Рабочая программа по обучению старших дошкольников основам грамоты и письма “Весёлые звуки”
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко – буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко – буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточных дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречидвигательного взаимодействия, которая выражается в правильной артикуляцию звуков их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звука – буквенного анализа.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.
Обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладение элементами грамоты ещё в дошкольный период. Своевременное и личностно – ориентированное воздействия на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребёнка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Основная цель: Подготовка детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_veselye_zvuki.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по обучению старших дошкольников основам грамоты и письма
“Весёлые звуки”
Разработала программу
Педагог высшей квалификационной категории
Шпакова Валентина Николаевна
«Основная задача обучения грамоте подготовительной группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова”
(Л. Е. Журова, Н. С. Васнецова «обучение дошкольников грамоте»)
Пояснительное записка
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко – буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко – буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточных дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречидвигательного взаимодействия, которая выражается в правильной артикуляцию звуков их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звука – буквенного анализа.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.
Обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладение элементами грамоты ещё в дошкольный период. Своевременное и личностно – ориентированное воздействия на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребёнка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Основная цель: Подготовка детей к школе.
Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятия первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики – высказывания в зависимости от речевых намерений.
Основными задачами данной программы является:
1. Ознакомление детей со звуковой стороной слова.
- Обучать детей звуковому анализу слов.
- Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове. Усвоить смысла различительной у роль звуков в слове.
- Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.
Учить обследовать звуковую структуру слова. - Научить детей пользоватся звуковой схемы слова.
- Научить ребёнка различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие.
2. Ознакомление со слоговым строением слова.
- Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог.
3. Ознакомление со словесным составом предложения.
- Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов предложений, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.
4. Подготовка руки к письму.
- Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.
5. Развивать психические процессы: внимание, память, мышления. Продолжительность занятия 30 минут, количество занятий один раз в неделю.
1 квартал
Звукопроизношение
1. Уточнить произношение гласных и наиболее лёгких согласных звуков вновь поступивших детей.
2. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших Логопедическая группу.
Работа над слоговой структуры слова.
- Продолжить работу над трёх сложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, апельсин).
- Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост).
- Работать над двухсложными словами с двумя стечениями согласных (планка).
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.
- Закрепить знания детей о гласных и согласных звуков, их признаках. Упражнять детей в различение гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Закрепить представления о твердости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по твёрдости – мягкости, глухости – звонкости.
- Закрепить умение выделять звук из слова. Упражнять детей выделении звука и слова.
Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа: мак, осы, лес.
- Учить производить анализ и синтез слов типа: мама, слон, мост, лиса, лист.
- Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложение без предлога.
Учить анализировать предложения с простыми предлогами и составляете графические схемы.
Развитие общих речевых навыков.
- Продолжить работу по развитию речевого дыхания.
- Продолжить работу по формированию правильной голоса подачи и плавности речи. Соблюдать голосовой режим, не допускать форсирование голоса, крика.
- Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом.
- Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражаниями, в играх – драматизациях.
- Учить детей говорить в спокойном темпе.
- Продолжить работу над чёткостью дикции, интонационной выразительности речи.
Грамота
- Упражнять детей в “печатании” и чтении слогов, слов с пройденными буквами.
- Познакомить детей с буквами: У, А, И, Э, П, Т, К, М, О, Х, Й, Ы, С.
Упражнять в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, вырезании их из бумаги, в рисование букв в воздухе.- Уточнить представления детей о том, чем звук отличается от буквы.
- Упражнять детей в составлении и чтении слияний гласных ау, уа, ои, иа…, в чтении закрытых слогов типа: ап, ук, от; потом чтение открытых типа: пи, ко, та…
- Учить читать слова: кот-кит-кок-ком; ток-мок-мак-как; мама-папа-пума-мука и т.д.
- Упражнять детей в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающим элементом.
- Упражнять в нахождении правильно изображенных букв в ряду состоящем из правильно и зеркально написанных букв.
