Авторская программа кружка "Декоративное рисование с детьми старшей группы"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

Дашкина Татьяна Васильевна

Автором представлена программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно прикладным искусством, ознакомление с полхов - майданской и гжельской росписями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА «Декоративное рисование»

Пояснительная записка.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский,  Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Организация процесса обучения.

Программа рассчитана на один год. Предполагается две подгруппы по 10 - 12 человек. Образовательная деятельность проводится во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью около 20 мин. Состав группы – одновозрастной (5 - 6 лет). Форма работы: групповые и индивидуальные занятия.

Цель кружка.

 - продолжать знакомить детей с дымковской, филимоновской, городецкой декоративно-прикладными росписями;

- познакомить старших дошкольников с полхов-майданской и гжельской  росписями;

- продолжать знакомить детей с бытом и традициями русского народа,  прививать эстетический вкус, способствовать развитию у детей художественно – творческих способностей, усвоению эталонов красоты;

-развивать психические процессы (мышление, внимание, память, воображение) через художественно – творческую деятельность;

-воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа.

Задачи кружка.

1. Образовательная

Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

Закреплять умение рисовать геометрические (круги, овалы, полосы, точки) и растительные узоры: травку, цветок, ягоду и т.д.

Видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и т.д.).

Выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.

2. Развивающая.

Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.

Развивать творческие способности.

3. Воспитательная.

Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

Учить работать самостоятельно.

Получить эмоциональный отклик на сделанную работу

Ожидаемые результаты.

К концу года ребенок должен уметь создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских и городецких  узоров; различать полхов-майданские и гжельские изделия; выделять элементы полхов-майданской росписи (веточку с листьями и ягодами.) и элементы гжельской росписи (цветы, бутон, листочки, травка).

Программное содержание занятий.

№ занятия

Цель

Формы работы

Сентябрь 2014год.

Занятие

№ 1,2

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности на начальном этапе.

Наблюдения, опрос, рисование.

Занятие

№ 3,4

«В сказочном мире народных промыслов»

Расширять представление детей о многообразии изделий народного декоративно – прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка.

Октябрь 2014 год.

Занятие

№ 1,2

“Дымковская ткань”

Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров. Закреплять умение рисовать кольца одним круговым движением, рисовать каждый элемент узора своим цветом. Развивать чувство ритма,  цвета.  Закреплять интерес к русской  народной  игрушке.

Дымковские игрушки, картинки, иллюстрации, рисование, пальчиковая гимнастика.

Занятие

№ 3,4

«Филимоновские цветы»

 Продолжать учить детей узнавать филимоновскую игрушку, элементы ее росписи, цветовую гамму узоров и способы их выполнения. Продолжать знакомить с элементом филимоновской росписи — «цветком». Показать образцы филимоновских цветов. Развивать фантазию, цветовое восприятие.

Беседа, рассматривание иллюстраций, филимоновские игрушки, физкультминутка, рисование, дидак. игра.

Ноябрь 2014 год.

Занятие

№ 1,2

“Роспись панно «Городецкая птица»”

 Закреплять знания детей о городецкой росписи, умение составлять узор, состоящий из цветов, бутонов, листьев. Показать детям изображения сказочных городецких птиц.  Совершенствовать умение составлять узор в форме.  Развивать творческую активность, интерес к народно-прикладному искусству.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра.

Занятие

№ 3,4

“Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (городецкий узор на кухонной доске)”

Продолжать знакомство с росписью Городца, закреплять знания детей об основных элементах, колорите, закономерностях построения узора. Продолжать знакомить с цветком — «розаном» и способом его рисования. Учить создавать свою композицию при украшении доски, красиво располагая узор в форме. Развивать эстетические чувства, совершенствовать технические навыки. Прививать уважение к народным промыслам, эстетическое восприятие и интерес к народному искусству.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра.

Декабрь 2014 год.

         Занятие

          № 1,2

“Городецкий конь ”

Расширять представление детей oб искусстве городецких мастеров. Учить рисовать гордых городецких коней, украшать рисунок цветами, листьями, закрепляв технические навыки рисования узоров. Развивать творческую активность, желание нарисовать яркий, красочный узор. Прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физминутка, подвижная игра.

Занятие

№ 3,4

«Народные игрушки»

(коллективная работа)

Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства. Закреплять умение рисовать геометрические и растительные узоры, видеть разнообразие материалов, выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование.

