Конспект образовательной ситуации "Хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Конспект образовательной ситуации "Хохлома" построен в соответсвии требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_situatsii_hohloma.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский Надымского района
(МДОУ «Детский сад «Сказка»)
ул. Газовиков д.27, п.Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42;
ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001
Конспект
Контрольно-итогового занятие непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему «Хохлома» для детей подготовительной группы.
Ефимова А.П., воспитатель,
первая квалификационная категория
п.Правохеттинский
2016г
Конспект образовательной ситуации «Хохлома»
Ефимова Алла Петровна, воспитатель
Задачи:
- обогащать художественный опыт детей: создание несложных орнаментов хохломской росписи;
- умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны;
- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины, актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения - «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает»;
- тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь;
- совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними;
- продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.
Материалы: наглядный материал на тему «Народные промыслы», кукла в народном костюме, ведущая в народном костюме, фартуки, предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы
Техническое обеспечение: интерактивная доска, презентация «Сказ о Хохломе», «Схема составления описательного рассказа», музыкальное сопровождение.
- Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.
Воспитатель в русском народном костюме приглашает детей совершить небольшую экскурсию в мини-музей «Русская изба». Дети проходят, садятся на стульчики.
Воспитатель: Сегодня мы с вами снова поговорим о народных промыслах на Руси. Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этих народных промыслов, с некоторыми мы с вами уже успели познакомиться, а о некоторых предстоит узнать.
- Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
- Закрепить умение определять названия народных промыслов;
2) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь.
Воспитатель: Посмотрите на эту картинку (показывает картинку «Гжель», дети ее узнают) Правильно, Гжель. Кто нам напомнит об особенностях этого промысла? (дети отвечают)
Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.
Воспитатель показывает дымковскую игрушку. Дети ее узнают, рассказываю.
Воспитатель: Ды́мковская игрушка, — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ г. Вятка (ныне на территории г.Кирова).
Это один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
- Создать мотивационную ситуацию для введения понятия «Хохлома», «Завиток»;
- Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины;
Воспитатель показывает картинку с Хохломой и прикрепленным к нему элементом «Завиток»
Воспитатель: А это народное творчество вам знакомо? А что вы знаете о нем? А что может означать этот элемент и как эти две картинки связаны? А хотите узнать? А что мы делаем, когда не знаем? (Дети: спрашиваем у того кто знает) Спрашивайте!
4. Открытие нового знания.
Воспитатель: Хохлома - это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду. Посмотрите внимательно вокруг, есть ли в нашем музее Хохлома? Конечно, есть. Нравиться вам? Хотите узнать про хохлому подробнее? Тогда возвращаемся в группу, и я покажу вам фильм про Хохлому.
Педагог показывать фильм об этапах изготовления изделий хохломы.
Фильм
Воспитатель: А теперь, пока наши глазки отдыхают, я предлагаю вам подойти к столику с изделиями и рассмотреть их поближе.
В это время готовится презентация «Сказ о Хохломе»
Воспитатель: Хотите узнать историю происхождения Хохломы? Занимайте свои места.
«Сказ о Хохломе». Дети, вместе с педагогом читают название презентации
Слайд 1
-Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы
Слайд 2
-Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.
Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.
Слайд 3
Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.
Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? ( красивая посуда, яркая , радостная , богатая, красочная
Из какого материала изготовлена эта посуда? (Из дерева)
Все ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)
Слайд 4-6
-Рассмотрим внимательно изделия хохломы – подносы. Какие основные цвета использовали хохломские мастера для фона? (Красный, желтый, зеленый, черный)
-Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность.
Зеленый – жизнь.
Травный орнамент, или «травка»,
Так характерен для всей хохломы,
Чудесный рисунок волшебной страны!
Слайд 7-8
Элементы травной росписи
-Как вы думаете элементов в росписи мало или много? Конечно много
“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз
“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента
“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию
“Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль
Криуль Завитки – простые по форме, а радуют взор
Богат и наряден чудесный узор
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!
Слайд 9-10
Листики
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов
Ягодки
Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково
Слайд 11
А вот посмотрите – знакомый сюжет
Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?
Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению
Слайд 12-14
Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах
Слайд 15-17
Как вы думаете, что это?
Слайд 18
Схема составления описательного рассказа.
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: обогащать художественный опыт детей: создание несложных элементов «Завитка» на разделочной доске.
Воспитатель: Ну как ребята, понравился вам мой рассказ? А что вам больше всего запомнилось? А кто скажет, как называется этот элемент росписи? (Показывает завиток)
Дети: Завиток
Воспитатель: Хотите попробовать себя в роли мастеров? Тогда занимайте места и приступайте к работе. Но сначала, давайте потренируемся в воздухе.(физ.минутка)
Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать доску. Сегодня мы рисуем только завитки.
