Обучение старших дошкольников декоративной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента
методическая разработка (рисование, подготовительная группа) по теме
Творческая работа
/описание педагогического опыта/
Обучение старших дошкольников декоративной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента.
Описание опыта работы ДОУ по декоративно-прикладному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Декоративное искусство прошло огромный путь развития — от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе. Развитие это шло в нескольких направлениях, или срезах. Одним из них выступает жанровое развитие декоративного искусства. Декоративное творчество захватывает в свою орбиту постепенно все более широкий круг объектов окружения и сегодня стало едва ли не универсальным.
На жанровое развитие декоративного искусства существенное влияние оказывает социальное развитие общества, неуклонно ведущее к демократизации жизни, вовлечению в активную деятельность все больших слоев общества. В частности, с переходом от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной начинается развитие собственно народного декоративного творчества и его своеобразных жанров, зачастую неповторимых у разных народов: расшитых или вышитых полотенец, глиняной игрушки, резной декорировки фасадов изб, ковроделия и др. В современную эпоху декоративное творчество ознаменовалось еще большим развитием самодеятельного начала, в том числе самодеятельности у детей и школьников. Оно прочно проникло в общественный быт, производственный и учебный процессы, став их необходимым элементом в виде стенгазет, досок объявлений, пригласительных билетов, плакатов, наглядных учебных пособий и др.
В задушевной русской песне, которую исполняет Сибирский народный хор, в архитектурном ансамбле белокаменного Суздаля, в красочном рисунке мезенской прялки, в морозном узоре вологодских кружев, в народной резьбе по дереву, в наивной и радостной по цвету вятской игрушке запечатлены для нас представления народа о подлинной красоте, щедрая и талантливая его мастеровитость, вечное стремление к прекрасному.
Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища — все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением. «Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом» [3,24] Творцы народного искусства были связаны с природой. Она давала им необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых использовались затем в творчестве. Близость народного искусства с природой определяет радостный, оптимистический характер его произведений.
К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства прошлого следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного с большой выразительностью, причем форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия.
Умелое использование произведений народного декоративно-прикладного искусства в работе с дошкольниками способствует успешному развитию детского творчества.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, - расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, становления художественного вкуса.
Исходя из актуальности темы, можно выделить проблему исследования – выявление значения ознакомления детей с семантикой народного орнамента для обучения их декоративной деятельности.
Объект исследования можно определить как процесс обучения старших дошкольников декоративной деятельности.
Предмет – ознакомление детей с семантикой народного орнамента как основа обучения декоративной деятельности.
Цель работы состоит в том, чтобы определить роль ознакомления детей с семантикой народного орнамента в обучении их декоративной деятельности.
На основе предложенной цели можно выделить следующие задачи:
1.Определить понятие народного орнамента, его виды, семантику.
2.Изучить особенности восприятия детьми произведений декоративно- прикладного искусства; особенности декоративной деятельности детей.
3.Охарактеризовать методы и приёмы руководства декоративной деятельностью детей.
4.Обобщить опыт работы ДОУ по ознакомлению старших дошкольников с семантикой народного орнамента.
Методы исследования:
- теоретические – изучение и анализ литературы, сравнение, систематизация, обобщение.
- эмпирические – опытная работа, анализ продуктов детской деятельности.
1. Понятие народного орнамента, его виды, элементы, семантика
Особенностью развития декоративного искусства, связанной со спецификой его эстетической функции служить художественному обогащению обстановки жизни, является то, что его жанры, однажды появившись, уже не умирают. Некоторые из них на время, иногда значительное, как бы забывались.
Строгой классификации жанров декоративного искусства нет. Принято их различать по признакам материала, техники исполнения и типам назначения. В настоящее время существуют следующие основные жанры декоративного искусства: оформление интерьеров (бытовых, общественных, производственных, учебных), оформление музеев, выставок и выставочных территорий, садово-парковое искусство, оформление улиц, в том числе вечернее, в праздники и т.п., театрально-декорационное искусство, одежда, декоративные бытовые изделия и украшения, сувениры и значки, игрушки, малые графические, формы, декоративный плакат и стенгазета, станковая чеканка, монументальные виды чеканки, живописи и графики (входят в оформление интерьеров, территорий, улицы), гобелен, художественная мебель, ювелирное искусство и др.
Другой срез в развитии декоративного искусства — смена художественных стилей.
