Модифицированная программа «Удивительное рисование» для детей старшей группы.
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

Илистратова Татьяна Николаевна

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия, воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Дети рисуют все что видят, слышат и ощущают. Особенно интересны и увлекательны, бывают рисунки детей, полученные нетрадиционным способом рисования: рисование пальцами, ладошкой, кулачком и с использованием других нетрадиционных материалов. Но к подростковому возрасту увлечение это проходит, и верными к изобразительной деятельности остаются лишь единицы.

       Исследование ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к знаниям искусством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.          

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

 Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

            Искусство изображать на листе бумаги формирует и развивает человека равносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.

Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Нарисовав событие, ему легче рассказывать о нем. Таким образом, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Конечно, не все дети станут художниками, но главное что различная техника рисования  сформирует творческую личность, научит мыслить смело и свободно.

 

Актуальность

      Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

     Педагогическое вмешательство взрослого, как и педагогический процесс в целом, имеет конечной целью нравственное воспитание, формирование личности ребенка. Однако следует отметить, что эстетическому воспитанию детей средствами изобразительного искусства, приобщению их к прекрасному долгое время придавалось лишь второстепенное значение. Прежде всего, стремились развивать у детей высокую мыслительную активность, а духовное их развитие оставалось на втором плане.

     Каждый ребенок проходит свой путь творческого развития. Дети дошкольного возраста изображают свои картины несколько иначе, чем мы, взрослые и понимают их на своем уровне, иногда поражая нас своими высказываниями. Однажды открыв окно ребенка в мир искусства, слегка дав прикоснуться нежной, эмоциональной душой к прекрасному,  должны  постепенно вводить малыша в этот мир.

     Сегодня задача приобщения ребенка к рисованию усложнилась. Другие средства проведения досуга в виде ТВ и Интернета оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы. Ребенок работать на минимуме усилий, становится неработоспособным для выполнения творческих заданий.

Цель:

Развитие творческих способностей детей  через  нетрадиционные  методы рисования.

Задачи:

Обучающая:

Ø знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования;

Ø использовать методы и приемы нетрадиционной техники в рисовании;

Ø знакомить детей с произведениями изобразительного искусства разных видов (живопись, графика).

Развивающая:

Ø развивать творческие способности и эмоциональную отзывчивость.

развивать способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  замечать и творить Красоту.

Ø развивать творчество и фантазию, наблюдательность и  воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

Воспитательная:

Ø воспитывать у  детей интерес к новой необычной технике рисования, чувства удовлетворения от результатов своего труда.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые моменты и приемы, интегрированные формы организации художественно – творческой деятельности,  формы организации художественно – творческой деятельности, пространственно предметная среда.

       Программа составлена на основе методических рекомендаций О.А. Белобрыкиной «Маленькие волшебники», Г.Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, часть 1, часть 2. Москва 2007г.       

Т.Н. Александрова  Чудесная клякса  Москва. Карапуз 1998г

И. А.Лыковой «Цветные ладошки», а так же использованы наработки М.Труновой «Рисуем, творим, фантазируем», Н.В. Кончаловской, Г.Д. Посевиной  программы «Сотворчество», программы «Вдохновение»

     Рекомендована программа для детей старшего возраста. Структурной особенностью ее является тематическое планирование содержания занятий. Разнообразие тем занятий охватывает то, что близко и доступно ребенку. Это мир природы, человека и искусства. Раскрываемые в темах общечеловеческие ценности и категории создания и принятие окружающего мира дают возможность ребенку творчески преобразовывать опыт общения с природой, искусством и людьми.

    Технология программы предусматривает проведение непосредственно образовательной деятельности по подгруппам, что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей. Деятельность детей ориентируется на возрастные особенности и увлеченность детей.

     Содержание программы раскрывает нравственно – эстетические и культурно познавательные ценности окружающего мира, выраженные через художественный образ языком искусств.  Оно ориентировано на воспитание эмоционального и осознанного отношения к изобразительному искусству, художественному слову, на умение слушать, видеть чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям. Содержательный аспект программы выстраивается таким образом, что познавая красоту окружающего мира, произведения искусства, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это побуждает детей передать свои мысли и впечатления в рисунках.

         Модифицированная программа строилась на основе компетентностного подхода. Ключевые компетентности являются до определенной степени универсальными:

Компетентность

Приоритетная педагогическая задача

Информационная компетентность «знать»

Организация работы с определенным типом информации (рисунок, образец, иллюстрация, репродукция картины).

Коммуникативная (языковая) компетентность «знать»

Развитие речевого воображения, мышления, связного логического высказывания по теме.

Социальная компетентность «жить вместе»

Организация группового взаимодействия.

Личностная компетентность «быть»

Развитие субъективности и самостоятельности.

Предметно–практическая компетентность «делать»

Организация продуктивной образовательной деятельности.

 

 Педагогические условия для реализации программы:

v создание художественно-развивающей среды  в детском саду (изобразительная студия);

v разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник.

     Программа рассчитана на один год обучения детьми старшей группы. Периодичность занятий – один раз в неделю. Длительность одного занятия – 25 минут.

     Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых  определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям  в освоении нетрадиционных изобразительных средств.

 

     Усвоение программы по развитию художественно-творческих детей старшего дошкольного возраста.

К концу года ребенок умеет:

Ø различать и называть способы нетрадиционного рисования;

Ø самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.);

Ø самостоятельно передавать сюжетную композицию;

Ø выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

Ø давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

 

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие    детей в художественных конкурсах, тематических выставках.

   Одна из задач ДОУ является создание условий для физического, интеллектуального и эстетического развития воспитанников, поэтому непосредственно образовательная деятельность в изостудии тесно связаны с воспитательно-образовательной работой в детском саду.

    Деятельность в изостудии полезна и увлекательна, потому, что происходит в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую работу.        

   Изостудия позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей.

    В студии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ.

     На мероприятиях проводимых с детьми применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.

Все занятия строятся по «заповедям для взрослого». Кратко эти заповеди  можно возвести в правила:

v тесно сотрудничайте с ребенком во время работы;

v радуйтесь вместе с ребенком его успеху;

v никого не подвергайте критике;

v доставляйте радость на занятии;

v чаще хвалите ребенка, ориентируйте его на успех

v удивляйте ребенка каждым занятием;

v не давайте ребенку скучать, уставать на занятии;

v встань на позицию рядом с ребенком, пойми его, вовремя помоги ему, посоветуй, дружи со своими детьми.

 

 

 

Тематический план

 

раздел

тема

месяц

часы

1

 

техника    монотипии

сентябрь

4

2

 

техника художественного мусора

октябрь

4

3

 

техника рисуем от ладошки

ноябрь

4

4

 

техника волшебных ниток

декабрь

4

5

 

техника фотокопии

январь

4

6

 

техника от капельки

февраль

4

7

 

техника рисуем пластилином

март

4

8

 

техника рисуем от овала

апрель

4

9

 

техника кляксографии

май

4

 

Перспективный план

 

 

раздел

 

тема

 

месяц

 

1

 

 

«Наливное яблочко»

«Бабочка красавица»

«Ваза с цветами»

«Небо на закате»

 

сентябрь

 

2

«Морской пейзаж»

«Натюрморт»

«Осенняя сказка»

«Космическое путешествие»

 

октябрь

 

3

«Петушок с высокой спицы…»

«Курочка ряба»

«Сказочная птица»

«Подводный мир золотой рыбки»»

 

ноябрь

 

4

«В царстве водопадов (одна нить)»

«Волшебные цветы (две нити)»

«В стране необычных снов» (три нити)»

« Дорисуй рисунок»

 

декабрь

 

5

«Картинка невидимка»

«Красота в снежинке»

«Шишки на заснеженной ветке»

«Снежная семейка снеговиков»

 

январь

 

6

«Лесные жители»

«Живет на болоте веселая семья…»

«Сказка о глупом мышонке»

«Динозаврик Дино»

 

февраль

 

7

«Весна, весна на улице»

«Путешествие лодочки»

«Первые подснежники»

«Сосульки плаксы»

 

март

 

8

«Желтые цыплята»

«Птица синица»

«Утята на пруду»

«В море ходит рыба кит»

 

апрель

 

9

«Весенняя песенка»

«Цветы к празднику Победы»

«Шумят сады зеленые»

«Озорное лето»

 

май

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

 в старшей группе

месяц

тема

программное содержание

материал

предварительная работа

Сентябрь (техника монотипии)

«Наливное яблочко»

Дать детям понятие «монотипия». Научить правильно, складывать лист, наносить  только часть изображаемого предмета. Развивать воображение, мелкую моторику руки. Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности..