Обучение связной речи.
- Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
- Продолжать обучать составлению предложения по картинкам, учить распространять предложение.
- Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройдённых лексических тем.
- Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
- Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.
- Совершенствовать навык составления рассказов по картине и по серии картин.
Развития грамматического строя речи.
- Совершенствовать умения детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: “деревья”, “овощи”, “фрукты”, “птицы”, “животные”, “одежды”, “обувь”, “головные уборы”).
- Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных существительными, по практическому потреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по указанным темам).
- Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значение и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоге: из-под, из-за.
- Уточнить понимание детьми значение глаголов с различными приставками (подкармливать, пригибать, подвязывать…) И начать обучать их образованию и практическому употреблению.
- Совершенствовать умение согласовывать числительные два, пять существительными.
Художественно – творческая деятельность.
- Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков.
- Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковый гимнастике, занимательных упражнениях, в работе с мозайками, конструкторами; трафаретами, обводками по контуру.
- Развивать художественное восприятие произведений искусства.
Физическое развитие.
- Формировать у детей потребность в ежедневной, активной двигательной деятельности.
- Формировать правильную осанку.
- Воспитывать выдержку, настойчивость в достижении результатов.
- Развивать у детей глазомер.
- Совершенствовать основные движения, путём введения новых сложно координированных видов.
2 квартал
Звукопроизношение
Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения звуков у всех детей.- Формировать правильное произношение шипящих и сонорных звуков вновь поступивших детей.
Работа над слоговой структурой слова.
- Работать над четырёхсложными словами из открытых слогов (кукуруза)
Развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.
- Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.
- Упражнять детей в различение твёрдых – мягких, звонких – глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов в предложении.
- Совершенствовать навыки выделение заданного звука и слова.
- Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа: папа, стол, куст, липа.
- Учить производить анализ и синтез слов из пяти звуков.
- Совершенствовать навык звукового анализа слов, анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
Развития общих речевых навыков.
- Продолжить работу по развитию речевого дыхания.
- Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
- Совершенствовать навык голосоведения, на мягкой атаки, спокойном темпе.
- Продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Грамота.
- Совершенствование у детей навыков “печатания” и чтения слогов, слов и предложений с пройденными буквами.
- Познакомить детей с буквами: З, Н, Ц, Б, В, Д, Г, Ш, Е, Л, Ж, Ф, Ё, Р,.
- Упражнять составление букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, вырезании их из бумаги, в рисовании букв в воздухе.
- Обучать детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов, изографов.
- Совершенствовать умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, “дописывать” не законченные буквы, наложеные друг на друга.
Обучение связной речи.
- Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием коллективно составленного плана; по серии картин, по картине.
- Учить детей составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитаным, увиденным.
- Учить использованию принятых норм вежливого речевого обращения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Развивать коммуникативную функцию речи. Создавать условия для общения детей в игре.
- Совершенствовать навык пересказа.
- Учить правильно строить и использовать в речи сложно – подчинённые предложения.
Развитие грамматического строя речи
Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе.- Познакомить детей со способами словообразования.
- Продолжить работу по обучению согласованию имён прилагательных с именами существительными.
- Учить правильному употребление в речи относительных притяжательных прилагательных.
- Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги.
- Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия.
Художественно – творческая деятельность.
- Развивать умение придавать различным сооружениям в конструировании из готовых форм устойчивость; замещать детали, совмещать их.
- Обучать способам работы различными инструментами.
- Продолжать развивать творческую активность детей.
Физическое развитие.
- Совершенствовать координацию движений, равновесие.
- Воспитывать честность, дружелюбие, самостоятельность в процессе подвижных игр и выполнения различных физических упражнений.
- Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковых гимнастиках, обводках, штриховках, играх с конструкторами.
3 квартал.
Звукопроизношение.
- Закончить автоматизацию и дифференциацию всех звуков у детей.
Работа над слоговой структурой слова.
