Конспект интегрированного занятия В средней группе Тема: «В мастерской дымковской игрушки»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
В средней группе
Тема: «В мастерской дымковской игрушки»
Составила
Воспитатель Калинина И. В.
Методы и приёмы:
Художественное слово – для того, чтобы вызвать интерес к теме. Создание эмоционального настроя.
Показ и обыгрывание дымковских игрушек - для привлечения внимания детей к готовой игрушке.
Поощрение – приём, который вселяет в детей уверенность, желание хорошо выполнить поставленную задачу.
Использование русских народных костюмов и русской народной музыки – для создания соответствующего эмоционального настроя, расширение знаний о русской культуре, творчестве народа.
На этом занятии я использую приёмы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать данной темой, сделать занятие интересным.
Использование мультимедийного изображения элементов дымковских игрушек – для наглядного представления о том, о чём говорит воспитатель.
Тема: «В мастерской дымковской игрушки»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой. Учить различать цвета, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии изделий из глины. Расширять представление детей о форме предметов.
Воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, народного творчества.
Материал и оборудование: дымковские игрушки («Барыня», «Индюк», «Конь»), гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой, готовые шаблоны коней.
Общая воспитательная работа в группе: расширение знаний детей о русской народной культуре.
Предварительная работа: Заучивание стихотворений о дымковских игрушках, работа в альбомах о Дымке.
Словарная работа: обжигали, белили, бог солнца Ярило, узоры.
Методы и приёмы: художественное слово, показ и обыгрывание дымковских игрушек, поощрение, использование русских народных костюмов, мультимедийное изображение элементов дымковской росписи, музыкальное изображение.
Использование предметно-развивающей среды: учебная и игровая зоны.
Работа с родителями предложить родителям приобрести раскраски с изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
(Звучит народная мелодия. Воспитатель вместе с детьми входит в зал)
Воспитатель:
Ой , вы гости господа,
К нам пожалуйте сюда
Проходите, размещайтесь
И услышать все старайтесь.
Будем с вами мы играть ,
И конечно, рисовать.
Захотелось мне сегодня рассказать вам, ребята, удивительную историю. (Мультимедийный показ с последующим рассказом о селе Дымково и дымковских игрушках). Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали.
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались "чудо-сказки".
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Казалось бы, простой узор,
Но отвести не в силах взор!
На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили из красной глины разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими.
Воспитатель: вот мастерицы уже вылепили из красной глины свои чудесные игрушки, а затем обожгли их в печи, чтобы они были прочными и побелили их мелом.
-Интересно, а что будет происходить , как вы думаете?
Дети: игрушки будут разукрашивать.
Воспитатель: Верно, а как вы догадались, что их будут разукрашивать?
Дети: Потому что игрушки должны быть красивыми.
На белоснежном фоне, который так похож на цвет настоящего снега, рисовали с любовью дивные узоры яркой краской: желтой, розовой, оранжевой, синей, красной, зеленой.
А рисовали мастерицы простой, незатейливый узор из колец (воспитатель показывает каждый элемент на карточке), кругов, точек, широких и узких разноцветных полос.
- какие элементы рисовали мастерицы, кто запомнил? (Воспитатель еще раз показывает карточки и помогает детям назвать элементы узора.)
Воспитатель: Мастерица никогда не выдумывает узор заранее, он возникает непосредственно в процессе росписи.
Воспитатель: ну что , ребята , вы запомнили какими узорами украшают дымковские игрушки?
Дети: Да, запомнили.
Кружочки, клеточки, полоски.
Прямые линии и точки.
Воспитатель: Я недавно была на ярмарке и купила белоснежный платок.
Но мне очень хочется чтобы платок был нарядным. Давайте украсим его красивым дымковским узором.
Проводится дидактическая игра «Сложи узор.»
На белом полотне ткани дети с помощью лент, маленьких обручей ,мячиков;
Выкладывают дымковский узор.
Далее воспитатель показывает настоящие дымковские игрушки. Показ сопровождается чтением стихов об игрушках детьми.