 

Муляжи фруктов, краски гуашь, кисточки №2, №5, альбомный лист.

Чтение сказки В.Сутеева «Яблоко», рассматривание фруктов, игра «Магазин фруктов», рассматривание предметных картинок, складывание мозаики

«Бабочка красавица»

Продолжать знакомить с техникой «монотипии». Закреплять умение передавать в рисунке характерную окраску знакомых бабочек. Продолжать формировать навыки рисования концом кисточки, умение создавать свой неповторимый рисунок. Развивать умение работать над замыслом. Воспитывать аккуратность в работе.

Альбомный лист, акварель, кисточка №2, №3,образцы бабочек, картины с изображением бабочек

Рассматривание бабочек на прогулке, рассматривание предметных картинок с изображением бабочек, разукрашивание бабочек в книжках малышках, в раскрасках.

«Ваза с цветами»

Расширять представление о возможных способах изображения, закрепить технику монотипии, знаний о теплой цветовой гамме. Формировать создания несложной цветовой композиции. Воспитывать интерес детей к созданию рисунка.

Альбомный лист, акварель, кисточка №2, №3,образцы, предметные картинки цветов, баночки с водой, салфетка.

 

Рассматривание композиций с цветами, создание цветов из мелкого конструктора, изготовление цветов оригами.

«Небо на закате»

Закрепить с детьми понятия живописи «пейзаж». Уметь находить в изображении средства выразительности, цвет, форму предметов, особенности композиции. Подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение, свои эмоции, помочь увидеть красоту неба при закате солнца. Воспитывать у детей творчество, развивать воображение.

 

Альбомный лист, акварель, кисточка №2, №3,образцы, предметные картинки с изображением неба в различное время суток, баночки с водой, салфетка.

Рассматривание репродукции картин художников. Наблюдение за небом на прогулке (небо утром и небо вечером). Чтение стихов, произведений с описанием неба.

Октябрь (техника художественного мусора)

«Морской пейзаж»

 

Познакомить детей с методом «художественного мусора». Закрепить с детьми понятие пейзаж. Дать понятие художник маринист. Уметь в рисунке передавать особенности морского пейзажа, закрепить смешивание красок до определенного тона. Развивать у детей эстетический вкус. Воспитывать любовь к природе.

Альбомный лист, акварель, кисточка №2, №3,образцы, рассматривание репродукции картин художников маринистов И.К Айвазовский, А.П.Боголюбов,  баночки с водой, салфетка.

 

Рассматривание с детьми репродукции картин художников маринистов И.К Айвазовский, А.П.Боголюбов. Определение оттенков цвета, как художник передал настроение моря. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Как поэт показал в своем произведении различное состояние моря.

«Натюрморт»

Закрепить знание детей о натюрморте, понятие «художественный мусор» Определить с детьми правильное расположение предметов на листе, выбор проекции детьми. Умение рисовать рисунок всем ворсом кисти и кончиком, смешивать краски до нужного тона. Воспитывать красоту, умение видеть ее в своем рисунке.

Альбомный лист, акварель, кисточка №2, №3,образцы, рассматривание репродукции картин художников Игорь Грабарь, Кузьма Петров-Водкин, Иван Хруцкой, Константин Коровин,  баночки с водой, салфетка.

 

Рассматривание с детьми репродукции картин художников Игорь Грабарь, Кузьма Петров-Водкин, Иван Хруцкой, Константин Коровин.

Составление натюрмортов из муляжей, изображение фруктов, овощей.

«Осенняя сказка»

 

Научить детей понимать природу цвета, наблюдать, находить в природе сочетание определенных цветов. Познакомить с основными свойствами цвета (насыщенность, светлота). Формировать способность удивляться, радоваться и восхищаться разнообразием и многогранностью окружающего мира. Развивать и совершенствовать навыки и умения изобразительного творчества, закреплять умение работать с гуашью по мятой бумаге, накладывая один цвет на другой. Воспитывать эстетическое отношение к пейзажу, краскам, к гармонии.

Альбомный лист, акварель, гуашь, кисточка №2, №3, музыкальный цикл П.И. Чайковского «Времена года»,  образцы, рассматривание репродукции картин художников И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, И.К. Айвазовский, баночки с водой, салфетка.

 

Слушание с детьми музыкального цикла  П.И. Чайковского «Времена года», рассматривание репродукции картин художников И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, И.К. Айвазовский и другие (по выбору педагога). Чтение стихотворения Е. Трутневой «Четыре художника»

 

 

Октябрь (техника художественного мусора)

«Космическое путешествие»

Дать детям понятие космическое пространство- космос. Научить изображать космос, заполняя весь лист, подбирать краску по тону от темного до светлого. Изображать придуманную технику НЛО, космических пришельцев. Формировать умение составлять сюжет закрепить знание по цветоведению (название цвета, как правильно смешать краску для получения того или иного цвета). Развивать творческие способности. Воспитывать эстетическое отношение к рисунку.

 

 

Альбомный лист, акварель, гуашь, кисточка №2, №3, рассматривание репродукции картин, марок художника – фантаста А.К. Соколова, баночки с водой, салфетка.

   

Рассматривание с детьми репродукции картин, марок художника – фантаста А.К. Соколова. Познакомить детей с понятием марка, что это очень маленькая картина. Предложить детям организовать мини музей марок.    

Ноябрь (техника рисования от ладошки)

«Петушок  с высокой спицы…»

 

Дать понятие рисунок от обводной ладошки. Научить детей рисовать сказочного петушка необычным способом. Умение создавать неповторимый образ волшебного персонажа, придуманного самим ребенком. Закрепить навыки рисования кистью. Развивать творческие способности, воображение. Воспитывать интерес к созданию сказочного животного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альбомный лист, акварель, гуашь, кисточка №2, №3, рассматривание репродукции картин Ю. Васницова, баночки с водой, простой карандаш, восковые мелки, салфетка.

   

 

Рассматривание с детьми репродукции картин Ю. Васнецова, портрет А.С. Пушкина. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций в книге.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Курочка Ряба»

 Закрепить с детьми технику обводной ладошки. Уметь рисовать сказочного персонажа придуманного и разукрашенного по - своему. Применить технику проступающего рисунка при рисовании восковыми мелками. Развивать фантазию, детское творчество. Воспитывать навыки в работе.

Альбомный лист, акварель, гуашь, кисточка №2, №3, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, баночки с водой, простой карандаш, восковые мелки, салфетка.

   

Рассматривание с детьми иллюстраций к русским народным сказкам. Чтение сказок. Постановка спектакля для малышей «Курочка Ряба». Игры в театральном уголке.

 

 

 

 

«Сказочная птица»

Продолжать рисовать техникой обводной ладошки. Закрепить, с детьми в рисовании использовать различную интенсивность нажима на карандаш, с целью создания выразительного образа. Развивать фантазию, творчество детей. Воспитывать аккуратность в работе, любовь к русскому народному творчеству.

