Программа кружка "Веселый художник"
рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме

Ушакова Нина Юрьевна

Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния детей через нетрадиционные техники рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc176.5 КБ
Microsoft Office document icon programma.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                                      « В одном мгновенье видеть вечность

                                         Огромный мир – в зерне песка

                                         В единой горсти – бесконечность

                                         И небо – в чашечке цветка».

                                                                      Уильям Блейк

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию, способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Пестолоцци, Ф. Фребель и многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, Поэтому необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

Эмоции, это, как известно, процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует; интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах, что способствует  гармонизации психоэмоционального состояния. На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Цель программы

  1. стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования;
  2. гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников.

Задачи программы:

  • Формирование всесторонне  развитой личности:

        - развитие коммуникативных качеств;

        - развитие воображения, как основы творческой деятельности;

        - развитие образной, ассоциативной памяти, внимания;

        - развитие речи;

        - формирование нестандартного мышления;

        - развитие координации и мелкой моторики;

  •  Сохранение и укрепление психологического здоровья ребёнка.
  •  Развитие изобразительных навыков и умений.

Эффективным для художественно-творческого развития детей является применение нетрадиционных техник и материалов: рисование пальчиками, рисование ладошкой, рисование песком, кляксография, рисование клубком ниток.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования дошкольников происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала и рассчитана на детей от 5 до 7 лет.  

Актуальность

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                                                                                                 В.А. Сухомлинский.

Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы индивидуальные, психологические способности и творческие возможности человека в различных видах деятельности.

Развитие творческих способностей детей является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться в сензитивный период  раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. И в этом поможет игра, как основной вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щетка, поролон, трубочка от сока, парафин и многое другое.

Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными технологиями. В каждой технологии есть своя психологическая гармония

восприятия цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Использование нетрадиционных техник удовлетворит любопытство ребенка, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным».

Занятия по рисованию должны впитывать в себя нечто новое, нестандартное, нетрадиционное. Поэтому для гармонизации психоэмоционального состояния, я использую разные техники нетрадиционного рисования.

Данная проблема позволила определить тему методической разработки – «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников, через нетрадиционные формы изобразительной деятельности». 

Объектом является изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет – совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Цель – Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования, для гармонизации психоэмоционального состояния.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- вызвать у детей интерес к творческой деятельности;

- познакомить детей с нетрадиционными направлениями изобразительного искусства;

- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций, творческое мышление;

- стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования;

- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

-формировать практические навыки работы с разнообразными изобразительными материалами.

Ведущая педагогическая идея: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, совершенствование их интеллектуальных

способностей для гармонизации психоэмоционального состояния с помощью нетрадиционных техник рисования.

В ходе разработки программы были использованы такие  методы:

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- количественный и качественный анализ полученных результатов;

- анкетирование и беседа с родителями.

     А в непосредственно образовательной деятельности, такие методы и приемы, как: 

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. 

Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, обеспечивающих переход от репродуктивного мышления к творческому;

подведение детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.

Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе образовательной деятельности, полученные данные свидетельствуют о том, что психоэмоциональное состояние детей значительно улучшается при систематическом использовании нетрадиционных техник рисования.

Практическая значимость Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. А в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

Познавательная значимость нетрадиционных форм изобразительной деятельности проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников через сочетание различных материалов и техник изображения, самостоятельность детей по определению замысла, способы и формы его воплощения, технически грамотное применение способов рисования, развитие творческого воображения.

При планировании и организации занятий с нетрадиционной техникой рисования важно соблюдать следующие условия:

-  обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

- правильное определение главной цели занятия по нетрадиционным техникам рисования;

-  комплексное и системное использование методов и приемов;

- создание развивающей среды в ДОУ и группе (изостудия, картинная галерея, наличие разработок по нетрадиционным формам изобразительной деятельности (альбом);

- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

- создание психологических условий, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний;

- на занятиях по рисованию целесообразно использовать музыку, игры, физкультминутки.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

-   От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.  

-   Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

-   Принцип индивидуального и дифференцированного подхода обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

-   Принцип интеграции образовательных областей

-   Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

    Используя нетрадиционные художественные техники для гармонизации психоэмоционального состояния, я планировала добиться следующих результатов:

- всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;

- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;

- умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;

- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.