- Работать над трёх –, четырёх – и пяти сложными словами со сложной звуко – слоговой структурой (градусник, перекрёсток).
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.
- Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, различение твёрдых – мягких, звонких – глухих согласных, выделении звука и слова.
- Закрепить умение проводить полной звуковой анализ слов типа: миска, машина.
- Сформировать представление о том что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.
- Совершенствовать навык слогового анализа. Учить членить на слоги четырёх сложные слова.
- Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами. Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
- Закрепить знания известных правил правописания.
Развитие общих речевых навыков
- Развивать длительность речевого выдоха.
- Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной варазительностью речи в повседневном общении.
- Совершенствовать звучность и подвижность голоса.
Грамота
- Закрепить навык “печатания” слогов, слов, предложений.
- Познакомить детей с буквами: Ю, Ч, Щ, Я, Ь, Ъ.
- Упражнять детей в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении изографов.
- Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы; буквы, наложенные друг на друга.
- Выучить алфовит.
- Обеспечить формирование первоначальных навыков овладения письменной речью.
Обучение связной речи
- Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и по серии картин, рассказа из личного опыта.
- Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.
- Развивать умение отбирать для творческих рассказов самое интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описание природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.
- Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.
Развитие грамматического строя речи
- Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных, согласование прилагательных и числительных с существительными.
- Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
- Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.
- Совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные.
Художественно-творческая деятельность
- Совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах.
- Учить способам конструирования из различных бросовых материалов.
Физическое равитие
- Продолжать развивать моторику в пальчиковых гимнастиках, работах с трафаретами.
- Формировать навыки правильной осанки при статичных положениях и передвижениях в играх.
- Поощрять проявления самостоятельности детей в организации игр.
- поддерживать интерес к различным видам спорта.
Сотрудничество с родителями дошкольников
Семья и образовательные учреждения предстваляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребенка необходимо их взаимодействие.
К сожалению, чаще всего работа с родителямив дошкольных образовательных учреждениях ведется только по тем направлениям педагогической пропаганды, при которых семья является объектом воздействия.
В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Для устранения этого пробела я использую такие модели взаимодействия с родителями:
- Образовательная модель, ориентированная не только на формировании у родителей позитивного отношения к дополнительному образованию, но и на их активное участие в образовательном процессе.
В рамках этой модели использую следующие формы взаимодействия с семьей:
- Занятия с родителями, предполагающие повышение их компетентности в области индивидуальных и возрастных особенностей ребенка и в сфере предлагаемых программой занятий. Родители должны понять, чем дети занимаются, и в силу своих возможностей разввивать и поддерживать то, чему их учат.
- Участие родителей в образовательной деятельности: родители выбирают тему из близкой им области знанийи готовят занятие вместе со своим ребенком. Важно, чтобы это был не рассказ, а действо - конкурсы, эксперименты, игры, в которых активно участвуют все дети.
2. Модель чувственной коммуникации, предполагающая создание благоприятных условий для самовыражения, помогающих ребенку обрести уверенность в себе, научиться открыто и искренне выражать свои чувства, при чем как позитивные, так и негативные. Это помогает человеку жить в гармонии с самим собой, а следовательно и с окружающими.
