«Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
консультация
«Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Пензятский детский сад»
«Ознакомление с семантикой мордовского
орнамента как средство эстетического
воспитания детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
С.Ю. Уткина
Пензятка 2020
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.
Современная культура Мордовии имеет свои истоки – многонационально народное искусство. Сохранение исторических ценностей национального населения мордовского народа – задача каждого педагога. Ведь ни в коем случае нельзя допустить, чтобы растворился язык народа, ассимилировалась его культура, ушли в прошлое образцы прикладного искусства.
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально – педагогическими потребностями современного общества. Практика показывает что, общаясь в социуме, дети рано проявляют интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша), а также представители других национальностей.
Особое место в работе с дошкольниками занимает знакомство детей с декоративно – прикладным искусством мордовского народа. Человек всегда стремился понять себя и окружающий мир, его могущество, красоту и таинственность. Ощущая свою зависимость от природы, он покланялся земле и солнцу, воде и огню, растениям и животным. И поэтично воспевал свое восхищение ими в легендах и сказаниях, самобытном орнаменте резных украшений, деревянных предметов обихода, а затейливых узорах вышивки.
Неповторимая вышивка национальных костюмов, многообразные орнаментальные мотивы на традиционных предметах быта, мордовская керамика и изделия игрушечных промыслов – все это близко и доступно восприятию детей дошкольного возраста. Уникальные образцы народного искусства имеют большое значение для подрастающего поколения не только как продукты человеческой деятельности отдельной эпохи или народа, но и являются показателем развития мировоззрения, идеалов и ценностей конкретного этноса.
«Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения… он всегда говорящ, видящ, деятелен. Орнамент – как отпечаток души народа», - писал О. Мандельштам.
Семантика – учение о изначальном смысловом значении смыслов орнамента. Знания и понимание ребенком основ семантики декоративного орнамента воспитывает глубокий интерес к народной культуре, истории родного края.
Из поколения в поколение на протяжении веков формировались народные символы. Узор на национальной мордовской одежде так и называется «тешкет» («знак»).
Расположение вышивки в народной одежде также имеет давние традиции. Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, оберегом. Поэтому и вышивались эти узоры там, где одежда кончалась, касалась открытого тела: у ворота, на подоле, на манжетах. Это места (открытия), через которые к хозяину одежды могут проникнуть злые силы, и назначение орнамента – защищать человека. Кроме, того , орнаментальные вставки защищали плечи, грудь и колени. В орнаменте были заключены знаки, письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой случайной беды.
Первым сюжетом народной вышивки. Безусловно, являлось дерево. Оно дает плоды и жилище, дает тепло в холодную зиму, без него нет очага, на котором готовят пищу. Оно же и древо жизни, и древо познания, родословное древо. Дерево участвует в нашем бытии, мировоззрении, являя собой некий законченный и совершенный образ мира. Корни – прошлое, ствол – настоящее, крона – будущее. Крест в орнаменте использовался в народном творчестве в качестве оберега и символа солнца, с ним связывалась идея процветания, удачи, поэтому практиковалось многократное воспроизведение креста в узоре с целью усиления и увеличения благополучия. Изображение ромба всегда связано с понятием дома, тепла и благополучия. Ромб – это женский знак, символ хозяйки дома. Петух – один из самых любимых образов народной вышивки. Изображение этой птицы – это вестник света, утренний зари – петух поет на рассвете, когда всходит солнце. Птицы олицетворяли весну. Птица знак хорошего урожая.
Орнамент на одежде, полотенцах чаще всего вышивался. Народную вышивку - эту первую систему передачи информации, созданную людьми и имевшую для них магический смысл, - ученные изучают чуть более столетия.Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный. Детям дошкольного возраста он доступен в форме рассказа, сказки или притчи. Например, рассматривая в уголке народного быта полотенце, мы рассказываем детям о том, что узоры – полосы на нем расположены не случайно. Утром человек вытирался нижним концом, где поначалу шла тонкая полоска – рассвет, а затем все более широкие полосы. Вечером наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной: внизу поначалу шла широкая полоса, затем следовали полосы уже и уже, кончавшиеся самой тонкой полоской – композиция символизировала закат.
Для закрепления представлений детей о народных промыслах широко используются дидактические игры «Отгадай и назови», «Магазин игрушек», «Одень куклу в национальный костюм», лото «Подбери узор», пазлы «Составь картинку».
Широко используются на занятиях устное творчество мордовского и русского народов. Образное восприятие пословиц, песен, сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом.
Знакомство с элементами мордовской культурой идет в сочетании с народными произведениями других национальностей, проживающих на территории нашей республики. Историческая судьба мордовского народа тесно связана с русским, татарским народом, другими народами Поволжья.
В результате знакомства с произведениями искусства дети научились видеть красоту и воссоздают ее в рисунках, лепке, аппликации.
Знакомя детей с семантикой народного орнамента,мы не должны преследовать углубленного изучения значения языческих символов. Наша задача – пробудить интерес как особую форму познавательной потребности народному искусству, воспитывать гордость за свой народ, способствовать осознанномуиспользованию средств выразительности в декоративно – прикладной деятельности, наполнить орнаментальные композиции содержательным смыслом. Самое главное, чтобы дети поняли богатство самобытного искусства мордовского народа – в его людях, талантливые руки которых умножают, развивают и сохраняют от забвения мордовскую национальную культуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/21/picture-225918-1363893825.jpg)
Эффективность использования работы по ознакомлению с миром природы для духовного развития детей дошкольного возраста
В определении эффективности использования работы по ознакомлению с миром природы для духовного развития детей сложность заключается в том, что здесь неприемлемы тр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/31/picture-287945-1377937602.jpg)
Консультация для родителей и воспитателей на тему- "Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей дошкольного возраста".
Консультация для родителей и воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/12/picture-762397-1641971302.jpg)
Презентация "Ознакомление с родным городом через региональный компонент детей дошкольного возраста"
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные чер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/15/picture-479921-1429127502.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, КАК СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для педагогов важно прививать дошкольникам осознание необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей. Зрительная гимнастика — эф...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-672036-1442937827.jpg)
Презентация к занятию по ознакомлению с предметным миром "Коллекционер бумаги" для детей дошкольного возраста с 5 до 6 лет
Цель: расширять представления о разных видах бумаги и ее качества, умение определять предметы по признакам материала...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/14/picture-1120361-1605373397.jpg)
Всероссийская научно-практическая конференция «Игра как средство самореализации и самовыражения дошкольников» 26 ноября 2022 года. Тема доклада: «Театрализованные игры как средство самовыражения детей дошкольного возраста»
Театрализованные игры как средство самовыражения для детей дошкольного возраста...
Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...