Упражнения по изобразительной грамоте дошкольников
методическая разработка по рисованию по теме
Подборка упражнений по изобразительной грамоте дошкольников. В материале представлены различные упражнения:
- работа с карандашом;
- работа с кистью и красками;
- ориентирование на листе бумаги;
- передача изображения в цвете;
- соблюдение пропорций между изображаемыми предметами;
- использование "глубины" на рисунке;
- замысел и передача изображения во внешний план рисунка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_po_izogramotnosti.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Умение пользоваться карандашом
Упражнение «Двумя руками вместе»
Рисование линий и простых узоров двумя руками одновременно в зеркальном отображении.
Рисование обеими руками одновременно геометрических фигур.
Упражнение «Расшифруй»
Ребенку дается карточка с наложенными друг на друга контурными изображениями и копировальная бумага. Вслед за этим предлагается перевести с помощью копировальной бумаги отдельные изображения и заштриховать их: горизонтально, вертикально, наклонно, с наложением разнонаправленных штрихов и т.д.
Возможно «закрашивание» фигуры точками, волнистыми линиями, «кирпичиками», «барашками» и т.п.
Упражнение «Дорисуй»
Ребенку предлагается карточка с изображением половины предмета или его части. Следует дорисовать контур изображения.
Упражнение «Будь внимательным»
Рамки с вкладышами Монтессори
Найти по описанию определенные геометрические фигуры и расположить (обвести рамки) их на листе так, чтобы круг закрывал часть треугольника, квадрат закрывал часть круга и т.д. Закрасить наложенные фигуры в соответствии с заданием, используя силу нажима.
Упражнение «Раскрась»
Предложить раскрасить простым карандашом контурный сюжет (например, из книжки-раскраски):
а) соблюдая направление штриха;
б) соблюдая силу нажима.
Умение пользоваться кисточкой и красками
Упражнение «Обведи»
Обведение контуров различных геометрических фигур (или простых контурных изображений) с использованием кисточки и красок.
Задания:
· линия как можно тоньше и наносилась самым кончиком кисточки. Задания полезно выполнять на стекле, которое накладывается на контур рисунка и позволяет корректировать и исправлять неаккуратные и неровные линии в процессе изобразительной деятельности
· Закрасить внутреннюю часть контурных изображений различными цветами.
Упражнение «Художник»
Последовательное смешение красок друг с другом на одном листе. Например, красный цвет последовательно смешивается с красками разных цветов. При этом детей следует знакомить с названиями цветов и оттенков, которые получаются в результате смешения.
Позднее постепенно можно переходить к постановке задач перед детьми на самостоятельное получение определенных цветов и оттенков.
Упражнение «Раскрась, как я сказала»
Раскрашивание простых контурных изображений с использованием:
• Краски одного цвета, но разной насыщенности, которая достигается путем различной степени разведения краски в воде.
• Красок двух (трех, четырех и т. д.) цветов, используя их смешения и получая определенные оттенки. При этом важно, чтобы дети учились называть исходные и получаемые цвета и их оттенки.
Умение ориентироваться
в пространстве листа бумаги
Упражнение «Графический диктант»
Рисование в тетради по клеткам в соответствии с последовательными речевыми указаниями. Сначала ставится точка в угол одной из клеток. Далее от нее выстраивается узор или изображение по указаниям: одна клетка вверх, клетка вправо, клетка вниз и т.д.
Упражнение «Муха летит»
Стандартный лист бумаги дети по образцу, задаваемому педагогом, делят на 4 «клеточки» (на 9 «клеточек», на 16 «клеточек»). Установив точку («муху») в одной из клеточек, дети карандашом рисуют «путь мухи» на листе по указаниям педагога: вверх, вправо, вниз, влево. После нескольких переходов дети определяют местоположение «мухи».
Упражнение усложняется путем выполнения сразу 2-4 перемещений, а также путем выполнения задания без использования карандаша, прослеживая путь мухи с помощью зрения.
У старших дошкольников можно попробовать выполнять упражнение на воображаемом поле для игры в «крестики-нолики».
(Аналогичные упражнения можно выполнять, используя стандартные наборы мозаики, выкладывая различные узоры и изображения.)
