Консультация для воспитателей "Использование игровых приемов и упражнений в изобразительной деятельности старших дошкольников".
консультация по рисованию (старшая группа)
Консультация для воспитателей по использования игровых приемов в изобразительной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игровые приемы | 27.14 КБ |
консультация по изо | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых приемов и упражнений в изобразительной деятельности старших дошкольников.
С внедрением Федеральных Государственных Стандартов в дошкольных учреждениях особое внимание уделяется развитию инициативы и личного потенциал каждого ребёнка. Приоритет отдаётся совместной деятельности педагога с детьми. Особенно стоит выделить задачу развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству. Одним из направлений развития творчества, является художественно – эстетическое развитие детей. Развитие творческой активности на занятиях по изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте будет эффективным, если использовать игровые приемы обучения при формировании замысла, во время воплощения замысла и при анализе готовой работы.
Воспитательная роль игровых приемов:
1. Игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников (особенно это относится к младшему дошкольному возрасту),
2. Позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме;
3. Дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения;
4. Играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.
Виды игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности.
1. Обыгрывание предметов, игрушек, картин. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.д.); с кисточками и карандашами можно советоваться, разговаривать, учить их рисовать («бегать по ровненькой дорожке», «кататься» с горки и т.д.) При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движения (имитация движений с игрушкой). Этот прием позволяет решить несколько задач: привлечь внимание ребенка к изображенному предмету, рассмотреть, обследовать его; заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения.
2. Обыгрывание выполненного изображения. Этот прием применяется в конце занятия, когда изображение уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от изображения. Например, дети рисовали парк: осенний, зимний, им предлагается погулять по парку, послушать птиц, попеть песенки и т.д. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки, если заяц – «прыгать», «греть лапки» и т.д.
3. Обыгрывание незаконченного изображения в момент его исполнения. Этот прием направлен не только на развитие замысла рисунка, но и на развитие у детей умения выполнять его разными изобразительными средствами. Способы выполнения игровых действий в данном приеме также разнообразны. Они могут быть выражены словом, например, воспитатель, увидев на рисунке изображенную девочку, спрашивает ее «Ты не замерзла без рукавичек?» или птиц, сидящих зимой на ветке «вы не голодны?» Таким образом, он ненавязчиво подсказывает возможность выполнения рисунка.
4. Игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. В этом случае изобразительная деятельность соотносится с соответствующей деятельностью взрослых – художников, гончаров, фотографов, строителей и т.д. Такая деятельность часто носит коллективный характер. Например, дети в роли художников рисуют иллюстрации к одной сказке. При выполнении взятой на себя роли ребенок особенно увлечен делом, наиболее изобразителен.
Картотека игровых приёмов и упражнений по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
1.«Волшебный лес»
Цель: развитие изобразительных навыков, образного мышления, воображения, художественного вкуса.
Оборудование: карточки со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера (по количеству детей); набор 12 цветных карандашей (для каждого ребенка), ластик, простой карандаш.
Ход игры Педагог говорит: «Перед вами лес. Волшебник накрыл его шапкой невидимкой, поэтому многие обитатели леса и растения оказались невидимыми. Но шапка была старая, в ней была огромная дыра, через которую мы можем кое-что разглядеть. Нам надо попробовать расколдовать лес. Рассмотрите внимательно картинку и превратите все линии в законченные рисунки, в красивый лес».
2.«Рассеянный художник»
Цель: развитие образного мышления, воображения, изобразительных навыков.
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур и линий; набор цветных карандашей или фломастеров, простой карандаш, ластик.
Ход игры «В нашем городе открывается выставка необычных картин. Один рассеянный художник решил подготовить картины для выставки. Он сделал наброски - провел некоторые штрихи, а потом отвлекся и забыл, что хотел нарисовать. Скоро открытие выставки. Помогите художнику. Рассмотрите штрихи и превратите их в изображения различных предметов. А затем мы устроим выставку наших картин».
3.«Добро и зло»
Цель: развитие изобразительных навыков, образного мышления, воображения, эмоциональной сферы.
Оборудование: карточки с контурным изображением двух фей (королей, волшебников или принцесс), набор цветных карандашей или фломастеров, простой карандаш, ластик.
Ход игры «На листе бумаги вы видите изображения двух фей. Представьте себе, что одна из них добрая, другая злая. Дорисуйте и раскрасьте лица и одежду, изобразите сказочных спутников наших фей или волшебные вещи».