В декоративном творчестве своеобразные черты художественного стиля наиболее ярко обнаруживаются в организации и оформлении интерьеров, уличных и садово-парковых ансамблей, то есть в специфических для той или иной эпохи принципах, приемах и средствах комплексного решения декоративной среды. Ведущая роль этих жанров в стилевом развитии всего декоративного искусства объясняется тем, что импульсы стилевого развития исходят от архитектуры, с которой эти жанры связаны самым тесным образом. Стили в архитектуре в своих основных чертах почти сразу находят отклик и поддержку, развитие в декоративном творчестве. Поэтому периодизация стилей последнего в основном совпадает со стилевой периодизацией истории архитектуры. Однако, изучая историю декоративно-прикладного искусства, нужно учитывать, что наблюдались отдельные периоды, когда этот вид искусства играл сравнительно с архитектурой более важную роль в создании художественного образа интерьера. Это относится, в частности, к современному интерьеру жилых и общественных зданий. Их архитектурно-строительная основа отличается конструктивным рационализмом, одной из причин чего являются жесткие экономические нормативы массового строительства.
Третий срез исторического развития декоративного искусства — темы, мотивы и сюжеты произведений, в том числе орнаментации. Их изменение происходит в прямой связи с появлением в декоративном искусстве новых жанров и сменой стилей. В тематике декоративного искусства всегда находили, и будут находить отображение преимущественно такие темы и мотивы, которые связаны с хозяйственно-производственной и общественной деятельностью людей. В памятниках искусства кочевых племен мы видим почти исключительно изображения животных, на которых были сосредоточены интересы и помыслы человека. В тематике декоративного творчества оседлых земледельческих народностей решительно преобладает растительный мир и разнообразная, порой космологическая, символика, связанная с основными циклами жизни природы и сельскохозяйственной деятельности.
Исследователь русского народного прикладного искусства М. Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров четко выделяются два вида изображений — сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений следует прежде всего отметить изображения животных и птиц.
В «Русском толковом словаре» В.В. Лопатина [6,388] понятие «орнамент» определяется так: «Художественное украшение, узор из повторяющихся элементов». Узор-«рисунок, представляющий собой сочетание линий, геометрических фигур, красок»[ 6 ,735].
Понятие «узор» шире понятия «орнамент». Узор может быть произвольным, заранее не продуманным (например, ледяной узор на окнах). Орнамент же всегда создаётся руками человека и с какой-либо целью (украшение, оберег).
Многообразие орнаментальных мотивов условно можно разделить на пять групп: геометрические, растительные, зооморфные, антропоморфные, бытовые. Первая, самая многочисленная, группа охватывает большое разнообразие геометрических элементов и фигур, а также узоры абстрактной конфигурации, которые не имеют аналогии с орнаментами других видов декоративно-прикладного искусства.
К этой группе относятся прямые, ломаные и волнистые линии, образующие мотивы «лента», «волна», «кривулька», «треугольник-стрелка» или ритмический ряд треугольников - «косица»; «выгнутый вырез» - «лук» или «рискалик», а ещё более закрученный - «закрутка», «кудри», «бараньи рожки».
Вторая группа объединяет мир растительных форм: «бутоны», «цветы», «вазоны», «деревья жизни», «листочки», «ветки», «соцветия», «букеты» и разнообразные плоды: «яблоки», «вишенки», «колоски», «семена» и т.д. К следующей группе относится мир животных ( «коней», «коров», «овец», «оленей», «медведей»); птиц («уточек», «петушков», «голубей», «павлинов», «ласточек» и др.), разнообразных насекомых («бабочек», «жучков», «паучков») и т.д. Антропоморфные вырезки составляют своеобразную группу орнаментальных мотивов, включающих отдельные фигурки людей (одинарные «лялечки», «казаки»), симметричные удвоенные изображения («двойняшки» «близнецы») и целые «хороводы» («ленточные вырезки «под деревом», «танец»).
Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, все эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение.
В орнамент этого типа включались и геометризированные женские фигуры и фигуры всадников. В прошлом они, очевидно, олицетворяли собой богиню земли с охраняющими ее всадниками. Потеряв свое культовое значение, эти образы вошли в народный орнамент как привычные его элементы.
Небольшую группу представляют сравнительно новые мотивы архитектурных сооружений и бытовых вещей: «церкви», «башенки», «мельницы», «лесенки», «грабельки», «фонарики», «пасочки» и т.д.
Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян-язычников, населявших в прошлом территорию Древней Руси. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве. Наиболее сложные для понимания абстрактные геометрические мотивы представляют собой условное изображение земли, воды, неба и огня - жизненно важных стихий: круг (розета) - солнце; ромб (прямоугольник, треугольник) - земля; ромб с точкой в центре - символ вспаханного и засеянного поля; ромб с меандрами на углах - гора; прямая линия — дорога: ломаная - молния; волнистая - вода. Цветы и деревья в народном искусстве выступают символами состояний, качеств и черт характера: василёк-простота, нежность; гвоздика - мужество, стойкость; мак- красота; пион-долголетие; подснежник - нежность, чистота; ромашка - мир, любовь; дуб - сила, мужество и др. Образы птиц и животных также являются символами и несут определённую семантическую «нагрузку»: голубь-мир и щедрость ; орёл-скорость и сила; павлин-красота и бессмертие.
Лев, барс и орел символизировали силу, власть; сокол олицетворял собой смелость и отвагу; изображение молодой девушки олицетворяло весну и т. д. Помимо символических образов, большое распространение получили и сказочные образы: птица сирин, китоврас — получеловек-полузверь, единорог — конь с рогом во лбу, крылатый зверь гриф и др. Созданные народной фантазией, они встречаются во всех видах народного искусства на протяжении многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения в то же время сохраняли черты традиционной условности.
Сегодня в декоративном искусстве также находят широкую разработку темы и сюжеты современной хозяйственно-производственной и общественной деятельности людей, например такие, как индустриальное производство, научные исследования, освоение космоса, борьба за мир, забота о сохранении памятников старины и др. Главным образом это относится к изобразительным жанрам декоративного искусства: монументальной живописи, графике, станковой чеканке. Но и в орнаментальных его жанрах легко прослеживается влияние современного уклада жизни, косвенно выражающееся в лаконизме, точности и нетрадиционности ритмов, цветовых сочетаний, фактур, силуэта и в других композиционных качествах произведений.
О народных умельцах рассказывается в Ипатьевской летописи. Наглядное представление о красочности древних хором дают миниатюры Остроумова евангелия. В Изборнике Святослава 1073 года содержатся изображения расписных фасадов зданий.
Народное ремесло Киевской Руси было представлено мастера множества профессий, в том числе художественных и отделочных.
Места концентрации народных художественных промыслов определились давно и связаны прежде всего с наличием того или иного природного материала, а также с перекрестками торговых путей, центрами культуры и рядом других факторов. К XVI — XVII векам на землях нашего государства в основном уже сложилась нынешняя география промыслов, определилось их национальное и местное своеобразие в композиционном решении формы, в понимании материала, в рисунке и пластике, цвете и отделке.
Тесная связь народного прикладного искусства со всем бытом людей, его условиями и традициями определила в нем черты правдивости и эмоциональной непосредственности. Так, не случайна графичность монохромной, скупой на цвет мезеньской росписи, зародившейся на Севере страны. Закономерно и постоянное стремление народов солнечной Средней Азии к яркой многоцветной палитре и в керамике, и в ковроделии, и в мозаике. Народы часто заимствовали друг у друга технику выполнения, рецепты отделки изделий и даже их форму. Но каждый раз, попав в новые условия, заимствованные элементы подвергались переработке в духе национальных традиций или приобретали новое звучание благодаря своеобразной национальной основе изделий.
Украшение одежды — один из самых массовых и самобытных видов творчества у всех народов нашей страны. Ткань, являющаяся почти всегда основным материалом для изготовления одежды, подвергается самой разнообразной художественной отделке. На нее набивается орнамент с резных досок (набойка), ее расписывают, вышивают, в том числе жемчугом и бисером, гофрируют, украшают вязаными кружевами (Вологда, Вятка, Елец, Рязань и т.д.). Бытовал промысел узорного ткачества в России, на Украине, в Белоруссии. В Прибалтике, на Украине и Кавказе давно было распространено шерстяное вязание.
Север страны славился изделиями из меха и кожи. По ним вышивали цветной ниткой, бусами, бисером. Часто в одном изделии соединялись мех, кожа и сукно. Кожу здесь красили и тиснили (в Прибалтике), часто подкрашивая тисненый орнамент.
Вообще разнообразие промыслов необычайно. Они появляются, по сути дела, там, где в наличии имеется какой-то свободный материал и, конечно, определенная художественная идея. Сегодня порой можно видеть на рынке, например, сравнительно немного обработанные (без сюжета) наплывы на стволах деревьев, интересные и что-то напоминающие корни растений и т. п. Слава российских мастеров художественных промыслов давно стала всемирной. Наша страна богата художественными дарованиями. Только в Российской Федерации ныне работает свыше 70 тысяч мастеров. Среди них видные художники такие, как Н. Зиновьев, кружевница Н. Васильева, Б. Ермолаев, мастер хохломской живописи О. Лушина, кубанец Р. Алиханов и многие другие. За последние несколько лет более 30 художников народных промыслов стали лауреатами премий имени И.Е. Репина. В разных городах страны организуются выставки народного творчества.