Упражнение «Не зевай, что сказала, выполняй»
Стандартный лист бумаги делится (расчерчивается) на 9 «клеточек» и располагается по горизонтали или по вертикали. После этого дети по указанию педагога заполняют указываемые части листа изображениями: в центральной клеточке нарисуйте зайчика, в правой нижней клеточке нарисуйте грибок, в верхней левой клеточке изобразите солнышко; в верхней средней - тучку и т.д. Сюжеты изображений следует менять.
Вслед за этим предложить детям самостоятельно придумать свой сюжет и последовательно заполнить все клеточки, проговаривая и объясняя, что и где они собираются разместить.
Постепенно переходить к предварительному речевому проговариванию сюжета и расположения его элементов в пространстве листа. И только после этого приступать к изображению сюжета.
Когда дети начнут справляться с такими задачами, постепенно переходить к речевому планированию сюжета предполагаемого изображения без опоры на «клеточки».
Упражнение «Картина»
Работа с репродукциями картин. Дети отвечают на вопросы педагога: что изображено в центре картины? в левом верхнем углу картины?; в правом нижнем углу картины? и т. д.
Умение передавать изображение в цвете
Упражнение «Лото»
Умение ориентироваться в названиях различных цветов.
Набор разноцветных карточек (от 3 до 7-9 цветов), которые различаются по форме и размерам. Найти карточки такого цвета, формы, размера, который называет педагог.
Упражнение «Эй, картинки, стройся в ряд»
Набор карточек различных цветов и их оттенков. Найти у себя все оттенки синего, красного, зеленого и др. цветов. Разложить их по степени насыщенности.
Упражнение «Запомни и раскрась»
Раскрашивание контурных изображений цветными карандашами или красками после предварительного обсуждения требующихся для этого цветов и оттенков. В предварительное обсуждение должно постепенно включаться все большее количество раскрашиваемых фрагментов изображения.
Упражнение «Что изображено на картине»
Работа с репродукциями картин.
Какое настроение - грусть, радость, скука, веселье, спокойствие, возбуждение и т.д. - и с помощью каких цветов выразил художник?
Выберите из набора цветных карточек (цветных ниток и т.д.) те оттенки, которые использовал художник.
Что на картине изображено (передается) с помощью выбранного оттенка?
Умение соблюдать пропорции между изображаемыми предметами
Упражнение «Я читаю, ты рисуй»
Изображение героев различных стихотворений с предварительным обсуждением того, как следует изображать их размеры и почему.
Например:
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку,
И вежливо так он сказал муравью:
- Можешь и ты наступить на мою!
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок - высоко,
Воробей сказал, что близко,
А улитка - далеко.
А теленок - озабочен
Тем, что яблоко мало,
А цыпленок - тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно:
- Кислое - зачем оно?
- Что вы?! - шепчет червячок.
- Сладкий у него бочок.
(Г. Сатир)
Умение использовать «глубину» на рисунке
Упражнение «Далеко и близко»
Детям предъявляются разнообразные занимательные изображения, на которых они должны указать:
• какие из изображенных предметов находятся далеко, а какие близко?
• в какой части листа располагаются близкие предметы, а в какой далекие?
После этого детям предлагается ответить на вопрос, по каким признакам они определили, что предметы на изображении находятся «дальше» или «ближе».
Упражнение «Далеко и близко 2»
Детям предлагается изобразить на рисунке элементы какого-либо сюжета таким образом, чтобы некоторые из указанных элементов располагались «далеко», а некоторые «близко».
Умение рассказать о замысле будущего изображения и переносить его во внешний план рисунка
Упражнение «Составь сказку»
Детям раздаются сюжетные картинки, на которых изображены этапы развития какого-либо события. Предлагается расположить картинки в правильной последовательности и рассказать об изображенном событии.
Вслед за этим можно предложить детям рассказать о возможном развитии событий и изобразить их последовательность; при этом каждый изображает один из фрагментов такой последовательности.
Упражнение «Расскажи о картине»
Детей знакомят с репродукцией какой-либо картины, предлагают обсудить ее и ответить на вопросы, которые направлены на развитие умений:
• давать описательную характеристику изображения;
• выдвигать предположения о том, что хотел рассказать художник людям, когда писал картину (настроение, объяснение сюжета);
• рассказывать о своих мыслях, чувствах и переживаниях, которые вызывает изображение.
