Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию по теме

Тимошкина Наталья Ивановна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Из опыта работы.

Воспитатель 1 категории МДОУ №4 «Светлячок» г.Бологое Тверской области, Тимошкина Наталья Ивановна.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                                                               В.А.Сухомлинский

Самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.                                                                                    

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  1. Способствует снятию детских страхов
  2. Развивает уверенность в своих силах
  3. Развивает пространственное мышление;
  4. Учит детей свободно выражать свой замысел;
  5. Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  6. Учит детей работать с разнообразным материалом;
  7. Развивает чувство композиции, ритма,  колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  8. Развивает мелкую моторику рук;
  9. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  10. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие

В своей работе использую игры на развитие творческой активности.

1.Многи видели по телевизору технику рисования песком, такой техникой в совершенстве в мире владеют несколько человек. Используют они в своей работе не простой песок, а песок вулканического происхождения,  такой песок я решила заменить на цикорий, такое рисование не только развивает воображение и развивает тактильные ощущения. Цикорий обладает целебными свойствамии его аромат благотворно влияет на нервную систему. Можно использовать прокалённый речной песок, манку и.т.д.

2.Наверно многие замечали, что если прольётся на столе несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, поэтому в моей коллекции  появилась игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.

3.Игровое упражнение «Простые рисунки" .

Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых.  При их создании не нужно закладывать никакого определенного значения.

Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.

Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако  создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.

4.В дидактической игре «Рисование нитками» развивается мелкая моторика рук, воображение, фантазия.

5.Необычные рельефные рисунки получаются способом «Тиснения». Рисовать этим способом очень легко. Все наверно помнят, как в детстве подкладывали копейки под лист и рисовали карандашом, получалась копия копейки. Мы подкладываем лист гофрированного картона и рисуем всё что хочешь.

6.В дидактических играх «Создай картину» и «Угадай картину» учимся различать виды живописи: натюрморт, пейзаж и портрет.

Свою работу  с использованием нетрадиционных техник начинаю со 2-ой младшей группы по принципу « от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:

  1. рисование пальчиками, ладошками
  2. рисование тычками из поролона, ватными палочками
  3. печатание листьями

В средней группе добавляется:

  1. Рисование свечой
  2. Оттиск пробкой, поролона, пенопласта

В старшей группе нетрадиционные техники:

  1. Кляксография с трубочкой
  2. Монотопия
  3. Набрызг
  4. Восковые мелки+акварель
  5. Оттиск смятой бумагой
  6. Рисование поролоном
  7. Гравюра

 

В подготовительной группе добавляется:

  1. Тиснение
  2. Тычок жесткой полусухой кистью
  3. Рисование по сырому
  4. Черно-белый граттаж
  5. Кляксография с ниткой
  6. Батик
  7. Рисование солью
  8. Расчёсывание краски
  9. Двойное примакивание кисти

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы ,взрослые!



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ИЗО с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе.

 Воспитатель 1 категории МДОУ №4 «Светлячок» г.Бологое

 Тверской области,  Тимошкина Наталья Ивановна

                               

Тема: «ГРАВЮРА»

ЦЕЛЬ:-Познакомить с новым способом изображения –гравюра;

-обогатить знания детей об истории происхождения гравюры;

-закрепить знания детей о видах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет);

-Развивать чувство композиции;

-закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать краску.

-побуждать к творческой активности. Помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.

Оборудование: схемы по изо, стёкла, большие кисти, ватные палочки, гуашь, листы А4, салфетки, баночки с водой.

                                      Ход занятия.

1.Создание эмоционального настроя.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Нам преграды не страшны,

Если мы дружны!

2. Сюрпризный момент.

Воспитатель.

Кто-то бросил к нам в окошко

Посмотрите письмецо

Может, это лучик солнца

Что щекочет нам лицо

Может это воробьишко

Пролетая обронил?

-Ребята хотите узнать, кто  нам написал письмо?

                                «Здравствуйте ребята!

В нашей Академии художеств скоро пройдёт выставка рисунков-гравюр. Приглашаем вас принять участие в нашей выставке.

                                      С уважением художник Кисточкин»

Воспитатель.

-Ребята вы хотите, принять участие в выставке?

-А хотите узнать что такое гравюра?

-Тогда садитесь внимательно смотрите и слушайте!

3.Новый материал.

Видеофильм с рассказом воспитателя.

«Гравюра-это отпечаток рисунка. Гравюра самый молодой вид изобразительного искусства. Впервые гравюры появились в Китае очень давно, когда только изобрели бумагу.

Сейчас гравюры украшают стены многих домов. А также без гравюры не обходится не один человек. Самые распространённые гравюры это - деньги. Именно с помощью одной из техник гравюры, создаются бумажные деньги. Вообще техник гравировки очень много и все изображения создаются путём оттиска, отпечатка. Вот самый простой пример: печать обмакивается в чернила и прикладывается к бумаге и оставляет отпечаток на ней. Вот таким образом многие художники создали свои самые известные картины».

Воспитатель.

-Ребята, что же такое гравюра? (отпечаток, оттиск рисунка)

-Правильно гравюра-это отпечаток рисунка.

-Давайте вспомнить с помощью каких отпечатков мы рисовали? (листьями, пальчиками, смятой бумагой, со стекла)

-Ну нас вами сегодня приготовлены стёкла, хотите вы с помощью них изобразить гравюры?

4.Закрепление пройденного материала.

-Тогда давайте вспомним этапы работы по схемам.

1. Наносим фон.