Критерии эффективности:

- уровень освоения образовательной программы;

- удовлетворение родителей качеством образования;

- информационно-методическая обеспеченность.

Теоретическая база: в основу программы положены многолетние экспериментальные исследования И.А.Лыковой, автора программы «Цветные ладошки», направленные на изучение проблем художественно-

эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности и в условиях семейного воспитания. 

План реализации образовательного проекта

Длительность работы по программе 3 года, осуществляется в четыре этапа.

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитико -прогнозтический (подготовительный):

Подготовительные мероприятия

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня  развития творческих способностей детей 4-6 лет.

4.Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики творческих способностей детей

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II этап – рабочий (внедренческий):

1 блок – работа с детьми

Рисование ладошкой

Рисование пальчиками

Рисование

песком

 Кляксография

Рисование клубком ниток

-учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток;

- упражнять в технике

печатания ладошкой;

- закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа, умение дополнять изображение деталями;

- развивать цветовосприятие.

– обучение детей дошкольного возраста технике рисования пальцем;
– воспитание тактильных и термических чувств через специальные упражнения;
– воспитание эстетического вкуса;
– обучение мастерству композиции;

- развитие творчества и воображения.

- познакомить детей с

нетрадиционным направлением изобразительного искусства- рисование песком;

-поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;

- совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей

 - Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные в

выразительные возможности.

- Формировать умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

- Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

- Воспитывать интерес к данному виду рисования

Продолжать учить детей разным нетрадиционным                  способам рисования. Познакомить с новым необычным изобразительным материалом (нитками). Научить выкладывать нить точно по

нарисованному контуру. Развивать координацию

движений, мелкую моторику кистей рук, фантазию детей.

Групповая деятельность

  • «Солнышко»
  • «Лебеди»
  • «Чайник»
  • «Осьминожки
  • «Петушок»

Групповая деятельность

  • «Грибочки»
  • «Жирафик»
  • «Елочка нарядная»
  • «Бусики»

Групповая деятельность

  • «Бабочка»
  • «Осьминожки
  • «Узоры на стекле»
  • «Елочка»
  • «Рыбки плавают в воде»

Групповая деятельность

  • «Осьминожки
  • «Чудо дерево»

Групповая деятельность

  • «Парусник»
  •  «Невиданный зверь»

2 год работы по проекту

(средний дошкольный

возраст)

3 год

работы по проекту

(старший дошкольный возраст)

  1. блок – работа с родителями

 1.Предварительная работа

2.Повышение педагогической культуры родителей

 3.«Успехи детей»

 4.«Наши игры»

 Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной

работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей и гармонизации психоэмоционального состояния через нетрадиционные формы рисования

Показ достижений детей в области ИЗО

Демонстрация дидактического оборудования и нетрадиционных материалов

Анкетирование,

 беседы

Консультации  и беседы

«День открытых дверей»

Экскурсии в изостудию.

В течение всего

периода

2 раза в год

3 блок - работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

 Обобщение опыта работы

 Доклады,

 презентации

Доклады, «Мастер-класс»

В течение всего периода

В течение всего периода

III этап– коррекционный:

1.Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце каждого учебного года

IV этап – обобщающий:

1. Разработка  методических рекомендаций для всех возрастных групп;

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары,

публикации,  взаимопосещения,

обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Длительность работы  осуществляется в четыре этапа:

1 этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный):

   1. Изучение теоретической части развития вопроса.

   2. Повышение квалификации педагога.

   3. Выявление уровня творческих способностей детей 4-6 лет.

   4. Разработка диагностического инструментария к  материалу.

   5. Разработка перспективного плана работы.

   6. Проведение диагностики развития детей.

   7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 этап – рабочий (внедренческий):

   1. Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности в процессе развития творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния.

   2. Развитие у детей памяти, внимания, воображения, самостоятельности.

3 этап – коррекционный:

      Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

4 этап – обобщающий:

   1. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

  2. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;

  3. Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материалов к печати.

   4. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.

Содержание воспитательно-образовательного процесса:

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необходимость состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. В своей работе, на протяжении многих лет, мы стали использовать нетрадиционную технику рисования, учитывая, что уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

Рисование пальчиками.

Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная уже с двухлетнего возраста. Для проведения занятия понадобятся пальчиковые краски или гуашь, салфетки и  плотная бумага небольшого размера с нанесённым на неё рисунком или аппликацией, т. к. дети младшего возраста могут лишь дополнить работу недостающими деталями. Это может быть мухомор без пятнышек на шляпке, ветка рябины без ягод или Новогодняя ёлка без праздничных шаров и т. д. Ребёнку предлагается опустить пальчик в краску и нанести точки, пятнышки на бумагу для завершения рисунка. Рисовать можно как одним цветом, так и несколькими, причём краски разного цвета можно набирать на разные пальчики. После работы пальчики вытирают салфеткой, а затем легко смывают краску.

Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку.

Особо хочется остановиться на замечательной технике рисования, которая на первый взгляд выглядит очень не замысловато. Это кляксография!  Не стоит недооценивать ее, ведь кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание. Кляксографию с успехом применяют психологи на коррекционных занятиях. Этот вид рисования помогает развить глазомер, координацию.
Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.
 

 

Кляксография

Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: берем плотный альбомный лист бумаги, сгибаем его пополам, затем разворачиваем. Разводим немного краски - тушь, гуашь - до жидкого состояния. Сначала показываем ребенку, как сделать кляксу - как набрать краску на кисточку и капнуть на половинку листа. Получилось? Теперь складываем бумагу пополам, аккуратно придавливаем листки бумаги друг к другу, разглаживаем их, а затем разворачиваем их и приступаем к рассматриванию.  Спрашиваем у малыша, на что похожа эта клякса.  Предлагаем ему дорисовать отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем. Например, глазки, хвостик, рожки, ножки. Такая игра с красками хорошо развивает детское мышление и воображение. Обращаем внимание ребенка на то, что на листе получились две симметричные кляксы.  Рассказываем ребенку, что такое симметрия и ассиметрия.
Дальше можно попробовать сделать сразу несколько клякс разных цветов. Если ребенку понравилась такая игра, то постепенно усложняем задания.
Это не единственный способ, которым можно рисовать кляксы, существует 
кляксография с трубочкой.

Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно — капельку. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Рассматриваем изображение: на что оно похоже? Недостающие детали дорисовываются. Можно не только дуть на кляксу из трубочки, но и наклонять бумагу в разные стороны. В первом случае получатся красочные брызги, во втором - цветные потеки.

А вот ещё одно направление в кляксографии – кляксография с ниточкой. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные) с помощью простой ниточки. Дети смотрят на них и видят образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. На последнем этапе — обводят или дорисовывают кляксы. В результате может получиться целый сюжет. 

Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.
Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.                                                                                     

Не забываем лишь всегда рассматривать кляксу и фантазировать.

Техника рисования песком

По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности. Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями.

При работе с песком можно выполнить несколько несложных упражнений направленных на развитие тактильных ощущений:

- скользить ладонями по поверхности песка, выполняя различные волнообразные движения;

- оставить отпечатки кулачков;

-шагать по песку пальцами правой и левой рукой поочередно, а за тем одновременно;

- рисовать песком  с помощью кулачка (работа над рисунком начинается с фона. Ребенок набирает песок в кулаки, и рассыпает его равномерным слоем по стеклу (белой поверхности, можно с небольшими бортиками 1 – 2 см.). Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным - когда все засыпано сыпучим материалом. Для рисования на светлом фоне ребенок набирает немного песка в руку и  выпускает его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображает границы образов);

- можно использовать при рисовании песком трафареты (дети заполняют форму трафарета, насыпая песок из кулачка, затем трафарет осторожно убирается);

При рисовании песком используются приемы:

-отсечения;

-рисование лодошкой;

-рисование щепотью;

-ребром кисти;

-пальцем.

Рисование с помощью клубка

Рисование с помощью клубка (автор Норма Лебен)
Эта техника является альтернативой рисованию. Дети со сниженной самооценкой из – за страха осуждения с большим трудом соглашаются рисовать. Рисование с помощью клубка не вызывает такого страха. Рисунок, создаваемый с помощью клубка, не может быть «плохим» или «хорошим» и приносит чувство удовлетворения любому ребёнок. Эта игра развивает творческие способности и повышает самооценку.
Описание техники: Педагог имеет клубок ниток или (верёвки) цвета и толщины. Разматывая нить, показывает детям, образом, создавая на полу определённые фигуры, можно с её помощью « рисовать». Затем передаёт клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование». Ребёнок, создав свою часть изображения, передаёт клубок следующему. После того, как все дети «порисовали»,педагог обсуждает с ними то, что получилось. После того как ответ первого ребёнка получит одобрение, другие быстро включаются в игру, и в группе формируется атмосфера взаимного доверия.

