Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Горбачева Вера Александровна

 

           Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Задача воспитателя – развить интерес к творчеству у детей. Этому способствует создание проблемных, занимательных для детей ситуаций в игровой, художественно-изобразительной, театральной деятельности, в словесном творчестве.

          Именно в увлекательной, творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Здесь происходит эмоционально-личностное развитие ребёнка, развивается способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, и что особенно важно, совершенствуется связная речь детей, возникают условия для речевого творчества. В старшем дошкольном возрасте дети учатся активно экспериментировать со словом, видоизменяя его, придумывая новые слова. Развивается интерес к самостоятельному сочинению, созданию различных видов творческих рассказов.  Я предлагаю вашему вниманию конспект совместной, образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речевого творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_k_skazochnym_geroyam2.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

 с детьми подготовительной группы.

Воспитатель: Горбачева В.А.

Тема: “Путешествие к сказочным героям”.

 Цель:

Развивать речевое творчество детей в процессе  решения сказочных  задач.

Задачи:

 Познавательно-речевое направление:

Закреплять знание русских народных сказок, сказочных героев, их особенностей.

Развивать творческое мышление, воображение, речь детей при решении сказочных задач и загадок, нахождении лучшего выхода из сказочных ситуаций.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, развивать речь-доказательство при изложении своего варианта продолжения сказки

Социальное направление:

Продолжать развивать у детей умение общаться со сверстниками, слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, активно участвовать в деятельности.

Воспитывать чувство доброты, сопереживания, желания совершать добрые поступки.

Развивать любовь и  интерес к русскому народному творчеству.

Материал:

Посылка с письмом и волшебной палочкой. Изображения сказочных персонажей и сказочных предметов на ковролине: скалочка, печка, яблоня, лягушка в короне, ведро, жар-птица, козлёнок, баба Яга. Сказочные задачи №№2, 18, 11, перо, платок Сказочницы, кроссворд, магнитофон.

Используемые технологии:

Элементы ТРИЗа

Сказкотерапия

Литература:

Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М.  “Теория и практика сказкотерапии”,  Финкельштейн  Б.Б. “Лепим нелепицы”, Фесюкова Л.Б. “Воспитание сказкой”, русские народные сказки.

   

Содержание:

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка, на ней написано, что она для ребят подготовительной группы. Давайте откроем и узнаем, что в ней лежит.

Достали волшебную палочку и письмо.

Давайте вместе прочитаем, что написано в письме:

                                       “Если сказки любишь ты,

В руки палочку возьми:

Только палочкой взмахнёшь –

В царство сказок попадёшь”.

Ребята, а вы любите сказки?

Что вам нравится, и что не очень нравится в сказках?

   Дидактическая игра  Хорошо-плохо”

Ну что же, я вижу, что вы действительно любите сказки.

А не боитесь попасть в сказочное царство?

Тогда давайте я взмахну волшебной палочкой, мы все вместе закроем глаза и увидим, где окажемся.

 Дети закрывают глаза, звучит музыка, воспитатель   надевает платок сказочницы.

Один, два, три – все открыли глаза!

Воспитатель в образе Сказочницы:

Здравствуйте, ребята, добро пожаловать в Царство сказок. Меня зовут Сказочница, я знаю много сказок, а вы сказки знаете?

Хорошо, сейчас проверим. Волшебной палочкой взмахну героев сказок, и сказочные предметы всем покажу. Посмотрите на них внимательно и попробуйте вспомнить, в каких сказках вы с ними встречались.

Дидактическая игра “Узнай сказку”

Молодцы, ребята, отгадали всех героев и назвали все сказки, в которых они участвуют.

А сейчас отгадайте загадку ещё про один волшебный предмет: “Что есть у Кота в сапогах, и у Жар-птицы, и в перине у Принцессы на горошине? Оно есть во всех трёх предметах?”

Правильно, это перо!

Показываю перо детям.

Это волшебное перо покажет нам путь на полянку сказок:

                                 “Перо волшебное лети

 И дальше в сказку нас веди!”