Также в течении года по квартально проводится “открытые” занятия для родителей.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во занятий | Месяц |
1 | Закреплять понятие детей о слове. Выделение первого звука в слове. | 1 | Октябрь |
2 | Звук и буква А. Гласные звуки. Печатание буквы А. Правило: звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и читаем! | 1 | |
3 | Звуки буква У. Письмо: буква У, штриховка. | 1 | |
4 | Звуковой анализ и чтение АУ. Печатание: АУ, УА. Первый звук в словах. | 1 | |
5 | Звук и буква И. Королевство гласных. Письмо изученных букв: АУИ, ИУА,УИА, ИА. | 1 | |
6 | Звуки А, У, И. Правило: сколько в слове гласных, столько же и слогов. Деление слов на слоги. | 1 | |
7 | Звук и буква М. Согласные звуки (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие). Чтение слогов: АМ, УМ, ИМ и т.д. Печатание буквы М; слогов: АМ, УМ, ИМ, МИ; слова МА-МА. | 2 | |
8 | Гласный звук и буква О. Назови последний звук в словах: окно, тепло. Печатание под диктовку: О, ОМ, МО, О. Чтение: ОМ, УМ, АМ, МО, МУ, МА. Звуко-буквенный анализ слогов. | 1 | |
9 | Звуки Х, Хь. Буква Х. Выделение последнего звука в словах типа:мох, пух... Звуковой анализ слов: МАХ, МОХ, МУХ. Печатание: 1. Буквы Х 2. Слоги и слова под диктовку: АХ, МАХ, ОХ, МОХ, УХ, МУХ. | 1 | Ноябрь |
10 | Буква Х (зан. №2) Деление на слоги (1, 2, 3 слога). Выделение звука Х: в начале слова, в конце, в середине слова. Печатание: слоги - АХ, ОХ, УХ, ИХ, ХА, ХО; слова - МАХ, МОХ, УХО, МУХА. Чтение слов и слогов. | 1 | |
11 | Звук и буква Ы. Образование множественного числа существительных. Печатание: 1. Буквы Ы. 2. Слоги - ЫМ, ЫХ, МЫ, ХЫ. Чтение предложений. | 1 | |
12 | Звуки Н, Нь.Гласные и согласные звуки. Нахождение места звука в слове. Чтение слогов: АН, УН, ИН -НА, НУ. Согласные: твердые и мягкие. Звуковой анализ: НИНА. Печатание: 1. Буква Н. 2. Слоги - АН, НА, УН, НУ, ИН. | 1 | |
13 | Буквы М и Н. Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. Выделение начального согласного звука. Развитие мелкой моторики. | 1 | |
14 | Звуки: С, Сь. Буква С. Звуковой анализ слов. Чтение слоговых таблиц. Определение звука в слове. Упражнения с разрезной азбукой. Составление предложений. Количество слов в предложении. Печатание предложений. Правила: 1. Начинай предложение с большой буквы! 2. Слова пиши отдельно друг от друга! 3. В конце предложения ставь точку! 4. Имена людей пиши с большой буквы! Чтение предложений. | 3 | |
15 | Звуки П, Пь. Буква П. Развитие слухового внимания. Звуковой анализ слов: СУП, ПУХ, ПАПА, ПУМА, ПИОН. Согласные звуки (звонкие-глухие, твердые-мягкие). Чтение слоговых таблиц. | 2 | Декабрь |
16 | Звуки К, Кь. Буква К. Чтение слогов, слов, предложений. Игра “Живые Звуки”. | 2 | |
17 | Звуки Т, Ть. Буква Т. Правило: Имена людей пиши с большой буквы! (повторение). Звуко-буквенный анализ слов:КОТ, КИТ. Печатание под диктовку: кот, кит, киты, Ната, Тома. деление слов на слоги. Определение места звука в словах. | 2 | |
18 | Звуки Р, Рь. Буква Р. Чтение слогов и слов. Выделение заданного звука из слов. Работа в прописях и с разрезной азбукой. Скороговорки. | 2 | |
19 | Звук и буква Ш. Развитие слухового внимания в игре “Запомни, повтори”. Чтение звуковых таблиц. Звуковой анализ слов. Печатание под диктовку слов: каша, кашка, кошка, мошка, мишка. Чтение рассказа “Кошка и мышка”. Пересказ. | 1 | Январь |
20 | Закрепление. Правило: ши - всегда пиши с буквой И! Чтение слов со слогом -ши-. Чтение и печатание предложений. | 2 | |
21 | Дифференциация с/ш. Шипящие и свистящие звуки. Игра “Наоборот” (замена с на ш). Скороговорки. Чтение предложений с заданными словами. Игра “Собери предложение”. | 2 | |
22 | Звуки Л, Ль. Буква Л. Опредение места звука в словах. Чтение слов, слогов, предложений. Работа в прописях. | 2 | |
23 | Дифференциация р/л. Развитие фонематического слуха. Скороговорки. Звуко-буквенный анализ слов. | 1 | |