Альбомный лист, цветные карандаши,  иллюстрации к русским народным сказкам, акварель, баночки с водой простой карандаш, восковые мелки.

   

Рассматривание с детьми иллюстраций к русским народным сказкам. Чтение сказок. Показ разных видов театров. Игры в театральном уголке.

 

 

 

«Подводный мир золотой рыбки»

 

Закрепить с детьми технику обводной ладошки, создавая сюжет подводного царства «Золотой рыбки», знания детей о море и его обитателях. Расширить представление детей о подводном мире. Дать понятия морские звезды, крабы, осьминоги, медузы. Расширять кругозор детей. Развивать фантазию в творчестве. Воспитывать любознательность, желание создавать необычное, сказочное.

 

 

Альбомный лист, акварель, гуашь, кисточка №2, №3, №5, образцы новых морских обитателей, баночки с водой, простой карандаш, восковые мелки, салфетка.

   

 

Рассматривание с детьми иллюстраций о подводном мире. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Рассматривание рыбок в аквариуме. Наблюдение за ними.

Декабрь (техника волшебных ниток)

«В царстве водопадов» (одна нить)

Расширять представление детей о возможных способах художественного изображения, познакомить детей с методом волшебных ниток. Закрепить знания о холодной световой гамме. Формировать навыки создания не сложной цветовой композиции. Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности.

Два альбомных лист, акварель, гуашь, кисточка  №5, образцы новой техники, баночки с водой, фломастеры,   салфетка, нитки.

 

Просмотр видео фильмов «В стране водопадов», обратить внимание детей на красоту природы, мощь воды. Изображение водопада красками.

«Волшебные цветы»(две нити)

Познакомить детей с изобразительными и выразительными возможностями различных художественных материалов. Продолжить знакомство с техникой волшебных ниток. Закрепить технику рисования. Развивать фантазию, воображение. Формировать композиционные навыки. Воспитывать аккуратность при работе.

Два альбомных лист, акварель, гуашь, кисточка №5, образцы новой техники, баночки с водой, фломастеры,   салфетка, нитки №10.

 

Рассматривание с детьми иллюстраций о цветах, изображение цветов необычной формы на листе бумаги. Работа в уголке изобразительной деятельности.

 

 

 

Декабрь (техника волшебных ниток)

«В стране снов»

 

Учить детей отражать в рисунке задуманный сюжет, используя нетрадиционную технику «волшебные нити» (три нити), развивать воображение, творчество, мышление, фантазию. Воспитывать желание изображать необычные предметы, создавать сюжет, дорисовывать рисунок.

Два альбомных лист, акварель, гуашь, кисточка  №5, образцы новой техники, баночки с водой, фломастеры,   салфетка, нитки, Королева кисточка.

 

Чтение книг, рассматривание иллюстраций. Работа в уголке изобразительной деятельности.

«Дорисуй рисунок»

 

Уметь задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме и выдерживать это условие до конца работы. Добиваться образного решения намеченной темы. Закреплять нетрадиционную технику рисования. Развивать мышление, воображение, мелкую мускулатуру руки. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Два альбомных лист, акварель, гуашь, кисточка  №5, образцы новой техники, баночки с водой, фломастеры,   салфетка, нитки.

 

Рассматривание с детьми иллюстраций к книгам, изображение сюжетов на листе бумаги. Работа в уголке изобразительной деятельности.

Январь (техника фотокопии)

«Картинка невидимка»

 

Познакомить детей с изобразительными и выразительными возможностями различных художественных материалов (парафин, краски, карандаши, фломастеры), с нетрадиционным рисованием свечой. Развивать у детей мышление, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности.

Альбомный лист, парафиновая свеча, акварельные краски, кисточка №4, образцы изображения техники, зубочистка.

Презентация на тему « Откуда пришла свеча?», рассказ о парафине, закрепление свойств. Рассматривание иллюстраций к книге «Как появился огонь?»

«Снежинка»

 

Продолжить знакомство с техникой фотокопии. Учить хорошо, натирать лист свечой одинаковым слоем. Закрашивать гуашью не оставляя просветов. Рисовать зубочистками рисунок. Познакомить детей с различными формами снежинок. Закрепить рисование снежинки от точки, от креста, от круга. Развивать способность трудиться и доводить рисунок до полного изображения. Воспитывать самостоятельность в работе.

Альбомный лист, парафиновая свеча, акварельные краски, кисточка №4, образцы изображения техники, зубочистка.

Наблюдение на прогулке за снегопадом. Рассматривание снега на рукавичке, закрепление свойства снега. Чтение стихов о зиме. Показ видео ролика о снежинке и ее форме.

 

 

 

 

Январь (техника фотокопии)

«Шишки на заснеженной ветке»

 

Продолжать знакомство с техникой фотокопии, рисуя заснеженную ветку ели с шишками, совершенствовать рисование техники зубочисткой. Развивать образное мышление, умение ориентироваться на листе бумаги. Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности.

 

Альбомный лист, парафиновая свеча, акварельные краски, кисточка №4, образцы изображения техники, зубочистка.

 

Прогулка на участке леса. Закрепить знания о хвойных деревьях, название деревьев, подвижные игры найди нужное дерево. Сравнить деревья на участке с деревьями, изображенными на предметных картинках, на репродукции картин.

«Снежная семейка»

 

Закрепить знания детей о технике фотокопии, последовательность ее исполнения. Дать понятие « снежная семейка». Изображать круглую форму различной величины. Уметь изображать предметы вблизи и вдалеке. Развивать воображение, мышление, глазомер. Воспитывать любовь к природе.

 

Альбомный лист, парафиновая свеча, акварельные краски, кисточка №4, образцы изображения техники, зубочистка.

 

Труд на участке (лепка снеговиков из снега). Закрепить знание детей о зиме, о зимних забавах. Конструирование снеговиков из плоских кругов, аппликация на тему «Веселый снеговик»

Февраль (техника рисования от капельки)

«Лесные жители»

 

Дать детям понятие « рисование от капельки». Научить детей рисовать форму капельки. Уметь добавлять нужные элементы для создания определенного образа. Использовать различный материал, комбинирование его в рисунке, для придания образу большей выразительности. Развивать воображение. Воспитывать творческую самостоятельность

 

Альбомный лист, акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, пастель, образцы рисования от капельки, кисточки №2, №3, баночки с водой, салфетки, предметные картинки, картины из серии «Дикие животные»

 

Рассматривание с детьми картины из серии «Дикие животные», составление картинки из пазлов. Настольные игры с дикими животными «Кто живет в лесу?», «Помоги животному попасть в свой дом» и другие. Работа в уголке по изобразительной деятельности по данной теме.

«Живет на болоте веселая семья»

 

Продолжить знакомство с техникой рисование от капельки. Формировать умение строить композицию рисунка, передавать колорит природы. Развивать творчество, мышление, воображение, умение располагать рисунок на всем листе. Воспитывать желание ребенка создавать необычный придуманный свой образ.

 

Альбомный лист, гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, кисточки №2, №3, баночки с водой, салфетки, грамзапись, картины из серии «Дикие животные»

Игра «Танграм» (составление фигуры животного). Игры в игровом уголке.

 

 

 

Февраль (техника рисования от капельки)

Мышонок из сказки С.Я.Маршшака»

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования. Закрепить рисование формы капельки. Уметь создавать определенный образ из сказки С.Я.Маршага «Сказка о глупом мышонке». Формировать навыки рисования округлых форм, одним движением карандаша. Закрепить технику закрашивания предмета. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности..

 

Акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, альбомный лист, баночки с водой, салфетка, сказочные герои Кап и Капелька, картины из серии «Дикие животные»

 

Чтение сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», рассматривание иллюстраций в книге. Рисунки детей в уголке изобразительной деятельности. Обыгрывание героя в настольном театре.