Индюк.
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост:
Точно солнечный цветок.
И высокий гребешок,
Красной горкою горя,
Как корона у царя.
Барышня.
Посмотри, как хороша эта девица-душа:
Щёчки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.
Конь.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Кони, кони полетели
Закружив на карусели.
Ну а дымковский узор,
Просто радует наш взор.
Карусель
Вот смотрите, карусель, чтобы было веселей
Посмотрите-ка, пуста
Не хватает тут пока….(дымковского коня)
Вот и мы сегодня с вами украшать коней для карусели.
А ведь конь был самой первой дымковской игрушкой. Такой фигуркой люди изображали бога солнца – Ярило, задабривали, чтобы солнышко ярче грело и помогало богатый урожай взращивать.
Коня лепили с двумя или тремя головами. Сам конь был белым, с золотой гривой, на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка.
Увидели такие необычные фигурки ребятишки, очень уж очень им они понравились, и стали ими играть. С тех самых пор мастера Дымкова лепят самые разные фигурки и украшают их незамысловатыми узорами (показ игрушки).
- А какими красками мастера расписывают игрушки? (Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, немного коричневого и черного.)
Показ и объяснение воспитателя
- Сейчас я приглашаю всех в художественную мастерскую, где вас ждут игрушки, и мы с вами можем попробовать расписать и, как это делают дымковские мастера.
Аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, гриву, кончиком кисти нарисовать глаза.
- А пока краска сохнет, поможем пальчикам вспомнить дымковские узоры (жестовое рисование под русскую народную музыку).
- Обычно все дымковские лошадки украшены кругами и точками в разном сочетании (предложить рассмотреть игрушки или рисунки). Узор на лошадке идет сверху вниз – по ногам (прослеживающий жест вдоль игрушки) и по туловищу. Полоски и колечки мы рисуем кончиком кисти, точки, ватными палочками .
Сначала надо нарисовать все круги – это лучше сделать пробкой и ватной палочкой, а потом поставить очки вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов (сопровождающий жест). Обратите внимание на то, что и цвета и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности.
Самостоятельная работа по картинному плану.
Итог: А теперь, когда работы готовы можно ими украсить нашу карусель.
Игра: «Карусели.»
Еле- еле-еле
Завертелись карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Вот смотрите, карусель, чтобы было веселей
Вот он конь нарядный,
Весь такой он ладный,
И у каждого конька все расписаны бока,
Всех нарядом удивил
Гриву важно распустил.
Посмотрите-ка на хвост
У него совсем не прост -
И у каждого конька хвост и грива завита.
Итог: Молодцы ребята. Сегодня на мы еще раз встретились с дымковской игрушкой, побывали в мастерской и даже стали дымковскими мастерами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия с группой детей раннего возраста "Игрушки на елочку"
Тема: «Игрушки для елочки».Программные задачи:(познавательные) вызвать интерес к рисованию праздничной игрушки;(развивающие) закреплять понятия «один - много», «шар», «вечер».(изобразительные) вызвать...
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Дымковская игрушка»
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы«Дымковская игрушка»...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «В мастерской дымковской игрушки»
План-конспект НОД"В мастерской дымковской игрушки "разработан с целью приобщения детей к народному творчеству с использованием дымковских игрушек....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: "Игрушки наших предков"
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Игрушки наших предков»Цели: - знакомство с историей игрушек;- расширение и систематизация словарного запаса...
Конспект интегрированного занятия по лепке нетрадиционным способом "Новогодние игрушки для елочки"
Конспект занятия по лепке из соленого теста....
Конспект интегрированного занятия (речевое развитие/художественно-эстетическое развитие) Игрушка для Принцессы-несмеяны
Знакомство детей с технологией создания тауматропа (игрушки-вертушки)...
Методическая разработка. Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Игрушки»
Представленный в методической разработке материал позволит обобщить занятия детей по теме "Игрушки", обогатить их словарный запас, развить связанную речь, память, внимание, зрительное и слух...