НОД по ознакомлению с народными промыслами и декоративному рисованию "Гжельские мастера" в подготовительной группе.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Михайленко Людмила Викторовна

Главными задачами нашей работы по ознакомлению детей с художественными промыслами родного края были - помочь понять их сходства и различия, научить определять  принадлежность предмета к тому или иному промыслу, воспитывать уважение к людам труда, гордость за свою Родину. Решалось это не на одном занятии а в комплексной работе. Здесь представлено лишь одно занятие из целой серии игр и занятий. Оно посвящено Гжельским мастерам, но охватывает и изученный ранее материал. Для этого занятия не обязательно использовать актовый зал, как для ярмарки. Оно проводилось в групповом помещении, с подготовленной заранее выставкой иллюстраций различных предметов народных промыслов  и использованием макетов "торговых лавок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

По ознакомлению с народными промыслами и декоративному рисованию

«Гжельские мастера»

Воспитатель МБДОУ № 26 г.Нижнего Новгорода  Михайленко Л.В.

Тема:  «Закрепление знаний о народных промыслах Гжели, Городца, Дымки. Роспись силуэтов Гжельской посуды детьми по собственному замыслу»

Предварительная работа: Знакомство детей с Дымковской, Городецкой, Гжельской росписью. Знакомство с характерными особенностями Гжельской росписи, её элементами. Рисование элементов Гжельской росписи на полосе, круге.

Демонстрационный материал: 

- Силуэты домиков-лавок с прикреплёнными с лицевой стороны небольшими элементами городецкой, дымковской и гжельской росписи. С обратной стороны «домиков» крепятся на скотч рисунки детей с предметами, расписанными данной росписью.

- Альбом с элементами гжельской росписи, бордюрами.

- Выставка на стене иллюстраций с разнообразными предметами народных промыслов – дымковские, городецкие, гжельские, хохломские, богородские, жостовские  изделия вперемежку.

Инструменты и материалы: 

Силуэты чайной посуды, вырезанные из белой бумаги, голубая и тёмно голубая краски, баночки для промывания кистей, подставки под кисти, салфетки, листы-черновички, пластиковые крышечки для «размалёвки», кисти тонкие и толстые, плоские и круглые.

Цель: Продолжать учить детей планировать свою деятельность по заполнению силуэта посуды, обдумывать расположение элементов по всему пространству силуэта, подбирать необходимые кисти в соответствии с выбранным элементом

Программное содержание: Поддерживать интерес детей к народному творчеству, подчеркнуть его значение в повседневной жизни народа. Закреплять умение сравнивать различные росписи (Дымковская, Городецкая, Гжель), находить в них сходства и различия, отображать в речи отличительные особенности каждой росписи. Продолжать учить читать «вывески», определять, что за ними находится. Закреплять умение рисовать элементы Гжельской росписи, располагая их на всей поверхности силуэта посуды – крупный элемент в середине, бордюры по краям, подбирая нужные кисти. Развивать творческий замысел, умение планировать и анализировать свою работу.

Ход занятия.

Воспитатель обращает внимание на  макеты товарных лавок  с эмблемой под крышей и закрытыми дверьми. (картонная основа в виде дома, оклеенная самоклеящейся плёнкой под дерево, на которую легко крепятся скотчем детские рисунки) Фоном звучит русская народная мелодия.

- В стародавние времена, когда заканчивались полевые да огородные работы, занимались люди различными промыслами – кто из дерева ложки , да посуду разную точил, кто из прута, да бересты плёл, кто из глины лепил, а кто разными красками расписывал. Как вы думаете, ребята, для чего народные мастера расписывали свои работы?

- (Чтобы окружающие предметы были яркими, весёлыми, радовали глаз, чтобы жизнь была радостнее. Под краской да под лаком дерево не темнеет, не портится.)

Здесь и далее предположительные  ответы детей даются в скобках. Знания накоплены детьми  на предварительных занятиях по знакомству с русским народным бытом, промыслами.

-В разных местностях разными промыслами люди занимались, а чтобы поделиться своим товаром , да себе что нужно прикупить, собирались они на большие базары – ярмарки. Посмотрите-ка, ребята, уж не ярмарка ли у нас здесь готовится. Вот и лавки товарные стоят. Только закрыты они ещё. Как можно догадаться, какие мастера в них свои товары сложили?

-(по вывескам!)

-Правильно. Давайте подойдём к первой лавке и отгадаем, какие мастера в ней свой товар сложили и что там может быть.