Январь 2015 год.

Занятие

№ 1

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по декабрь.

Наблюдения, опрос, лепка.

Занятие

№ 2,3

“Полхов – майданская роспись ”

Рассказ об истории промысла. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Полхов – майданском промысле. Воспитывать уважение  к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории.

Беседа, рассматривание, чтение, отгадывание загадок физкультминутка, подвижная игра.

Февраль 2015 год.

Занятие

№ 1,2

“ Изображение полхов-майданской сказочной веточки”

Познакомить детей с историей полхов – майданского промысла. Рассказать о разнообразии изделий, элементах узоров (цветы, листья) и сочетаниях  цветов. обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи –  веточку с листьями и ягодами.

Развивать художественный вкус и прививать любовь к народному творчеству.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование.

Занятие

№ 3,4

 Гриб - копилка”

Продолжать знакомить  детей с росписью Полхов – Майдана. Обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи –    веточку с листьями и ягодами; развивать у детей эстетическое восприятие,  умение  выделять  специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные  элементы; продолжать воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству. Вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование.

Март 2015 год.

Занятие

№ 1,2

“«Гжельское чудо» 

 Познакомить детей с гжельским промыслом; учить видеть красоту и самобытность изделий. Рассказать об особенности гжельских узоров — изменении насыщенности цвета в каждом элементе.  Развивать творческую активность, уважение к мастерам народных промыслов.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование,  чтение стихотворения.

Занятие

№ 3,4

“. «Рисование узора на полосе-кайме» ”

Продолжать знакомить детей с историей промысла, рассказать о процессе изготовления изделий. Учить рассматривать гжельскую  посуду.  Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий. Учить рисовать кайму по мотивам гжельской росписи: многократное повторение и сочетание линий, точек, мазков, пружинок и т.д.  Развивать художественный вкус, уважение к рукотворному труду.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование.

Апрель 2015 год.

Занятие

№ 1,2

 «Роспись гжельской посуды»

Продолжать учить детей видеть красоту, нежность, своеобразие гжельской росписи. Закрепить знание о промысле, колорите, элементах росписи. Учить выбирать узор, кайму для росписи объемных форм. Закреплять приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки», концом кисти (спиралей, травинок, завитков, волнистых линий). Развивать творческую активность, интерес к рисованию.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физминутка.

Занятие

№ 3,4

“ Дидактическая игра «Найди такой же узор»”.

Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию.

Беседа, рассматривание иллюстраций,  физкультминутка.

Май 2015 год.

Занятие

№ 1,2

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по май.

Наблюдения, опрос, рисование.

Занятие

№ 3-4

 Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки» (итоговое занятие)

Закрепить умение создавать декоративные композиции по мотивам полхов – майданских и гжельских  узоров. Создавать радостную творческую атмосферу. Воспитывать любовь к русской народной игрушки.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра.

Литература, используемые при составлении программы:

1. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2006.

2. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве: учебно-наглядное пособие. – М.: Просвещение, 2006.

3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.  

4. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

 5. «Гжель и гжельцы» авторы: С.В. Гамелкин, М.К. Капитан  2004

 6. Аграновская М. Возрождение многоцветной Гжели. // Декоративное искусство СССР. 1985, № 1.

 7.  Дайн Г.Л.  Русская игрушка. Москва «Советская Россия».1987 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по сюжетному рисованию с детьми старшей группы

Сюжетное рисование сложный вид. Детям необходимо иметь композиционные умения и  технические навыки. Кропотливая и целенаправленная работа позволила получать результаты....

Конспект НОД в области «Художественное творчество» по декоративному рисованию с детьми старшей группы. Тема: «Барыни дымковский узор»

Конспект НОД в области «Художественное творчество»  по декоративному рисованию с детьми старшей группы.   Тема: «Барыни дымковский узор»...

План работы по самообразованию по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования» с детьми старшей группы

План работы по самообразованию по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования» с детьми старшей группы...

Модифицированная программа «Удивительное рисование» для детей старшей группы.

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия, воспитания которых позволили развить э...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по рисованию с детьми старшей группы Тема: “Нетрадиционная техника рисования ватными палочками” “Цветы для мамы”

Цель: совершенствование творческих способностей посредством знакомства с новой изобразительной техникой - пуантилизм (рисование ватными палочками).Задачи:Образовательные: овладение нетрадиционным спос...