-Как нужно наносить фон? (быстро, чтобы краска не успела высохнуть)

2.Прорисовываем рисунок ватными палочками.

3.Стекло накрываем листом бумаги.

4. Разглаживаем осторожно руками.

5.Поднимаем лист.

6. По желанию дорисовываем рисунок.

5.Пальчиковая гимнастика. 

Синий, жёлтый, красный

Красный, жёлтый, синий

Три цвета, три цвета.

-Ребята не мало ли это?

-А где нам зелёный, оранжевый взять?

-А надо нам краски по парам смешать.

Из синей и красной вот этой

Получим мы цвет фиолетовый.

А синий мы с жёлтым смешаем.

Какой мы цвет получаем? Зелёный

А красный плюс жёлтый

Для всех не секрет.

Дадут нам конечно оранжевый цвет. 

        Воспитатель: Ну а теперь ребята, я предлагаю вам нарисовать, всё что вам нравиться и что вы любите рисовать в технике гравюры.

6. Выполнение работ.

7.Анализ работ.

   

-С помощью какой техники мы выполнили свои работы?

-Как мы выполняли?



Предварительный просмотр:

                       г. Бологое.

     Конспект занятия по рисованию

        во второй младшей группе,  

с использованием нетрадиционных    

                техник рисования.

    Тема: «В гости к мышонку».

           Воспитатель: Тимошкина Н.И.

                                     МДОУ №4

                           2009г.

                                   Тема «В гости к мышонку».

Задачи.

Продолжать учить технике пальчикового рисования;

Закреплять умения рисовать предметы круглой и овальной формы;

Учить дорисовывать детали к предмету (верёвочку к шарику);

Закрепить знания цветов;

Развивать воображение и фантазию;

Воспитывать желание оказывать помощь.

Материал.

Ширма

Нарисованный домик для мышонка

Мягкая игрушка-мышонок

гуашь для пальчикового рисования

тонированные листы

салфетки

аудиозапись русские народные песни.

Предварительная работа.

Дидактические игры на закрепление цветов

в театрализованной деятельности учится имитировать движения животных

закреплять называть предметы круглой формы.

Ход занятия.

                                  Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: -Ребята. А вы любите сказки?

-А хотите, я вам расскажу ещё одну?

-А вы мне поможете?

-Тогда слушайте.

                                На ширме появляется домик и мышонок.

                                                 Звучит  аудиозапись.

На опушке на лесной

Виден домик расписной

Он не Белкин и не Мишкин,

Этот домик-домик Мышкин.

У Мышонка день рожденья

Будут танцы, угощенье.

На крылечке у дверей

Мышка ждёт своих гостей.

И позвал мышонок в гости всех зверей, которые живут в лесу.

-Ребята, а какие звери живут в лесу? (мишки)

-А как мишки пойдут на день рожденье, давайте покажем.

                                    Дети имитируют движения мишки.

-А кто ещё в лесу живёт? (лисички)

-А как лисички пойдут?

                                    Имитируют движения лисички.

-А ещё кто? (зайчики)

                                     Имитируют движения зайцев.

-И стали думать звери, что можно подарить мышонку на день рождения.

-А как вы думаете, что можно подарить мышонку на день рождения? А ещё что? А ещё?

-Ребята я по секрету узнала, что мышонку очень нравятся воздушные шары, давайте подарим мышонку шары. Вы согласны?

-А теперь кто в кого хочет в того и превращается, берём в руку воздушный шарик и идём к Мышонку

                              Под музыку дети, имитируя животных, идут.

-Но тут поднялся сильный ветер. Закачались деревья. Как качаются деревья? Покажите.

-Подул сильный ветер. Как дует ветер? (дуют)

-Ветер вырвал из лап зверей шарики, и они улетели.

-Ч то же теперь делать? Что подарят звери мышке? (надо помочь)

-А как мы можем помочь? (ответы детей, подвожу  к тому, что можно нарисовать)

-А чем мы можем нарисовать? (ответы детей)

-Краски у нас есть, а вот кисточек нет. Как быть? (можно нарисовать пальчиками).

-Давайте вспомним, какой формы воздушные шары. (бывают круглые, овальные)

-А каким цветом бывают шары?

-Давайте в воздухе нарисуем шарик.

-А что ещё есть у шарика? (верёвочка) Дорисуем верёвочку.

                         Дети садятся за столы и выполняют работу.

Воспитатель помогает советами.

-Каким цветом будешь рисовать шарик? Какой формы?

-А сколько шариков нарисуешь?

Анализ работ.

-Посмотрите, какие красивые воздушные шары нарисовали.

-Какого они цвета? Какой формы?

Мышка вас благодарит

Всем спасибо говорит!

-А давайте для мышки споём песню «Чей, сегодня день рожденья?»

Мышонок угощает конфетами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что  детскую изобразите...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей  «Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему: "Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Познакомить родителей с нетрадиционными техниками аппликации и их влиянием на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Данная консультация будет полезна как родителям, так и педагогам. В папке-передвижке более подробно говорится о разнообразных техниках аппликации и раскрывается влияние аппликации на развитие творческ...


 

Комментарии

Наталья Ивановна! Спасибо за интересные идеи по проведению изодеятельности. Вы шагаете в ногу со временем, ведь развитие творческих способностей воспитанников детских садов является приоритетным направлением в дошкольном образовании. Обязательно воспользуюсь вашим опытом работы, а если есть что-то новенькое- поделитесь, пожалуйста! С искренним уважением к Вам Горбунова.