Обучение старших дошкольников компенсирующей направленности основам работы с бисером
олимпиадные задания по логопедии (старшая группа) на тему
Методическая разработка по обучению работы с бисером. Новые технологии, которые используются при изготовлении изделий из бисера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение бисероплетению старших дошкольников | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение старших дошкольников компенсирующей направленности основам работы с бисером.
Работа с бисером представляет собой один из видов труда; вместе с тем это прекрасный вид народного искусства, обретающий сегодня новую жизнь. Следуя народным традициям, многие педагоги создают новые формы изделий, узоры, подбирают разнообразную расцветку. Изготовленные необычные современные изделия, поделки становятся прекрасным подарком на любой праздник, а также наглядным примером для наблюдения и сравнения с настоящим. Они позволяют создавать в детском саду уютную, праздничную и творческую атмосферу. Многие деревья становятся прекрасным талисманом детского сада и группы в виде ночника и светильника, денежного дерева и дерева Инь Янь, русской березы и склонившейся изящной калины, кашпо и вазы.
Бисероплетение является прекрасным расслабляющим средством для детей дошкольного возраста. Практические действия с мелкими предметами (каким является бисер), как известно, обеспечивают ребенку – логопату разностороннее развитие: активное сенсорное познание окружающей действительности, активизацию умственной деятельности, развитие произвольности и целенаправленности познавательных процессов в целом, развитие мелкой моторики рук. Результат поднимает настроение и позволяет раскрыть творческие способности. М. М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе воздействия учителя-логопеда. Ведь ему известно, что главным результатом в коррекционной работе является коммуникативная компетенция, поэтому важную развивающую роль на начальном этапе играют действия с мелкими предметами. Работа с бисером – целесообразное занятие, способствующее повышению активности и левого, и правого полушарий мозга.
Новые технологии, которые используются при изготовлении изделий из бисера разной формы и цвета, позволяют передавать все цветовое многообразие окружающего детей мира, а также реализовать свои фантазии. Так как почти все работы выдуманы и являются результатом наблюдений в природе. Это увлечение, бисероплетение, принесло массу удовольствия, и со временем изготовлением работ увлеклась вся группа. Этим ремеслом править нельзя, так как рождается идея только тогда когда приходит вдохновение.
Труд с использованием бисера предоставляет для этого возраста детей, богатый запас жизненных впечатлений, обеспечивает активное развитие.
Выполняя работы с использованием бисера, старшие дошкольники учатся:
- анализировать объект, актуализируя при этом и свой прошлый опыт;
- устанавливать логическую последовательность отдельных действий по изготовлению поделки;
- определять приемы работы и инструменты, необходимые для их выполнения;
- отчитываться о проделанной работе, определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых своих изделий и изделий товарищей.
Работа с бисером оказывает положительное воздействие на познавательную деятельность. Во время труда у старших дошкольников, посещающих группу компенсирующей направленности, формируется при этом умение целенаправленно и планомерно наблюдать; представлять будущий образ поделки, опираясь на особенности материала; ориентироваться в пространстве объемного изделия. Разумеется, педагог может организовать целенаправленное наблюдение, не подкрепляя его практической работой. В таких случаях перед дошкольником обычно ставится задача «внимательно рассмотреть объект в живой природе, подумать, как это можно изобразить в виде бисерной работы, а потом рассказать». Затем педагог проверяет качество восприятия на практической деятельности ребенка с бисером, которое осуществляется непосредственно по его результатам и поэтому является объективной и убедительной: не только педагогу, но и дошкольнику понятно, что если работа не получилась, значит, он недостаточно хорошо рассмотрел объект в природе или на картинке, его детали, их расположение, способы соединения и пр. Таким образом, практический труд направляет и углубляет процесс восприятия, стимулируя ребенка рассматривать предметы более внимательно и вдумчиво. Позволяет заложить основы учебной деятельности: умение ставить цель и действовать в соответствии с ней, контролировать и оценивать свои действия и действия других детей. Задания по работе с бисером – ориентированы, дети воспринимают информацию для последующего анализа, синтеза, классификации, обобщения. Работа с бисером позволяет задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, тактильную, эмоциональную и пр. Таким образом, в процессе познания, обучения и труда вовлекается не только сознание, но и тело.