24 | Итоговое занятие. Гласные и оглсные буквы. Чтение рассказа. Отдагай и допиши буквы. | 1 | Февраль |
25 | Звуки Б, Бь. Буква Б. Определение количества и последовательность звуков в словах и слогах. Звуковой анализ слов: БИМ, БОМ, БАНТ, БИНТ. Профилактика дисграфии. Буквы “сломались”. Звонкие согласные. | 1 | |
26 | Дифференциация п/б. Звонкие иглухие согласные. Профилактика дисграфии. Собери предложение. Игра “Какая буква пропущена?” (п/б) | 1 | |
27 | Звуки З, Зь. Буква З. Звуко-буквенный анализ слов: зубр, Зина, зонт. Игра “Закончи слово”. Работа в прописях. | 1 | |
28 | Дифференциация з/с. Звонкие и глухие согласные. Предлоги С, ЗА. Составление рассказа-описания. Работа в прописях. Чтение слов, слогов, предложений. | 1 | |
29 | Звуки В, Вь. Буква В. Развитие фонематического слуха в игре: “Запомни и повтори”. Деление слов на слоги. Чтение слоговой таблицы. Кроссворд. Чтение небольшого рассказа. Ответы на вопросы. | 1 | |
30 | Звуки Д, Дь. Буква Д. Скгороговорнки. Звуко-буквенный анализ слов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Чтение небольшого рассказа и пересказ. Схема предложения. | 1 | |
31 | Дифференциация д/т. Звонкие и глухие согласные. Подбор слов к схеме. Игра “Наоборот” (развитие фонематического слуха). | 1 | |
32 | Звуки Г, Гь. Буква Г. Составление слов из слогов. Профилактика дисграфии. Множественное число существительных. Кроссворд. | 1 | Март |
33 | Дифференциация г/к. Единственное число существительных. Составление вопросов. Работа в прописях. | 1 | |
34 | Звук и буква Ж. Определение места звука в словах. Чтение слов и слогов. Правило: Жи, как и Ши пишестся с буквой И! Изменение глагола по времени. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Игра “Потерялась буква”. Скороговорка о жуке. Подбор слов к схеме. | 1 | |
35 | Дифференциация ш/ж. Чтение слов, слогов, предложений. Слова-предметы, слова-действия. Составление предложений. | 1 | |
36 | Гласный звук Э. Гласные звуки. Чтение слов. предложений. Работа в прописях. | 1 | |
37 | Буква Е. Сложные гласные буквы. Чтение. Составление вопросов. Подбор предметов к действию. Слова-признаки. Составление слов из слогов. | 1 | |
38 | Мягкий согласный Й (мой, твой). Подбор признаков. Изменение слов по образцу. Подбор слова к схеме. Разучивание отрывка из стихотворения. | 1 | |
39 | Звук и Буква Ц. Чтение слогов, слов. Существительные мужского и женского рода. Родственные слова. Чтение рассказа, составление вопросов, пересказ. | 1 | |
40 | Дифференциация с/ц. Чтение слоговых рядов. Профилактика слоговых рядов. Работа над предложением. | 1 | Апрель |
41 | Буква Ф. Чтение слов и предложений. Составление слов из слогов. Работа в прописях. | 1 | |
42 | Дифференциация в/ф. Звонкие и глухие согласные. Профилактикка дисграфии. Графический диктант. | 1 | |
43 | Гласная буква Я. Твердые и мягкие согласные. Звуко-буквенный анализ слов. Составление и письмо предложений (моя, мой, моё). Чтение рассказа и пересказ. | 2 | |
44 | Звук и буква Ч. Звуковой анализ слов. Образование отчеств. Чтение и письмо. Чистоговорка. | 1 | |
45 | Буква Ё. Звуко-буквенный анализ слов. Письмо. Чистоговорка. Изменениее предложений по образцу. Изменение слов по смыслу. Сооставление слов из слогов. | 2 | |
46 | Буква Ю. Мягкие согласные. Изменение предложений по образцу. Чистоговорки. Профилактика дисграфии. Работа в прописях. | 2 | Май |
47 | Ь знак. Твердные и мягкие согласные. тение и пересказ небольшого рассказа. Схема предложения. Единственное и можественное число существительных. | 1 | |
48 | Звук ии буква Щ. Правило: запомни, что звук Щ, как Ч, всегда мягкий! Чтениелов и скороговорки. Изменение действий по образцу. Образование названия людей по профессии. | 1 | |
49 | Буква Ъ. Изменение слов по образцу. | 1 |
Послебукварное чтение
Чтение и пересказ небольших текстов.
