ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение детей подготовительной к школе группы к искусству России через ознакомление с народными промыслами»
проект (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеобразовательного вида №27»
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Приобщение детей подготовительной к школе группы к искусству России
через ознакомление с народными промыслами»
База выполнения проекта – дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Авторы проекта воспитатели: Попова Е.А.,
Пархоменко А.В.
Воронеж 2022-2023г.
Актуальность проекта
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей, также воспитывает гордость за свою страну и русский народ.
В наше время происходит переосмысление культурного, духовно-нравственного самосознания народа, это время политических, социальных перемен. И сейчас очень остро встал вопрос патриотическом воспитание детей. В 90 годы были утеряны многие ценности, по воспитанию любви и уважению к своей Родине. Народные игры, забавы и игрушки были заменены компьютерными играми, с экранов телевизоров исчезли добрые, веселые мультфильмы. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться с дошкольного возраста. Как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение практического опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире любви, красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Целесообразность проекта заключается в следующем. У детей, к сожалению, нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому была поставлена цель: познакомить с историей народного декоративно-прикладного искусства, подарить детям радость художественно-эстетического творчества.
Отличительной особенностью проекта является поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал сгруппирован отдельными блоками по каждому виду народных промыслов (Дымка, Хохлома, Городец). Занятия выстроены в логике от простого к сложному. В содержание НОД включены сведения о промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются инновационные технологии:
- Технологии проектной деятельности
- Информационно-коммуникационные технологии
- Технологии исследовательской деятельности
- Игровые технологии
- Технологии исследовательской деятельности
- Личностно-ориентированные технологии
НОД по рисованию, художественному конструированию, лепке позволяет познакомить детей с народными промыслами, с их традиционностью, креативностью, символикой русского декоративно-прикладного искусства, которое несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественно-эстетического творчества.
Задачи проекта
Для детей:
Образовательные:
- Познакомить детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества.
- Научить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
- Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.
- Познакомить с приемами работы народных мастеров. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
- Знакомить детей с особенностями построения растительного орнаментов; закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом.
- Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
Развивающие:
- Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
- Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
- Развивать технические умения и навыки художественного творчества.
- Развивать умение видеть взаимосвязь народного декоративно-прикладного творчества, устного и музыкального искусства.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.
- Воспитывать чувства патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.
- Воспитывать аккуратность при работе, с различными материалами для художественно-эстетического труда.
Для родителей:
- вызвать интерес к народным промыслам;
- приобщить к истокам русской народной культуры;
- учитывать опыт детей, приобретенный в ДОУ.
Для педагога:
- способствовать творческой активности детей;
- создавать условия для формирования познавательно-поисковых умений;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Описание проекта
В процессе ознакомления детей с народными промыслами учитываются следующие принципы:
принцип доступности изучаемого материала - принцип историзма который реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания;
принцип «единства эмоций, действия, интеллекта» - предполагает, что все знания, которые ребенок получает, должны быть пропущены им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, так как все, что пропущено человеком через душу, в ней и остается. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь;
принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знаний.
Проект не является компонентом базовой части основной образовательной программы ОО, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.
Работа над проектом расширяет систему по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, делает акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через ознакомление с народными промыслами.
Реализация проекта осуществляется в соответствии с перспективно-тематическим планированием и непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Знакомство детей с народными промыслами, происходит от простого к сложному, по «восходящей спирали». В течение проекта воспитанники знакомятся с некоторыми видами народных промыслов (Дымковские игрушки, Хохломская роспись, Городецкая роспись), осваивают художественные элементы данных промыслов.
Гипотеза
Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Ресурсы:
материально-технические: проектор, ноутбук, презентации; материалы для продуктивной деятельности (альбом, акварельные краски, гуашь, кисти, раскраски; глина и т.п.); изделия народных промыслов (дымковские игрушки, хохломская роспись, городецкая роспись); дидактические игры.