(воспитатель включает музыку, на экране образец элемента «Завиток»)
6. Итог занятия
Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями.
Технологическая карта образовательной ситуации «Хохлома»
Ефимова Алла Петровна, воспитатель
Образовательная область | Художественно-эстетическое развитие | |||||
Возраст детей, группа | 6-7 лет, подготовительная группа | |||||
Тип НОД | Закрепление | |||||
Тема НОД | "Хохлома" | |||||
Цель | Формирование у детей дошкольного возраста представления о народных ремеслах Руси | |||||
Задачи | Познавательные: - обогащать художественный опыт детей: создание несложных орнаментов хохломской росписи; Коммуникативные: формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины, актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения - «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает»; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь. Регулятивные: продолжать формировать умение детей воспринимать ответы товарищей и инструкции педагога; способствовать развитию произвольности поведения; продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей Продуктивные: умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны; совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними; | |||||
Материал | Материалы: наглядный материал на тему «Народные промыслы», кукла в народном костюме, ведущая в народном костюме, фартуки, предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы | |||||
Предполагаемый результат | Знать и уметь отличать хохломскую роспись от других ремесел, называть элементы росписи («завиток») | |||||
Этапы технологии «Ситуация» | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанников | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности | |
I. Введение в ситуацию | Воспитатель в русском народном костюме приглашает детей совершить небольшую экскурсию в мини-музей «Русская изба». Дети проходят, садятся на стульчики. Воспитатель: Сегодня мы с вами снова поговорим о народных промыслах на Руси. Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этих народных промыслов, с некоторыми мы с вами уже успели познакомиться, а о некоторых предстоит узнать | Беседа | Рассматривают картинки, отвечают на вопросы воспитателя | Умение слушать и выдвигать свои предложения Целеполагание | Психологическая готовность детей. Внутренняя мотивация на деятельность. Ответы детей. | |
Этапные задачи. Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность. | ||||||
Воспитатель: Посмотрите на эту картинку (показывает картинку «Гжель», дети ее узнают) Правильно, Гжель. Кто нам напомнит об особенностях этого промысла? (дети отвечают) Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире. | Беседа с опорой на личный опыт детей | Выполнение заданий | Умение слушать и понимать инструкцию, Выполнение действий по образцу, самоконтроль | Ответы детей | ||
Этапные задачи. | 1) Закрепить умение определять названия народных промыслов; 2) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь. | |||||
III.Затруднение в игровой ситуации | Воспитатель: А это народное творчество вам знакомо? А что вы знаете о нем? А что может означать этот элемент и как эти две картинки связаны? А хотите узнать? А что мы делаем, когда не знаем? (Дети: спрашиваем у того кто знает) Спрашивайте! | Беседа | Предположение детей, ответы детей | Умение выдвигать свои версии | Сравнивание своих ответов с ответами других | |
Этапные задачи | 1)Создать мотивационную ситуацию для введения понятия «Хохлома», «Завиток»; 2)Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины; | |||||
IV. Открытие нового знания. | Рассказ воспитателя о хохломе, педагог показывать фильм об этапах изготовления изделий хохломы, презентация | Беседа, просмотр фильма | Отвечают на вопросы по ходу просмотра презентации, сами читают названия изделий и элементов росписи. | Находят правильный ответ на поставленный в начале занятия вопрос, сравнивают его со своими предположениями | ||
Этапные задачи | Научить узнавать «Завиток» в росписи изделий. | |||||
V.Включение нового знания в систему знаний. | Воспитатель: Ну как ребята, понравился вам мой рассказ? А что вам больше всего запомнилось? А кто скажет, как называется этот элемент росписи? (Показывает завиток) Воспитатель: Хотите попробовать себя в роли мастеров? Тогда занимайте места и приступайте к работе. Но сначала, давайте потренируемся в воздухе. Воспитатель включает музыку, на экране образец элемента «Завиток») | беседа физ.минутка | Отвечают: « Завиток» Выполняют движения сухой кисточкой в воздухе. | |||
Этапные задачи | обогащать художественный опыт детей: создание несложных элементов «Завитка» на разделочной доске. | |||||
Итог занятия | Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями. | Рассматривание работ | Рассказывают о своих работах | Сравнивают свои работы с другими | ||
Этапные задачи | Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» с использованием современных образовательных технологий с детьми средней группы
Конспект заняти ставит своей целью формирование представлений деьей о защитниках страны в годы Великой отечественной войны, воспитание уважения и чувства благодарности к тем, кто защищал Родину....
Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»
Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.
Цель: Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.
Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...