Итак, орнамент - художественное украшение чего-либо, несущее в себе определённый смысл, который вкладывает в своё изделие человек. Выбор орнамента зависит от того, для чего служит изделие: для украшения, оберега, придания сил хозяину, привлечения удачи, счастья. Для этих целей и служит многообразие растительных и геометрических орнаментов.
2. Особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного искусства. Значение приобщения детей к декоративно-прикладному искусству
Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста. Педагоги: А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. М. Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах.
Образы фантастических птиц, зверей и растений, изображенных на тканях, пряничных досках, в росписях прялок, воспринимаются детьми прежде всего как сказочные, и вместе с тем они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растения, потому что в народном искусстве «изображение домашних животных, птиц, зверей и растений, бытовых сцен приобретало особую значительность и одухотворенность, а фантастические образы не лишались правдоподобия. Даже зрительное воплощение вещей птицы сирина, русалки «Берегини», единорога «лютого зверя», грифа мастер строил из сочетаний близких и понятных ему фигур человека, птиц, зверей, рыб» [ ,6]. На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания, а в дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.
Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.
Декоративно-прикладное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа). Именно поэтому оно близко его восприятию, понятно ему.
Дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. При выборе они отдают предпочтение тем образцам, которые отличаются образной художественной выразительностью и красивой фактурой, отклоняют натуралистичность в трактовке животных, растений и цветов. Из керамических изделий они выбирают, как правило, образцы, отмеченные фантастичностью образов.
Яркое впечатление производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в произведениях народных мастеров городецкой и хохломской росписи, узоры из цветов, растений и птиц на северных прялках, семёновская расписная матрёшка.
Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют своё отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов произведений прикладного искусства, отвергая, как правило, натуралистичные перегруженные декором образцы. Их выбор объясняется часто не эстетическими показателями восприятия, а скорее, реалистичным отношением ребёнка к жизни, когда свою симпатию к знакомому и любимому образу животного («Я люблю оленей», «Люблю курочку», «Лошадку люблю больше») ребёнок непосредственно переносит и на изображение этого животного в коврике, скульптуре, что заслоняет при этом объективные художественные стороны произведения(цвет, ритм, фактуру материала и т. д.)
Народное декоративно-прикладное искусство способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности.
Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим перед нами стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов.
Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе.
Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.
Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.
Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.
Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.
Таким образом, в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством происходит развитие эстетического восприятия, которое благодаря синтезу обогащает изобразительное творчество детей новыми декоративными образами.
Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными видами декоративно-прикладного искусства.
3. Особенности декоративной деятельности дошкольников
Привлечение народного декоративного искусства как активного средства эстетического воспитания в детском саду имеет свои преимущества. Главные из них - широкие горизонты эстетического познания и многообразные аспекты воспитательного воздействия народного искусства в процессе гармонического воспитания личности дошкольника.
В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлечённость детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приёмами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей.
В работе с детьми широко применяются различные материалы: глина, ткани различных фактур и расцветок, береста, цветная керамическая и кафельная плитка, глазури для росписи, гуашевые и темперные краски, цветные мелки, пастель. Эти материалы позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладная деятельность имеет своё специфическое содержание и осуществляется в самых разнообразных формах, редко укладывается в предназначенное для занятий время. Процесс её более длительный, распадается на различные этапы.
Поэтапность зависит от вида деятельности. В декоративной деятельности под влиянием фольклора дети от восприятия образцов и их отдельных выразительных средств переходят к творческим композициям с использованием различных материалов. Развитие чувства цвета у детей идёт от освоения ими жизненных свойств, красок и их сочетаний к использованию этих свойств в целях образного воплощения, сначала по заданию педагога, а затем в самостоятельном творчестве.
Творческие задания предполагают совместные действия взрослого и ребенка. Их постановка во многом определяется взрослым, но выполнение заданий осуществляется детьми творчески, самостоятельно. Основу таких творческих заданий составляют определённые темы, которые делают образ наглядным и доступным.
Создание условий способствует развитию декоративно-прикладной деятельности. Прежде всего, это наличие разнообразных материалов, оборудование места работы. Разнообразие видов деятельности требует широкого ассортимента материалов : гуаши, темперы, акварели, туши, всевозможных кистей и губок, различных тканей, глины, глазури, бересты. Детей необходимо познакомить с приёмами работы с этими материалами, чтобы раскрыть возможности образного воплощения.
