Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Задача воспитателя – развить интерес к творчеству у детей. Этому способствует создание проблемных, занимательных для детей ситуаций в игровой, художественно-изобразительной, театральной деятельности, в словесном творчестве.
Именно в увлекательной, творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Здесь происходит эмоционально-личностное развитие ребёнка, развивается способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, и что особенно важно, совершенствуется связная речь детей, возникают условия для речевого творчества. В старшем дошкольном возрасте дети учатся активно экспериментировать со словом, видоизменяя его, придумывая новые слова. Развивается интерес к самостоятельному сочинению, созданию различных видов творческих рассказов. Я предлагаю вашему вниманию конспект совместной, образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речевого творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_k_skazochnym_geroyam2.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы.
Воспитатель: Горбачева В.А.
Тема: “Путешествие к сказочным героям”.
Цель:
Развивать речевое творчество детей в процессе решения сказочных задач.
Задачи:
Познавательно-речевое направление:
Закреплять знание русских народных сказок, сказочных героев, их особенностей.
Развивать творческое мышление, воображение, речь детей при решении сказочных задач и загадок, нахождении лучшего выхода из сказочных ситуаций.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, развивать речь-доказательство при изложении своего варианта продолжения сказки
Социальное направление:
Продолжать развивать у детей умение общаться со сверстниками, слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, активно участвовать в деятельности.
Воспитывать чувство доброты, сопереживания, желания совершать добрые поступки.
Развивать любовь и интерес к русскому народному творчеству.
Материал:
Посылка с письмом и волшебной палочкой. Изображения сказочных персонажей и сказочных предметов на ковролине: скалочка, печка, яблоня, лягушка в короне, ведро, жар-птица, козлёнок, баба Яга. Сказочные задачи №№2, 18, 11, перо, платок Сказочницы, кроссворд, магнитофон.
Используемые технологии:
Элементы ТРИЗа
Сказкотерапия
Литература:
Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. “Теория и практика сказкотерапии”, Финкельштейн Б.Б. “Лепим нелепицы”, Фесюкова Л.Б. “Воспитание сказкой”, русские народные сказки.
Содержание:
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка, на ней написано, что она для ребят подготовительной группы. Давайте откроем и узнаем, что в ней лежит.
Достали волшебную палочку и письмо.
Давайте вместе прочитаем, что написано в письме:
“Если сказки любишь ты,
В руки палочку возьми:
Только палочкой взмахнёшь –
В царство сказок попадёшь”.
Ребята, а вы любите сказки?
Что вам нравится, и что не очень нравится в сказках?
Дидактическая игра “Хорошо-плохо”
Ну что же, я вижу, что вы действительно любите сказки.
А не боитесь попасть в сказочное царство?
Тогда давайте я взмахну волшебной палочкой, мы все вместе закроем глаза и увидим, где окажемся.
Дети закрывают глаза, звучит музыка, воспитатель надевает платок сказочницы.
Один, два, три – все открыли глаза!
Воспитатель в образе Сказочницы:
Здравствуйте, ребята, добро пожаловать в Царство сказок. Меня зовут Сказочница, я знаю много сказок, а вы сказки знаете?
Хорошо, сейчас проверим. Волшебной палочкой взмахну героев сказок, и сказочные предметы всем покажу. Посмотрите на них внимательно и попробуйте вспомнить, в каких сказках вы с ними встречались.
Дидактическая игра “Узнай сказку”
Молодцы, ребята, отгадали всех героев и назвали все сказки, в которых они участвуют.
А сейчас отгадайте загадку ещё про один волшебный предмет: “Что есть у Кота в сапогах, и у Жар-птицы, и в перине у Принцессы на горошине? Оно есть во всех трёх предметах?”
Правильно, это перо!
Показываю перо детям.
Это волшебное перо покажет нам путь на полянку сказок:
“Перо волшебное лети
И дальше в сказку нас веди!”
Звучит музыка, дети за пером в руке Сказочницы идут к стульчикам-пенькам.