Ребусы, кроссворды, загадки, чистоговорки.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Всего: 64 занятия.
Мониторинг
Обследование детей по данной программе осуществляется 2 раза за срок обучения (в началеи в конце).
Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований, а затем проаналзировав причины отдельных пробелов, недоработок, наметить пути их исправления. В воей диагностике я основываюсь на основной программе “Истоки” под ред. Л.А. Парамоновой, а также наблюдения за детьми, вопросы, отдельные тестовые задания (Е.В. Колесникова “Тест для детей 6-ти лет”, “Готов ли ваш ребёнок к школе?”. - М.: “Ювента”, 2001)
Обследуется речь по следующимпризнакам:
1. Звукопроизношение и фонематическое восприятие:
- В (высокий) - произносит все звуки;
- Д (достаточный) - не произносит 1-2 звука;
- С (средний) - не произносит от 2 до 5 звуков;
- К (критический) - непроизносит более 5 звуков.
2. Лексический запас:
- существительные;
- глаголы;
- прилагательные.
3. Связная речь:
- составление рассказа по действию;
- составление рассказа по представлению;
- составление рассказа по серии сюжетных картин;
- составление рассказа по сюжетной картине;
- пересказ.
4. Чтение.
Список литературы:
- Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// вопросы психологии. №3-1963.
- Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников - М.: 1963.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 2004.
- Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии// Вопросы психологии. №4/19.
- Швачкмн Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. - М.: Просвещение,1961.
- Журова, Воронцова “Обучение дошкольников грамоте”, М., 2001.
- Нефёдова, Узорова “Обучение чтению”, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации логопеда по обучению дошкольника основам грамоты.
Материал отвечает на многие вопросы, касающиеся подготовки ребёнка к школе....
программа кружка по развитию речи "Обучение дошкольника основам грамоты"
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...
Обучение старших дошкольников основам геометрии по средствам 3d моделирование
Гармоничное развитие дошкольника невозможно без знакомства с основополагающими математическими и, в частности, геометрическими понятиями. Окружающий человека мир богат формами, и нужно ориентироваться...
Доклад на тему: «Технологический подход к обучению старших дошкольников основам игры в шахматы».
Почему стоит учить детей играть в шахматы? Обучая ребенка игре в шахматы, мы оказываем положительное влияние на многие сферы его развития. Игра в шахматы влияет на память, логическое мышление, формиру...
Кружок "Обучение старших дошкольников основам начального программирования с помощью мини-робота "Умная пчела"
В статье описаны цели и задачи кружка, предполагаемые результаты, календарно-тематическое планирование...
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов Методы и приемы обучения грамоте старших дошкольников с ОНР «Путешествие по стране звуков и букв»
Цель: сформировать представления педагогов о методах и приемах работы в рамках коррекционно – развивающего занятия по обучению грамоте; познакомить и научить применять данные методы и прие...
Парциальная программа спортивно-патриотической направленности "Обучение старших дошкольников основам фланкировки"
Педагогическая целесообразность программы имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, представляющую собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов пед...