4.«Юные модельеры»
Цель: развитие художественного вкуса, воображения, мелкой моторики, активизация мышления и речи.
Оборудование: портреты с репродукций (плакатов, обложек журналов и пр.), наклеенные на лист бумаги; простой карандаш, набор цветной бумаги, набор карандашей или фломастеров, ластик, клеящий карандаш, фольга, лоскутки ткани, кусочки меха и т.п.
Ход игры Педагог раскладывает материал (портреты) и говорит: «Представьте, что вы юные модельеры. К каждому из вас обратился человек, который хочет, чтобы вы помогли ему выглядеть нарядно». Педагог предлагает детям выбрать портреты, внимательно рассмотреть их, придумать и создать подходящие наряды. С помощью аппликационного материала сделать головной убор (шляпу, кокошник, платок и пр.), украшения (ожерелья, бусы, броши, серьги и пр.). Если на портрете девушка или женщина, нарисовать на листе бумаги костюм (сарафан, бальное платье, фрак и т.п.). После выполнения творческого задания начинается показ моделей. Педагог просит детей назвать имя своих «манекенщиков» рассказать об их характере, профессии.
5.«Посмотри и нарисуй»
Цель: развитие образного мышления, воображения, пространственной ориентировки, конструктивных навыков. Оборудование: геометрические фигуры для плоскостного конструирования, лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор карандашей или фломастеров, фланелеграф.
Ход игры Педагог (или ребёнок), на фланелеграфе конструирует схематические рисунки из геометрических фигур. Предлагает детям внимательно рассмотреть изображение, обратить внимание на особенности, тонкости схематичного рисунка. Затем говорит: «Постарайтесь, как можно точнее скопировать мои рисунки».
6.«Детективы»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики, эмоциональной сферы, комбинаторных навыков, активизация мышления и речи. Оборудование: портреты с репродукций (плакатов, обложек журналов и пр.), разрезанные на полосы - отдельно лоб, , отдельно глаза, отдельно подбородок, отдельно нос и т.д. (по количеству детей), лист бумаги, набор карандашей или фломастеров, ластик, простой карандаш.
Ход игры Педагог раскладывает материал и говорит: «Вы видели, как в детективных фильмах криминалисты составляют фоторобот. Они подбирают и соединяют части лица, чтобы создать портрет человека. Сейчас и мы попробуем составить фоторобот различных людей. Педагог составляет словесный портрет человека. Дети подбирают подходящие детали, складывают из них портрет данного человека. Затем рисуют этот портрет. Придумайте ему имя, расскажите о его характере, профессию».
7.«Прятки»
Цель: развитие образного мышления, воображения, изобразительных навыков. Оборудование: демонстрационные карточки с изображением геометрических фигур (прямоугольников, овалов, кругов и пр.) разного размера; 2—З листа бумаги, набор цветных карандашей (для каждого ребенка), простой карандаш, ластик.
Ход игры Педагог показывает детям одну из карточек: «Рисунки решили поиграть в прятки. Посмотрите на картинку, догадайтесь, кто или что может скрываться за фигурами, и нарисуйте их на своем листе бумаги».
8.«Чего на свете не бывает?»
Цель: активизация внимания, развитие воображения, мышления и речи. Оборудование: цветные мелки, доска.
Ход игры беседы Педагог предлагает придумать всем вместе необычное существо:
а) рыбу;
б) насекомое;
в) птицу;
г) зверя;
д) инопланетянина.
Он задает детям наводящие вопросы и на основании полученных ответов создает на доске при помощи цветных мелков изображение. Наводящие вопросы:
- У существа есть голова? Одна?
- Какое у него туловище?
- Какие конечности (руки, ноги, лапы, щупальца, крылья)?
- Какой рот (губы, зубы, язык)?
- Какие глаза, нос, уши, хвост?
- Чем покрыто тело (чешуей, шерстью, пухом и пр.)?
- Какого оно цвета?
На последующих занятиях дети самим могут придумать и нарисовать необычное существо, а затем составить о нем рассказописание.
Предварительный просмотр:
Использование игровых приемов и упражнений в изобразительной деятельности старших дошкольников.