-( В этой лавке Городецкие изделия. Это могут быть деревянные игрушки, качалки для детей, детская мебель, доски для резки хлеба, украшенные городецкой росписью.)

-Давайте заглянем в лавку ( Картонный макет домика-лавки поворачивается, рассматриваются изображения разных изделий.)

- Какой характерной особенностью отличается Городецкая роспись?

- (Для цветов всегда используется розовый и красный цвет или голубой и синий, дополняется рисунок чёрным и белым. Цветы обычно выстраиваются в гирлянды.)

- Как вы думаете, а какие мастера заняли эту лавку?

-(Дымковские!)

-Что может там быть?

-(Глиняные игрушки.)

-Проверим, заглянем в эту лавку. И правда, здесь игрушки. А чем отличаются они от Городецких?

-(Дымковские игрушки –глиняные, белёные, а городецкие изделия деревянные и никогда не пишутся на белом фоне.)

-А чем они похожи?

-(Все изделия яркие, разноцветные.)

-Давайте заглянем в третью лавку. Кто же сложил свои изделия сюда?

-(Гжельские мастера.)

 -Давайте сравним их изделия с Дымковскими.

-(Дымковские игрушки  сначала белят, и Гжельская посуда тоже белая. Только дымковские мастера расписывали свои игрушки разноцветными красками, а Гжельские – только голубой.)

-А кто мне объяснит, как  можно получить такой красивый двойной мазок на цветке и листьях?

- (Нужно сначала намочить  всю кисть в светлой краске, а потом краешек опустить в тёмную краску. И когда рисуют, получается двойной мазок.

- А можно, как настоящие мастера брать на мокрую кисть краску только одной стороной кисти.Тогда с этой стороны краска будет темнее, а с другой, где воды больше, а краски меньше – светлее.)

Ребята, посмотрите-ка. А здесь ещё много не расписанной посуды. Хотите помочь гжельским мастерам и расписать эту посуду?

-Выберите себе то, что понравится, придумайте, какой узор вы будете рисовать и подберите нужные кисти. Садитесь за свои столы.

Воспитатель спрашивает  некоторых детей что они будут рисовать и какие приготовили для этого кисти. Что будут располагать в центре, а что по краям. Напоминает, что в центре должен быть крупный элемент. Предлагает детям начать работу.

Детям предоставляется возможность во время работы подойти к уголку ИЗО-деятельности и заглянуть в альбом с подсказками, чтобы вспомнить какой-то элемент или выбрать подходящий бордюр.

По окончании работы педагог спрашивает ребёнка, всё ли у него получилось, что он задумал. Одобряет работы, если ребёнок недоволен результатом – говорит, что мастера очень долго учатся, чтобы красиво рисовать, тренируют свои пальчики. Если дети будут стараться, то и они научатся так же красиво рисовать.

Все работы выкладываются на стол, накрытый «скатертью» и рассматриваются.

- Получился настоящий чайный сервиз. Не стыдно его и на ярмарке выставить. Пусть он сохнет, а мы попрощаемя с гостями и начнём наводить порядок на столах. Каждый моет свои кисти, выливает воду, убирает всё со стола.

Непринуждённая беседа с детьми, закончившими свои дела около выставки на стене – выяснение, какими мастерами исполнена та или иная вещь, как догадались. Закрепление умения определять принадлежность к той или иной росписи среди многообразия различных предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...

КАРТОТЕКА Дидактических игр по Народным промыслам Росиии Декоративная роспись

Назначение: данные дидактические игры можно использовать при проведении НОД, в самостоятельной детской деятельности.         Возрастная аудитория: старший ...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с народными промыслами «Русская матрёшка» во 2 младшей группе

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с народными промыслами «Русская матрёшка» во 2 младшей группе...

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение детей подготовительной к школе группы к искусству России через ознакомление с народными промыслами»

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение               «Детский сад о...

Перспективный план по инновационной деятельности «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка) средняя группа / 2023-2024 уч. г.

Перспективный план по инновационной деятельности«Формирование познавательной и творческой активности дошкольниковчерез ознакомление с народными промыслами Нижегородского края(глиняная игрушка)ср...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Ознакомление с народными промыслами, через технику «Декупаж»».

Тема занятия: Выполнение работы в технике декупаж «Подарок маме на 8 марта» Цель занятия: познакомить учащихся с историей возникновения и развитию техники «Декупаж» и научить д...