На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности устанавливаются тесные связи. Например, происходит обучение рисованию на заданную тему. Детям предлагается передать свою тему различными способами: одни рисуют цветными карандашами, другие – гуашью, третьи используют бумагу различного тона и размера. Сравнивая свои рисунки, дети убеждаются в преимуществе того или иного способа. Так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, это в свою очередь, готовит детей к декоративно-прикладной практике, которая отличается поисковым характером.
В самостоятельной художественной деятельности дети объединяются по своей инициативе в небольшие группы. Её содержание связано с аппликацией, рисованием, лепкой, конструированием. Дети готовят персонажи для театра, строят макеты для драматизации, оформляют костюмы для выступления.
С декоративно-прикладной деятельностью непосредственно связан и ручной труд. Работа с бумагой, картоном, тканью, корой, деревом, изготовление различных предметов всегда требует художественной отделки.
В игре ребёнок сам подготавливает обстановку и макетирует помещение, на фоне которого развёртывается сюжетное действие. Развивая задуманный сюжет, дети готовят костюмы для кукол, различные самоделки, используя самый разнообразный материал. Следовательно, игра представляет возможности для декоративного её оформления.
Праздники и развлечения предоставляют большие возможности для художественно-декоративной деятельности детей. Ведь каждый праздник – это синтез различных видов художественной деятельности. Дети принимают участие в изготовлении атрибутов и декораций к праздникам. Эта работа доставляет им удовольствие, они понимают общественное назначение своей деятельности.
Таким образом, декоративно-прикладная деятельность детей применяется в разнообразных видах и формах. Обучение декоративной деятельности всесторонне влияет на развитие дошкольников и охватывает все направления воспитания и образования : занятия, игровую, трудовую, самостоятельную деятельность.
4. Особенности руководства декоративной деятельностью детей
Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства: в песне, в сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве. Поэтому и воздействие искусства на ребёнка должно быть комплексным. Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:
1.Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.
2.Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.
Оба направления теснейшим образом взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач ознакомления с народным творчеством. Внутри каждого направления между отдельными занятиями, между видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует всё большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений. Систематизирующим началом работы с детьми является формирование у дошкольников эмоционально-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной деятельности и осмысленного её освоения.
Работу с детьми по обучению декоративной деятельности следует начинать с ознакомления с декоративным искусством, используя такие формы и методы:
1.Экскурсии на производство (художественный цех, мастерская и др.).
2.Выставка изделий народных мастеров в ДОУ.
3.Просмотр фильмов, художественных альбомов, открыток.
После накопления соответствующих знаний полезно провести с детьми беседу обобщающего характера.
Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народных орнаментов затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора. Этот цикл занятий выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания, характера познавательной деятельности, а значит, степени самостоятельности и творчества детей. Поэтому использование методов и приёмов обучения также должно быть системным. Опыт, складывающийся у дошкольников в системе общевоспитательной работы, обусловливает осмысленное и положительное эмоциональное отношение детей к содержанию и процессу обучения. В то же время, опыт освоения декоративной деятельности на занятии не редко стимулирует затем самостоятельную художественной деятельность детей.
Одна из проблем методики обучения декоративной деятельности – отбор доступных для детей элементов и композиций узора. Задача педагога определить их самостоятельно.
В основу усложнения программного содержания занятий от группы к группе должна быть положена последовательность освоения детьми основных изобразительно-выразительных средств(элементов, колорита, композиций).
Программное содержание занятий предполагает и постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности: мотивов, целеполагания, комплекса действия, от восприятия, до замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных действий. Одновременно с этим усложнение программного содержания идёт по линии определения степени самостоятельности детей и творчества. Это определяется уровнем знаний и умений детей в восприятии и замысливании образа, применении изобразительных способов его воплощения. В системе работы используется сочетание разных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление со способами изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, творческое решение изобразительной задачи.
Системе задач соответствует и система методов, приёмов обучения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в неё, непосредственно до занятий целенаправленной предварительной работы с детьми. Сутью её является формирование у детей «живых» представлений, наглядных образов.
Конкретизацию существенных сторон учебно-воспитательного процесса на занятиях по декоративному рисованию, проводимых на основании системы учебно-творческих заданий, можно увидеть в динамике форм эстетического познания и видов декоративной работы детей (таблица I).
