Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление, активизировать словарь дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_rodoslovnaya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по познавательно – речевому
развитию в подготовительной группе.
Тема: «Родословная – старинная
русская традиция»
Составила:
Моисеева С.А. гр. № 7
2008 -2009 уч.год.
Цель: Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление, активизировать словарь дошкольника.
Ход занятия
1.Организационный момент
Этюд «Утреннее фото».
Встань, как только солнце встанет
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет
Ты подставь скорей ладошку,
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым.
Всё прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: « С добрым утром!»
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам…
И весёлым, интересным
День твой должен получится!
2.Чтение пословицы:
«Семья в куче – не страшна и туча».
- Как вы понимаете значение данной пословицы?
- Что такое семья?
- Любую семью можно представить в виде схемы.
(Рассматривание и объяснение схем).
- Глядя на эти схемы, что можно сказать о семьях? Какие они бывают?
( большие и маленькие).
3. Работа с иллюстрациями.
а) - А сейчас, посмотрите на эти иллюстрации.
- Что их объединяет? Кто изображен на них?
- Почему вы решили, что на иллюстрациях изображены семьи?
- Чем семьи похожи и чем отличаются?
( ответы детей).
б) - Ребята, а теперь посмотрите на эту иллюстрацию.
- Как вы думаете, художник отображает на ней современную жизнь или рассказывает о прошлом?
- Почему вы решили, что на картине изображено прошлое?
(старинная одежда, посуда, русская печь, прялка).
- А к какой схеме можно отнести эту семью?
- Почему?
(ответы детей)
- В старину семьи в основном жили в одном большом доме или по соседству.
- А для чего же люди создавали такие большие семьи?
в) - Основным занятием для мужчин в то время было земледелие, охота, кузнечное и гончарное дело. Работа была тяжелая и отец не мог один справляться с ней и поэтому, когда в семьях подрастали сыновья, они помогали своим отцам в их нелегком труде.
- А чем же занимались женщины?
(готовили еду, шили, пряли, присматривали за малышами, убирались дома).
г) – Найдите на картине самых старших.
- Почему они сидят, а сыновья стоят?
(уважение к старшим, внимательно слушают их, просят у старших какого – то совета).
- Дети обращались к своим родителям на «Вы» с почтением, уважением, ласково. Отца в старину называли «батюшкой», а мать – «матушкой».
- Семьи в то время были дружные, родственники всегда помогали друг другу. Люди были отзывчивыми, гостеприимными, как говорили раньше – хлебосольными. Любили веселые игры, пляски, хороводы. Такие были обычаи и традиции.
4. Русская народная игра «Дятел».
5. История возникновения фамилии.
- Ребята, давайте ещё раз рассмотрим все семьи.
- Как различить одну семью от другой?
(у них разные фамилии)
- Давным – давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречались очень часто и чтобы было понятно о ком идет речь, люди использовали отчества, прозвища.
Но это было неудобно
- Тогда пришла идея придумать фамилию. Их придумывали по названию деревни, по имени отца и по профессиям.
Например, семья Кузнецовых. Предком этой семьи был искусный кузнец. Он передал своим потомкам не только секреты кузнечного мастерства, но и от его ремесла произошла фамилия – Кузнецовы. Так и появился род Кузнецовых.
6. Составление родословной.
- Как думаете, что такое род?
( род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию).
С давних времен существовал обычай – вести свою родословную.
- Что такое родословная?
(Родословная – это рассказ о своей семье, родственниках, предках, это история семьи).
- Рассмотрим родословную семьи Кузнецовых.
- С чего следует начинать родословную?
( с бабушек и дедушек).
- Почему?
- Имена выставлены тремя рядами. Каждый из рядов указывает на поколение: поколение бабушек и дедушек, поколение родителей, поколение детей.
Поколение объединяет людей примерно одного возраста.
- Сколько поколений в семье Кузнецовых? (3)
7. Ну вот мы и побывали в прошлом.
- Есть ли сейчас семьи?
- Есть ли у вас семья?
( рассказы детей о своих семьях).
8. Пословицы, поговорки ос семье.
- Мы сегодня много говорили о семьях, традициях.
- Кто знает какие – нибудь пословицы о семье.
9. – Ребята, мы с вами ходим в одну группу. Все вместе мы являемся семьей? ( да)
- Какая наша семья?
Предлагаю изобразить образ нашей дружной семьи.
Наша группа – зеленая поляна, все дети – цветы, а мы - ваши воспитатели и помощник воспитателя – лучики солнышка, которые вас обогревают и заботятся о вас.
10. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе
Дети знакомятся с вулканом, его частями, самостоятельно проделывают опыты....
Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Этот загадочный мир»
Данный конспект поможет детям узнать об особенностях географического положения Африки, о животных Африки занесенных в красную книгу . Дети увидят разнообразие и красоту Земли. Научатся составлять расс...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Маша в лесу»
Занятие по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на основе сказки «Маша в лесу», с применением опытов....
Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Этот загадочный мир»
Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки;2. Показать разнообразие и красоту Земли;3. Познакомить...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной логопедической группе
интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию с использованием изобразиельного творчества и презентации....
Конспект занятия по познавательно- речевому развитию в подготовительной группе на тему " Путешествие в волшебный лес"
В конспекте представлены задания и игры на закрепление знаний о времена года....