Коррекционная роль работы с бисером связана с развитие моторики, зрительно – моторной координации у детей посещающих группу компенсирующей направленности. Работа с бисером предполагает оперирование разнообразными рабочими инструментами (проволока, щипчики, гипс, трафареты – схемы, алгоритм), что заставляет дошкольников подчинять свои движения определенным траекториям, соподчинять действия правой и левой рук, приводить в соответствие работу зрительного анализатора и рук. Качество работы при этом во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при бисероплетении. Широко используются в работе зрительные опоры т. к. они поэтапно продвигают ребенка к преодолению свойственных ему трудностей. Зрительные опоры - алгоритмы используются при обучении плетению бисером – научить детей четко и последовательно выполнять последовательные действия. Мы попытались разработать алгоритмы по изготовлению различных изделий, которые облегчают детям процесс выполнения работы.
Работа с бисером имеет огромный потенциал и для систематического эстетического воспитания старших дошкольников. Работы по бисероплетению, несмотря на определенную трудоемкость, кропотливость процесса выполнения, длительность выполнения по времени, привлекают детей своими результатами. Старшие дошкольники испытывают большую радость от сделанного своими руками дерева, цветка, кашпо. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей. Таким образом, работа с бисером является эффективным средством трудового и эстетического воспитания старших дошкольников группы компенсирующей направленности.
Специальная педагогика не содержит четко разработанной методики обучения детей с фонетико фонематическим недоразвитием речи работе с бисером, и методические аспекты этой работы остаются малоизученными. Поэтому, планируя содержание работы с бисером, учитель – логопед должен использовать материалы общеобразовательного и коррекционного характера.
Методические рекомендации по организации обучения старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности основам работы с бисером вне непосредственно образовательной деятельности.
Работа с бисером обладает значительным коррекционно – развивающим потенциалом. Однако большинство технологий и техник бисерного искусства характеризуется высокой сложностью выполнения, требует значительного терпения, кропотливого труда, внимательности и сосредоточенности. Поэтому работа с бисером включает в себя содержание физкультминуток. Подбирая и используя физкультминутки (в виде пальчиковых игр) во время работы с бисером необходимы для активизации самого процесса, который напрямую зависит от внимания и сосредоточенности. Все задания и выполняемые физкультминутки имеют несколько способов поддержки – зрительную (изображение), голосовую (комментарий) и практическую (действия).
В процессе работы с бисером старшие дошкольники (дети - логопаты) усваивают некоторые технические сведения об этом материале. Прежде всего, педагог знакомит детей с древней историей бисероплетения, демонстрирует иллюстрации с образцами и эскизами изделий старых мастеров. Дети получают знания об использовании бисера в народном костюме и при отделке современного нарядного платья. Педагогу необходимо показать старшим дошкольникам преимущества работ выполненных из бисера: долговечность, практичность, особое украшение дизайна, стойкость цвета (изделие не теряет вида длительное время). В процессе деятельности ребята узнают, что работа требует особого похода и использование одного и того же алгоритма выполнения может в итоге получится у каждого по - разному. Дети также усваивают законы цветового и композиционного решения, разнообразные приемы, техники плетения, учатся правильно подбирать цвета, организовать свое рабочее место.
Главное в обучении основам работы с бисером – правильно определить возможности проведения такой работы с детьми данного возраста, ориентируясь на умения и навыки, уже сформированные у них ранее. Необходимо, проанализировав все составляющие бисерного рукоделия, среди огромного разнообразия технологий, техник и приемов отобрать наиболее простые и доступные старшим дошкольникам с нарушением речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по формированию речевой деятельности у детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР IIIур.р.р.(1год обучения)
Перспективный план развития речевой деятельности у детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР III ур.р.р, 1 год обучения направлен на развитие лексико - грамматических навыков и связной ре...
Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»
Актуальность избранной мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...
Роль дидактических игр в обучении старших дошкольников рисованию (Из опыта работы).
Чтобы развить цветовое восприятие детей, я стала применять упражнения и дидактические игры по цветоведению, как часть занятий и в повседневной жизни. Эта небольшая статья из моего 5-летнего опыта рабо...
Проект «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»
Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются ...
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)...
Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности по работе с детьми с ЗПР "В гостях у сказки" ( по развивающим играм Воскобовича )
Сегодня для всестороннего развития детей с самого раннего возраста многие педагоги дошкольных организаций широко использует методику Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Дети, которые занимаются по...
Проект в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Использование робота KUBO в обучении основам программирования и в развитии математических способностей детей старшего дошкольного возраста»
Робототехника в детском саду – это творческие занятия, в процессе которых ребенок работает со специальными конструкторами, изучает работу механизмов, моторов, рычагов, колес, пробует создавать с...