Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.
Данная разработка может быть использована на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях на всех этапах обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_zadachnik.docx | 296.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Ляхина Татьяна Николаевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 компенсирующего вида
го Орехово-Зуево Московская область
Подготовительная к школе группа
Обучение элементам грамоты
Тематический вид контроля
Microsoft Office
Игровое упражнение «Найди одинаковые буквы»
А И
И У
У А
Игровое упражнение «Большие и маленькие буквы»
П
К Т
П
К Т
Игровое упражнение «Пляшущие буквы»
Игровое упражнение «Зашумленные буквы»
Игровое упражнение «Откусанные буквы»
Игровое упражнение «Найди ошибки»
Игровое упражнение «Умные бабочки»
Игровое упражнение «Интересные окошки»
Игровое упражнение «Интересные окошки»
Игровое упражнение «Зашифрованные слова»
Игровое упражнение «Буква потерялась»
Литература
- Аромштам М.С. Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте детей от пяти лет. - М.: НЦ ЭНАС, 2005.
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. - М.: Знание, 1994.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1994.
- Комарова Т.П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения. - М.: Астрель, 2008.
- Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. - М.: Аквариум 1995.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М.: Просвещение, 1983.
- Новоторцева Н.В. Учимся читать : обучение грамоте в детском саду и дома. - Ярославль "Академия развития", "Академия, К°", 1998.
- Подготовка детей к школе в детском саду/Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В.Тарунтаевой. - М.: Педагогика, 1978.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателей детского сада./Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1991.
- Чейпи Д. Готовность к школе. - М.: Педагогика - Пресс, 1992.
Подготовка к обучению грамоте дошкольников с нарушениями зрения
Цель разработки: развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.
Данная разработка может быть использована на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях на всех этапах обучения.
Расстройства речи детей с нарушениями зрения являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Вследствие нарушения деятельности зрительного анализатора, у детей с патологией зрения нарушается формирование пространственных представлений. Наблюдается неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти и внимания, пространственного восприятия. Отмечаются трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв, что в последствии приводит к оптической дисграфии и дислексии. Дети испытывают определенные трудности в овладении навыками письма и чтения. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, являются составляющей частью естественного педагогического процесса. Они проводятся с учетом ведущих дидактических и специфических принципов для данной группы детей. Это - принципы коррегирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы речевой и неречевой деятельности, учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения, опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учет новизны, объема, нарастающей сложности речевого материала. Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения специфична, так как формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. Данные задания предназначены для развития зрительного восприятия и оптико-пространственных представлений, предупреждения и преодоления нарушений письменной речи дошкольников с нарушениями зрения. Задания предлагаются в виде игр.
Упражнения для рассматривания, сравнения, анализа и синтеза представленных букв.
«Одинаковые буквы»
Логопед предлагает детям рассмотреть на листе буквы, найти одинаковые по написанию и соединить их линиями.
«Большие и маленькие буквы»
Логопед предлагает детям рассмотреть на листе буквы, найти одинаковые по написанию, но различные по величине буквы и соединить их линиями.
Упражнения для отслеживания взором наложенных линий, узнавания наложенных и зашумленных изображений.
« Пляшущие буквы»
Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть наложенные друг на друга буквы и назвать их.
«Зашумленные буквы»
Логопед предлагает детям узнать заштрихованные буквы и назвать их.
Упражнение для определения пространственных соотношений элементов букв, недостающих деталей.
.
«Откусанные буквы»
Логопед предлагает детям дорисовать недостающую часть, чтобы получилась буква.
«Найди ошибки»
Логопед предлагает детям определить, какие из букв написаны неправильно, и зачеркнуть их карандашом.
Упражнение для определения пространственных отношений букв в слогах и словах.
« Умные бабочки»
Детям предлагается из половинок собрать целых бабочек и прочитать получившиеся слоги: обратные – на зеленых кружках, прямые – на желтых кружках.
«Интересные окошки»
Детям предлагается, передвигая полоски с буквами, поставить в окошки заданные буквы и прочитать полученный слог.
Данное задание усложняется, когда детям предлагается прочитать полученные в окошках слова: односложные (прямой слог + буква) и двухсложные (прямой слог + прямой слог).
«Зашифрованные слова»
Логопед предлагает детям карточки с напечатанными буквами, которые необходимо расставить по росту и прочитать слова.
«Буква потерялась»
Детям предлагается поставить недостающую букву (буквы) в слово под картинкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...
Сообщение из опыта работы "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
Доклад к презентации...
Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей
Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения...
Статья из опыта работы «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»
Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе...
Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения и речи в старшем дошкольном возрасте.
ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего видаКировского района Санкт-Петербурга. Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обуч...
Мастер – класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и наглядного материала»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и ...
Консультация " Роль игры в подготовке к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи"
Консультация для педагогов ДОУ " Роль игры в подготовке к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи"...