Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольников.
материал по рисованию (старшая группа) на тему
Цель педагогического опыта:
– развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1. Создание в группе условий для художественного творчества.
2. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения диагностики художественных способностей детей дошкольного возраста;
3. Налаживание межличностного общения в процессе изобразительной деятельности;
4. Использование нетрадиционных техник рисования для развития художественно - творческих способностей дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольников.
Цель педагогического опыта:
– развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1. Создание в группе условий для художественного творчества.
2. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения диагностики художественных способностей детей дошкольного возраста;
3. Налаживание межличностного общения в процессе изобразительной деятельности;
4. Использование нетрадиционных техник рисования для развития художественно - творческих способностей дошкольников.
Актуальность опыта
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому, развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.
Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения.
Большой потенциал, для раскрытия детского творчества, заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков, знаний и приемов работы.
Часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты, должны мы, взрослые.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Чем же хороши нетрадиционные техники?
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества.
Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
Актуальность выбранной мной темы определена следующими проблемами:
1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
4. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ
Для развития творчества и систематизации знаний с детьми поставила перед собой следующие задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
3. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
4. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
5.Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы
6. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать
красоту многоцветного мира.
7. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе и индивидуально.
8. Сформировать у детей технические навыки рисования.
Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере.
Такие условия, как:
• использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;
• широкий подход к решению проблемы;
• проявление творчества в художественной деятельности;
• атмосфера творчества;
• единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействия между ними;
• комплексное и системное использование методов и приёмов;
• бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
• овладение детьми способами изображения
• индивидуальный подход к каждому ребёнку;
Учитывая значимость данного вида работы, обогатили в группе художественную мастерскую, где есть все необходимое для самостоятельного творчества.
- Бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель); инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые), кусочки картона, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, разноцветный скотч, вата и ватные палочки, салфетки разной фактуры.
- В уголке для рисования есть папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, иллюстрации к сказкам, рассказам, с различными видами декора, открытки.
- Оформляется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения.
- На занятиях по рисованию рекомендуется использовать и музыкальные произведения, поэтому в уголке должен быть магнитофон, магнитофонные записи с музыкой.
Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях.
Полученные результаты.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к дизайнерскому искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. Воспитанники – активные участники и призёры конкурсов и выставок детского художественного творчества.
Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия нетрадиционными техниками именно в дошкольном возрасте. Поэтому в своей работе я обращаюсь к этим видам детского изобразительного творчества. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.
Было установлено, что у большинства детей уровень художественного творчества вырос:
Высокий – 52%
Средний - 44%
Низкий уровень составляет лишь - 4%
Используемая литература:
Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности».
Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».
К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».
И.А. Лыкова» Изобразительное Творчество в детском саду» авторская программа «Цветные ладошки»
Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты» - М.: Просвещение, 1981г.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: Просвещение, 1988г.
Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников» - СПб.: Детство Пресс, 2000г.
Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - Москва «Вако» 2006г.
«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» под ред. Венгера Л.А. – М.: просвещение, 1978г.
«Живопись. Уроки изобразительного искусства» сост. Шитов Л., Ларионов В.Н. – М.: Просвещение, 1955г.
«Изобразительное искусство в школе» под ред. Колокольникова В.В. – М.: Просвещение, 1975г.
Изманов А.С. «Юным любителям кисти и резца» - М.: Просвещение, 1975г.
Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» - М.: Творческий центр СФЕРА, 2004г.
Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество» - М.: Педагогическое общество России, 2000г.
Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М.: Педагогика, 1990г.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» - М.: Просвещение, 1981г.
Кузина В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах» - М.: Просвещение, 1984г.
Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. «Декоративное искусство детям» - М.: Просвещение, 1976г.
Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию» - М.: Просвещение, 1983г.
Полуянов Ю.А. «Дети рисуют» - М.: Педагогика, 1988г.
Хотелось бы рассказать о некоторых нетрадиционных техниках рисования, которые я часто использовала в работе с детьми.
- « Монотипия»
Оборудование: лист бумаги для рисования, кисть, гуашь разного цвета, розетки для краски, баночка для воды, подставка для кисти.
Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.
- «Печатание листьями»
Оборудование: листья деревьев или кустарников (незасушенные), бумага для рисования, гуашь разных цветов, кисть флейц, розетки для краски, баночки для воды, подставка для кисти.
Технология рисования. Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.