С внедрением Федеральных Государственных Стандартов в дошкольных учреждениях особое внимание уделяется развитию инициативы и личного потенциал каждого ребёнка. Приоритет отдаётся совместной деятельности педагога с детьми. Особенно стоит выделить задачу развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству. Одним из направлений развития творчества, является художественно – эстетическое развитие детей. Развитие творческой активности на занятиях по изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте будет эффективным, если использовать игровые приемы обучения при формировании замысла, во время воплощения замысла и при анализе готовой работы.
Воспитательная роль игровых приемов:
1. Игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников (особенно это относится к младшему дошкольному возрасту),
2. Позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме;
3. Дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения;
4. Играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.
Виды игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности.
1. Обыгрывание предметов, игрушек, картин. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.д.); с кисточками и карандашами можно советоваться, разговаривать, учить их рисовать («бегать по ровненькой дорожке», «кататься» с горки и т.д.) При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движения (имитация движений с игрушкой). Этот прием позволяет решить несколько задач: привлечь внимание ребенка к изображенному предмету, рассмотреть, обследовать его; заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения.
2. Обыгрывание выполненного изображения. Этот прием применяется в конце занятия, когда изображение уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от изображения. Например, дети рисовали парк: осенний, зимний, им предлагается погулять по парку, послушать птиц, попеть песенки и т.д. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки, если заяц – «прыгать», «греть лапки» и т.д.
3. Обыгрывание незаконченного изображения в момент его исполнения. Этот прием направлен не только на развитие замысла рисунка, но и на развитие у детей умения выполнять его разными изобразительными средствами. Способы выполнения игровых действий в данном приеме также разнообразны. Они могут быть выражены словом, например, воспитатель, увидев на рисунке изображенную девочку, спрашивает ее «Ты не замерзла без рукавичек?» или птиц, сидящих зимой на ветке «вы не голодны?» Таким образом, он ненавязчиво подсказывает возможность выполнения рисунка.
4. Игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. В этом случае изобразительная деятельность соотносится с соответствующей деятельностью взрослых – художников, гончаров, фотографов, строителей и т.д. Такая деятельность часто носит коллективный характер. Например, дети в роли художников рисуют иллюстрации к одной сказке. При выполнении взятой на себя роли ребенок особенно увлечен делом, наиболее изобразителен.
Картотека игровых приёмов и упражнений по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
1.«Волшебный лес»
Цель: развитие изобразительных навыков, образного мышления, воображения, художественного вкуса.
Оборудование: карточки со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера (по количеству детей); набор 12 цветных карандашей (для каждого ребенка), ластик, простой карандаш.
Ход игры Педагог говорит: «Перед вами лес. Волшебник накрыл его шапкой невидимкой, поэтому многие обитатели леса и растения оказались невидимыми. Но шапка была старая, в ней была огромная дыра, через которую мы можем кое-что разглядеть. Нам надо попробовать расколдовать лес. Рассмотрите внимательно картинку и превратите все линии в законченные рисунки, в красивый лес».
2.«Рассеянный художник»
Цель: развитие образного мышления, воображения, изобразительных навыков.
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур и линий; набор цветных карандашей или фломастеров, простой карандаш, ластик.
Ход игры «В нашем городе открывается выставка необычных картин. Один рассеянный художник решил подготовить картины для выставки. Он сделал наброски - провел некоторые штрихи, а потом отвлекся и забыл, что хотел нарисовать. Скоро открытие выставки. Помогите художнику. Рассмотрите штрихи и превратите их в изображения различных предметов. А затем мы устроим выставку наших картин».
3.«Добро и зло»
Цель: развитие изобразительных навыков, образного мышления, воображения, эмоциональной сферы.
Оборудование: карточки с контурным изображением двух фей (королей, волшебников или принцесс), набор цветных карандашей или фломастеров, простой карандаш, ластик.
Ход игры «На листе бумаги вы видите изображения двух фей. Представьте себе, что одна из них добрая, другая злая. Дорисуйте и раскрасьте лица и одежду, изобразите сказочных спутников наших фей или волшебные вещи».
4.«Юные модельеры»
Цель: развитие художественного вкуса, воображения, мелкой моторики, активизация мышления и речи.
Оборудование: портреты с репродукций (плакатов, обложек журналов и пр.), наклеенные на лист бумаги; простой карандаш, набор цветной бумаги, набор карандашей или фломастеров, ластик, клеящий карандаш, фольга, лоскутки ткани, кусочки меха и т.п.