Звучит музыка, дети за пером в руке Сказочницы идут к стульчикам-пенькам.

Вот мы и пришли на полянку сказок. Здесь можно посидеть, отдохнуть, а я заодно проверю какие вы находчивые. В сказках часто возникают очень непростые ситуации, и нужно быть большим придумщиком, чтобы найти из них выход. Вот послушайте, что однажды приключилось с Иваном-Царевичем:

Задаю сказочные задачи №№ 2 и 18, дети высказывают свои варианты решения проблемы. (Смотри приложение.)

Молодцы, ребята, очень интересные вы придумали истории, а сейчас послушайте ещё одну задачу:

Задаю задачу №11. (Смотри приложение.)

Как вы думаете, почему не смеялась Царевна-Несмеяна, и что можно сделать, чтобы она улыбнулась?

Могут ли небылицы рассмешить Царевну-Несмеяну?

Давайте поиграем в подвижную игру “Зверь, птица, насекомое, небылица”.

Проводится игра со всеми детьми.

Молодцы, ребята, вы хорошо справляетесь со всеми сказочными заданиями, а теперь решите кроссворд и узнайте, какой подарок я вам приготовила.

Загадываю детям загадки, ответы на которые дети вписывают в кроссворд. (Смотри приложение.)

Какое ключевое слово у нас получилось?

Правильно. Сказки.

А вот и мой подарок для вас. Книга сказок.

Вручаю подарок.

Ну а сейчас вам пора вернуться назад, в детский сад. Нарисуйте, пожалуйста, героев своих любимых сказок и пришлите свои рисунки мне.  А теперь  я взмахну волшебной палочкой, а вы скажите волшебные слова:

“Один, два, три – палочка волшебная

Нас домой верни”.

До свидания, ребята, до новых сказочных встреч!

Звучит музыка, дети закрывают и открывают глаза.

 

Приложение:

Задача 2. “Приехал Иван-Царевич в царство Змея Горыныча и вызвал его на бой. Началась у них битва великая. Взмахнул Иван мечом и отрубил Змею одну голову. Да только Змей подхватил эту голову, провёл по ней Огненным пальцем, и голова на старое место встала. Что нужно сделать Ивану-Царевичу, что бы он одолел Змея Горыныча?”

Задача 11. “В некотором царстве, в некотором государстве, жила-была царевна, а звали её Несмеяна. Была она очень красивой, знала множество премудростей, но ни разу в своей жизни она не улыбалась и не смеялась. Многие старались её рассмешить, но всё впустую. Как вы думаете, почему не смеялась царевна Несмеяна и что можно сделать, чтобы она улыбнулась?”

Задача 18. “После долгого путешествия и опасных приключений приехал Иван-Царевич домой. Заходит он во дворец – но никто его не узнаёт и не здоровается. Что произошло, почему никто не узнаёт Ивана-Царевича?”

Кроссворд “Сказки”

1.

Один из семи братьев

Добрый молодец.

Женился на царевне

Плясун и удалец.

4.

Копыта на ножках,

Острые рожки,

Выпучила глаза,

Привередлива …

2.

Петушок его нашел

И на мельнице смолол,

А из белой муки

Сам испёк пироги.

5.

Он на удочку попался

Злой плутовке. И остался

Он без рыбы, без хвоста –

Провела его лиса.

3.

И красива и умна,

Плутовата, не добра.

Волка-дурня обхитрила,

Доверять не надо было.

6.

Он пшеницу охранял,

Ночью сторожил, не спал.

Сивку-бурку одолел,

Перстенёк достать сумел.

1.

2.

3.

4.

5.

6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

Мультимедийное дидактическое пособие для развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.

- Тема пособия: « Новые приключения Вовки»- Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст-  Цель пособия: развивать речевое творчество у детей-  Задачи пособия:Развитие творческого вооб...

Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста

Данный материал содердит дидактические и речевые игры для развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формы и методы развития речевого творчества по ФГОС ДО...

Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Л.С. Выготский убедительно доказывает, что очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредств...

"Развитие детского речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста".

Перспективный план по использованию ТРИЗ - технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста....