Использование дидактических игр и упражнений в обучении грамоте дошкольников
статья по обучению грамоте (старшая группа)
статья представляет собой обзор дидактических игр, которые можно использовать для детей дошкольного возраста для звукового анализа слов, а также в обучении грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_k_obucheniyu_gramote.docx | 20.3 КБ |
obuchenie_gramote_frolysheva_25_ds.pptx_szhatyy.pptx | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 компенсирующего вида»
Использование дидактических игр и упражнений
в обучении грамоте дошкольников
Воспитатель
Фролышева Марина Сергеевна
I квалификационная категория
г. Мончегорск
2019г.
Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
(слайд) Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова. Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет грамотой, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
В своем выступлении хочу поделиться с вами некоторыми разработками речевых и дидактических игр и пособий, которые я использую при обучении детей грамоте.
Дидактическое пособие «Пушистые буквы»
Известно, что абстрактные понятия должны преподноситься детям путем демонстрации наглядных, реальных вещей. Так, изучая алфавит, рекомендуется использовать красивые буквы, которые вы без лишних проблем можете создать своими руками.
Интересное и нестандартное решение — сделать своими руками необычные буквы алфавита из пушистой проволоки, которую можно отыскать в магазине со швейными принадлежностями.
Все, что потребуется – сделать буквы, проволока легко гнется, принимая любую форму.
Дети получают удовольствие от процесса работы с такими необычными, яркими и мохнатыми буквами. Они с интересом будут выкладывать из них слова, потому что даже просто хочется брать в руки такой приятный на ощупь материал.
С помощью этого пособия, мы закрепляем навыки звуко - буквенного анализа, развиваем мышление, воображение, память, внимание, мелкую моторику рук, тактильные навыки.
Варианты игр:
- «Неправильная буква» - детям предлагаются набор букв, часть из которых, повернуты в зеркальном отражении. Дети должны найти неправильную букву, исправить её положение на верное.
- «О какой букве я говорю?» - Педагог поочередно дает описание каждой, например: «Эта буква стоит на длинной палочке. У нее есть два кружочка: один справа, другой слева».Если ребенок правильно назвал букву, то получает поощрительную фишку.
- «Составь слово» - ребенку выдается предметная картинка, и предлагается выложить слово
- «Буква потерялась» - выкладывается слово, у которого не хватает буквы, ребенок ищет возможный вариант, подставляет нужную букву
- «Угадай слово» - по первому слогу дети угадывают второй слог и выкладывают
- «Буквы перепутались» - в слове буквы перепутаны местами, нужно восстановить порядок
- «Составь слово на заданный звук» - ребенку предлагается составить слово на заданный звук
Следующее необычное пособие это камешки Марблс, наверное, многие используют эти камешки в работе, и я не буду отдельно останавливаться на их истории, а расскажу, как использую их в своей работе при обучении грамоте.
- «Знакомство с буквой». Цель: закрепление образа буквы. Дети выкладывают из камешков буквы, на трафарете, затем по памяти.
- «Волшебный мешочек» - Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
- «Напиши слово» Ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью камешков МАРБЛС
- «Звуковая мозаика» цель: закрепление понятий о твердости, мягкости согласных звуков - взрослый называет слова, например с мягким (твёрдым) звуком [c], ребёнок кладёт соответствующий камешек (зелёный, синий) выкладывая мозаику.
Буквенное лото «Познайка — почитайка»
Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет изучающих раздел "Обучение грамоте", а также детей имеющих начальные навыки чтения
ЦЕЛЬ: дает понятие о гласных и согласных (твердых, мягких) звуках, закрепляет умение производить звуко-буквенный анализ слов, закрепляет понятие «слово» и «предложение».
ПРАВИЛА ИГРЫ:
В игру может играть 2-3 ребенка (зависимости от количества карточек, чем их больше, тем больше играющих) - карточки обновляются и сменяются различными наборами.
1 вариант (начальный этап): Дети поочередно достают из мешочка букву – крышечку, открывают, называют букву и дают характеристику – согласный или гласный звук, твердый или мягкий. Затем составляют возможные слова из букв, которые они достали из мешка.
2 вариант (этап закрепления и чтения): Игра по принципу обычного лото – Из мешочка достается буква, открывается, а дети закрывают буквы на карточках картонными фишками нужного цвета – гласную – красным, согласные соответственно синим или зеленым цветом. Выигрывает тот, кто первый закрыл все буквы фишками. С читающими детьми карточка подлежит прочтению, уточняется, сколько слов в каждом предложении. Карточки обновляются новыми, в зависимости от интереса детей.
Последнее пособие, которое я хотела бы вам представить применяется с читающими детьми подготовительного возраста для формирования навыка чтения в игровой форме, называется оно «Слоговые диски» - это пособие Антонины Евдокимовой, предназначено для формирования навыка чтения в игровой форме. Применяется в период обучения грамоте.
Оно состоит из 10-ти карточек с дисками состоящими из слогов, с последовательным усложнением. Дети, совмещая слоги, учатся читать слова, закрепляют навык чтения, а также деления слов на слоги.
Вариант игры с усложнением: кармашком закрывается диск со слогами, которые являются окончанием слов - надо угадать окончание слова по его первому слогу (на слайде показать усложнение)
В заключении хочется отметить, что игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Педагог, работающий с детьми, должен заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых приемов, необычных пособий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте: • Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров ); • Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова. Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
Дидактическое пособие «Пушистые буквы»
«Неправильная буква»
«Буква потерялась»
«Угадай слово»
«Буквы перепутались»
Камешки « Марблс »
«Напиши слово» «Звуковая мозаика»
Буквенное лото « Познайка — почитайка »
«Слоговые диски»
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр и упражнений по обучению грамоте в старшей и подготовительной группах.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...
Использование дидактических игр и упражнений в обучении дошкольников по теме «Организация безопасной жизнедеятельности детей»
Тема организации безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на сегодняшний день является очень актуальной. ...
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений, в обучении дошкольников по теме: "Организации безопасной жизнедеятельности детей"
Задача взрослых - научить предвидеть опасные ситуации, чтобы избежать их, а в крайних случаях – быть к ним максимально готовым.Во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых чело...
Практические рекомендации по использованию дидактического материала инновационного характера по обучению грамоте дошкольников
Практические рекомендации по использованию дидактического материала инновационного характера по обучению грамоте дошкольников1. Самой главной задачей при обучении дошкольников является организация обр...
Презентация. Использование дидактических игр и упражнений в обучении дошкольников.
Использование дидактических игр и упражнений в обучении дошкольников....
Картотека дидактических игр и упражнений по обучению грамоте старших дошкольников
Грамота - это очень непростой для понимания дошкольников предмет. Ребѐнку старшего дошкольного возраста сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, поня...
«Использование дидактических игр и упражнений в обучении дошкольников»
Дидактические игры для детей своими руками — замечательная наглядная форма разностороннего развития. Особенно значимо и полезно создание игрового материала педагогом совместно с воспитанниками. ...