3. «Печатание бумагой».
Оборудование: куски плотной бумаги, гуашь (количество цветов зависит от темы рисования), бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных комков бумаги.
Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.
4. «Рисование мыльной пеной».
Оборудование: мыло или сильно пенящееся средство, безопасное для детей, гуашь, розетки для краски, крупная кисть (№ 12—16), бумага для рисования, губка из поролона, простой карандаш, подставка под кисть.
Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.
5. «Ребром картона»
Оборудование: полоски картона (высота- 2 см, длина 6т 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть.
Технология рисования. Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.
6. «Рисование методом напыления (набрызг)»
Оборудование: кисть, палочки (можно использовать спички), гуашь, розетки для краски, два листа бумаги для рисования одинакового размера, фартуки, баночка для воды, подставка для кисти, шаблоны.
Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.
7. «Рисование кляксами»
Оборудование: полые тонкие трубочки (можно использовать трубочки для коктейля или соломку), акварельные краски, тонкая и широкая кисти, бумага для рисования, баночка для воды, подставка для кисти и трубочки.
Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.
8. Клеевая техника
Оборудование: канцелярский клей, акварельные краски, бумага для рисования, тонкие кисти, розетки для краски, подставки под кисти, салфетка.
Технология рисования. Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура акварельными красками. Если краска попадет на клей, стереть ее влажной салфеткой.
9. «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»
Оборудование: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.
10. Техника «Оттиск пробкой»
Оборудование: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Технология рисования: прижимаем пробку к штемпельной подушке с краской, и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
11. Техника «Обрывание бумаги»
Оборудование: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.
Технология рисования: отрываем от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуем клеем то, что хотим изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладываем кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
12.Техника «Скатывание бумаги»
Оборудование: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Технология рисования: мнём в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатываем из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
13. Техника «Оттиск печатками из ластика»
Оборудование: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике помощью ножа или бритвенного лезвия).
Технология рисования: прижимаем печатку к штемпельной подушке с краской и наносим оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
14.Техника «Оттиск смятой бумагой»
Оборудование: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Технология рисования: прижимаем смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносим оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
15. Техника «Оттиск поролоном»
Оборудование: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Технология рисования: прижимаем поролон к штемпельной подушке с краской и наносим оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
16. Техника «Оттиск пенопластом»
Оборудование: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Технология рисования: прижимаем пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносим оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
17. Техника «Восковые мелки + акварель»
Оборудование: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Технология рисования: рисуем восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашиваем лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
18. Техника «Свеча + акварель»
Оборудование: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Технология рисования: рисуем свечой на бумаге. Затем закрашиваем лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
19.Техника «Печать по трафарету»
Оборудование: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.
Технология рисования: прижимаем печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской, и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
20. Техника «Монотипия предметная»
Оборудование: плотная бумага любого цвета, кисти,
гуашь или акварель.
Технология рисования: складываем лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуем половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
21. Техника «Знакомая форма – новый образ»
Оборудование: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда).
Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру.
Технология рисования: обводим карандашом выбранный предмет. Затем превращаем его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашиваем любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит и т.д..
22.Техника «Черно-белый граттаж»
Оборудование: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Технология рисования: натираем свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
23.Техника «Кляксография обычная»
Оборудование: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Технология рисования : зачерпываем гуашь пластиковой ложкой и выливаем на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
24. Техника «Кляксография с трубочкой»
Оборудование: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)
Технология рисования : зачерпываем пластиковой ложкой краску, выливаем ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуем из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
25. Техника «Кляксография с ниточкой»
Оборудование: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Технология рисования : опускаем нитку в краску, отжимаем ее. Затем на листе бумаги выкладываем из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладываем другой лист, прижимаем, придерживая рукой, и вытягиваем нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
26. Техника «Набрызг»
Оборудование: бумага; гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5х5 см).
Технология рисования : набираем краску на кисть и ударяем кистью о картон, который держим над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
27. Техника «Отпечатки листьев»
Оборудование: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Технология рисования : покрываем листок дерева красками разных цветов, затем прикладываем его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок черешки у листьев можно дорисовать кистью.
28. Техника «Тиснение»
Оборудование: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Технология рисования: рисуем простым карандашом то, что хочется. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
29. Техника «Тычкование»
Оборудование: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
Технология рисования: ставим тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.