Описанная техника может быть использована в работе с
гиперактивными, легко отвлекающимися, импульсивными, агрессивными, а так же замкнутыми детьми как индивидуально, так и в группах.

Результат – при отслеживании результатов был проведен опрос среди родителей дошкольников, наблюдения которые позволили выявить следующие результаты:

  - у детей развивается уверенность в своих силах;

  -непосредственно образовательная деятельность с применением нетрадиционных техник рисования способствует снятию детских страхов;

  - дети более свободно выражают свой замысел, проявляют инициативу;

  - у детей стала более развита мелкая моторика рук, развито творческое воображение;

  - у детей воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Особенности работы с семьей

Работа с родителями строится на следующих принципах:

  1. Доброжелательность. Устанавливается признанием положительного образа ребенка, т.е. сообщаются сведения только о хороших качествах и поступках ребенка. Обсуждается не “что он натворил”, а “в чем уникальность ребенка?”.
  2. Индивидуальность работы с родителем. Эти отношения возможно построить на основе консультаций – бесед (а не указаний или замечаний) об особенностях развития ребенка, его возможностях, помощи ему дома.
  3. Доверительность между родителем и педагогом. Возникает на основе двух первых качеств, когда обе стороны могут удостовериться в обоюдной порядочности.

Примерный ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

В качестве примера приведем один из планов работы:

Содержание работы

Сроки

I. Работа в течении учебного года.

1. Заполнение первых листов “Карты достижений”.

Сентябрь

2. Индивидуальное консультирование. Взаимоотчеты. Заполнение “Карты досижений”.

Весь год

3. Проведение совместных педсоветов.

2 раза в год

4. Проведение совместных производственных совещаний.

2 раза в год

5. Участие родителей в организации экскурсий.

Весь год

6. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей в оборудовании ИЗО-студии.

Март

7.Тренинг родительских умений “Помоги мне это сделать самому”.

Раз в квартал

8.Взаимоотчеты родителей и коллектива, работающего с детьми.

Раз в квартал

9.Анкетирование родителей.

Конец года

Заключение

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет ребят, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.

Опыт работы показывает: рисование необычными материала​ми и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабывае​мые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.

Список литературы

  1. Выгодский Л. С.  Воображение и творчество в детском возрасте.  -  М., 1991.
  2. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей //  Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1992г.   
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1967г.        
  4. Григорьева Г. Г.  Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.  -  М.,  2000.
  5. Григорьева Г. Г.  Изобразительная деятельность дошкольников. – М.,   1999.
  6. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.
  7. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и  Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
  8. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и  Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
  9. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники., 2003 г.
  10. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
  11. Комарова Т. С.  Обучение детей технике рисования.  -  М.,  1994.
  12. Комарова Т. С.  Дети в мире творчества.  -  М.,  1995.
  13. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
  14. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой.  -  М.,  1991.
  15. Мухина В. С.  Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта.  -  М.,  1981.
  16. Мелик-Пашаев А.А..,  Новлянская З. Н.  Ступеньки к творчеству.  -  М., 1995.
  17. Саккулина Н. П.  Рисование в дошкольном детстве.  -  М.,  1995.
  18. Обухова Л. Ф.  Возрастная психология.  -  М.,  1996.
  19. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.
  20. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной.  - М.,  1992.
  21. Эстетическое воспитание в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной. -  М.,  2001.

20. Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М.: ВЛАДОС - 2002 - 56с.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                                      « В одном мгновенье видеть вечность

                                         Огромный мир – в зерне песка

                                         В единой горсти – бесконечность

                                         И небо – в чашечке цветка».

                                                                      Уильям Блейк

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию, способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Пестолоцци, Ф. Фребель и многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, Поэтому необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

Эмоции, это, как известно, процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует; интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах, что способствует  гармонизации психоэмоционального состояния. На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Цель программы

  1. стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования;
  2. гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников.