кадровые: воспитатель, дети, родители;
информационные: художественная и специальная (по теме проекта) литература; презентационный материал по темам: «Городецкие цветы»; «Дымковская игрушка»; «Золотая хохлома»; наглядные пособия: изделия мастеров различных видов декоративно-прикладного творчества, стилизованные образцы; именные альбомы по различным видам декоративного творчества; технологические карты.
Формы реализации:
Непосредственная образовательная деятельность;
Совместная деятельность взрослого и ребенка;
Самостоятельная деятельность детей;
Поэтапный план реализации проекта:
Первый этап (2022 - 2023 учебный год) – подготовительный | ||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный |
Сформулировать проблему, определить цель. Выработать план деятельности по достижению цели. Проанализировать знания детей. Создать мотивацию деятельности детей. Создать условия для реализации проекта. | 1.Сбор информации из разных источников. 2. Подбор детской художественной литературы. 3.Подбор картинок, иллюстраций, презентаций, видеоматериалов. 4.Подбор дидактического материала | сентябрь-ноябрь 2022г. | Заинтересованность детей, родителей, темой проекта. | Воспитатели: Попова Е.А., Пархоменко А.В. |
Второй этап (2022 – 2023 учебный год) – основной реализация проекта | ||||
Систематизировать информацию, планировать совместную, самостоятельную деятельность. Поддерживать стремление всех участников активно вступать в работу по реализации проекта. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов; дать знания о различных видах народных промыслов (дымковские игрушки, хохломская роспись, городецкая роспись); развивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина); содействовать развитию творческих способностей детей; развивать коммуникативные навыки детей; воспитывать свободную и творческую личность. | Создание мини-музея «Народные промыслы России». Организация и проведение экскурсий, дидактический игр, продуктивной деятельности. | декабрь 2022г. – апрель 2023г. | Повышение интереса детей к народным промыслам. Появление желания родителей принять участие в организации совместной деятельности. | Воспитатели: Попова Е.А., Пархоменко А.В. |
Третий этап (2022 – 2023 учебный год) – заключительный | ||||
Совершенствовать уровень накопленных знаний. | 1.Оформление методических пособий для педагогов. 2. Выставка: «Изделия народных умельцев». 3. Презентация проекта. 4. Развлечение «В гостях у Матрёшки». | Май 2023г. | Применение полученных знаний на практике. | Воспитатели: Попова Е.А., Пархоменко А.В. |
Конечный продукт проекта
Для детей:
- выставка рисунков и поделок «Изделия народных умельцев»;
Для педагогов:
- картотека стихов, дидактических игр, связанных с темой;
- иллюстрации, папки-передвижки, технологические карты, конспекты экскурсий, нод.
Предполагаемые результаты:
Дошкольники:
Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства.
Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий.
Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие.
Лепят из глины декоративные изделия пластическим, конструктивным и комбинированным способами.
Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.
Расписывают изделие в соответствии с народной росписью.
Родители:
систематизированы знания по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через изучение и изготовление изделий народных промыслов;
активное участие в совместных мероприятиях.
в ОУ:
наполнены и систематизированы материалы по народным промыслам, их роли в культуре и традициях русского народа:
· Мини-музей «Народные промыслы России»
· Разработаны конспекты экскурсий, нод;
· Создана картотека дидактических игр.
Список использованной литературы
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Гаврилова В.В. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет» (рекомендации, планирование, конспекты занятий), изд-во «Учитель», 2009 г.
3. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
4. Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» (конспекты занятий), изд-во «Скрипторий», 2003 г.
Грибовская А.А. «Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста», изд-во «Просвещение», 2001 г.
5. Казакова Р.Г. «Нетрадиционные техники» (планирование, конспекты занятий), изд-во «Сфера ТЦ», 2004 г.
6. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
7. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании дошкольников», издательство «Педагогическое общество России», 2005 г.
8. Смирнова М.Г. «Изобразительная деятельность старших дошкольников» (рекомендации, занятия, дидактические игры), изд-во
«Учитель», 2008 г.
9. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
10. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 104.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеобразовательного вида №27»
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Приобщение детей подготовительной к школе группы к искусству России
через ознакомление с народными промыслами»
База выполнения проекта – дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Авторы проекта воспитатели: Попова Е.А.,
Пархоменко А.В.
Воронеж 2022-2023г.
Актуальность проекта
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей, также воспитывает гордость за свою страну и русский народ.
В наше время происходит переосмысление культурного, духовно-нравственного самосознания народа, это время политических, социальных перемен. И сейчас очень остро встал вопрос патриотическом воспитание детей. В 90 годы были утеряны многие ценности, по воспитанию любви и уважению к своей Родине. Народные игры, забавы и игрушки были заменены компьютерными играми, с экранов телевизоров исчезли добрые, веселые мультфильмы. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться с дошкольного возраста. Как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение практического опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире любви, красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Целесообразность проекта заключается в следующем. У детей, к сожалению, нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому была поставлена цель: познакомить с историей народного декоративно-прикладного искусства, подарить детям радость художественно-эстетического творчества.
Отличительной особенностью проекта является поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал сгруппирован отдельными блоками по каждому виду народных промыслов (Дымка, Хохлома, Городец). Занятия выстроены в логике от простого к сложному. В содержание НОД включены сведения о промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются инновационные технологии:
- Технологии проектной деятельности
- Информационно-коммуникационные технологии
- Технологии исследовательской деятельности
- Игровые технологии
- Технологии исследовательской деятельности
- Личностно-ориентированные технологии
НОД по рисованию, художественному конструированию, лепке позволяет познакомить детей с народными промыслами, с их традиционностью, креативностью, символикой русского декоративно-прикладного искусства, которое несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественно-эстетического творчества.
Задачи проекта
Для детей:
Образовательные:
- Познакомить детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества.
- Научить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
- Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.
- Познакомить с приемами работы народных мастеров. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
- Знакомить детей с особенностями построения растительного орнаментов; закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом.
- Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
Развивающие:
- Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
- Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
- Развивать технические умения и навыки художественного творчества.
- Развивать умение видеть взаимосвязь народного декоративно-прикладного творчества, устного и музыкального искусства.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.
- Воспитывать чувства патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.
- Воспитывать аккуратность при работе, с различными материалами для художественно-эстетического труда.
Для родителей:
- вызвать интерес к народным промыслам;
- приобщить к истокам русской народной культуры;
- учитывать опыт детей, приобретенный в ДОУ.
Для педагога:
- способствовать творческой активности детей;
- создавать условия для формирования познавательно-поисковых умений;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Описание проекта
В процессе ознакомления детей с народными промыслами учитываются следующие принципы:
принцип доступности изучаемого материала - принцип историзма который реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания;
принцип «единства эмоций, действия, интеллекта» - предполагает, что все знания, которые ребенок получает, должны быть пропущены им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, так как все, что пропущено человеком через душу, в ней и остается. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь;
принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знаний.
Проект не является компонентом базовой части основной образовательной программы ОО, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.
Работа над проектом расширяет систему по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, делает акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через ознакомление с народными промыслами.
Реализация проекта осуществляется в соответствии с перспективно-тематическим планированием и непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Знакомство детей с народными промыслами, происходит от простого к сложному, по «восходящей спирали». В течение проекта воспитанники знакомятся с некоторыми видами народных промыслов (Дымковские игрушки, Хохломская роспись, Городецкая роспись), осваивают художественные элементы данных промыслов.
Гипотеза
Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Ресурсы:
материально-технические: проектор, ноутбук, презентации; материалы для продуктивной деятельности (альбом, акварельные краски, гуашь, кисти, раскраски; глина и т.п.); изделия народных промыслов (дымковские игрушки, хохломская роспись, городецкая роспись); дидактические игры.
кадровые: воспитатель, дети, родители;
информационные: художественная и специальная (по теме проекта) литература; презентационный материал по темам: «Городецкие цветы»; «Дымковская игрушка»; «Золотая хохлома»; наглядные пособия: изделия мастеров различных видов декоративно-прикладного творчества, стилизованные образцы; именные альбомы по различным видам декоративного творчества; технологические карты.