Таблица № 1
Примерные формы эстетического познания детей | Примерные виды декоративной работы |
1. Ознакомление с цветочным узором в изделиях мастеров современного Городца и Полховского Майдана. 2. Понятие узор, ритм. 3. Простейшие приемы народной кистевой росписи (ягодка приемом тычка; листок приемом прикладывания кисти; декоративный цветок "розан"). 4. Интерпретация приемов. | Самостоятельное исполнение оформления эскизов предметов, в украшении которых возможны простейшие орнаментальные композиции: чередование элементов в полосе (для украшения спинки детского стульчика, оконного наличника сказочного домика, орнаментированной полосы-фриза для украшения комнаты и т.д.). |
1. Ознакомление с русской матрешкой, с русской деревянной и глиняной игрушкой. 2. Элементарные понятия о единстве практического назначения, конструкции и узора (орнаментальной композиции). 3. Элементарные понятия о создании декоративного изображения на основе переработки и обобщения объектов действительности. 4. Простейшие приемы народной кистевой росписи. 5. Интерпретация приемов. | Самостоятельное выполнение эскизов игрушек. Роспись игрушек, выполненных на занятиях по труду, согласно эскизам. |
1. Ознакомление с сюжетно-декоративной росписью в бытовых изделиях мастеров Севера, в лаковой миниатюре Палеха. 2. Эстетическая, оценка явлений действительности в декоративном образе. 3. Приемы народной росписи, значение силуэта как средства декоративной композиции. | Самостоятельное исполнение эскизов художественных вещей, в украшении которых возможны простейшие сюжетно-декоративные композиции: роспись кухонной разделочной доски, роспись памятного кубка, роспись сувенирной коробочки для русского пряника и т. д. |
1. Знакомство с произведениями мастеров народной керамики Гжели, Скопина. 2. Понятие о связи практического назначения керамических изделий с изобразительными элементами в облике художественной вещи в целом. 3. Дальнейшее представление о создании декоративного образа на основе переработки форм реальных животных и птиц. | Самостоятельное исполнение эскизов художественных вещей на основе единства декоративного изображения и практического назначения предмета: эскиз фигурного сосуда, масленки, чайника, подсвечника, фигурки для фонтана в детском парке и т.д. |
Активный поиск программного содержания уроков художественного труда ведут воспитатели детских садов на базе предприятий художественных промыслов Нижегородской области. Благодаря совместным усилиям работников системы дошкольного воспитания в детских садах области изучение основ народной художественной росписи по дереву осуществляется с помощью народных мастеров с фабрик "Хохломской художник" (село Семино) и "Хохломская роспись" (г.Семенов), мастеров промыслов росписи по дереву в Полхов-Майдане и Городце.
В осмыслении эстетического содержания воспитания на занятиях по труду в детских садах на базе предприятий народных художественных промыслов большую помощь воспитателям оказывают труды сотрудников ВНИИ художественной промышленности. Например, двухтомник «Основы художественного ремесла». Сотрудники института художественной промышленности разрабатывают серию программ уроков художественного труда с учетом специфики традиционной техники народного творчества, сложившихся художественных школ мастерства.
Привлечение народного декоративного искусства как активного средства эстетического воспитания в системе уроков декоративного рисования в детском саду имеет свои преимущества. Главные из них - широкие горизонты эстетического познания и многообразные аспекты воспитательного воздействия народного искусства в процессе гармонического воспитания личности дошкольника.
Знакомство с передовым педагогическим опытом эстетического воспитания средствами народного декоративного искусства в детских садах России позволяет говорить о многочисленных примерах реализации воспитателями эффективных методов и приемов, раскрывающих особенности стиля разных художественных школ народного искусства с целью более полного использования воспитательных функций произведений народных мастеров. Например, воспитатели старших групп г. Костромы и области увлеченно работают с детьми над темами, связанными с народной художественной росписью и резьбой по дереву. С этой целью происходит знакомство не только с памятниками деревянного зодчества родного края, но и широко привлекается искусство народных мастеров соседних областей: Ярославской, Ивановской, Владимирской, Нижегородской. Благодаря педагогическому мастерству небольшие беседы на занятиях декоративного рисования превращаются в серию увлекательных путешествий в страну красоты и добра, созданную руками народных мастеров.
Неисчерпаемое богатство художественных идей таит в себе изучение народного костюма, и, как свидетельствует практика, особенно перспективны два направления в разработке этой темы. Изучение истории народного костюма родного края и интерпретация мотивов в иллюстрации преданий, исторических событий края, создание сувениров. Такой подход отражен в работе воспитателей-специалистов детских садов г. Павлово Нижегородской области. Другая трактовка темы связана с изучением действующего центра народных художественных промыслов, продукция которого связана с использованием народных эстетических традиций в современном костюме. Такую работу ведут воспитатели-специалисты в г. Павловом Посаде Московской области, где производятся знаменитые набивные павловские платки, шали, набивные шерстяные платки.