Задачи программы:

  • Формирование всесторонне  развитой личности:

        - развитие коммуникативных качеств;

        - развитие воображения, как основы творческой деятельности;

        - развитие образной, ассоциативной памяти, внимания;

        - развитие речи;

        - формирование нестандартного мышления;

        - развитие координации и мелкой моторики;

  •  Сохранение и укрепление психологического здоровья ребёнка.
  •  Развитие изобразительных навыков и умений.

Эффективным для художественно-творческого развития детей является применение нетрадиционных техник и материалов: рисование пальчиками, рисование ладошкой, рисование песком, кляксография, рисование клубком ниток.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования дошкольников происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала и рассчитана на детей от 5 до 7 лет.  

Актуальность

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                                                                                                 В.А. Сухомлинский.

Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы индивидуальные, психологические способности и творческие возможности человека в различных видах деятельности.

Развитие творческих способностей детей является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться в сензитивный период  раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. И в этом поможет игра, как основной вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щетка, поролон, трубочка от сока, парафин и многое другое.

Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными технологиями. В каждой технологии есть своя психологическая гармония

восприятия цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Использование нетрадиционных техник удовлетворит любопытство ребенка, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным».

Занятия по рисованию должны впитывать в себя нечто новое, нестандартное, нетрадиционное. Поэтому для гармонизации психоэмоционального состояния, я использую разные техники нетрадиционного рисования.

Данная проблема позволила определить тему методической разработки – «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников, через нетрадиционные формы изобразительной деятельности». 

Объектом является изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет – совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Цель – Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования, для гармонизации психоэмоционального состояния.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- вызвать у детей интерес к творческой деятельности;

- познакомить детей с нетрадиционными направлениями изобразительного искусства;

- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций, творческое мышление;

- стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования;

- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

-формировать практические навыки работы с разнообразными изобразительными материалами.

Ведущая педагогическая идея: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, совершенствование их интеллектуальных

способностей для гармонизации психоэмоционального состояния с помощью нетрадиционных техник рисования.

В ходе разработки программы были использованы такие  методы:

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- количественный и качественный анализ полученных результатов;

- анкетирование и беседа с родителями.

     А в непосредственно образовательной деятельности, такие методы и приемы, как: 

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. 

Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, обеспечивающих переход от репродуктивного мышления к творческому;

подведение детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.

Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе образовательной деятельности, полученные данные свидетельствуют о том, что психоэмоциональное состояние детей значительно улучшается при систематическом использовании нетрадиционных техник рисования.

Практическая значимость Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. А в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

Познавательная значимость нетрадиционных форм изобразительной деятельности проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников через сочетание различных материалов и техник изображения, самостоятельность детей по определению замысла, способы и формы его воплощения, технически грамотное применение способов рисования, развитие творческого воображения.

При планировании и организации занятий с нетрадиционной техникой рисования важно соблюдать следующие условия:

-  обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

- правильное определение главной цели занятия по нетрадиционным техникам рисования;

-  комплексное и системное использование методов и приемов;

- создание развивающей среды в ДОУ и группе (изостудия, картинная галерея, наличие разработок по нетрадиционным формам изобразительной деятельности (альбом);

- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

- создание психологических условий, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний;

- на занятиях по рисованию целесообразно использовать музыку, игры, физкультминутки.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

-   От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.  

-   Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

-   Принцип индивидуального и дифференцированного подхода обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

-   Принцип интеграции образовательных областей

-   Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

    Используя нетрадиционные художественные техники для гармонизации психоэмоционального состояния, я планировала добиться следующих результатов:

- всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;

- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;

- умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;

- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.

Критерии эффективности:

- уровень освоения образовательной программы;

- удовлетворение родителей качеством образования;

- информационно-методическая обеспеченность.

Теоретическая база: в основу программы положены многолетние экспериментальные исследования И.А.Лыковой, автора программы «Цветные ладошки», направленные на изучение проблем художественно-

эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности и в условиях семейного воспитания. 

План реализации образовательного проекта

Длительность работы по программе 3 года, осуществляется в четыре этапа.

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитико -прогнозтический (подготовительный):

Подготовительные мероприятия

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня  развития творческих способностей детей 4-6 лет.