Динозаврик Дино

 

Продолжить знакомство с техникой рисование от капельки. Формировать умение строить композицию рисунка, передавать колорит природы. Развивать творчество, мышление, воображение, умение располагать рисунок на всем листе. Воспитывать желание ребенка создавать необычный придуманный образ животного.

 

Альбомный лист, гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, кисточки №2, №3, баночки с водой, салфетки, грамзапись, иллюстрации на тему «Динозавры»

Презентация на тему « Динозавры юрского периода», рассказ о доисторических животных. Рассматривание иллюстраций к книге «История прошлых столетий»

Игра «Танграм» (составление фигуры животного). Игры в игровом уголке с игрушками.

Март (пластилиновая живопись)

«Весна, весна на улице»

 

Дать детям понятие « пластилиновая живопись». Научить детей использовать пластилин как инструмент для рисования. Уметь раскатывать пластилин тонкими столбиками, наносить по контуру рисунка, создавая образ динозаврика. Использовать различную цветовую гамму в рисунке, для придания образу большей выразительности. Развивать воображение. Воспитывать творческую самостоятельность

Картон, пластилин, доска для пластилина, салфетка, простой карандаш, иллюстрации с признаками весны, образцы данной техники, репродукции картин.

Рассматривание пейзажей на репродукциях картин художников, Наблюдение на прогулке за изменениями, происходящими в природе. Заучивание стихов о весне.

«Путешествие лодочки»

Продолжить знакомство с техникой «пластилиновая живопись». Формировать умение строить композицию рисунка, передавать колорит рисунка. Развивать творчество, мышление, воображение, умение располагать рисунок на всем листе. Воспитывать желание ребенка создавать рисунок, передавая сезонные изменения в природе.

Картон, простой карандаш, трафарет, игрушка лодка, пластилин, доска для пластилина, салфетка, стека.

Игры в игровом уголке с игрушками. Просмотр мультфильма «Лунтик», «Ручеек». Лепка в уголке изобразительной деятельности.

 

 

 

 

Март (пластилиновая живопись)

«Первые подснежники»

Продолжить знакомство с техникой пластилиновая живопись. Формировать умение строить композицию рисунка, передавать колорит природы. Развивать творчество, мышление, воображение, умение располагать рисунок на всем листе. Воспитывать желание ребенка создавать красивый рисунок.

Картон синего цвета, простой карандаш, пластилин, стека, предметные картинки подснежников.

Наблюдение за природой на участке, определить изменения в природе. Непосредственно образовательная деятельность изготовление подснежника оригами.

«Сосульки-плаксы»

Познакомить детей с изобразительными и выразительными возможностями различных художественных материалов (пластилин, краски, карандаши, фломастеры), закрепить рисование пластилином. Уметь заполнять рисунок пластилиновым мазком.  Развивать у детей мышление, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к непосредственно образовательной области.

 Голубой картон, простой карандаш, пластилин, стека, предметные картинки с изображением сосулек.

Наблюдение за природой на участке, определить изменения в природе. Заучивание стихотворения «Сосулька» Т.Н. Илистратова. Работа в изобразительном уголке.

Апрель (техника рисования от овала и круга)

«Желтые цыплята»

Научить детей техники изображение предмета от круга. Изобразить на солнечной лужайке цыплят, передавая форму частей их относительную величину. Закреплять приемы рисования гуашью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Воспитывать любовь к животным

 

Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, баночки с водой, кисточка №2,3, салфетка, картина с изображением цыплят, игрушка цыпленок

Рассматривание с детьми картины из серии «Домашние птицы», составление описательных рассказов. Настольные игры с домашними птицами «Кто живет в курятнике», «Помоги животному попасть в свой дом» и другие. Работа в уголке по изобразительной деятельности по данной теме.

«Птица синица»

 

Учить детей передавать в рисунке поэтический образ, подбирая соответствующую цветовую гамму. Красиво располагать птиц на листе бумаги. Научить рисовать птицу от овала. Закрепить приемы пользования кистью и красками. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать

творческую фантазию

Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, баночки с водой, кисточка №2,3, салфетка, картина с изображением цыплят, игрушка цыпленок

Рассматривание с детьми картины из серии «Перелетные птицы», составление описательных рассказов. Настольные печатные игры «Домино».  Работа в уголке по изобразительной деятельности по данной теме.

 

 

 

Апрель (техника рисования от овала и круга)

«Утята на пруду»

Учить детей рисовать птиц от овала, подбирая соответствующую цветовую гамму. Красиво располагать птиц на листе бумаги. Закрепить приемы проступающего рисунка. Развивать мышление, воображение. Воспитывать

Интерес к непосредственно образовательной области.

Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, баночки с водой, кисточка №2,3, салфетка, восковые мелки,  картина с изображением утки с утятами, игрушка утки.

Рассматривание с детьми картины из серии «Домашние птицы», составление описательных рассказов. Настольные игры  «Помоги животному попасть в свой дом» и другие. Работа в уголке по изобразительной деятельности по данной теме.

«Рыба кит»

Учить детей создавать сказочного героя. Формировать творчество детей. Закреплять навыки рисования от овала. Развивать чувство композиции. При анализе рисунка уметь выбрать наиболее выразительный, яркий, объяснять свой выбор. Воспитывать активность детей.

Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, баночки с водой, кисточка №2,3, салфетка, восковые мелки,  иллюстрации к сказке Ершова «Конек горбунок»

Чтение сказки «Конек горбунок». Определить, почему рыба кит лежал в океане, что было у него на спине и почему.

Игры детей в игровом уголке, рассматривание книг.

Май (техника кляксографии)

«Весенняя песенка»

 

Научить детей техники кляксографии. Определить расположение клякс на листе бумаги, знать определенное рисование предметов. Дополнять рисунок  другими материалами. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность.

Альбомный лист, акварель, вода, салфетки, кисточки №2, №4, репродукция картин весенний пейзаж

Наблюдение на прогулке за весенним пробуждением земли, за появлением первых зеленых листочков. Рассматривание картин пейзажей.

«Цветы к празднику Победы»

Продолжить знакомство с техникой кляксографии. Учить составлять из клякс  букет цветов, добавляя основные детали, дорисовывая пестики и тычинки. Развивать способность трудиться и доводить рисунок до полного изображения. Воспитывать самостоятельность в работе.

Альбомный лист, акварель, вода, салфетки, кисточки №2, №4, предметные картины изображением цветов.

Побеседовать с детьми о празднике Великой Победы. Просмотр видео ролика «Этот День Победы» « Ни что не забыто, ни кто не забыт»

«Шумят сады весенние»

Учить детей передавать в рисунке поэтический образ природы, подбирая соответствующую цветовую гамму. Красиво располагать на листе бумаги.  Закрепить приемы пользования кистью и красками. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к родному краю.

Альбомный лист, акварель, вода, салфетки, кисточки №2, №4, репродукции пейзажей.

Наблюдение на прогулке за весенним пробуждением земли, за появлением первых зеленых листочков. Рассматривание картин пейзажей.

Май

«Озорное лето»

Учить детей рисовать лето, подбирая соответствующую цветовую гамму. Красиво располагать композицию на листе бумаги. Закрепить приемы проступающего рисунка. Развивать мышление, воображение. Воспитывать

интерес к непосредственно образовательной области.

Альбомный лист, акварель, вода, салфетки, кисточки №2, №4, репродукции летних пейзажей.

 Рассматривание картин пейзажей. Заучивание стихов о лете. Рисунки детей различной техникой рисования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад  «Аленушка»

Модифицированная программа

«Удивительное рисование»

для детей старшей группы.

Воспитатель: Илистратова Т.Н.

                                         

п.Селенгинск 2014г.

               

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия, воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Дети рисуют все что видят, слышат и ощущают. Особенно интересны и увлекательны, бывают рисунки детей, полученные нетрадиционным способом рисования: рисование пальцами, ладошкой, кулачком и с использованием других нетрадиционных материалов. Но к подростковому возрасту увлечение это проходит, и верными к изобразительной деятельности остаются лишь единицы.

       Исследование ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к знаниям искусством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.          

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

 Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

            Искусство изображать на листе бумаги формирует и развивает человека равносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.

Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Нарисовав событие, ему легче рассказывать о нем. Таким образом, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Конечно, не все дети станут художниками, но главное что различная техника рисования  сформирует творческую личность, научит мыслить смело и свободно.

Актуальность

      Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

     Педагогическое вмешательство взрослого, как и педагогический процесс в целом, имеет конечной целью нравственное воспитание, формирование личности ребенка. Однако следует отметить, что эстетическому воспитанию детей средствами изобразительного искусства, приобщению их к прекрасному долгое время придавалось лишь второстепенное значение. Прежде всего, стремились развивать у детей высокую мыслительную активность, а духовное их развитие оставалось на втором плане.

     Каждый ребенок проходит свой путь творческого развития. Дети дошкольного возраста изображают свои картины несколько иначе, чем мы, взрослые и понимают их на своем уровне, иногда поражая нас своими высказываниями. Однажды открыв окно ребенка в мир искусства, слегка дав прикоснуться нежной, эмоциональной душой к прекрасному,  должны  постепенно вводить малыша в этот мир.

     Сегодня задача приобщения ребенка к рисованию усложнилась. Другие средства проведения досуга в виде ТВ и Интернета оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы. Ребенок работать на минимуме усилий, становится неработоспособным для выполнения творческих заданий.

Цель:

Развитие творческих способностей детей  через  нетрадиционные  методы рисования.

Задачи:

Обучающая:

  • знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования;
  • использовать методы и приемы нетрадиционной техники в рисовании;
  • знакомить детей с произведениями изобразительного искусства разных видов (живопись, графика).

Развивающая:

  • развивать творческие способности и эмоциональную отзывчивость.

развивать способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  замечать и творить Красоту.

  • развивать творчество и фантазию, наблюдательность и  воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

Воспитательная:

  • воспитывать у  детей интерес к новой необычной технике рисования, чувства удовлетворения от результатов своего труда.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые моменты и приемы, интегрированные формы организации художественно – творческой деятельности,  формы организации художественно – творческой деятельности, пространственно предметная среда.

       Программа составлена на основе методических рекомендаций О.А. Белобрыкиной «Маленькие волшебники», Г.Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, часть 1, часть 2. Москва 2007г.        

Т.Н. Александрова  Чудесная клякса  Москва. Карапуз 1998г

И. А.Лыковой «Цветные ладошки», а так же использованы наработки М.Труновой «Рисуем, творим, фантазируем», Н.В. Кончаловской, Г.Д. Посевиной  программы «Сотворчество», программы «Вдохновение»

     Рекомендована программа для детей старшего возраста. Структурной особенностью ее является тематическое планирование содержания занятий. Разнообразие тем занятий охватывает то, что близко и доступно ребенку. Это мир природы, человека и искусства. Раскрываемые в темах общечеловеческие ценности и категории создания и принятие окружающего мира дают возможность ребенку творчески преобразовывать опыт общения с природой, искусством и людьми.

    Технология программы предусматривает проведение непосредственно образовательной деятельности по подгруппам, что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей. Деятельность детей ориентируется на возрастные особенности и увлеченность детей.

     Содержание программы раскрывает нравственно – эстетические и культурно познавательные ценности окружающего мира, выраженные через художественный образ языком искусств.  Оно ориентировано на воспитание эмоционального и осознанного отношения к изобразительному искусству, художественному слову, на умение слушать, видеть чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям. Содержательный аспект программы выстраивается таким образом, что познавая красоту окружающего мира, произведения искусства, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это побуждает детей передать свои мысли и впечатления в рисунках.

         Модифицированная программа строилась на основе компетентностного подхода. Ключевые компетентности являются до определенной степени универсальными:

Компетентность

Приоритетная педагогическая задача

Информационная компетентность «знать»

Организация работы с определенным типом информации (рисунок, образец, иллюстрация, репродукция картины).

Коммуникативная (языковая) компетентность «знать»

Развитие речевого воображения, мышления, связного логического высказывания по теме.

Социальная компетентность «жить вместе»

Организация группового взаимодействия.

Личностная компетентность «быть»

Развитие субъективности и самостоятельности.

Предметно–практическая компетентность «делать»

Организация продуктивной образовательной деятельности.

 Педагогические условия для реализации программы:

  • создание художественно-развивающей среды  в детском саду (изобразительная студия);
  • разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник.

     Программа рассчитана на один год обучения детьми старшей группы. Периодичность занятий – один раз в неделю. Длительность одного занятия – 25 минут.

     Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых  определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям  в освоении нетрадиционных изобразительных средств.

     Усвоение программы по развитию художественно-творческих детей старшего дошкольного возраста.

К концу года ребенок умеет:

  • различать и называть способы нетрадиционного рисования;
  • самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.);
  • самостоятельно передавать сюжетную композицию;
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие    детей в художественных конкурсах, тематических выставках.

   Одна из задач ДОУ является создание условий для физического, интеллектуального и эстетического развития воспитанников, поэтому непосредственно образовательная деятельность в изостудии тесно связаны с воспитательно-образовательной работой в детском саду.

    Деятельность в изостудии полезна и увлекательна, потому, что происходит в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую работу.        

   Изостудия позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей.

    В студии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ.

     На мероприятиях проводимых с детьми применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.

Все занятия строятся по «заповедям для взрослого». Кратко эти заповеди  можно возвести в правила:

  • тесно сотрудничайте с ребенком во время работы;
  • радуйтесь вместе с ребенком его успеху;
  • никого не подвергайте критике;
  • доставляйте радость на занятии;
  • чаще хвалите ребенка, ориентируйте его на успех
  • удивляйте ребенка каждым занятием;
  • не давайте ребенку скучать, уставать на занятии;
  • встань на позицию рядом с ребенком, пойми его, вовремя помоги ему, посоветуй, дружи со своими детьми.

Тематический план

раздел

тема

месяц

часы

1

техника    монотипии

сентябрь

4

2

техника художественного мусора

октябрь

4

3

техника рисуем от ладошки

ноябрь

4

4

техника волшебных ниток

декабрь

4

5

техника фотокопии

январь

4

6

техника от капельки

февраль

4

7

техника рисуем пластилином

март

4

8

техника рисуем от овала

апрель

4

9

техника кляксографии

май

4

Перспективный план

раздел

тема

месяц

1

«Наливное яблочко»

«Бабочка красавица»

«Ваза с цветами»

«Небо на закате»

сентябрь

2

«Морской пейзаж»

«Натюрморт»

«Осенняя сказка»

«Космическое путешествие»

октябрь

3

«Петушок с высокой спицы…»

«Курочка ряба»

«Сказочная птица»

«Подводный мир золотой рыбки»»

ноябрь

4

«В царстве водопадов (одна нить)»

«Волшебные цветы (две нити)»

«В стране необычных снов» (три нити)»

« Дорисуй рисунок»

декабрь

5

«Картинка невидимка»

«Красота в снежинке»

«Шишки на заснеженной ветке»

«Снежная семейка снеговиков»

январь

6

«Лесные жители»

«Живет на болоте веселая семья…»

«Сказка о глупом мышонке»

«Динозаврик Дино»

февраль

7

«Весна, весна на улице»

«Путешествие лодочки»

«Первые подснежники»

«Сосульки плаксы»

март

8

«Желтые цыплята»

«Птица синица»

«Утята на пруду»

«В море ходит рыба кит»

апрель

9

«Весенняя песенка»

«Цветы к празднику Победы»

«Шумят сады зеленые»

«Озорное лето»

май

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

 в старшей группе

месяц

тема

программное содержание

материал

предварительная работа

Сентябрь (техника монотипии)

«Наливное яблочко»

Дать детям понятие «монотипия». Научить правильно, складывать лист, наносить  только часть изображаемого предмета. Развивать воображение, мелкую моторику руки. Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности..

