из них было ровно по девять элементов. Элементы эти Луллий разместил на шести концентрических кругах по типу пирамидки. Первый, внутренний, круг состоял из девяти основных вопросов: что? почему? из чего? сколько? где? когда? какое? которое из двух? Каким ? Теперь, если привести систему кругов во вращение, можно получить ответ на любой вопрос, связанный с аксиомами, начертанными на кругах. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
«Круги Луллия» - это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду.
5. Сл. (Фото самой игры и как дети с ней) Мне понравилась идея этого изобретения потому что
круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
С помощью кругов Луллия удобно закреплять произношение поставленных звуков в речи, а также развивать фонематические процессы (восприятие, представления, анализ и синтез).
Круги Луллия можно многопланово использовать при решении разного рода задач в развитии дошкольников (формированию элементарных математических представлений, вхождению в мир социальных отношений, ознакомлению с природным миром и так далее).
6 сл. (Фото разобранной игры или просто пус тая игра без картинок) Более того они просты в изготовлении. Совместно с родителями мы изготовили круги Луллия. Они представляют собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора с картинками.
Принцип подбора картинок может быть разный. Например, на одном кольце - разнообразные деревья, на другом – их листья, на третьем - семена. На одном – животные: домашние, дикие, рыбы, птицы, на другом – их «дома», на третьем – пища и т. д..
7 сл. ( 2 фото детей играющих) На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать световосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи.
А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать, пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.
8 сл. (Фото детей) Я использую круги Луллия в речевом развитии, на занятиях по ознакомлению с окружающим, математике и др.), и, конечно, в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как волшебные или загадочные круги, в самостоятельной игровой деятельности детей.
Можно выделить этапы участия педагога в играх с «кругами»:
1 воспитатель непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участников, помогает оформить ее словесно;
2 воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;
3 воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной работы.
9 сл. На начальных этапах работы с детьми рекомендуется брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом, постепенно увеличивая до 3-х кругов с 7 секторами.
10 сл. Игры с Кольцами Луллия могут быть подобраны по 2 направлениям
Реальное задание предполагает реальное соотнесение предмета и свойств ему свойственных, т. е. ребенок, выбирая предмет (объект, явление) на первом круге, должен самостоятельно подобрать свойства (явления, часть) на втором и третьем кругах. По результатам соотнесения грамотно составить связное развернутое высказывание.
Фантастическое задание – раскручивание всех кругов без какого-либо соотнесения. Составления рассказа по тем картинкам, на которые указывает стрелка в независимости от того, подходят ли они друг другу в реальном мире, т. е. фантазирование.
11 сл. Хочется отметить универсальность игрового материала. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Зачастую дети выступают инициаторами игр, они самостоятельно придумывают правила, содержание для игр, создают необходимые карточки для новых игр. Они с удовольствием самостоятельно заменяют картинки, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Карточки для проведения любой игры могут применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования. Яркое и интересное пособие не останется без внимания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
denezhko_.ppt | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательное развитие предполагает... формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях еѐ природы, многообразии стран и народов мира . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, пункт 2.11.1
Актуальность: Круги Луллия являются универсальным методическим средством развития ребенка в процессе ведущей деятельности любого возраста - игре. Цель: развитие навыков устной речи, логического мышления, внимания, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Круги Луллия – одно из средств развития речи и интеллектуальных способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ Раймонд Луллий ( XIII - XIV вв., Италия) - поэт, философ , один из наиболее влиятельных мыслителей европейского высокого Средневековья
Развивать фонетико-фонематические стороны и лексико-грамматический строй речи, образную и смысловую память, обогащать словарный запас. - Знакомить с основами математики. - Учить восприятию проявлений признака в конкретном объекте, находить причинно-следственные связи между объектами. - Развивать навыки фантастического преобразования объектов. - Формировать способность увидеть суть проблемы. Задачи:
. Круги Луллия представляют собой: - несколько подвижных кругов разного диаметра, разделенных на одинаковое количество секторов с отверстием по середине; - картинки с изображением объектов и их свойств, которые крепятся на секторах; - стержень для нанизывания кругов по типу пирамидки; - стрелка в верхней части стержня.
Новизна и оригинальность кругов Луллия: - учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия; - способствует совершенствованию речевых навыков, пополнению активного словаря, содержательности, логичности, точности и оригинальности высказываний детей.
Условия применения кругов Луллия: - непосредственно-образовательная деятельность; - совместная деятельность; - самостоятельная деятельность детей.
Варианты использования : Возраст детей Количество кругов Максимальное количество секторов на одном круге 4-5 лет (средняя группа) 2 4 5-6 лет (старшая группа) 3 8 6-7 лет (подготовительная к школе группа) 3 10
Игры с Кольцами Луллия подобраны по 2 направлениям 1 – уточнение уже имеющихся знаний в определенных областях – реальное задание, 2 – игры по развитию воображения, т. е. фантастическое задание.
Алгоритм проведения упражнений с кругами Луллия: На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие либо объекты. Например: 1-й круг (большой) – картинки, с изображением деревьев; 2-й круг – картинки, с изображением мест произрастания (сад, лес, болото, дача, город); 3-й круг – картинки, с изображением плодов или семян (апельсин, яблоко, ананас и т.д) Задачи упражнения: найти соответствие на кругах. Например: найти на нижнем круге изображение яблони, затем поворачивая средний круг, отыскать изображение сада и расположить над яблоней, на маленьком круге найти яблоко и объяснить, что получилось. Задачи упражнения «Необычное сочетание»: раскрутить круги, посмотреть, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, назвать их. Например: Берёза – болото – апельсин. Задание: объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить плоды. На основе фантастического преобразования составить рассказ.
Разнообразие игр с использованием кругов Луллия Игры экологического содержания: - «Найди, где живёт» - «Назови детёнышей» - «С чьей ветки, детки?» - «Крылья, ноги, клювы» - «Чей дом?» - «Кто больше соберёт» (стадии развития зверей, птиц, рыб) Игры на формирование элементарных математических представлений: - «Состав числа» - «Придумай задачу с этими числами» - «Подбери знак, который можно поставить перед этими числами» - «Составь двузначное число»
Игры на ознакомление с художественной литературой - «Новые сказки» - «Необычное место» - «Придумай, как закончится эта сказка» Игры на развитие художественного творчества - «Смешные профессии» - «Перепутанные сказки» - «Придумай роспись» - «Фантастическая история»
Ожидаемые результаты: Познание языка и мира в их взаимосвязях; Развитие творческого мышления и воображения; Обогащение словарного запаса; Свобода в своих высказываниях; Переход от односложных предложений к развёрнутым текстам; Формулировка и решение проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признак...
Мастер-класс на тему: «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мыш...
Мастер-класс на тему: «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мыш...
Тема: «Развитие самостоятельности мышления и творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии "ТРИЗ"
В последние годы главным концептуальным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. Но если само понятие "творческая личность" можно считать в той или иной степени определённым...
Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц
Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц...
АПО "Повышение познавательной активности детского творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO - конструирования"
Актуальный педагогический опыт...
Развитие связной речи и актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством активизации словарного запаса родного языка
Первый проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности». Актуальностью этого проекта было создание...