4.Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики творческих способностей детей

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II этап – рабочий (внедренческий):

1 блок – работа с детьми

Рисование ладошкой

Рисование пальчиками

Рисование

песком

 Кляксография

Рисование клубком ниток

-учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток;

- упражнять в технике

печатания ладошкой;

- закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа, умение дополнять изображение деталями;

- развивать цветовосприятие.

– обучение детей дошкольного возраста технике рисования пальцем;
– воспитание тактильных и термических чувств через специальные упражнения;
– воспитание эстетического вкуса;
– обучение мастерству композиции;

- развитие творчества и воображения.

- познакомить детей с

нетрадиционным направлением изобразительного искусства- рисование песком;

-поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;

- совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей

 - Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные в

выразительные возможности.

- Формировать умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

- Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

- Воспитывать интерес к данному виду рисования

Продолжать учить детей разным нетрадиционным                  способам рисования. Познакомить с новым необычным изобразительным материалом (нитками). Научить выкладывать нить точно по

нарисованному контуру. Развивать координацию

движений, мелкую моторику кистей рук, фантазию детей.

Групповая деятельность

  • «Солнышко»
  • «Лебеди»
  • «Чайник»
  • «Осьминожки
  • «Петушок»

Групповая деятельность

  • «Грибочки»
  • «Жирафик»
  • «Елочка нарядная»
  • «Бусики»

Групповая деятельность

  • «Бабочка»
  • «Осьминожки
  • «Узоры на стекле»
  • «Елочка»
  • «Рыбки плавают в воде»

Групповая деятельность

  • «Осьминожки
  • «Чудо дерево»

Групповая деятельность

  • «Парусник»
  •  «Невиданный зверь»

2 год работы по проекту

(средний дошкольный

возраст)

3 год

работы по проекту

(старший дошкольный возраст)

  1. блок – работа с родителями

 1.Предварительная работа

2.Повышение педагогической культуры родителей

 3.«Успехи детей»

 4.«Наши игры»

 Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной

работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей и гармонизации психоэмоционального состояния через нетрадиционные формы рисования

Показ достижений детей в области ИЗО

Демонстрация дидактического оборудования и нетрадиционных материалов

Анкетирование,

 беседы

Консультации  и беседы

«День открытых дверей»

Экскурсии в изостудию.

В течение всего

периода

2 раза в год

3 блок - работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

 Обобщение опыта работы

 Доклады,

 презентации

Доклады, «Мастер-класс»

В течение всего периода

В течение всего периода

III этап– коррекционный:

1.Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце каждого учебного года

IV этап – обобщающий:

1. Разработка  методических рекомендаций для всех возрастных групп;

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары,

публикации,  взаимопосещения,

обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Длительность работы  осуществляется в четыре этапа:

1 этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный):

   1. Изучение теоретической части развития вопроса.

   2. Повышение квалификации педагога.

   3. Выявление уровня творческих способностей детей 4-6 лет.

   4. Разработка диагностического инструментария к  материалу.

   5. Разработка перспективного плана работы.

   6. Проведение диагностики развития детей.

   7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 этап – рабочий (внедренческий):

   1. Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности в процессе развития творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния.

   2. Развитие у детей памяти, внимания, воображения, самостоятельности.

3 этап – коррекционный:

      Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

4 этап – обобщающий:

   1. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

  2. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;

  3. Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материалов к печати.

   4. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.

Содержание воспитательно-образовательного процесса:

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необходимость состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. В своей работе, на протяжении многих лет, мы стали использовать нетрадиционную технику рисования, учитывая, что уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

Рисование пальчиками.

Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная уже с двухлетнего возраста. Для проведения занятия понадобятся пальчиковые краски или гуашь, салфетки и  плотная бумага небольшого размера с нанесённым на неё рисунком или аппликацией, т. к. дети младшего возраста могут лишь дополнить работу недостающими деталями. Это может быть мухомор без пятнышек на шляпке, ветка рябины без ягод или Новогодняя ёлка без праздничных шаров и т. д. Ребёнку предлагается опустить пальчик в краску и нанести точки, пятнышки на бумагу для завершения рисунка. Рисовать можно как одним цветом, так и несколькими, причём краски разного цвета можно набирать на разные пальчики. После работы пальчики вытирают салфеткой, а затем легко смывают краску.

Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку.

Особо хочется остановиться на замечательной технике рисования, которая на первый взгляд выглядит очень не замысловато. Это кляксография!  Не стоит недооценивать ее, ведь кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание. Кляксографию с успехом применяют психологи на коррекционных занятиях. Этот вид рисования помогает развить глазомер, координацию.
Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.
 

 

Кляксография

Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: берем плотный альбомный лист бумаги, сгибаем его пополам, затем разворачиваем. Разводим немного краски - тушь, гуашь - до жидкого состояния. Сначала показываем ребенку, как сделать кляксу - как набрать краску на кисточку и капнуть на половинку листа. Получилось? Теперь складываем бумагу пополам, аккуратно придавливаем листки бумаги друг к другу, разглаживаем их, а затем разворачиваем их и приступаем к рассматриванию.  Спрашиваем у малыша, на что похожа эта клякса.  Предлагаем ему дорисовать отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем. Например, глазки, хвостик, рожки, ножки. Такая игра с красками хорошо развивает детское мышление и воображение. Обращаем внимание ребенка на то, что на листе получились две симметричные кляксы.  Рассказываем ребенку, что такое симметрия и ассиметрия.
Дальше можно попробовать сделать сразу несколько клякс разных цветов. Если ребенку понравилась такая игра, то постепенно усложняем задания.
Это не единственный способ, которым можно рисовать кляксы, существует 
кляксография с трубочкой.

Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно — капельку. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Рассматриваем изображение: на что оно похоже? Недостающие детали дорисовываются. Можно не только дуть на кляксу из трубочки, но и наклонять бумагу в разные стороны. В первом случае получатся красочные брызги, во втором - цветные потеки.

А вот ещё одно направление в кляксографии – кляксография с ниточкой. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные) с помощью простой ниточки. Дети смотрят на них и видят образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. На последнем этапе — обводят или дорисовывают кляксы. В результате может получиться целый сюжет. 

Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.
Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.                                                                                     

Не забываем лишь всегда рассматривать кляксу и фантазировать.

Техника рисования песком

По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности. Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями.

При работе с песком можно выполнить несколько несложных упражнений направленных на развитие тактильных ощущений:

- скользить ладонями по поверхности песка, выполняя различные волнообразные движения;

- оставить отпечатки кулачков;

-шагать по песку пальцами правой и левой рукой поочередно, а за тем одновременно;

- рисовать песком  с помощью кулачка (работа над рисунком начинается с фона. Ребенок набирает песок в кулаки, и рассыпает его равномерным слоем по стеклу (белой поверхности, можно с небольшими бортиками 1 – 2 см.). Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным - когда все засыпано сыпучим материалом. Для рисования на светлом фоне ребенок набирает немного песка в руку и  выпускает его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображает границы образов);

- можно использовать при рисовании песком трафареты (дети заполняют форму трафарета, насыпая песок из кулачка, затем трафарет осторожно убирается);

При рисовании песком используются приемы:

-отсечения;

-рисование лодошкой;

-рисование щепотью;

-ребром кисти;

-пальцем.

Рисование с помощью клубка

Рисование с помощью клубка (автор Норма Лебен)
Эта техника является альтернативой рисованию. Дети со сниженной самооценкой из – за страха осуждения с большим трудом соглашаются рисовать. Рисование с помощью клубка не вызывает такого страха. Рисунок, создаваемый с помощью клубка, не может быть «плохим» или «хорошим» и приносит чувство удовлетворения любому ребёнок. Эта игра развивает творческие способности и повышает самооценку.
Описание техники: Педагог имеет клубок ниток или (верёвки) цвета и толщины. Разматывая нить, показывает детям, образом, создавая на полу определённые фигуры, можно с её помощью « рисовать». Затем передаёт клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование». Ребёнок, создав свою часть изображения, передаёт клубок следующему. После того, как все дети «порисовали»,педагог обсуждает с ними то, что получилось. После того как ответ первого ребёнка получит одобрение, другие быстро включаются в игру, и в группе формируется атмосфера взаимного доверия.

Описанная техника может быть использована в работе с
гиперактивными, легко отвлекающимися, импульсивными, агрессивными, а так же замкнутыми детьми как индивидуально, так и в группах.