Муляжи фруктов, краски гуашь, кисточки №2, №5, альбомный лист.

Чтение сказки В.Сутеева «Яблоко», рассматривание фруктов, игра «Магазин фруктов», рассматривание предметных картинок, складывание мозаики

«Бабочка красавица»

Продолжать знакомить с техникой «монотипии». Закреплять умение передавать в рисунке характерную окраску знакомых бабочек. Продолжать формировать навыки рисования концом кисточки, умение создавать свой неповторимый рисунок. Развивать умение работать над замыслом. Воспитывать аккуратность в работе.

Альбомный лист, акварель, кисточка №2, №3,образцы бабочек, картины с изображением бабочек

Рассматривание бабочек на прогулке, рассматривание предметных картинок с изображением бабочек, разукрашивание бабочек в книжках малышках, в раскрасках.

«Ваза с цветами»

Расширять представление о возможных способах изображения, закрепить технику монотипии, знаний о теплой цветовой гамме. Формировать создания несложной цветовой композиции. Воспитывать интерес детей к созданию рисунка.

Альбомный лист, акварель, кисточка №2, №3,образцы, предметные картинки цветов, баночки с водой, салфетка.

Рассматривание композиций с цветами, создание цветов из мелкого конструктора, изготовление цветов оригами.

«Небо на закате»

Закрепить с детьми понятия живописи «пейзаж». Уметь находить в изображении средства выразительности, цвет, форму предметов, особенности композиции. Подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение, свои эмоции, помочь увидеть красоту неба при закате солнца. Воспитывать у детей творчество, развивать воображение.

Альбомный лист, акварель, кисточка №2, №3,образцы, предметные картинки с изображением неба в различное время суток, баночки с водой, салфетка.

Рассматривание репродукции картин художников. Наблюдение за небом на прогулке (небо утром и небо вечером). Чтение стихов, произведений с описанием неба.

Октябрь (техника художественного мусора)

«Морской пейзаж»

Познакомить детей с методом «художественного мусора». Закрепить с детьми понятие пейзаж. Дать понятие художник маринист. Уметь в рисунке передавать особенности морского пейзажа, закрепить смешивание красок до определенного тона. Развивать у детей эстетический вкус. Воспитывать любовь к природе.

Альбомный лист, акварель, кисточка №2, №3,образцы, рассматривание репродукции картин художников маринистов И.К Айвазовский, А.П.Боголюбов,  баночки с водой, салфетка.

Рассматривание с детьми репродукции картин художников маринистов И.К Айвазовский, А.П.Боголюбов. Определение оттенков цвета, как художник передал настроение моря. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Как поэт показал в своем произведении различное состояние моря.

«Натюрморт»

Закрепить знание детей о натюрморте, понятие «художественный мусор» Определить с детьми правильное расположение предметов на листе, выбор проекции детьми. Умение рисовать рисунок всем ворсом кисти и кончиком, смешивать краски до нужного тона. Воспитывать красоту, умение видеть ее в своем рисунке.

Альбомный лист, акварель, кисточка №2, №3,образцы, рассматривание репродукции картин художников Игорь Грабарь, Кузьма Петров-Водкин, Иван Хруцкой, Константин Коровин,  баночки с водой, салфетка.

Рассматривание с детьми репродукции картин художников Игорь Грабарь, Кузьма Петров-Водкин, Иван Хруцкой, Константин Коровин.

Составление натюрмортов из муляжей, изображение фруктов, овощей.

«Осенняя сказка»

Научить детей понимать природу цвета, наблюдать, находить в природе сочетание определенных цветов. Познакомить с основными свойствами цвета (насыщенность, светлота). Формировать способность удивляться, радоваться и восхищаться разнообразием и многогранностью окружающего мира. Развивать и совершенствовать навыки и умения изобразительного творчества, закреплять умение работать с гуашью по мятой бумаге, накладывая один цвет на другой. Воспитывать эстетическое отношение к пейзажу, краскам, к гармонии.

Альбомный лист, акварель, гуашь, кисточка №2, №3, музыкальный цикл П.И. Чайковского «Времена года»,  образцы, рассматривание репродукции картин художников И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, И.К. Айвазовский, баночки с водой, салфетка.

Слушание с детьми музыкального цикла  П.И. Чайковского «Времена года», рассматривание репродукции картин художников И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, И.К. Айвазовский и другие (по выбору педагога). Чтение стихотворения Е. Трутневой «Четыре художника»

Октябрь (техника художественного мусора)

«Космическое путешествие»

Дать детям понятие космическое пространство- космос. Научить изображать космос, заполняя весь лист, подбирать краску по тону от темного до светлого. Изображать придуманную технику НЛО, космических пришельцев. Формировать умение составлять сюжет закрепить знание по цветоведению (название цвета, как правильно смешать краску для получения того или иного цвета). Развивать творческие способности. Воспитывать эстетическое отношение к рисунку.

Альбомный лист, акварель, гуашь, кисточка №2, №3, рассматривание репродукции картин, марок художника – фантаста А.К. Соколова, баночки с водой, салфетка.

   

Рассматривание с детьми репродукции картин, марок художника – фантаста А.К. Соколова. Познакомить детей с понятием марка, что это очень маленькая картина. Предложить детям организовать мини музей марок.    

Ноябрь (техника рисования от ладошки)

«Петушок  с высокой спицы…»

Дать понятие рисунок от обводной ладошки. Научить детей рисовать сказочного петушка необычным способом. Умение создавать неповторимый образ волшебного персонажа, придуманного самим ребенком. Закрепить навыки рисования кистью. Развивать творческие способности, воображение. Воспитывать интерес к созданию сказочного животного.

Альбомный лист, акварель, гуашь, кисточка №2, №3, рассматривание репродукции картин Ю. Васницова, баночки с водой, простой карандаш, восковые мелки, салфетка.

   

Рассматривание с детьми репродукции картин Ю. Васнецова, портрет А.С. Пушкина. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций в книге.

«Курочка Ряба»

 Закрепить с детьми технику обводной ладошки. Уметь рисовать сказочного персонажа придуманного и разукрашенного по - своему. Применить технику проступающего рисунка при рисовании восковыми мелками. Развивать фантазию, детское творчество. Воспитывать навыки в работе.

Альбомный лист, акварель, гуашь, кисточка №2, №3, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, баночки с водой, простой карандаш, восковые мелки, салфетка.

   

Рассматривание с детьми иллюстраций к русским народным сказкам. Чтение сказок. Постановка спектакля для малышей «Курочка Ряба». Игры в театральном уголке.

«Сказочная птица»

Продолжать рисовать техникой обводной ладошки. Закрепить, с детьми в рисовании использовать различную интенсивность нажима на карандаш, с целью создания выразительного образа. Развивать фантазию, творчество детей. Воспитывать аккуратность в работе, любовь к русскому народному творчеству.

Альбомный лист, цветные карандаши,  иллюстрации к русским народным сказкам, акварель, баночки с водой простой карандаш, восковые мелки.

   

Рассматривание с детьми иллюстраций к русским народным сказкам. Чтение сказок. Показ разных видов театров. Игры в театральном уголке.