Формы реализации:
Непосредственная образовательная деятельность;
Совместная деятельность взрослого и ребенка;
Самостоятельная деятельность детей;
Поэтапный план реализации проекта:
Первый этап (2022 - 2023 учебный год) – подготовительный | ||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный |
Сформулировать проблему, определить цель. Выработать план деятельности по достижению цели. Проанализировать знания детей. Создать мотивацию деятельности детей. Создать условия для реализации проекта. | 1.Сбор информации из разных источников. 2. Подбор детской художественной литературы. 3.Подбор картинок, иллюстраций, презентаций, видеоматериалов. 4.Подбор дидактического материала | сентябрь-ноябрь 2022г. | Заинтересованность детей, родителей, темой проекта. | Воспитатели: Попова Е.А., Пархоменко А.В. |
Второй этап (2022 – 2023 учебный год) – основной реализация проекта | ||||
Систематизировать информацию, планировать совместную, самостоятельную деятельность. Поддерживать стремление всех участников активно вступать в работу по реализации проекта. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов; дать знания о различных видах народных промыслов (дымковские игрушки, хохломская роспись, городецкая роспись); развивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина); содействовать развитию творческих способностей детей; развивать коммуникативные навыки детей; воспитывать свободную и творческую личность. | Создание мини-музея «Народные промыслы России». Организация и проведение экскурсий, дидактический игр, продуктивной деятельности. | декабрь 2022г. – апрель 2023г. | Повышение интереса детей к народным промыслам. Появление желания родителей принять участие в организации совместной деятельности. | Воспитатели: Попова Е.А., Пархоменко А.В. |
Третий этап (2022 – 2023 учебный год) – заключительный | ||||
Совершенствовать уровень накопленных знаний. | 1.Оформление методических пособий для педагогов. 2. Выставка: «Изделия народных умельцев». 3. Презентация проекта. 4. Развлечение «В гостях у Матрёшки». | Май 2023г. | Применение полученных знаний на практике. | Воспитатели: Попова Е.А., Пархоменко А.В. |
Конечный продукт проекта
Для детей:
- выставка рисунков и поделок «Изделия народных умельцев»;
Для педагогов:
- картотека стихов, дидактических игр, связанных с темой;
- иллюстрации, папки-передвижки, технологические карты, конспекты экскурсий, нод.
Предполагаемые результаты:
Дошкольники:
Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства.
Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий.
Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие.
Лепят из глины декоративные изделия пластическим, конструктивным и комбинированным способами.
Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.
Расписывают изделие в соответствии с народной росписью.
Родители:
систематизированы знания по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через изучение и изготовление изделий народных промыслов;
активное участие в совместных мероприятиях.
в ОУ:
наполнены и систематизированы материалы по народным промыслам, их роли в культуре и традициях русского народа:
· Мини-музей «Народные промыслы России»
· Разработаны конспекты экскурсий, нод;
· Создана картотека дидактических игр.
Список использованной литературы
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Гаврилова В.В. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет» (рекомендации, планирование, конспекты занятий), изд-во «Учитель», 2009 г.
3. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
4. Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» (конспекты занятий), изд-во «Скрипторий», 2003 г.
Грибовская А.А. «Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста», изд-во «Просвещение», 2001 г.
5. Казакова Р.Г. «Нетрадиционные техники» (планирование, конспекты занятий), изд-во «Сфера ТЦ», 2004 г.
6. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
7. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании дошкольников», издательство «Педагогическое общество России», 2005 г.
8. Смирнова М.Г. «Изобразительная деятельность старших дошкольников» (рекомендации, занятия, дидактические игры), изд-во
«Учитель», 2008 г.
9. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
10. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеобразовательного вида №27»
Паспорт мини - музея
«Народные промыслы России»
Авторы мини-музея:
Воспитатели: Попова Е.А.,
Пархоменко А.В.
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини - музея: мини-музей «Народные промыслы России»
Профиль музея: познавательно - творческий.