30. Техника «Цветной граттаж»
Оборудование: цветной картон или плотная бумага предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши палочка с заточенными концами.
Технология рисования: натираем свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
31. Техника «Монотипия пейзажная»
Оборудование: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Технология рисования : складываем лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
32. Техника «рисование руками»
(ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)
Оборудование: бумага для рисования размером АЗ или ватман, гуашь разного цвета, блюдца для краски диаметром 20-25 см, фартуки, полотенце, таз с водой для мытья рук.
Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на листе ватмана. Предварительно лист ватмана можно окрасить в светлый тон.
33. Рисование по кругу
Оборудование: бумага для рисования, гуашь разных цветов, розетки для краски, кисти, подставка для кисти, баночка для воды, магнитофон, запись музыкального произведения.
Технология рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища и т. д. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно. Затем рисунку придумывают название.
34. Техника «мятый рисунок»
Оборудование: бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка.
Технология рисования. На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.
35.«Рисование методом тычка(поролоновый тычок)»
Оборудование: бумага для рисования, гуашь разных цветов, розетки для краски, баночка для воды, поролоновый тычок .
Техника рисования. На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка.
36. Рисование жесткой кистью(щетина).
Оборудование: Гуашь, салфетки, баночки для воды, розетки для краски, кисти разных размеров.
Техника рисования: Нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка. Затем жесткой кистью набираем гуашь разведенную до густоты сметаны( опускаем вертикально в гуашь). Лишнюю краску промакиваем на салфетке. Наносим краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти . Получается эффект " пушистой шерстки".
37. Расчесывание краски.
Оборудование: Гуашь, салфетки, баночки для воды, розетки для краски, мелкая расческа .
Техника рисования: Нанести с помощью кисти гуашевые пятна( можно разных цветов) и с помощью мелкой расчески сделать вертикальные или горизонтальные мазки.
38. Рисование цветными и белыми мелками.
Оборудование: Белые или цветные листы бумаги, Цветные или белые мелки, лак для волос.
Техника рисования: Рисуем мелками изображение на белом или цветном листе бумаги. Затем с помощью лака для волос закрепляем рисунок(чтобы не рассыпался).
39.Применение фломастеров в рисовании с детьми путем растворения красящего вещества фломастера прямо на бумаге.
Оборудование: Фломастеры, кисточки, баночки для воды, листы белой бумаги. Для этого пользуемся только водорастворимыми фломастерами, чей след на бумаге расплывается, как только его касается мокрая кисточка.
Техника рисования: Под руководством педагога ребята начинают рисовать простые объемные предметы. Манипулируя фломастером и влажной кисточкой, дети учатся созданию теней, передаче солнечных бликов, размывая краску фломастера до половины объёма предмета. Рисунки становятся объёмными и живыми.
40.Техника iris folding ( айрисфолдинг), что в переводе с английского означает- сворачивание радужной оболочки, радужное складывание. Ведь действительно, рисунок складывается в результате наклеивания бумаги под определенным углом в виде закручивающейся спирали. Мы, своего рода заменяем краски на цветную бумагу. Эта техника проста, но в то же время требует внимания, аккуратности и усидчивости ( если речь идет об обучении детей).
Рисунки в айрис фолдинге делаются с помощью айрис шаблонов. Шаблоны можно сделать и самим.
В айрис фолдинге можно использовать бумагу - обычную цветную, бархатную, упаковочную для подарков, цветную фольгу, в общем у кого на сколько хватит фантазии.
Оборудование: Нам понадобится: цветная бумага, айрис шаблон, карандаш, линейка, канцелярский нож, ножницы, копировальная бумага, клей карандаш либо клей ПВА ( вообще предпочтение отдается скотчу, т.к. клеем можно испачкать лицевую сторону картинки), детям легче работать с клеем.
ВЫПОЛНЕНИЕ
Берем бумагу для фона ( обычно это плотная бумага) и с помощью копировальной бумаги и карандаша обводим контур рисунка на изнаночную сторону бумаги. Канцелярским ножом или ножницами вырезаем обведенную фигуру на фоне.
С помощью клейких полосочек приклеиваем айрис шаблон на лицевую сторону фона. Получаем картинку с шаблоном для раскладки бумаги. Шаблон имеет цифры и линии. Линии означают границу для раскладки бумаги, а цифры- последовательность ее наклеивания. На шаблонах печатают перечень цифр с указанием цвета, например: цвет А и перечень цифр , цвет В и т.д. и т.п., цвет выбирается по вашему желанию. Определившись с цветами начинаем нарезать бумагу полосочками шириной 2 см, длинной 20 см ( ширина и длинна полосочек зависит от размеров шаблона, необходимо учесть и запас бумаги, т.к. полосочки будут накладываться друг на друга). Нарезанные полосочки сгибаем вдоль на 1/3 или на пополам. Начинаем нашу радужную раскладку. Прикладываем полосочку( линией сгиба к центру) к цифре 1 ( раскладка всегда начинается с единицы и продолжается по возрастанию цифр) оставляем припуск по сторонам, отрезаем и с обеих сторон полосочки наносим клей ( клей наносится аккуратно, т.к. может выступить на лицевую сторону и испортить желаемый результат), приклеиваем, и так продолжаем до середины, не забывая менять цвета бумаги. Середину IRIS можно заклеить любой яркой бумагой, либо подобрать по цвету. 8. Изнаночную сторону, т.е. где производилась раскладка заклеиваем листом бумаги такого же формата как и фон ( прячем наши наклеенные полосочки). Переворачиваем, убираем шаблон и... КРАСОТА! Теперь немного фантазии , готово.
41.Нетрадиционная техника рисования солью .
Оборудование: гуашевые краски, соль крупная, целлофановые мешочки, клей, .ножницы, .для каждого ребенка контурный рисунок .
Выполнение
1.Распределяем соль по мешочкам, разводим краску добавляем в соль и смешиваем аккуратно.
2.Выкладываем соль на любую бумагу, сушим.
3.На контурный рисунок аккуратно наносим клей, затем посыпаем солью. 4.После того как высохнет картинка, нужно стряхнуть лишнюю соль.
42. Пластилинография
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. В процессе обучения детей пластилинографии. важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму.
Особенности используемого материала.
Пластилин – мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
-несвежий пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками,
- в своём составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
1.Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана, ( но не заливать кипятком ).
2.Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
3. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.
4. Если работа выполняется в качестве подарка, например : «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
5. На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
6.Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки с начала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
Основные приемы лепки пластилином
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
1 способ
Оборудование: разноцветный пластилин, стека, диски аудио или видео (не нужные), скотч, тесемка или тонкая ленточка.
Выполнение
1. Сделать из тесемки петельку и прикрепить к диску с не рабочей стороны.
2. Покрыть половину диска пластилином (оранжевого цвета) – отщипываем маленькие кусочки пластилина и размазываем их, вторую половину диска покрываем пластилином любого цвета, можно вторую часть диска оставить чистой или сделать того же цвета. 3. Скатать из пластилина разных цветов примерно одинаковые шарики – с горошину и делая налепы можно изобразить цветы, животных и мн.др..
2 способ
Есть различные техники пластилинографии: на картоне, пластике, на стекле. Безопасно ли это? Вполне, стекло находится в рамке, дети старшей группы хорошо справляются, понимая качество материала. Стекло можно заменить на прозрачный пластик по желанию.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Таблица смешивания цветов:
Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого
Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого
Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного
Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого
Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого
Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.
Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.
Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
Оборудование: фото – рамка, маркер или картон с готовым контурным рисунком, набор пластилина, салфетка для рук, стеки, бросовый и природный материалы.
Выполнение
Картинку для будущей работы можете нарисовать сами или использовать готовую (перерисовать). К примеру, кладём под стекло любую раскраску и маркером сверху обводим линии, просто и быстро.
Подберите подходящий по цвету, пластилин
и тонким слоем размазывайте его, стараясь не выходить за линии рисунка. Дальше всё просто. Необходимо "раскрасить" пластилином всю работу до конца. После завершения работы остается привести рабочее место в порядок.
Работу ребенок может выполнять один или вместе с другом.
3 способ
Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, соединяя детали.
4 способ
Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Особенности выполнения работы:
1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность ( прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.).
2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.
3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.
5 способ
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
6 способ
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.
2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.
7 способ
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать.
8 способ
Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Из опыта работы...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразите...
Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....
Методическая разработка: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Ознакомление детей с жанрами живописи, с приемами рисования в традиционной и нетрадиционной форме на занятиях в течение учебного года и вне занятий.Младший и средний возраст....
«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».
…Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде.Огюст Роден...
Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»
План-конспект родительского собрания в нетрадиционной форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...
Проект для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».
laquo;Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»....