При этом не следует делать замечания детям за характер их ответов и их оценочные суждения.
Упражнение «Цветная сказка»
Ребенку по ходу изложения какой-либо сказки, истории предлагается из набора разноцветных карточек выбрать карточку такого цвета, который наиболее соответствует:
• переживаниям и настроениям героев сказки, истории;
• переживаниям и настроениям самого ребенка.
Упражнение «Расскажи, что на рисунке»
После выполнения рисунка на свободную тему ребенку предлагается рассказать, что он изобразил. При этом следует хвалить ребенка не за качество изображения, а за рассказ и подробное описание сюжета и структуры рисунка, даже если на изображении нет тех деталей, про которые ребенок рассказывает.
Упражнение «Заколдованные сказки»
Герои сказок потеряли свой образ, и от них остался только цвет. (Педагог обсуждает с детьми, что такое образ и цвет.) С тех пор в сказочной стране все перепуталось, и никто не мог узнать друг друга. Добрая фея решила помочь вернуть образы всем героям сказок...
• Детям дается чистый лист бумаги и набор цветных карточек. Вслед за этим дети по указаниям педагога располагают карточки на листе: «В правом верхнем углу добрая фея расположила желтый цвет; в середине верхней части листа — оттенки синего цвета. В середине листа слева направо она расположила все оттенки зеленого цвета. Коричневому цвету достался левый нижний угол. Рядом с ним фея расположила серый цвет. Правый нижний угол занял оранжевый цвет».
• Вслед за этим дети вместе с педагогом каждому цвету приписывают образ, используя схематические изображения или буквы. Например: желтый цвет — солнце; оранжевый цвет — лиса; зеленый цвет — лес и т. д.
• Опираясь на полученную схему, дети угадывают название сказки и выполняют рисунок.
Упражнение «Придумаем сказку»
Придумать развитие сказочного сюжета с использованием предметов (игрушек). По ходу реализации сюжета дети вместе со взрослым включаются в речевое планирование и общение. Вслед за этим дети «рисуют игру»: каждому участнику предлагается выбрать одно из сказочных событий и нарисовать его. При этом дети предварительно рассказывают педагогу и друг другу, что они будут изображать.
После выполнения рисунков можно предложить детям расположить рисунки в соответствии с последовательностью игровых событий и в речевой форме воспроизвести сказочный сюжет.
Упражнение «Расскажи и нарисуй»
Детям по очереди предлагается рассказать о том, как они будут рисовать принцессу, самолет, новогодний праздник и т. д. Вслед за этим педагог просит ничего не забыть из своего рассказа и выполнить рисунок. После выполнения рисунка дети рассказывают о том, что они нарисовали в соответствии с планом, от чего отказались, что забыли и что нарисовали сверх того, что было ими рассказано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения
Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...
Методическая разработка «Использование моделирования в изобразительной деятельности дошкольников» Картотека игр и упражнений.
Модель — это символ, предмет-заместитель, схематичное изображение предмета с его характерными признаками. Виды моделей:— сенсорные, характеризующие цвет, форму, размер, фактуру поверхности предмета,...
Игры и игровые упражнения по обучению грамоты старших дошкольников с ОНР (из опыта работы)
етодические материалы по обучению грамоты старших школьников через игровые технологии...
Использование дидактических игр и упражнений в обучении грамоте дошкольников
статья представляет собой обзор дидактических игр, которые можно использовать для детей дошкольного возраста для звукового анализа слов, а также в обучении грамоте....
Упражнения по обучению грамоте дошкольников 6-7 лет
Упражнения по обучению грамоте дошкольников 6-7 лет.Цель: развитие развитие звукового анализа и синтеза, внимания, мышления....
Консультация для воспитателей "Использование игровых приемов и упражнений в изобразительной деятельности старших дошкольников".
Консультация для воспитателей по использования игровых приемов в изобразительной деятельности...
Игры - упражнения в стихах для развития изобразительных способностей дошкольников
Подборка стихов про цветные карандаши....