Вот мы и пришли на полянку сказок. Здесь можно посидеть, отдохнуть, а я заодно проверю какие вы находчивые. В сказках часто возникают очень непростые ситуации, и нужно быть большим придумщиком, чтобы найти из них выход. Вот послушайте, что однажды приключилось с Иваном-Царевичем:
Задаю сказочные задачи №№ 2 и 18, дети высказывают свои варианты решения проблемы. (Смотри приложение.)
Молодцы, ребята, очень интересные вы придумали истории, а сейчас послушайте ещё одну задачу:
Задаю задачу №11. (Смотри приложение.)
Как вы думаете, почему не смеялась Царевна-Несмеяна, и что можно сделать, чтобы она улыбнулась?
Могут ли небылицы рассмешить Царевну-Несмеяну?
Давайте поиграем в подвижную игру “Зверь, птица, насекомое, небылица”.
Проводится игра со всеми детьми.
Молодцы, ребята, вы хорошо справляетесь со всеми сказочными заданиями, а теперь решите кроссворд и узнайте, какой подарок я вам приготовила.
Загадываю детям загадки, ответы на которые дети вписывают в кроссворд. (Смотри приложение.)
Какое ключевое слово у нас получилось?
Правильно. Сказки.
А вот и мой подарок для вас. Книга сказок.
Вручаю подарок.
Ну а сейчас вам пора вернуться назад, в детский сад. Нарисуйте, пожалуйста, героев своих любимых сказок и пришлите свои рисунки мне. А теперь я взмахну волшебной палочкой, а вы скажите волшебные слова:
“Один, два, три – палочка волшебная
Нас домой верни”.
До свидания, ребята, до новых сказочных встреч!
Звучит музыка, дети закрывают и открывают глаза.
Приложение:
Задача 2. “Приехал Иван-Царевич в царство Змея Горыныча и вызвал его на бой. Началась у них битва великая. Взмахнул Иван мечом и отрубил Змею одну голову. Да только Змей подхватил эту голову, провёл по ней Огненным пальцем, и голова на старое место встала. Что нужно сделать Ивану-Царевичу, что бы он одолел Змея Горыныча?”
Задача 11. “В некотором царстве, в некотором государстве, жила-была царевна, а звали её Несмеяна. Была она очень красивой, знала множество премудростей, но ни разу в своей жизни она не улыбалась и не смеялась. Многие старались её рассмешить, но всё впустую. Как вы думаете, почему не смеялась царевна Несмеяна и что можно сделать, чтобы она улыбнулась?”
Задача 18. “После долгого путешествия и опасных приключений приехал Иван-Царевич домой. Заходит он во дворец – но никто его не узнаёт и не здоровается. Что произошло, почему никто не узнаёт Ивана-Царевича?”
Кроссворд “Сказки”
1. | Один из семи братьев Добрый молодец. Женился на царевне Плясун и удалец. | 4. | Копыта на ножках, Острые рожки, Выпучила глаза, Привередлива … |
2. | Петушок его нашел И на мельнице смолол, А из белой муки Сам испёк пироги. | 5. | Он на удочку попался Злой плутовке. И остался Он без рыбы, без хвоста – Провела его лиса. |
3. | И красива и умна, Плутовата, не добра. Волка-дурня обхитрила, Доверять не надо было. | 6. | Он пшеницу охранял, Ночью сторожил, не спал. Сивку-бурку одолел, Перстенёк достать сумел. |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...
Мультимедийное дидактическое пособие для развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
- Тема пособия: « Новые приключения Вовки»- Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст- Цель пособия: развивать речевое творчество у детей- Задачи пособия:Развитие творческого вооб...
Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста
Данный материал содердит дидактические и речевые игры для развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формы и методы развития речевого творчества по ФГОС ДО...
Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речи с помощью элементов ОТСМ-ТРИЗ...
Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Л.С. Выготский убедительно доказывает, что очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредств...
"Развитие детского речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста".
Перспективный план по использованию ТРИЗ - технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста....