Конспект открытого занятия в старшей группе Образовательная область «Художественное творчество» (рисование) Тема «Сказочная гжель»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Программные задачи:
1. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
2. Продолжить знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
3. Учить оформлять объёмную плоскость элементами узора гжельской росписи.
4. Закреплять представления детей о народных промыслах: Дымково, Хохлома.
5. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объёмной плоскости.
6. Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька», наносить кайму на изделие и добиваться «растяжения цвета».
7. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.
8. Развивать речь и мелкую моторику рук детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gshzhel.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Программные задачи:
1. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
2. Продолжить знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
3. Учить оформлять объёмную плоскость элементами узора гжельской росписи.
4. Закреплять представления детей о народных промыслах: Дымково, Хохлома.
5. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объёмной плоскости.
6. Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька», наносить кайму на изделие и добиваться «растяжения цвета».
7. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.
8. Развивать речь и мелкую моторику рук детей.
Оборудование:
Слайдовая презентация «Сказочная гжель», изделия народных промыслов, белый сервиз из папье-маше, гуашь синяя, кисть.
Предварительная работа:
Знакомство с гжельским промыслом.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами. Сегодня рано утром почтальон принёс нам посылку. Здесь написан адрес: ст. Ессентукская, детский сад «Родничок», детям старшей группы. Посмотрите, какая она необычная (на посылке наклеены предметы разных промыслов).
-Кто же нам её прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)
-Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.
-Здесь игрушки. Какие они весёлые, яркие, нарядные.
Как хороша эта девица-душа:
Щёчки алые горят, удивительный наряд!
-Это игрушка каких умельцев? - (дымковская игрушка)
А вот индюк нарядный,
Весь такой он складный,
У красавца индюка
Все расписаны бока!
-Это игрушка каких умельцев?
-Вот ложки расписные, деревянные. Как называется эта роспись? (хохломская роспись)
-Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нём говорится.
Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых,
Кувшины и кружки -быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка - глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая Гжель!
(дети находят в посылке предметы Гжели)
-Ребята, а у вас дома есть изделия с такими синими узорами?
(ответы детей)
Воспитатель:
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами.
Сказка (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды)
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным- давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.
Воспитатель:
-Понравилась вам сине-голубая сказка?
(ответы детей)
Беседа по сказке.
-О каком промысле эта сказка?
-Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
(из глины)
-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)
- Каким узором украшают мастера свои изделия? - показ демонстрационных изображений элементов Гжели
(широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)
-Какие изделия делали мастера из глины?
(посуда, различные фигурки)
Физкультминутка.
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Воспитатель:
-А сейчас я приглашаю вас посетить выставку «Сказочная гжель». Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.
(рассматривание изделий народного промысла)
- Для чего нужны гжельские изделия?
-Почему Гжель называют сине-голубой?
Воспитатель:
-Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Посмотрите на него, только чайник и чашки украшены гжельским цветком, а блюдца сервиза белые. Сегодня я предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить блюдца гжельским узором. Расписывать посуду мы будем красками.
(дети выбирают посуду и садятся за столы)
-Узор на всех предметах должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.
-Каким узором украшен чайник? (цветком и бордюром)
-Где расположен цветок? (в середине, на одной стороне посуды)
-Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки)
-На что похожи лепестки цветка? (на капельку)
-Рассмотрите кайму, которая украшает всю посуду – это тонкая волнистая линия с точками.
-Капелька – один из любимых элементов Гжели.
Разбор этапов выполнения работы
• Серединка цветка.
• Лепестки-капельки.
-Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок? (равномерно)
• Бордюр (волнистая линия с точками)
Особый приём, отличающий гжельскую роспись, «растяжение цвета», от тёмно-синего до бледно-голубого. Работая гуашью, «растяжение цвета» можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с внутренней стороны лепестка.
(уточнить приёмы рисования – сначала нарисовать цветок синей краской, потом промыть кисть, вытереть её салфеткой и, пока краска не высохла, провести мазки с внутренней стороны кистью, получится голубой оттенок)
Воспитатель
-С чего вы начнёте работу?
-Приступаем к работе.
(воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям)
В конце дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.
Подведение итогов
Воспитатель:
-Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».
-О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)
- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? (используется только синяя краска на белом фоне и особый приём росписи «растяжение цвета»)
-Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?
-Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!
Конспект открытого занятия
в старшей группе
Образовательная область
«Художественное творчество»
(рисование)
Тема «Сказочная гжель»
Воспитатель МКДОУ №8
Посух И.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по образовательной области " Художественно-эстетическое развитие" ( рисование) Тема: " Улицы нашего города"
Цель: способствовать развитию у детей чувства композиции при создании несложного городского пейзажа....
Конспект занятия. Образовательная область -художественно-эстетическое развитие, рисование. Тема: "Фантастический цветок"
Рисование. Старшая группа 5-6 лет. Тема: " Фантастический цветок".Рисование с использованием нетрадиционных техник (рисование пальчиками,ватними палочками) Интеграция образовател...
Конспект НОД, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) Тема: Путешествие в Сказочную страну
Конспект НОД, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (рисование)...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование)Тема НОД: «Декоративное рисование на квадрате» Тема недели: «Одежда. Обувь. Головные уборы»
Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(Рисование)Подготовительная группаТема НОД: «Декоративное рисовани...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование) Тема НОД: «Гжельские узоры» Тема недели: «Школа. Школьные принадлежности»
Задачи:Продолжать знакомить детей с гжельской росписью.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета. Формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи. Раз...
Образовательная деятельность в области художественно-эстетическое творчество рисование. Тема Снеговик. Группа вторая младшая.
Его не растили,Из снега слепили,Вместо носа ловкоВставили морковку.Глаза - угольки,Холодный, большой.Кто он такой?- Кто же он такой?Дети: Снеговик!...
Конспект ОД по образовательной области «Художественно – эстетическому развитию» рисование Тема занятия: «Листопад»
1. Организационный момент,воспитатель читает стихотворение.Рассматривание картины "Листопад"2.Дыхательная гимнастика.3.Физминутка.4.Объяснение воспитателем приемов рисования.5.Самостоя...