«Подводный мир золотой рыбки»

Закрепить с детьми технику обводной ладошки, создавая сюжет подводного царства «Золотой рыбки», знания детей о море и его обитателях. Расширить представление детей о подводном мире. Дать понятия морские звезды, крабы, осьминоги, медузы. Расширять кругозор детей. Развивать фантазию в творчестве. Воспитывать любознательность, желание создавать необычное, сказочное.

Альбомный лист, акварель, гуашь, кисточка №2, №3, №5, образцы новых морских обитателей, баночки с водой, простой карандаш, восковые мелки, салфетка.

   

Рассматривание с детьми иллюстраций о подводном мире. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Рассматривание рыбок в аквариуме. Наблюдение за ними.

Декабрь (техника волшебных ниток)

«В царстве водопадов» (одна нить)

Расширять представление детей о возможных способах художественного изображения, познакомить детей с методом волшебных ниток. Закрепить знания о холодной световой гамме. Формировать навыки создания не сложной цветовой композиции. Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности.

Два альбомных лист, акварель, гуашь, кисточка  №5, образцы новой техники, баночки с водой, фломастеры,   салфетка, нитки.

Просмотр видео фильмов «В стране водопадов», обратить внимание детей на красоту природы, мощь воды. Изображение водопада красками.

«Волшебные цветы»(две нити)

Познакомить детей с изобразительными и выразительными возможностями различных художественных материалов. Продолжить знакомство с техникой волшебных ниток. Закрепить технику рисования. Развивать фантазию, воображение. Формировать композиционные навыки. Воспитывать аккуратность при работе.

Два альбомных лист, акварель, гуашь, кисточка №5, образцы новой техники, баночки с водой, фломастеры,   салфетка, нитки №10.

Рассматривание с детьми иллюстраций о цветах, изображение цветов необычной формы на листе бумаги. Работа в уголке изобразительной деятельности.

Декабрь (техника волшебных ниток)

«В стране снов»

Учить детей отражать в рисунке задуманный сюжет, используя нетрадиционную технику «волшебные нити» (три нити), развивать воображение, творчество, мышление, фантазию. Воспитывать желание изображать необычные предметы, создавать сюжет, дорисовывать рисунок.

Два альбомных лист, акварель, гуашь, кисточка  №5, образцы новой техники, баночки с водой, фломастеры,   салфетка, нитки, Королева кисточка.

Чтение книг, рассматривание иллюстраций. Работа в уголке изобразительной деятельности.

«Дорисуй рисунок»

 

Уметь задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме и выдерживать это условие до конца работы. Добиваться образного решения намеченной темы. Закреплять нетрадиционную технику рисования. Развивать мышление, воображение, мелкую мускулатуру руки. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Два альбомных лист, акварель, гуашь, кисточка  №5, образцы новой техники, баночки с водой, фломастеры,   салфетка, нитки.

Рассматривание с детьми иллюстраций к книгам, изображение сюжетов на листе бумаги. Работа в уголке изобразительной деятельности.

Январь (техника фотокопии)

«Картинка невидимка»

Познакомить детей с изобразительными и выразительными возможностями различных художественных материалов (парафин, краски, карандаши, фломастеры), с нетрадиционным рисованием свечой. Развивать у детей мышление, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности.

Альбомный лист, парафиновая свеча, акварельные краски, кисточка №4, образцы изображения техники, зубочистка.

Презентация на тему « Откуда пришла свеча?», рассказ о парафине, закрепление свойств. Рассматривание иллюстраций к книге «Как появился огонь?»

«Снежинка»

Продолжить знакомство с техникой фотокопии. Учить хорошо, натирать лист свечой одинаковым слоем. Закрашивать гуашью не оставляя просветов. Рисовать зубочистками рисунок. Познакомить детей с различными формами снежинок. Закрепить рисование снежинки от точки, от креста, от круга. Развивать способность трудиться и доводить рисунок до полного изображения. Воспитывать самостоятельность в работе.

Альбомный лист, парафиновая свеча, акварельные краски, кисточка №4, образцы изображения техники, зубочистка.

Наблюдение на прогулке за снегопадом. Рассматривание снега на рукавичке, закрепление свойства снега. Чтение стихов о зиме. Показ видео ролика о снежинке и ее форме.

Январь (техника фотокопии)

«Шишки на заснеженной ветке»

Продолжать знакомство с техникой фотокопии, рисуя заснеженную ветку ели с шишками, совершенствовать рисование техники зубочисткой. Развивать образное мышление, умение ориентироваться на листе бумаги. Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности.

Альбомный лист, парафиновая свеча, акварельные краски, кисточка №4, образцы изображения техники, зубочистка.

Прогулка на участке леса. Закрепить знания о хвойных деревьях, название деревьев, подвижные игры найди нужное дерево. Сравнить деревья на участке с деревьями, изображенными на предметных картинках, на репродукции картин.

«Снежная семейка»

Закрепить знания детей о технике фотокопии, последовательность ее исполнения. Дать понятие « снежная семейка». Изображать круглую форму различной величины. Уметь изображать предметы вблизи и вдалеке. Развивать воображение, мышление, глазомер. Воспитывать любовь к природе.

Альбомный лист, парафиновая свеча, акварельные краски, кисточка №4, образцы изображения техники, зубочистка.

Труд на участке (лепка снеговиков из снега). Закрепить знание детей о зиме, о зимних забавах. Конструирование снеговиков из плоских кругов, аппликация на тему «Веселый снеговик»

Февраль (техника рисования от капельки)

«Лесные жители»

Дать детям понятие « рисование от капельки». Научить детей рисовать форму капельки. Уметь добавлять нужные элементы для создания определенного образа. Использовать различный материал, комбинирование его в рисунке, для придания образу большей выразительности. Развивать воображение. Воспитывать творческую самостоятельность

Альбомный лист, акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, пастель, образцы рисования от капельки, кисточки №2, №3, баночки с водой, салфетки, предметные картинки, картины из серии «Дикие животные»

Рассматривание с детьми картины из серии «Дикие животные», составление картинки из пазлов. Настольные игры с дикими животными «Кто живет в лесу?», «Помоги животному попасть в свой дом» и другие. Работа в уголке по изобразительной деятельности по данной теме.

«Живет на болоте веселая семья»

Продолжить знакомство с техникой рисование от капельки. Формировать умение строить композицию рисунка, передавать колорит природы. Развивать творчество, мышление, воображение, умение располагать рисунок на всем листе. Воспитывать желание ребенка создавать необычный придуманный свой образ.

Альбомный лист, гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, кисточки №2, №3, баночки с водой, салфетки, грамзапись, картины из серии «Дикие животные»

Игра «Танграм» (составление фигуры животного). Игры в игровом уголке.

Февраль (техника рисования от капельки)

Мышонок из сказки С.Я.Маршшака»

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования. Закрепить рисование формы капельки. Уметь создавать определенный образ из сказки С.Я.Маршага «Сказка о глупом мышонке». Формировать навыки рисования округлых форм, одним движением карандаша. Закрепить технику закрашивания предмета. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности..

Акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, альбомный лист, баночки с водой, салфетка, сказочные герои Кап и Капелька, картины из серии «Дикие животные»

Чтение сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», рассматривание иллюстраций в книге. Рисунки детей в уголке изобразительной деятельности. Обыгрывание героя в настольном театре.

Динозаврик Дино

Продолжить знакомство с техникой рисование от капельки. Формировать умение строить композицию рисунка, передавать колорит природы. Развивать творчество, мышление, воображение, умение располагать рисунок на всем листе. Воспитывать желание ребенка создавать необычный придуманный образ животного.

Альбомный лист, гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, кисточки №2, №3, баночки с водой, салфетки, грамзапись, иллюстрации на тему «Динозавры»

Презентация на тему « Динозавры юрского периода», рассказ о доисторических животных. Рассматривание иллюстраций к книге «История прошлых столетий»

Игра «Танграм» (составление фигуры животного). Игры в игровом уголке с игрушками.