Результат – при отслеживании результатов был проведен опрос среди родителей дошкольников, наблюдения которые позволили выявить следующие результаты:

  - у детей развивается уверенность в своих силах;

  -непосредственно образовательная деятельность с применением нетрадиционных техник рисования способствует снятию детских страхов;

  - дети более свободно выражают свой замысел, проявляют инициативу;

  - у детей стала более развита мелкая моторика рук, развито творческое воображение;

  - у детей воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Особенности работы с семьей

Работа с родителями строится на следующих принципах:

  1. Доброжелательность. Устанавливается признанием положительного образа ребенка, т.е. сообщаются сведения только о хороших качествах и поступках ребенка. Обсуждается не “что он натворил”, а “в чем уникальность ребенка?”.
  2. Индивидуальность работы с родителем. Эти отношения возможно построить на основе консультаций – бесед (а не указаний или замечаний) об особенностях развития ребенка, его возможностях, помощи ему дома.
  3. Доверительность между родителем и педагогом. Возникает на основе двух первых качеств, когда обе стороны могут удостовериться в обоюдной порядочности.

Примерный ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

В качестве примера приведем один из планов работы:

Содержание работы

Сроки

I. Работа в течении учебного года.

1. Заполнение первых листов “Карты достижений”.

Сентябрь

2. Индивидуальное консультирование. Взаимоотчеты. Заполнение “Карты досижений”.

Весь год

3. Проведение совместных педсоветов.

2 раза в год

4. Проведение совместных производственных совещаний.

2 раза в год

5. Участие родителей в организации экскурсий.

Весь год

6. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей в оборудовании ИЗО-студии.

Март

7.Тренинг родительских умений “Помоги мне это сделать самому”.

Раз в квартал

8.Взаимоотчеты родителей и коллектива, работающего с детьми.

Раз в квартал

9.Анкетирование родителей.

Конец года

Заключение

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет ребят, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.

Опыт работы показывает: рисование необычными материала​ми и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабывае​мые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.

Список литературы

  1. Выгодский Л. С.  Воображение и творчество в детском возрасте.  -  М., 1991.
  2. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей //  Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1992г.   
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1967г.        
  4. Григорьева Г. Г.  Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.  -  М.,  2000.
  5. Григорьева Г. Г.  Изобразительная деятельность дошкольников. – М.,   1999.
  6. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.
  7. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и  Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
  8. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и  Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
  9. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники., 2003 г.
  10. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
  11. Комарова Т. С.  Обучение детей технике рисования.  -  М.,  1994.
  12. Комарова Т. С.  Дети в мире творчества.  -  М.,  1995.
  13. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
  14. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой.  -  М.,  1991.
  15. Мухина В. С.  Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта.  -  М.,  1981.
  16. Мелик-Пашаев А.А..,  Новлянская З. Н.  Ступеньки к творчеству.  -  М., 1995.
  17. Саккулина Н. П.  Рисование в дошкольном детстве.  -  М.,  1995.
  18. Обухова Л. Ф.  Возрастная психология.  -  М.,  1996.
  19. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.
  20. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной.  - М.,  1992.
  21. Эстетическое воспитание в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной. -  М.,  2001.

20. Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М.: ВЛАДОС - 2002 - 56с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о проделанной работе дополнительной образовательной программы «Маленькие художники»

Рисование помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...

Дополнительная образовательная программа «Маленькие художники».

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком....

Парциальная программа "Маленькие художники"

Парциальная программа "Маленькие художники".Данную программу провожу в течении трех лет с детьми от 3 до 5 лет. Дети с удовольствием занимаются, проявляют интерес и творческую активность, по окончании...

Программа "Юный художник" с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет

Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством технологии нетрадиционного рисования. Материал предназначен для педагогов ДОУ....

Программа "Юный художник"

Программа дополнительного образования для детей старшей группы...

Дополнительная общеобразовательная программа «Я-художник»

АктуальностьВ первую очередь, рисование – это один из способов познания мира. Удивительно, что когда ребенок рисует, он учится рассуждать, сравнивать и принимать самостоятельные решения! Это ли ...

Образовательная программа «Весёлый художник»

Кружковая работа. Программа  образовательных услуг по обучению нетрадиционным техникам рисования «Весёлый художник» для детей дошкольного возраста (6-7 лет)...