Таким образом, в основу системы занятий положено последовательное формирование обобщённых, гибких, вариативных знаний и умений. Многообразие методов, приёмов и форм организации деятельности позволяет дать детям глубокие и всесторонние знания и умения; привить интерес и любовь к народному искусству; вызвать желание самим создавать изделия декоративно-прикладного творчества.
5. Опыт работы ДОУ по ознакомлению старших дошкольников с семантикой народного орнамента.
В 2007 году на базе ДОУ была открыта инновационная площадка по теме : «Использование этнокультурных традиций в работе с дошкольниками». С 2008 года она получила статус районной экспериментальной площадки.
В учреждении созданы условия для экспериментальной, краеведческой работы, которые соответствуют поставленной задаче : создать условия для закрепления достигнутых успехов в образовательном процессе через разработку интегрированных занятий новой формы – музейной педагогике. Фойе, групповые помещения оформлены в соответствии с направлением ДОУ. Создан музей «Шахунская старина».
На базе ДОУ :
-разработаны и апробированы конспекты занятий по тематическим блокам экспериментальной программы;
-разработана система мониторинга в рамках эксперимента по видам детской деятельности (ознакомление с окружающим, развитие речи, продуктивная деятельность);
-подобран методический, краеведческий, иллюстративный материал по теме;
-изготовлены специальные дидактические пособия;
-приобретены изделия Шахунской ткацкой фабрики.
В каждой группе созданы мини-музеи, имеющие своё название, цель, экспонаты, конспекты занятий, планы работы:
-вторая группа раннего возраста - мини-музей «Ладушки» (уголок ряжения);
- младшая группа – «Игрушки-забавы»;
-средняя группа №1 – «В гостях у сказки»;
-средняя группа №2 – «Как молочко на стол пришло»;
-старшая группа – «Куклы наших бабушек»;
- подготовительная к школе группа – «Шахунские узоры» (ткачество).
В каждом музее детям предоставляется возможность играть, а тема музея подсказывает, какими должны быть игры.
В музеях представлено большое количество иллюстративного материала, материала для творчества детей.
На базе мини-музеев организовываются кратковременные выставки . Их основу составляют различные предметы, отражающие историю разных семей, причём участие в их создании принимают и воспитатели и родители и дети.
На базе ДОУ проводятся встречи с мастерами родного края, работниками Шахунской художественной фабрики.
Проходят экскурсии в «Шахунском фольклорно-этнографическом музее», «Школе искусств», художественной фабрике.
Для расширения знаний самих педагогов совершаются поездки в музеи других городов области (Ветлуга, Тоншаево)
Коллектив ДОУ творчески подходит к работе :
-готовятся праздники для детей и родителей («Масленица», «Шахунская ярмарка»);
-делится опытом с коллегами из других ДОУ района и города, проводя совместные педагогические советы, семинары-практикумы, открытые занятия;
- участвует в работе районных методических объединениях по данному направлению.
Воспитатели подготовительной группы работают в двух взаимосвязанных направлениях:
1.Знакомство старших дошкольников с шахунским ткачеством
2.Обучение старших дошкольников декоративной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента
Рассмотрим второе направление.
Дети знакомятся с изображением и семантикой основных элементов народного орнамента, учатся их изображать; составляют простейшие узоры; расписывают силуэты одежды (сарафан, рубаха), головных уборов (шлем, кокошник), полотенец, пасхальных яиц.
В работе предлагается конспект комплексного занятия с элементами декоративного рисования на основе ознакомления с семантикой народного орнамента на тему «Роспись шлема и кокошника» (приложение1); протокол наблюдения данного занятия (приложение2); анализ занятия (приложение3); работы детей (приложение4); карточки с изображением элементов орнамента (приложение5).
Проводимые познавательные занятия, продуктивная деятельность создают особую атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность, воспитывают любовь к народному творчеству, удовлетворяет эстетические потребности, наполняет жизнь детей новыми впечатлениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народное искусство поэтизирует жизнь. Образы живой природы народные мастера нередко используют в создании особой выразительной формы бытовых предметов, в их украшении. М. В. Алпатов отмечает: «В ставшем классическим русском деревянном ковше «скопкаре» легко узнается плывущая по воде птица, железный светец для лучины напоминает растения на тонком, длинном стебле, кровли кончаются коньком». Но это не натуралистичное, бесстрастное копирование природы.