Ход игры Педагог раскладывает материал (портреты) и говорит: «Представьте, что вы юные модельеры. К каждому из вас обратился человек, который хочет, чтобы вы помогли ему выглядеть нарядно». Педагог предлагает детям выбрать портреты, внимательно рассмотреть их, придумать и создать подходящие наряды. С помощью аппликационного материала сделать головной убор (шляпу, кокошник, платок и пр.), украшения (ожерелья, бусы, броши, серьги и пр.). Если на портрете девушка или женщина, нарисовать на листе бумаги костюм (сарафан, бальное платье, фрак и т.п.). После выполнения творческого задания начинается показ моделей. Педагог просит детей назвать имя своих «манекенщиков» рассказать об их характере, профессии.
5.«Посмотри и нарисуй»
Цель: развитие образного мышления, воображения, пространственной ориентировки, конструктивных навыков. Оборудование: геометрические фигуры для плоскостного конструирования, лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор карандашей или фломастеров, фланелеграф.
Ход игры Педагог (или ребёнок), на фланелеграфе конструирует схематические рисунки из геометрических фигур. Предлагает детям внимательно рассмотреть изображение, обратить внимание на особенности, тонкости схематичного рисунка. Затем говорит: «Постарайтесь, как можно точнее скопировать мои рисунки».
6.«Детективы»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики, эмоциональной сферы, комбинаторных навыков, активизация мышления и речи. Оборудование: портреты с репродукций (плакатов, обложек журналов и пр.), разрезанные на полосы - отдельно лоб, , отдельно глаза, отдельно подбородок, отдельно нос и т.д. (по количеству детей), лист бумаги, набор карандашей или фломастеров, ластик, простой карандаш.
Ход игры Педагог раскладывает материал и говорит: «Вы видели, как в детективных фильмах криминалисты составляют фоторобот. Они подбирают и соединяют части лица, чтобы создать портрет человека. Сейчас и мы попробуем составить фоторобот различных людей. Педагог составляет словесный портрет человека. Дети подбирают подходящие детали, складывают из них портрет данного человека. Затем рисуют этот портрет. Придумайте ему имя, расскажите о его характере, профессию».
7.«Прятки»
Цель: развитие образного мышления, воображения, изобразительных навыков. Оборудование: демонстрационные карточки с изображением геометрических фигур (прямоугольников, овалов, кругов и пр.) разного размера; 2—З листа бумаги, набор цветных карандашей (для каждого ребенка), простой карандаш, ластик.
Ход игры Педагог показывает детям одну из карточек: «Рисунки решили поиграть в прятки. Посмотрите на картинку, догадайтесь, кто или что может скрываться за фигурами, и нарисуйте их на своем листе бумаги».
8.«Чего на свете не бывает?»
Цель: активизация внимания, развитие воображения, мышления и речи. Оборудование: цветные мелки, доска.
Ход игры беседы Педагог предлагает придумать всем вместе необычное существо:
а) рыбу;
б) насекомое;
в) птицу;
г) зверя;
д) инопланетянина.
Он задает детям наводящие вопросы и на основании полученных ответов создает на доске при помощи цветных мелков изображение. Наводящие вопросы:
- У существа есть голова? Одна?
- Какое у него туловище?
- Какие конечности (руки, ноги, лапы, щупальца, крылья)?
- Какой рот (губы, зубы, язык)?
- Какие глаза, нос, уши, хвост?
- Чем покрыто тело (чешуей, шерстью, пухом и пр.)?
- Какого оно цвета?
На последующих занятиях дети самим могут придумать и нарисовать необычное существо, а затем составить о нем рассказописание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ
В тексте рассказывается о том, как с помощью игровых приемов можно обогатить методику организации изобразительной деятельности дошкольников....
Консультация для воспитателей Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников...
Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по и...
«Методика использования игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности».
Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня....
Консультация для воспитателей: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании для создания условий индивидуализации образовательного процесса...
Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
В настоящее время проблема формирования элементарных математических представлений является одной из наиболее важных и актуальных задач в рамках подготовки детей к школе. Математика представляет широки...
Методика использования игровых приемов на занятия по изобразительной деятельности
Предлагаемая данная методика применения игровых приемов в своей основе характерна для руководства изобразительной деятельностью детей всех возрастных групп. Это обусловлено тем, что современное обучен...