Цель: Создание условий для ознакомления детей с народным декоративно-прикладным творчеством.
Задачи:
Образовательные:
· Познакомить детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества.
· Научить различать виды декоративно-прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
Развивающие:
· Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
· Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
· Обогащать словарь, составлять рассказы-описания, сказки.
Воспитательные:
· Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.
· Воспитывать чувства патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.
· Воспитывать аккуратность при работе, с различными материалами для художественно-эстетического труда.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
-принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
-принцип опоры на интересы ребенка;
-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
-принцип наглядности;
-принцип последовательности;
-принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Совет мини - музея: 3 человека.
Характеристика помещения: групповая комната.
Руководители мини – музея: Попова Елена Александровна и Пархоменко Анна Валерьевна.
Примечание.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях. Народное декоративное творчество нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка. Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества.
В современной культуре народное искусство живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времён людям нравилось украшать своё жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несёт в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьём к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живёт только ценное, великое, идущее из глубины души. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться абсолютно одинаковой. Народный мастер создаёт разные изделия. Это и солонки с хохломской росписью, и хлебницы, и Городецкие расписные блюда. Одной из основных задач, является создание условий, в которых ребенок смог бы максимально установить отношения с историей и культурой нашего народа.
И на помощь нам приходит музейная педагогика.
Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?
Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. А если музей будет находиться рядом? Наблюдая интерес детей к творчеству народных мастеров, возникла идея создания мини-музея «Народные промыслы России» в группе.
Оформление мини – музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.
Расположение: мини-музей располагается в групповой комнате и занимает стеллаж. Положительные стороны данного расположения:
- возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации и по мере пополнения коллекции;
- воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея;
- дети по желанию могут рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми.
Особенности мини-музея в детском саду
- Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
- Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.
Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы взрослых и детей.
Правила поведения в музее.
- В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
- Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
- Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
- Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
- Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.
Перечень экспонатов музея:
Хохломская роспись:
- Дудочка декоративная 1 шт.
- Свистулька декоративная 1 шт.
- Доски разделочные 2 шт.
- Ложка декоративная большая1шт
- Ложки декоративные маленькие 3 шт
- Кружка декоративная 1 шт.
- Матрешка «Сергиево-посадская хохлома» 1 шт.
- Набор полотенец «Хохлома» 1 шт. (из коллекции группы)
Дымковская роспись:
- Барышня 1 шт.
- Свистулька глиняная 3 шт.
- Конь глиняный 1 шт.
Гжель:
- Разделочная доска 1 шт.
- Матрешка 1 шт.
- Заяц с балалайкой 1шт.
- Поросенок 1шт.
- Тигр 1шт.
- Собаки 1шт.
- Бык 1шт.
- Мышь 1шт.
Жостовская роспись:
- Поднос Пасхальный 1 шт.
- Доска разделочная 1шт.
- Жестяная коробка «Жостовский узор» 2шт.
Городецкая роспись:
- Доска разделочная 1 шт.
- Роспись декоративная на доске 5 шт.
- Птица из соленого теста 1шт.
Разное:
- Дом соломенный 1 шт.
- Корзина плетеная из лозы 2 шт.
- Веник декоративный 1шт.
- Самовар 1шт.
- Салфетка декоративная 1шт.
- Кукла - домовенок Кузя 1шт.
- Рушник ручная работа 3шт.
- Занавеска оконная ручная работа 2шт.
- Набор декоративной посуды 2шт.
- Ваза декоративная 2шт.
- Половик ручная работа 3шт.
- Кукла ручная работа 15шт.
- Кукла в национальном костюме 1 шт.
- Наглядное пособие «Русские народные промыслы»10 шт.
- Д/и лото «Чудо росписи» 1 шт.
- Д/и «Русские народные промыслы» (разрезные картинки) 1 шт.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеобразовательного вида №27»
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ
МИНИ - МУЗЕЯ
«Народные промыслы России»
Воспитатели: Попова Е.А.,
Пархоменко А.В.