Март (пластилиновая живопись)

«Весна, весна на улице»

Дать детям понятие « пластилиновая живопись». Научить детей использовать пластилин как инструмент для рисования. Уметь раскатывать пластилин тонкими столбиками, наносить по контуру рисунка, создавая образ динозаврика. Использовать различную цветовую гамму в рисунке, для придания образу большей выразительности. Развивать воображение. Воспитывать творческую самостоятельность

Картон, пластилин, доска для пластилина, салфетка, простой карандаш, иллюстрации с признаками весны, образцы данной техники, репродукции картин.

Рассматривание пейзажей на репродукциях картин художников, Наблюдение на прогулке за изменениями, происходящими в природе. Заучивание стихов о весне.

«Путешествие лодочки»

Продолжить знакомство с техникой «пластилиновая живопись». Формировать умение строить композицию рисунка, передавать колорит рисунка. Развивать творчество, мышление, воображение, умение располагать рисунок на всем листе. Воспитывать желание ребенка создавать рисунок, передавая сезонные изменения в природе.

Картон, простой карандаш, трафарет, игрушка лодка, пластилин, доска для пластилина, салфетка, стека.

Игры в игровом уголке с игрушками. Просмотр мультфильма «Лунтик», «Ручеек». Лепка в уголке изобразительной деятельности.

Март (пластилиновая живопись)

«Первые подснежники»

Продолжить знакомство с техникой пластилиновая живопись. Формировать умение строить композицию рисунка, передавать колорит природы. Развивать творчество, мышление, воображение, умение располагать рисунок на всем листе. Воспитывать желание ребенка создавать красивый рисунок.

Картон синего цвета, простой карандаш, пластилин, стека, предметные картинки подснежников.

Наблюдение за природой на участке, определить изменения в природе. Непосредственно образовательная деятельность изготовление подснежника оригами.

«Сосульки-плаксы»

Познакомить детей с изобразительными и выразительными возможностями различных художественных материалов (пластилин, краски, карандаши, фломастеры), закрепить рисование пластилином. Уметь заполнять рисунок пластилиновым мазком.  Развивать у детей мышление, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к непосредственно образовательной области.

 Голубой картон, простой карандаш, пластилин, стека, предметные картинки с изображением сосулек.

Наблюдение за природой на участке, определить изменения в природе. Заучивание стихотворения «Сосулька» Т.Н. Илистратова. Работа в изобразительном уголке.

Апрель (техника рисования от овала и круга)

«Желтые цыплята»

Научить детей техники изображение предмета от круга. Изобразить на солнечной лужайке цыплят, передавая форму частей их относительную величину. Закреплять приемы рисования гуашью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Воспитывать любовь к животным

Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, баночки с водой, кисточка №2,3, салфетка, картина с изображением цыплят, игрушка цыпленок

Рассматривание с детьми картины из серии «Домашние птицы», составление описательных рассказов. Настольные игры с домашними птицами «Кто живет в курятнике», «Помоги животному попасть в свой дом» и другие. Работа в уголке по изобразительной деятельности по данной теме.

«Птица синица»

Учить детей передавать в рисунке поэтический образ, подбирая соответствующую цветовую гамму. Красиво располагать птиц на листе бумаги. Научить рисовать птицу от овала. Закрепить приемы пользования кистью и красками. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать

творческую фантазию

Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, баночки с водой, кисточка №2,3, салфетка, картина с изображением цыплят, игрушка цыпленок

Рассматривание с детьми картины из серии «Перелетные птицы», составление описательных рассказов. Настольные печатные игры «Домино».  Работа в уголке по изобразительной деятельности по данной теме.

Апрель (техника рисования от овала и круга)

«Утята на пруду»

Учить детей рисовать птиц от овала, подбирая соответствующую цветовую гамму. Красиво располагать птиц на листе бумаги. Закрепить приемы проступающего рисунка. Развивать мышление, воображение. Воспитывать

Интерес к непосредственно образовательной области.

Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, баночки с водой, кисточка №2,3, салфетка, восковые мелки,  картина с изображением утки с утятами, игрушка утки.

Рассматривание с детьми картины из серии «Домашние птицы», составление описательных рассказов. Настольные игры  «Помоги животному попасть в свой дом» и другие. Работа в уголке по изобразительной деятельности по данной теме.

«Рыба кит»

Учить детей создавать сказочного героя. Формировать творчество детей. Закреплять навыки рисования от овала. Развивать чувство композиции. При анализе рисунка уметь выбрать наиболее выразительный, яркий, объяснять свой выбор. Воспитывать активность детей.

Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, баночки с водой, кисточка №2,3, салфетка, восковые мелки,  иллюстрации к сказке Ершова «Конек горбунок»

Чтение сказки «Конек горбунок». Определить, почему рыба кит лежал в океане, что было у него на спине и почему.

Игры детей в игровом уголке, рассматривание книг.

Май (техника кляксографии)

«Весенняя песенка»

Научить детей техники кляксографии. Определить расположение клякс на листе бумаги, знать определенное рисование предметов. Дополнять рисунок  другими материалами. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность.

Альбомный лист, акварель, вода, салфетки, кисточки №2, №4, репродукция картин весенний пейзаж

Наблюдение на прогулке за весенним пробуждением земли, за появлением первых зеленых листочков. Рассматривание картин пейзажей.

«Цветы к празднику Победы»

Продолжить знакомство с техникой кляксографии. Учить составлять из клякс  букет цветов, добавляя основные детали, дорисовывая пестики и тычинки. Развивать способность трудиться и доводить рисунок до полного изображения. Воспитывать самостоятельность в работе.

Альбомный лист, акварель, вода, салфетки, кисточки №2, №4, предметные картины изображением цветов.

Побеседовать с детьми о празднике Великой Победы. Просмотр видео ролика «Этот День Победы» « Ни что не забыто, ни кто не забыт»

«Шумят сады весенние»

Учить детей передавать в рисунке поэтический образ природы, подбирая соответствующую цветовую гамму. Красиво располагать на листе бумаги.  Закрепить приемы пользования кистью и красками. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к родному краю.

Альбомный лист, акварель, вода, салфетки, кисточки №2, №4, репродукции пейзажей.

Наблюдение на прогулке за весенним пробуждением земли, за появлением первых зеленых листочков. Рассматривание картин пейзажей.

Май

«Озорное лето»

Учить детей рисовать лето, подбирая соответствующую цветовую гамму. Красиво располагать композицию на листе бумаги. Закрепить приемы проступающего рисунка. Развивать мышление, воображение. Воспитывать

интерес к непосредственно образовательной области.

Альбомный лист, акварель, вода, салфетки, кисточки №2, №4, репродукции летних пейзажей.

 Рассматривание картин пейзажей. Заучивание стихов о лете. Рисунки детей различной техникой рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пилотный проект модифицированной программы социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста "Мультлекторий для малышей "Азбука общения"

Цель проекта: формирование начал нравственного сознания детей 5-7 летЗадачи проекта:Расширить и обогатить нравственные представления у детей.Уточнить и скорректировать представления о нормах и пр...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» для детей старшей группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14844760","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14844762","...

Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы «Непоседы

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой де...

Итоговое занятие по проектной деятельности "Этот удивительный ритм" для детей старшей группы тема: "Музыка и насекомые"

Занятие способствует раскрытию творческого потенциала детей, развивитию чувства ритма, содействует проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников,  воспитывает коммуникативные навыки....

Конспект образовательной деятельности «Удивительный парк» (для детей старшей группы)

Цель: актуализация знаний по образовательной области «Экология».Задачи:  Образовательные: закреплять умение различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; формировать умение соо...