Образовательная деятельность "Сказочная хохлома"
план-конспект занятия (рисование) по теме
Интеграции образовательных областей: «коммуникативно-личностное развитие»; «познавательное развитие»; «речевое развитие»; «художественно-эстетическое развитие»; «физическое развитие».
Задачи:
Конкретизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслах. Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;
- Формировать умение находить и выделять характерные особенности видов народного декоративно-прикладного творчеств (листок, ягодка, травка).
- Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
- Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
- Формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.
- Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная деятельность | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность: «Сказочная хохлома».
Интеграции образовательных областей: «коммуникативно-личностное развитие»; «познавательное развитие»; «речевое развитие»; «художественно-эстетическое развитие»; «физическое развитие».
Задачи:
Конкретизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслах. Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;
- Формировать умение находить и выделять характерные особенности видов народного декоративно-прикладного творчеств (листок, ягодка, травка).
- Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
- Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
- Формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.
- Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Методы и приемы:
игровые приемы, приемы наглядного моделирования, создание проблемных ситуаций, словесные пояснения, вопросы, практические методы.
Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, Гжели; листы бумаги (силуэты посуды), акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, стаканы - непроливайки.
Содержание образовательной области.
Организационный момент:
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Беседа народных промыслах:
-Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются? (хохломские и гжельские изделия)
-Разделите их по группам. Рассмотрите внимательно, найдите похожие. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу. Рассмотрим незнакомые нам изделия (Хохломские). Что общего у них, что их объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки). Что отличает от изделий других групп? (хохломские изделия сделаны из дерева, а остальные из глины и фарфора. Хохломские - на черном и желтом фонах узорами украшены, а гжельские на белом фоне)
-Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!
Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жар - птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»?
А сделать настоящую хохлому совсем не просто.Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
Знакомство со стихотворениями о народных промыслах:
Снова в зимний вечер радуемся встрече,
Голубая сказка Гжели к нам пришла.
Из времен далеких, старины глубокой
К нам своё тепло и ласку донесла
Ах ты, Гжель родная, сказка голубая,
Где взяла ты столько нежной красоты?
От березок белых, да еще от снега
Заискрился белым цветом мой фарфор.
Голубые розы, русские морозы -
Нежно кистью рисовали мы узор.
Наша Гжель родная, сказка голубая,
Не теряешь ты с годами красоты.
В стороне родимой, Родине любимой
От души тепло и ласку даришь ты!
Как волшебница жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома.
Хохломская роспись —
Алых ягод россыпь
Отголоски лета
В зелени травы.
Шёлковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд!
Роспись хохломская,
Словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома!
-Только добрые и веселые, талантливые, трудолюбивые люди могут создавать такие замечательные, красивые и сказочные вещи. О труде, мастерстве у нашего народа есть много пословиц и поговорок. Какие вы знаете?
Пословицы и поговорки о труде и мастерстве.
Без терпенья нет уменья.
Без труда жить - только небо коптить.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Глаза боятся, руки делают.
Дело мастера боится.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Уменье и труд все перетрут.
В большом деле и маленькая помощь дорога.
Делу время - потехе час.
- Пришло время отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка.
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(Вращательные движения головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головы вперед-назад. )
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах).
Продуктивная деятельность:
-А сейчас мы с вами сами станем мастерами-умельцами, и покажем как обыкновенную, скучную тарелку можно сделать декоративной, расписной, настоящим произведением декоративно-прикладного искусства.
Роспись бумажных одноразовых тарелок по выбору детей.
В конце занятия тарелки помещаются на выставку. Еще раз уточнить, как построен узор (изогнутая ветка с ягодами, листьями, травкой), сколько места занимает узор на изделии, получился ли он густым, нарядным, каково сочетание красок.
Литература:
1.Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М., 1998.
2. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. - М., 1970.
3. Жегалова С. К. Русская народная живопись. - М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»
Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...
Конспект НОД по образовательной области "Художественное творчество", тема "Золотая Хохлома"
Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни.Цель: развитие интереса детей к народному декоративно ...
Направление "Художественно -эстетическое развитие", образовательная область "Художественное творчество" - декоративная лепка на тему: "Золотая хохлома".
Данное мероприятие разработано мною по направлению "Художественно -эстетическое развитие" как итоговое по декоративно - прикладному искусству, с использованием художественного ...
Конспект образовательной ситуации "Хохлома"
Конспект образовательной ситуации "Хохлома" построен в соответсвии требований ФГОС....
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....
Итоговая практико-значимая работа Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности (интегрированное занятие) Тема «Золото Хохломы» по курсу кафедрального учебного модуля «Повышение профессионализма педагогов дошкольных образовательных
Итоговая практико-значимая работаТехнологическая картанепосредственно образовательной деятельности(интегрированное занятие)Тема «Золото Хохломы» по курсу кафедрального учебного модуля...
Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Рисование тема: «Золотая хохлома»
Рисование тема: «Золотая хохлома» (с осуществлением деятельного подхода, технологии проектной деятельности, технологии исследовательской деятельности)...