№ п/п | Название этапа | Содержание работы | Сроки реализации | Ожидаемый результат |
1. | Подготовительный этап. | Родительское собрание. Оформление паспорта мини-музея. | сентябрь – ноябрь 2022г. | 1.Определена тема и название мини- музея. 2. Выбрано место для размещения мини-музея.3. Выбрана инициативная группа. Родители принимают участие в пополнении мини-музея экспонатами. Принимают участие в совместных мероприятиях по проектно- исследовательской деятельности. 4. Оформлен паспорт мини-музея «Народные промыслы России». |
2. | Практический этап. | 1. Сбор экспонатов. 2. Оформление выставки. 3.Совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей. 4. Проведение экскурсий. | Декабрь 2022г. - апрель 2023г. | Создан мини-музей «Народные промыслы России». В мини-музеи созданы экспозиции, «Золотая Хохлома», «Загадочная Гжель», « Жостово»,«Дымковская игрушка», «Веселый Городец». Проведение экскурсий, организованной деятельности на базе мини-музея «Народные промыслы» способствует развитию, совершенствованию следующих знаний и умений: дети различают и называют следующие виды народных промыслов, колорит, элементы росписи: «Золотая Хохлома», «Дымковская игрушка», «Веселый Городец». У детей совершенствованы навыки рисования кончиком кисти, прием примакивания, дети используют в своей работе нетрадиционные техники. Овладели скульптурным способом лепки из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина. Владеют техникой изображения (точность движений рук под контролем зрения, плавность, ритмичность). Дети с интересом и уважением относятся к творчеству мастеров. Эмоционально реагируют на произведения народного творчества. |
3. | Подведение итогов | 1. Организация экскурсий для педагогов, детей групп ОУ (в роли экскурсоводов – воспитанники группы). 2. Итоговое развлечение «Ярмарка ремесел» | Май 2023г. | Дети познакомились с приемами музейной деятельности в качестве экскурсовода. Средствами экскурсионной работы у детей заложены основы музейной культуры. Совершенствован навык изложения повествовательных рассказов с элементами описания. Совершенствованы художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений. У детей наблюдается устойчивый интерес и уважение к истории нашей страны. Познакомились с традициями ярморочных гуляний, эмоционально реагируют на красоту декоративных изделий, проявляют уважение к мастерам народных промыслов. |
Ожидаемый результат:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеобразовательного вида №27»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
В МИНИ – МУЗЕЕ
«Народные промыслы России»
Воспитатели: Попова Е.А.,
Пархоменко А.В.
Дата | Образовательная область | Мероприятия |
Сентябрь, 2022г. | Познавательное развитие | Экскурсия-знакомство ««Дымковская сказочная страна» |
Художественно –эстетическое развитие | НОД «Рисование дымковских узоров» | |
Речевое развитие | Разучивание стихотворений о дымковских игрушках. | |
Социально - коммуникативное развитие | Дидактические игры: пазлы «Дымка», «Раскрась по образцу». | |
Работа с родителями | Папка-передвижка «Загадка дымковской игрушки» | |
Октябрь, 2022г. | Познавательное развитие | Экскурсия – открытие «Дымковские игрушки» |
Художественно –эстетическое развитие | НОД: «Платье для варвары», «Дымковский индюк» | |
Речевое развитие | Составление описательных рассказов о дымковских игрушках по мнемотаблице. | |
Социально - коммуникативное развитие | Дидактическая игра: «Укрась дымковскую игрушку» | |
Работа с родителями | Мастер-класс «Роспись дымковской игрушки – дымковский петушок" | |
Ноябрь, 2022г. | Познавательное развитие | Проведение итоговой экскурсии «Волшебная дымка» (экскурсоводы – дети) |
Художественно –эстетическое развитие | НОД: «Лепка и роспись дымковской уточки», «Лепка и роспись дымковской барыни». | |
Речевое развитие | Разучивание стихотворений к экскурсии. | |
Социально - коммуникативное развитие | Дидактические игры: «Собери целое», лото «Дымковская игрушка». | |
Работа с родителями | Изготовление книжек-малышек о дымковских игрушках. | |
Декабрь, 2022г. | Познавательное развитие | Экскурсия-беседа «Золотая Хохлома». |