Народные мастера, тонко чувствуя и понимая природу, создавали свой собственный образный, поэтический мир, где тесно переплетались сказочные образы и образы, подмеченные художником в жизни, фантазия и традиционные приемы воплощения замыслов. Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным конем, разметавшим по ветру свою гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей поливой керамики может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию.
В народном искусстве выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. В нем отсутствует иллюзорность и дробность в композиционных решениях. Объемная форма, изобразительное решение передается просто, лаконично, лишь главными, существенными признаками.
Образцы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, в создании изделий из глины исходить от целого, добиваясь лаконичными средствами остроты пластического решения, обогащают графическую выразительность детских работ.
Народному прикладному искусству присуще единство эстетического и утилитарного (практического использования). В любом предмете, будь то керамический кувшин, народный костюм, старинный замок, светец для лучины, бытовое, практическое назначение - вещи находится в удивительном соответствии с ее декором. Созданию вещи подчинены все выразительные средства: форма предмета, материал, из которого он выполнен, орнамент, цветовое решение.
Расписывая цветами берестяной туесок, украшая резьбой деревянный ковш, художник творит по законам красоты. Стремление к прекрасному через посредство вещей, общественная функция которых состоит не только в их утилитарной сущности, но и в равной мере в их способности украшать нашу жизнь, умножать в ней красоту, является духовным смыслом произведений народного искусства. Известная мысль К. Маркса о том, что «человек формирует материю также и по законам красоты», находит в произведениях народных мастеров свое конкретное воплощение.
Стол или стульчик, украшенные хохломской росписью, ткань с незатейливым узором орнамента, конь-качалка с рисунком городецкой росписи — все эти вещи, не переставая служить своему практическому назначению, в доступной форме могут рассказать детям о пластической форме изделия, красочном решении росписи, технических приемах декорирования этих изделий. Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство.
Связь с бытом и трудом определила особенности содержания и художественного языка народного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лен, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства.
Выявление природной красоты материала, умение извлечь наибольший декоративный эффект нередко при этом сочетались с несложными, чисто техническими приемами: нанесения ямок, штрихов и звездочек особым штампиком, использования равномерно чередующихся переплетений полос или нитей. Являясь одним из важных источников художественной выразительности изделий народного искусства, техническая простота этих приемов представляет особый интерес в связи с ознакомлением детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно для детей дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н. П. Сакулина отмечала, что детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством.
Воспитательное значение народного искусства неоднократно отмечалось А. П. Усовой. Она писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство.
В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.
Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества.
Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.
Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.
Обращение к огромному и богатому миру русской культуры особенно необходимо ещё и потому, что она животворно и очищающее влияет на маленького человека.
Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.
Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности.
Яркие и чистые цвета узоров, симметрия, ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.
Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства должны сыграть важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
Список литературы
1.Богатеева З. А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду.- М.: Просвещение, 1982.
2.Богуславская И.Я. Русское народное искусство.- Л.,1968
3.Вишневская В.М., Каплан Н.И., Буданов С.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М.,1956.
4. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество.- М.: Просвещение, 1985.
5. КомароваТ. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-синтез, 2006.
6.Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь.- М.: Рус. яз. 1998.
7. Моран А. История декоративно- прикладного искусства.- М.,1986.
8. Пантелеев Г. Н. Декоративное искусство – детям: пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1976.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством.- М.: Мозаика- Синтез, 2005.
10. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду.-М.,1972.
Список приложений
Приложение 1. Конспект занятия.
Приложение 2. Протокол наблюдения занятия.
Приложение 3. Анализ занятия.
Приложение 4. Работы детей.
Приложение 5. Карточки с изображением элементов орнамента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение старших дошкольников компенсирующей направленности основам работы с бисером
Методическая разработка по обучению работы с бисером. Новые технологии, которые используются при изготовлении изделий из бисера....
интегрированное занятие по ознакомлению с татарским народным орнаментом
Балаларны татар халык орнаментлары белән таныштыру;Татар халкының баш киеме- калфак, түбәтәй белән таныштыру;Татар милләтенә кызыксындыру уяту;Вак моториканы үстерү....
Декоративно-прикладное искусство через ознакомление с русским народным костюмом
Ознакомление с элементами русского народного костюма....
Обучение старших дошкольников основам геометрии по средствам 3d моделирование
Гармоничное развитие дошкольника невозможно без знакомства с основополагающими математическими и, в частности, геометрическими понятиями. Окружающий человека мир богат формами, и нужно ориентироваться...
Рабочая программа по обучению старших дошкольников основам грамоты и письма “Весёлые звуки”
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
«Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
laquo;Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»...