Художественно –эстетическое развитие | НОД «Рисование элементов хохломской росписи». | |
Речевое развитие | Легенда для знакомства детей с искусством Хохломы. | |
Социально - коммуникативное развитие | Лото «Хохлома». | |
Работа с родителями | Консультация «Знакомство детей с хохломской росписью». | |
Январь, 2023г. | Познавательное развитие | Экскурсия «Знакомство с хохломским промыслом». |
Художественно –эстетическое развитие | НОД: «Хохломские ленточки», «Изготовление панно «Золотая Хохлома». | |
Речевое развитие | Разучивание стихотворений о хохломской росписи. | |
Социально - коммуникативное развитие | Дидактическая игра «Раскрась по образцу», пазлы «Хохлома». | |
Работа с родителями | Изготовление книжек-малышек. | |
Февраль, 2023г. | Познавательное развитие | Проведение итоговой экскурсии «Золотая Хохлома» (экскурсоводы – дети) |
Художественно – эстетическое развитие | НОД «Посуда для ярмарки». | |
Речевое развитие | Составление описательных рассказов о хохломской росписи по мнемотаблице. | |
Социально - коммуникативное развитие | Дидактическая игра «Собери целое». | |
Работа с родителями | Мастер-класс «Хохломская роспись разделочной доски». | |
Март, 2023г. | Познавательное развитие | Экскурсия-путешествие «В гости к городецким мастерам». |
Художественно –эстетическое развитие | НОД: «Городецкие узоры», «Рисование купавки, розана и листочка». | |
Речевое развитие | Чтение сказки (знакомство с городецким промыслом). | |
Социально - коммуникативное развитие | Дидактические игры: лото «Городецкая роспись»; пазлы «Городец». | |
Работа с родителями | Консультация «Городецкая роспись» Изготовление книжек-малышек. | |
Апрель, 2023г. | Познавательное развитие | Проведение итоговой экскурсии «Городецкая роспись» (экскурсоводы – дети) |
Художественно –эстетическое развитие | НОД: «Городецкая гирлянда», «Городецкое панно». | |
Речевое развитие | Составление описательных рассказов о городецкой росписи по мнемотаблице. | |
Социально - коммуникативное развитие | Дидактическая игра «Составь городецкий узор». | |
Работа с родителями | Мастер-класс «Городецкая роспись» | |
Май, 2023г. | Познавательное развитие | Развлечение «Ярмарка ремёсел». |
Художественно –эстетическое развитие | Изготовление изделий дымковской, хохломской, городецкой росписи для ярмарки. | |
Речевое развитие | Разучивание стихотворений для развлечения. | |
Социально - коммуникативное развитие | Дидактические игры: развивающее лото «Народные промыслы», «Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай элементы узора». | |
Работа с родителями | Помощь родителей в проведении ярмарки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей подготовительной к школе группы к национальной культуре и искусству Коми через изобразительную деятельность.
Рабочая учебная прогамма...
Проект для детей подготовительной к школе группы «Историческое прошлое России»
Тип проекта: долгосрочный, информационный, творческий.Срок реализации: сентябрь - май.Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители и сотрудники дошкольного образовательного у...
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования...
Приобщение старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами
ПроектЗнакомство детей с декоративно-прикладным искусством...
Проект для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «К истокам татарской народной культуры»
На наш взгляд в настоящее время, как никогда, актуальна проблема гражданской самоидентификации детей дошкольного возраста и их родителей. А также потребность в изучении собственных...
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами»
Работа над проектом расширяет систему по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, делает акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через ознакомление с народными ...
Проект для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «К истокам татарской народной культуры»
На наш взгляд в настоящее время, как никогда, актуальна проблема гражданской самоидентификации детей дошкольного возраста и их родителей. А также потребность в изучении собственных истоков и наследия ...